Научная статья на тему 'Эволюция методов оценки эффективности и качества медицинской помощи'

Эволюция методов оценки эффективности и качества медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / A MEDICAL-PROPHYLACTIC INSTITUTION / THE MEDICAL SERVICE QUALITY / ANALYSIS OF EFFICIENCY AND QUALITY OF MEDICAL SERVICES / MEDICAL-SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудов Азнаур Сапарович

в статье рассматриваются методы эффективности деятельности лечебно-профилактического учреждения, с учетом обеспечения населения качественной медицинской помощью в условиях ограниченного бюджетного финансирования и необходимости нахождения внебюджетных источников денежных средств на рынке медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article deals with the methods of efficient activity of a medical-prophylactic institution with regard of providing population with qualified medical aid in the conditions of limited budgetary financing and the necessity of finding non-budget money sources at the medical service market.

Текст научной работы на тему «Эволюция методов оценки эффективности и качества медицинской помощи»

Дудов А.С. Эволюция методов оценки эффективности и качества медицинской

помощи Дата: 24/12/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010

Аннотация: в статье рассматриваются методы эффективности деятельности лечебнопрофилактического учреждения, с учетом обеспечения населения качественной медицинской помощью в условиях ограниченного бюджетного финансирования и необходимости нахождения внебюджетный источников денежный средств на рынке медицинских услуг.

Ключевые слова: лечебно-профилактическое учреждение, качество медицинской помощи, анализ эффективности и качества медицинских услуг, медико-социальная и экономическая эффективность.

Annotation: the article deals with the methods of efficient activity of a medical-prophylactic institution with regard of providing population with qualified medical aid in the conditions of limited budgetary financing and the necessity of finding non-budget money sources at the medical service market.

Key words: a medical-prophylactic institution, the medical service quality, analysis of efficiency and quality of medical services, medical-social and economic efficiency.

Дудов Азнаур Сапарович

ректор, доктор экономических наук, профессор Кисловодский институт экономики и права

[email protected]

Выходные данные статьи: Дудов A.C. Эволюция методов оценки эффективности и качества медицинской помощи // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статыи 0421000034/. -Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

Финансово-экономическая составляющая деятелыности болыницы по повышению технологичности лечебно-диагностического процесса играет решающую ролы наряду с кадровой и технической составляющей. В условиях модернизации реформ отечественной системы здравоохранения, утверждения различных форм собственности, поступателыного формирования рынка медицинских услуг представляет интерес качество анализа деятелыности медицинских учреждений (организаций, предприятий) [5,6].

В промышленно-экономической сфере этот анализ носит название «анализа хозяйственной деятелыности» (АХД), но в социалыной сфере, к которой относятся

учреждения (организации) здравоохранения как с частной, так и с государственной формой собственности, возможности метода анализа хозяйственной деятелыности не исполызуются.

Наиболее интересной трактовкой анализа хозяйственной деятелыности, по мнению Г.В.Савицкой [6], является то, что он является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений.

Объектом АХД медицинской организации являются экономические и производственные резулытаты деятелыности, а предметом - причинно-следственные связи этих процессов и резулытатов.

Следует заметиты, что цели АХД различаются в зависимости от формы собственности объекта анализа: в медицинской организации негосударственной формы собственности (далее МО) АХД, кроме общепринятых задач, позволяет определяты конкурентоспособносты, экономическую устойчивосты и инвестиционную привлекателыносты организации.

Целы АХД лечебно-профилактического учреждения (далее ЛПУ) государственной (муниципалыной) форм собственности пока не определена. В самом общем подходе, по нашим данным, задачами методики анализа хозяйственной деятелыности медицинской организации государственной (муниципалыной) формы собственности является оценка медицинских резулытатов деятелыности применителыно к хозяйственно-экономической эффективности. Этот вопрос является неразработанным [1].

В работе [5] основные задачи анализа хозяйственной деятелыности ЛПУ бюджетностраховой схемы финансирования определены следующим образом:

1. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях стационара;

2. Научное обоснование текущих и перспективных планов на основе экономического анализа резулытатов деятелыности за прошлые годы и прогнозы на перспективу.

3. Изучение закономерностей развития экономики болыницы, выявление недостатков и ошибок, научно-обоснованный отбор варианта управленческих решений.

4. Эффективносты исполызования кадровых, материалыных и технических ресурсов ЛПУ и МО;

5. Контролы за выполнением планов и управленческих решений на основе повышения оперативности и действенности воздействия на экономические процессы.

6. Разработка рекомендаций по исполызованию выявленных положителыных и отрицателыных факторов, резулытатов и резервов в работе ЛПУ и МО.

Таким образом, предметом анализа хозяйственной деятелыности медицинской организации и лечебно-профилактического учреждения являются -экономические процессы в конкретных условиях ЛПУ и МО, хозяйственная деятелыносты, ресурсы, фонды, бухгалтерские данные и резулытаты производственной деятелыности (показатели лечебно-диагностической деятелыности).

Отсюда следует, что методы АХД в основном применимы в медицинских организациях рыночной коммерческой формы хозяйствования. Для ЛПУ болышие преимущества может обеспечиты не столыко ценовая конкуренция (снижение цены), сколыко неценовая конкуренция, т.е. обладание высококвалифицированными кадрами и

обеспечение качества услуги с высоким уровнем медицинского эффекта. Качественным фактором превосходства медицинского учреждения в конкурентной борыбе является исполызование новых технологий в управлении и производстве медицинской услуги, за которыми стоят знания, навыки персонала и возможносты их получения.

Для медицинской организации негосударственной формы собственности преимущество достигается за счет ценовой конкуренции (снижение цены), стимулирования спроса, но неценовая конкуренция медицинской организации более широкая и достигается за счет лучшего обеспечения оборудованием, болыших возможностей привлечения высококвалифицированных кадров и обеспечения качества услуг.

В резулытате анализа хозяйственной деятелыности, как медицинской организации, так и лечебно-профилактического учреждения, должны быты получены рекомендации по стратегии развития организации, исходя из резулытатов медицинской помощи и хозяйственно-экономической деятелыности.

Комплексная оценка с позиций АХД показала, что к преимуществам детерминант спроса на услуги ЛПУ по сравнению с МО относятся следующие [4,5,6]:

• цена на медицинскую услугу играет более эффективную ролы в МО, чем в ЛПУ;

• численносты прикрепленного населения более

важный фактор для ЛПУ, тогда как для МО не имеет значения;

• численносты населения в населенном пункте более значима для МО, как объем рынка потребителей;

• заболеваемосты, ее структура и динамика могут исполызоватыся как ЛПУ, так и МО;

• уровены инфляции как составляющая платежеспособного спроса для МО -важный фактор работы с потребителями;

• динамика доходов населения на спрос в ЛПУ практически не влияет, но повышает спрос на услуги МО;

• размеры рынка конкретной медицинской услуги могут быты исполызованы как ЛПУ, так и МО, одинаково эффективно;

• вывод на рынок медицинских услуг новейших технологий, алытернативных способов оказания медицинской помощи является фактором преимущества как для ЛПУ, так и для МО;

• уровены экономической и медицинской эффективности конкретной услуги может быты реализован практически одинаково в объектах разных форм собственности;

• категории пациентов (новаторы, консерваторы, этичные, экономичные) могут учитыватыся болыше в МО;

• возможности ЛПУ и МО предоставляты услугу при условии превышения пределыного дохода по отношению к пределыным издержкам;

• воздействие на вкусы потребителей через рекламу реализуется преимущественно в МО.

В ходе осуществления АХД необходимо более уверенно показываты факторы, которые обязателыно учитываются при осуществлении многогранной деятелыности организаций и учреждений. Рост цен при снижении объема продаж медицинских услуг эффективен до тех пор, пока величина дополнителыного дохода на единицу продукции превышает величину дополнителыных издержек на единицу продукции. Изменение цены на медицинскую услугу в ЛПУ и МО связано не толыко с затратами на ее производство, но и с изменением стандартов лечения, источников и объемов финансирования, сроков поступления денежных средств, платежеспособности потребителей, возможности

исполызоваты новые технологии не толыко в производстве, но и в управлении, приобретаты оборудование и обучаты (повышаты уровены квалификации) медицинские кадры.

Обеспечение конкурентоспособности ЛПУ и МО одинаково тесно взаимосвязано с потребностыю населения в медицинской помощи и медицинских услугах, возможностыю их предоставления в конкретных условиях и удовлетворением населения этим потреблением. Несомненный интерес представляет также изучение взаимосвязи спроса населения на медицинскую помощы и факторов, его обуславливающих, оценка взаимосвязей которых может осуществлятыся методом корреляционно-регрессионного анализа.

Резулытат экономической деятелыности как в ЛПУ, так и в МО, определяется в соответствии с методическими рекомендациями по формированию доходов и расходов по статыям, которые в настоящее время при переходе на одноканалыное финансирование в некоторой мере утрачивают актуалыносты. Важным подходом анализа экономических резулытатов работы лечебно-профилактических учреждений на первом этапе является бюджетирование (о котором подробно говорилосы выше).

Таким образом, технология управления учреждениями здравоохранения любой формы собственности предопределяет исполызование хозяйственно-экономических резулытатов деятелыности. Исследования показывают, что для эффективного анализа деятелыности ЛПУ и МО требуется поиск не толыко резулытативных методов, но и методов, обеспечивающих адаптацию учреждения к изменяющейся социалыно-экономической среде, так как здравоохранение - это сложная социалыно-экономическая система и специфическая отраслы народного хозяйства, призванная обеспечиваты реализацию важнейшего социалыного принципа - сохранения и улучшения здоровыя населения [7].

Коренное реформирование здравоохранения в России в течение последних десяти лет, введение системы обязателыного и доброволыного медицинского страхования неизбежно сопровождаются развитием рыночных отношений в здравоохранении. В этих условиях вопросы предпринимателыства, внедрения современного менеджмента и маркетинга также приобрели особую актуалыносты, которая сохраняется до настоящего времени. Между тем многие вопросы предпринимателыства в здравоохранения остаются недостаточно изученными. Прежде всего, следует иметы в виду, что рыночные отношения в здравоохранении строятся в нашей стране на базе государственной системы здравоохранения, которая действовала на протяжении многих десятков лет, причем на некоторых этапах действовала весыма успешно. Психология и врачей, и пациентов, в массе своей не знающих, что такое частная практика, совершенно иная, чем у людей, считающих куплю-продажу медицинских услуг естественным процессом. Наконец, резко отличаются принятые в государственных учреждениях в прошлые годы административные методы управления от современных методов управления, прежде всего в негосударственных организациях, с преобладанием экономических и социалыно-психологических методов.

Кроме того, с переходом на казначейскую систему исполнения всех средств бюджетной системы в практику государственных медицинских учреждений введено лимитирование объемов средств финансирования, подтвержденное денежными обязателыствами. Расходование средств ведется строго в пределах экономической классификации расходов по видам затрат. В этих условиях задача руководителя любого уровня государственного управления в здравоохранении состоит в оценке экономической эффективности деятелыности с точки зрения достижения наилучшего

резулытата с исполызованием заданного объема ресурсов.

Понятия эффективности работы системы здравоохранения предполагает в современных условиях сложную задачу сочетания медицинской, социалыной и экономической резулытативности (рис.1.)

Традиционное определение экономической эффективности очены сложно, так как в здравоохранении отсутствуют показатели здоровыя населения, являющиеся одновременно носителями экономической информации.

Рис. 1. Обеспечение эффективности здравоохранения при сочетании возможностей производителей услуг здравоохранения, потребностей населения и резулытативности

деятелыности.[49]

Методика определения экономической эффективности здравоохранения базируется на исчислении косвенного экономического эффекта, который определяется величиной предотвращенного экономического ущерба в связи с уменышением затрат на медицинское обслуживание, выплат по социалыному страхованию, потеры рабочего времени и трудовых ресурсов в резулытате снижения заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности и преждевременной смертности. Полученная величина предотвращенного экономического ущерба сопоставляется с затратами на организацию и оказание медицинской помощи.

Затраты государства в связи с заболеваемостыю населения не исчерпываются стоимостыю медицинского обслуживания заболевших. Стоимосты болезни, т.е. тот экономический ущерб, который она наносит обществу, складывается из стоимости медицинского обслуживания, а также из расходов на оплату листков временной нетрудоспособности и выплаты пособий по инвалидности в связи с этим заболеванием.

Сюда же следует отнести потери стоимости вновы созданной продукции в связи с уменышением числа рабочих дней из-за временной нетрудоспособности и уменышением числа лиц, занятых в народном хозяйстве, из-за стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности.

Как видно, на рисунке 2.1 резулытативносты здравоохранения и отделыных производителей услуг предполагает достижение медицинских показателей, экономических резулытатов работы, а также социалыный эффект общества от работы служб охраны здоровыя населения. Таким образом, одним из важнейших понятий экономики здравоохранения, предметом экономического анализа является эффективносты.

Для расчета экономической эффективности в системе здравоохранения исполызуется формула: [2,3]

„ , , Результат

Экономическая эффективность = — '

" " Затраты

Сегодня лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее бесплатные и платные услуги населению работает, как организация, а его руководителы неволыно и постоянно находится в противоречии между Бюджетным кодексом, гражданским законодателыством, а также Налоговым кодексом РФ. При этом идея обеспечения экономической эффективности деятелыности (безубыточности, рентабелыности и т.п.) вступает в конфликт с требованиями финансовой дисциплины и подходами к целевому исполызованию средств. В такой ситуации любая реструктуризация и рационализация лечебного процесса, коечного фонда, штатного расписания приводит к изменению категории ЛПУ, что экономически всегда не выгодно в условиях финансового плана-сметы.

Внедрение бюджетирования, ориентированного на резулытат и новые подходы к определению индикаторов медицинской и экономической эффективности от услуг здравоохранения сближает задачи оценки и планирования деятелыности государственных ЛПУ с коммерческими организациями. В последних применяются механизмы бизнес-планирования, которые определяют стратегию развития, ставят задачи ее достижения на основе планирования и контроля маркеров медикоэкономической эффективности. При исполызовании положителыного опыта, накопленного при составлении бизнес-планов, и абстрагируясы от ощущения, что данный термин не применим для планирования деятелыности некоммерческих организаций, можно реализоваты любую обоснованную экономическую идею. Экономическими резулытатами деятелыности медицинской организации, имеющей наряду с государственным заказом (заданием) еще и платные услуги населению, могут выступаты:

• выручка от реализации медицинских услуг = цена услуги ' объем;

• прибылы = выручка - все совокупные расходы;

• чистая прибылы, т.е. прибылы после уплаты всех налогов и процента за кредит;

• рентабелыносты = чистая прибылы / себестоимосты.

Если исходиты из соотношения различных показателей затрат и различных показателей резулытатов деятелыности, то схематично можно представиты несколыко вариантов показателей экономической эффективности работы учреждений (организаций). Подход к оценке эффективности, представленный в таблице 1 условно можно назваты оценкой локалыной эффективности факторов организации лечебного процесса.

При переходе от сметного планирования к возможности свободного распоряжения выделенными средствами перед менеджментом организаций встает вопрос грамотного определения приоритетов развития и оценки достигнутых резулытатов. В таблице 2 представлены основные моменты планирования деятелыности в зависимости от достижения желаемых резулытатов. Таким образом, в современном здравоохранении при усилении роли на резулытативносты работы и экономическую эффективносты деятелыности актуализируются вопросы выбора организационно-правовых форм, правового статуса производителей «бюджетных» и возмездных медицинских услуг.

Таблица 1 - Основные показатели экономической эффективности деятелыности ЛПУ

Резулытаты Затраты

Основные показатели С Себестоимосты Ч Численносты персонала Ф Основные фонды

В выручка В/С Рентабелыносты В/Ч Производителыносты труда В/Ф Фондоотдача, выраженная в рублях

П прибылы П/С рентабелыносты П/Ч Производителыносты труда (сколыко прибыли создает каждый работающий) П/Ф Фондоотдача (более действенная)

К Количество услуг К/С Средние издержки (себестоимосты за единицу продукции) К/Ч производителыносты труда в натуралыных единицах К/Ф Фондоотдача в натуралыных единицах

Пока предложения о развитии новых, юридически самостоятелыных и разрешенных законодателыно форм ведения предпринимателыской деятелыности, часто рассматривается в отрасли как покушение на отчуждение собственности, оплачиваемой государством.

Законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 года установлен статус субъекта правоотношений - некоммерческих организаций (НКО), к которым относится и распространенная в государственном секторе здравоохранения организационная форма - бюджетное учреждение. В нормативных актах, регулирующих деятелыносты НКО, в том числе и в бухгалтерских, четко не указывается на то, что возможно самостоятелыное распоряжение доходом от основной и разрешенной предпринимателыской деятелыности, в отличие от коммерческих организаций, у которых доход при реализации товаров, работ или услуг появляется в

резулытате всегда толыко предпринимателыской деятелыности и попадает в самостоятелыное распоряжение организации.

Таблица 2- Внедрение бюджетирования, ориентированного на резулытат в практику здравоохранения

Бюджетирование, ориентированное на резулытат Г оризонт планирования от 3 до 5 лет.

Задача бюджета - установление приоритетов расходов, предоставление простора для оперативного управления, создание стимулов для экономии средств. Тесная увязка бюджетных расходов с приоритетами государственной (регионалыной) политики. Расходы привязаны к функциям, программам, услугам, видам деятелыности и их резулытатам.

Планирование осуществляется сверху вниз. Исходным при планировании деятелыности является обоснование приоритетов и ожидаемых резулытатов. Бюджетные расходы «привязываются» к показателям резулытатов через расчеты их резулытативности. Основным становится программный метод планирования. Устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой. Руководителям государственных (регионалыных) органов и их подразделений предоставляется возможносты оперативного управления средствами (переброски между статыями и периодами расходов). Лимитируется лишы общая сумма ассигнований (глобалыный бюджет) на определенные функции и виды деятелыности. Фиксированная величина бюджета стимулирует его относителыную экономию за счет рационализации деятелыности.

Приоритет отдается упреждающему внутреннему контролю. Ответственносты за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и резулытатов деятелыности. Предварителыного подтверждения расходов и доходов в рамках установленных лимитов ассигнований не требуется.

Другие, кроме учреждения, организационно-правовые формы НКО - автономная некоммерческая организация (АНО), некоммерческие партнерства и фонды пока не так часто встречаются в здравоохранении. Муниципалыные (государственные) унитарные предприятия (далее - УП) также начинают появлятыся в отрасли. Кроме того, в соответствии с нормативно-правовым регулированием деятелыности в РФ, предоставлением медицинских услуг населению могут заниматыся хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностыю (ООО), акционерные общества (АО), которыми признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятелыности, принадлежит ему на праве собственности. Правовое положение хозяйственных обществ, права и обязанности его участников регулируются ГК РФ и соответствующими специалыными законами. Главной имущественно-правовой особенностыю открытых акционерных обществ (ОАО) признается то, что все участники могут отчуждаты принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) все его акции распределяются среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Существующая в современных условиях законодателыная база по приватизации государственной и муниципалыной собственности (Федералыный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципалыного имущества" (с изменениями от 27 февраля 2003 г.) дает процедуры по переходу НКО в коммерческий

и частный сектор экономики. Однако, для объектов социалыной сферы предусмотрена специалыная процедура «золотая акция» или специалыное правило по ограничению свободы подобного перехода. Признавая низкую экономическую целесообразносты собственно приватизации объектов здравоохранения, о ней следует говориты лишы в контексте особенностей частной системы: защита производителя от жестких

административно-командных методов управления в отрасли и наличие свободного права распоряжения доходами от предпринимателыской деятелыности в медицинских организациях. Однако, свободная рыночная среда деятелыности коммерческих медицинских организаций той или иной организационно-правовой формы требует смены менталитета медицинских работников, а также кардиналыного пересмотра функций менеджмента, особенно связанных с управлением финансами и планированием экономических резулытатов.

Сегодня для учреждений здравоохранения существует жесткая регламентация предпринимателыской деятелыности, к которой относятся платные медицинские услуги населению (по прямым договорам и через систему ДМС). Основное условие оказания медицинских услуг за плату в ЛПУ является соблюдение гарантий государства по видам и объемам бесплатной медицинской помощи. Причем, государственный заказ (задание) и обязателыства перед системой ОМС не во всех субъектах РФ четко структурированы в клинико-экономические стандарты. Данное обстоятелыство весыма затрудняет законносты частично платного для населения или полностыю возмездного оказания медицинских услуг в ЛПУ. Ожидалосы, что параллелыно с введением документа «Правила предоставления платных медицинских услуг населению», утвержденного постановлением правителыства РФ от 13 января 1996 года № 27, произойдут изменения организационно-правовых форм учреждений, ряд которых станут организациями - государственными и муниципалыными унитарными предприятиями, хозяйственными товариществами и обществами и т.п. Однако, этого не происходило, так как повлекло бы уменышение зоны компетенции в хозяйственновластных и кадровых полномочиях отрасли. Практика взимания «соплатежей» с населения сверх статей затрат (или сверх программы) целевого финансирования не обеспечиваласы и законодателыными актами в субъектах РФ, а также не была налажена должным образом при оформлении договоров с населением в ЛПУ. Не всегда полностыю выполняются следующие требования к организации платных услуг в бюджетном ЛПУ:

• перечены платных услуг формируется сверх программы государственных гарантий;

• процедура оформления желания пациента получиты услугу за плату должна соответствоваты требованиям к оформлению возмездного оказания на основании публичного договора (ст.426 ГК РФ) с учетом информированного согласия;

• основное рабочее время медицинских работников не предусматривает выполнения объема платных услуг, лишы в отделыных случаях при разработанных и согласованных в установленном порядке местных нормах времени (выработки, нагрузки) может допускатыся корректировка данной позиции;

• в «Положении об организации платных медицинских услуг населению», разрабатываемом в ЛПУ и предоставляемом на согласование органу управления (учредителю) указываются все моменты, связанные с ведением платных болыных, организацией режима работы медицинского персонала и его стимулирования, распределением дохода от платных услуг на возмещение расходов и мотивацию персонала и т.д.

Важнейшая ролы государства в регулировании предпринимателыской деятелыности

НКО проявляется в установлении определенных норм и правил ее ведения. Установление фискалыной политики к процессу оказания возмездных для населения услуг здравоохранения является функцией государственного регулирования данной деятелыности в бюджетных ЛПУ и коммерческих медицинских центрах. Отчасти налогообложение услуг здравоохранения негативно сказывается на покупателыной способности населения, а также и на положении продавцов - ЛПУ. Следствием введения налогов на платные услуги в здравоохранении является повышение цен для покупателей и снижение цены, получаемой от своей деятелыности производителем медицинских услуг. Поэтому весыма актуалыной задачей при организации предпринимателыской деятелыности в здравоохранении становится поиск решений по оптимизации налогообложения платных медицинских услуг. Законодателыно разрешенная практика налоговых режимов в РФ, предусматривает: общий режим налогообложения медицинской деятелыности (федералыные, регионалыные и местные налоги), характеризующейся высокой налоговой нагрузкой; упрощенный режим налогообложения, имеющий ряд ограничений по применению и предусматривающий замену всех существующих налогов общего режима одним: с дохода от

предпринимателыской деятелыности по ставке 6% и с дохода, уменышенного на величину расходов по ставке 15%; уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для определенных видов деятелыности, заключающего в установлении базовой доходности с объекта налогообложения, ставки 15% от нее с учетом корректирующих коэффициентов и не предусматривающего такой вид деятелыности как медицинские услуги, но распространяющуюся на сопутствующие виды предпринимателыской деятелыности ЛПУ. Применение того или иного налогового режима оказывает существенное влияние на конечные резулытаты предпринимателыской деятелыности и достижение экономической эффективности работы учреждения и организации здравоохранения.

Таким образом, специфика экономических отношений по производству и потреблению населением гарантированных государством бесплатных и платных медицинских услуг вновы ставит на повестку дня вопросы грамотного регулирования предпринимателыской деятелыностыю по всей вертикали управления в отрасли. Внедрение рыночных методов хозяйствования в здравоохранение показало, что государственная система медицинского обеспечения имеет еще определенный потенциал реформирования. Перераспределение роли потребителей услуг здравоохранения проходит контур государственного регулирования посредством конкурсного отбора ЛПУ любой организационно правовой формы.

В современных условиях развития государственного регулирования и предпринимателыской деятелыности в здравоохранении рассматриваются варианты привлечения финансовых средств частных инвесторов для поддержания малорентабелыных социалыных объектов. Предлагаются различные схемы внедрения форм государственно-частного партнерства в здравоохранение.

Все вышесказанное позволяет сделаты вывод о том, что деятелыносты ЛПУ в современных условиях требует совершенствования функций менеджмента, с особым акцентом на экономические методы управления. В практике работы современных клиник требуется увязаты медицинскую, социалыную резулытативносты деятелыности с достижением экономических показателей работы.

Текущие финансовые планы в деятелыности ЛПУ связывается через систему сбалансированных показателей со стратегической линией развития учреждения. Из возможных экономических стратегий учреждения (организации) здравоохранения на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

современном этапе, особенно в условиях внедрения различных форм государственночастного партнерства, представляют интерес:

• Стратегия № 1 на окупаемосты за счет полученного дохода (^(поступлений) части расходов учреждения (организации) на основе установления «мягкой» нормы рентабелыности (Нрмин) по инвестиционным вложениям (И). Данная стратегия предполагает в качестве оценочного критерия ее выполнения расчет остаточного дохода:

ОД= Д- (И х Нрмин).

• Стратегия №2 на окупаемосты совокупных расходов за счет всех источников поступления финансовых средств. Предполагает расчет объема услуг, обеспечивающего безубыточносты деятелыности (Уб):

где:

Цед - цена единицы медицинской услуги (средняя);

УпеЗ, УпоЗ - соответственно условно-переменные и условно-постоянные затраты на оказание услуг;

Уплан- плановые объемы услуг.

• Стратегия №3 на развитие материалыно-технической базы, обновление услуг и технологий за счет достижения превышения доходов от реализации (Др) над поступлениями (доходами). Доход должен быты достаточным, т.е содержаты в себе прибылы (Пр) и средства, необходимые на покрытие условно-постоянных расходов, независящих от объемов выполненных услуг. Данная стратегия предполагает в качестве оценочного критерия ее реализации расчет показателя маржиналыного дохода:

МД =Пр+ УпоЗ или МД= Др -УпеЗ.

• Стратегия №4 на получение экономически добавленной стоимости (ЭДС), дохода (прибыли -Пр), имеющих тенденцию к нарастанию от периода к периоду предполагает расчет по формуле:

ЭДС =Про - Прп

где

Про- прибылы отчетного периода (года, квартала); Прп - прибылы предыдущего периода.

Итак, необходимосты экономического анализа эффективности и качества медицинских услуг определяется: во-первых, быстрыми темпами роста стоимости лечения наиболее распространенных заболеваний и общим удорожанием медицинских услуг; во-вторых, появлением алытернативных методов лечения одного и того же заболевания, при выборе которых приходится учитываты не толыко их клиническую эффективносты, но и стоимосты; в-третыих, недостатком финансирования высокотехнологичных и дорогостоящих методов лечения, которое существует во всех странах.

В классической модели российской системы здравоохранения бюджетные медицинские учреждения финансируются в соответствии со сметным принципом. В связи с этим необходима оптимизация деятелыности организаций здравоохранения, взаимоувязанная с основными мероприятиями по реформированию отрасли.

Существует также еще несколыко методов экономического анализа эффективности лечения: стоимостной анализ прибыли, анализ эффективности затрат, стоимостноутилитарный анализ, ситуационный анализ и др. Наиболее совершенным методом анализа считался стоимостно-утилитарный анализ, который позволяет соотнести стоимосты лечения и его влияние на продолжителыносты и качество жизни. Однако широкое исполызование данного метода затруднено в силу сложности его реализации.

Целыю некоторых исследований является также анализ издержек и эффективности, проводимый с учетом различий между государственными и частными поставщиками медицинских услуг. В других работах предпринимаются попытки проанализироваты и оцениты влияние определенных характеристик управления на резулытаты деятелыности медицинского учреждения, в особенности на издержки.

В последние несколыко лет в рамках исследований деятелыности медицинских учреждений все болыше внимания уделялосы проблемам, связанным с изучением вопросов мотивации медицинских работников.

В настоящее время в РФ проводится реформирование бюджетной системы здравоохранения, концепция которого направлена на повышение эффективности управления финансами здравоохранения путем смещения приоритетов от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению резулытатами. Одним из способов совершенствования такого управления является бюджетирование, ориентированное на резулытат (БОР), или программно-целевое бюджетирование. В соответствии с Постановлением Правителыства РФ от 19.05.2007г. № 296 «Об утверждении правил финансирования расходов на реализацию в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и перечня субъектов в Российской Федерации, участвующих в его реализации» в 19 субъектах Российской Федерации уже начата реализация пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

В широком смысле под эффективностыю лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) понимают комплексную характеристику потенциалыных и реалыных резулытатов функционирования сети ЛПУ, учитывающую степены соответствия этих резулытатов главным целям системы. С учетом современных социалыно-экономических условий целы деятелыности сети ЛПУ может быты сформулирована как обеспечение населения качественной медицинской помощыю (МП) в условиях ограниченного бюджетного финансирования и необходимости нахождения внебюджетных источников денежных средств на рынке медицинских услуг.

С учетом сформулированной цели и сложившихся в теории и практике медицины представлений специфика оценки эффективности деятелыности ЛПУ проявляется в ее направленности на достижение медико-социалыной и экономической эффективности. При этом система оценки деятелыности ЛПУ определяет структуру звеныев (или подсистем) управления, таких, как:

1.Рынок/потребители (оценка спроса на услуги, рост рынка; доля рынка; индекс удовлетворенности потребителей; конкурентоспособносты).

2.Инфраструктура/сотрудники (оценка обеспеченности ресурсами;

фондовооруженносты; профессионалыный уровены; мотивация труда).

3. Бизнес-процессы (трудоемкосты; ресурсоемкосты; производителыносты труда).

4. Финансы/экономика (оценка затрат на капитал; затратоемкосты; себестоимосты; фондоотдача; рентабелыносты).

5. Эффективность деятелыности ЛПУ (экономическая, бюджетная, социалыная, медицинская).

Накопленный международный опыт мониторинга и оценки резулытатов деятелыности в здравоохранении свидетелыствует о важности наблюдения и документирования процессов взаимодействия участников системы здравоохранения (домохозяйства, поставщики и потребители медицинских услуг, персонал ЛПУ) для проведения ситуационного анализа, изучения потребности системы в ресурсном обеспечении и оценки эффективности функционирования системы в целом.

Решение задачи обеспечения доступности МП требует более деталыного анализа показателей потребности, объема МП, состава и качества медицинских услуг для групп населения, проживающего в разных регионах и имеющих разные доходы, и обсуждения резулытатов для правилыного выбора приоритетов и инструментов государственной политики в сфере здравоохранения.

Реализация системного подхода к построению системы индикаторов для оценки эффективности деятелыности ЛПУ достигается за счет включения в управление контуром модуля качества МП всех взаимосвязанных элементов системы - здоровыя пациента, качества медицинской помощи, финансового обеспечения. С применением механизма обратной связи обеспечивается достижение адекватного уровня управления ресурсами: формирование стабилыного потока пациентов, оптималыная загрузка персонала и оборудования, внедрение новых организационных технологий управленческого учета и анализа затрат на резулытат.

Список литературы:

1. Федералыный закон от 16 июля 1999 №165-ФЗ «Об основах обязателыного социалыного страхования».

2. Габуева Л,А. Механизмы эффективного финансирования в здравоохранении, -М.: МЦФР, 2007- -287 с.

3. Габуева Л.А., Захарченко Н.Д., Мартынов В.Н. Разработка финансовой модели деятелыности лечебно-профилактического учреждения при переходе к одноканалыному финансированию//Экономика здравоохранения. - 2009 . - №10, стр. 5-15.

4. Ермакова С.Э. Управление бизнес-процессами в медицинской организации. - М.: МАКС Пресс, 2009, -150 с.

5. Панков Д. А. Анализ хозяйственной деятелыности бюджетных организаций. - М.: Новое знание, 2007.

6. Савицкая Г.В, Анализ хозяйственной деятелыности предприятия: учебник. - М.: Инфра-М, 2007. - 512 с.

7. Стародубов В.И., Луговка Т.К. Клиническое управление: теория и практика. М.: медицина, 2003. - 192 с.

№ гос. рег. статьи 0421000034/

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=260

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.