Дудов А.С. Совершенствование деятельности продуцентов платных медицинских услуг в контексте развития муниципального здравоохранения
Дата: 24/12/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010
Аннотация: в статье рассматривается рынок медицинских услуг представленный как система экономических взаимоотношений между потребителями медицинских услуг и создающими их учреждениями и фирмами, а также пути развития муниципального здравоохранения.
Ключевые слова: здравоохранение, рынок медицинских услуг, медицинская услуга, медицинская помощь.
Annotation: this article deals with the medical service market presented as a system of economic relations between the consumers of medical services and their institutions and firms and also the ways of municipal public health development.
Key words: public health, the market of medical services, medical service, medical aid.
Дудов Азнаур Сапарович
ректор, доктор экономических наук, профессор Кисловодский институт экономики и права
kiep.@kiep.ru
Выходные данные статьи: Дудов А.С. Совершенствование деятельности продуцентов платных медицинских услуг в контексте развития муниципального здравоохранения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Новая структура институтов обусловила появление новых типов учреждений, необходимость в новых организационно-правовых формах, способствующих расширению экономической свободы не в ущерб качеству медицинской помощи и интересов населения. В условиях формирования, становления и развития рынка медицинских услуг учреждения приобретают новые черты, сущность и качество которых мало изучено, а перспективное позиционирование неопределенно.
Таким образом, сущность и характерные черты медицинской услуги дают основания для утверждения, что медицинская услуга является категорией рыночных отношений в здравоохранении, которая реализуется во всех секторах смешанной экономики. Исходя из обобщения специальной литературы, правомерно дать следующее определение: «Медицинская услуга - это совокупность действий медицинского характера, направленная на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, его активность и долголетие, которая реализована профессиональными медицинскими работниками в условиях рынка услуг» [8].
Некоторые специалисты здравоохранения дают следующее определение медицинской услуги: «Благо, предоставляемое в форме деятельности, не имеющее материального выражения и существующее только в момент оказания» [9]. В письме Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 26 ноября 1992 г. № 19-15/5, в котором содержатся рекомендации по расчету тарифов на медицинские услуги, впервые дано следующее определение: «Медицинская услуга - это вид медицинской помощи, оказываемый медицинским работником и учреждениями здравоохранения населению». При таком подходе медицинская услуга рассматривается как часть медицинской помощи, но не дается принципиальное отличие между двумя понятиями. В проекте Федерального закона «О здравоохранении Российской Федерации» разграничены понятия «медицинская помощь», «медицинская услуга в области здравоохранения» и «платные медицинские услуги». «Медицинская помощь - профилактика заболеваний, обследование здоровья граждан, диагностика, лечение, уход и реабилитация в связи с заболеванием, иными расстройствами здоровья, беременностью и родами, осуществляемыми медицинскими работниками с использованием профессиональных знаний и навыков». Под медицинской услугой понимается «совокупность действий медицинских работников по оказанию медицинской помощи пациенту как единый технологический процесс в соответствии со стандартами качества медицинской помощи, установленный федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения» («Основные понятия», ст. 2).
В здравоохранении, как и в любой другой отрасли, оказывающей услуги, имеются свои специфические особенности, которые обусловливают качественную характеристику того субъекта, который их производит. По нашему мнению, медицинская услуга обладает следующей спецификой:
1. всегда индивидуальна (персональный подход к каждому человеку);
2. дополнительно характеризуется смежными материальными услугами (протезы, узи, магнитно-резонансная томограмма, рентгеновские снимки, и т.д.);
3. сложной структурой (взаимодействие различных категорий медицинского персонала);
4. невозможностью с определенной степенью точности определить величину ресурсов требуемую для достижения положительных результатов;
5. отсутствием прямой связи между затратами на лечение и конечным результатом (зависит от состояния и реакции организма на лечение);
6. высоким риском потребителя;
7. длительностью воздействия результата лечения на организм потребителя после его завершения.
В последние годы в нашей стране активно развивается рынок медицинских услуг, немалую роль в этом играет стимулирующая программа государства. При этом повышается качество предоставления медицинских услуг за счет внедрения инновационных технологий, современных методов лечения, расширения выбора пациентами врачей и медицинских учреждений. За последние 10 лет финансирование здравоохранения из государственного бюджета выросло на 25%. Перспективы реформирования здравоохранения связываются с созданием системы обязательного медико-социального страхования путем объединения существующей системы ОМС и системы социального страхования. Развитию медицинских учреждений амбулаторного лечения способствует государственная программа развития здравоохранения, упор в которой делается на создание прогрессивных стационаро-замещающих технологий.
Государство, как доминантный институциональный субъект, должно устанавливать
общие цели для системы здравоохранения; к числу таких целей относятся обеспечение высокого и равного здоровья населения, обеспечение высокого уровня медицинской помощи, обеспечение справедливой оплаты за медицинское обслуживание. Реализация целей, установленных правительствами, должна осуществляться с использованием управляющих и стимулирующих воздействий внешних и внутренних влияний.
Ограниченные финансовые ресурсы в здравоохранении обусловили сосуществование нерыночного и рыночного секторов. Однако уровень и масштабы развития рыночных отношений весьма отличаются в силу того, что они зависят от различных факторов -политики в области охраны здоровья населения, формы собственности учреждений, методов управления местной власти. В России сложились предпосылки развития платных услуг. Интеграция национальной экономики в мировое хозяйство, тенденции сокращения производства материальных благ и увеличения сферы услуг, наличие мирового опыта развития услуг, в том числе в области медицины, стремление государства перейти от патерналистских к субсидиарным принципам. К общим предпосылкам следует также отнести возможность оказания услуг без привлечения ограниченных государственных средств, удовлетворение спроса населения на дополнительные услуги. Кроме того, открываются возможности создания дополнительных рабочих мест, внедрения новых научных разработок и технологий лечения пациентов, улучшения материального благосостояния медицинского персонала, повышения стимулов к росту квалификации работников, улучшения качества услуг.
Развитие платных медицинских услуг обусловливает основные социальноэкономические последствия:
• формирование рыночного мировоззрения у руководителей и специалистов здравоохранения, которое способствует дальнейшему развитию экономических отношений;
• возрастание требований к условиям организации деятельности в медицинских учреждениях, обеспечивающих уровень жизни медицинского персонала в соответствии со статусом;
• улучшение использования ресурсов;
• дифференциацию медицинских учреждений по уровню технологий, степени продвижения к рыночной экономике, репутации медицинского персонала и другим признакам;
• расслоение населения по возможностям получения качественной медицинской помощи в зависимости от доходов;
• изменение соотношения между медицинской помощью и медицинскими услугами в пользу последних;
• изменение экономических моделей здравоохранения.
Ценообразование, спрос, предложение на медицинские услуги зависят в определенной степени от целого ряда факторов. А зависимость охраны здоровья населения складывается из тесно связанных между собой рынка медицинских услуг и целого ряда других рынков. При рассмотрении функционирования медицинских учреждений выделяются два наиболее важных рынка: рынок медицинских услуг и рынок ресурсов.
В свою очередь рынок медицинских услуг распадается на группу рынков: международный и национальные рынки медицинских услуг, рынок медицинского оборудования и техники, рынок научно-медицинских разработок, рынок труда медицинского персонала, рынок лекарственных препаратов, рынок собственно медицинских услуг. В настоящее время достаточно актуален и рынок медицинского
страхования, который можно представить в виде: свободного рынка медицинских услуг, страховым рынком, рынком медицинских услуг по системе страхования. Так же определенно можно классифицировать и рынок ресурсов. Это рынок лекарственных препаратов, рынок медицинского оборудования, рынок труда. Рынок ресурсов представлен рынком материальных ресурсов и рынком трудовых ресурсов. Он обеспечивает инструментами, оборудованием, лекарственными препаратами, учреждения здравоохранения. Где эти учреждения пополняют необходимые ресурсы, посредством их покупки, совершая платежи, которые выступают в виде заработной платы и доходов владельцев ресурсов. Из этого следует, что учреждения здравоохранения на рынке ресурсов являются покупателями, а рынке медицинских услуг - продавцами. Наглядно прослеживается тесная взаимосвязь между рынком медицинских услуг и ресурсов. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов вторичен по отношению к спросу на медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и вся конъюнктура на рынке все: ресурсов определяют потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений.
Поэтому не случайно наиболее важной для решения проблемой кризиса здравоохранения в России стали: низкий уровень профессионализма медицинских работников, отсутствие должной материально-технической базы и острой нехватки лекарственных препаратов. Основополагающими причинами проблем, возникших в сфере здравоохранения, можно считать длительный государственный монополизм, недостаточное финансирование из государственного бюджета, экстенсивное развитие.
В последнее время значительно увеличивается количество потребителей медицинских услуг. По прогнозам Госкомстата России, демографическое состояние страны и ее дальнейшее развитие все еще оценивается как негативное. Прогрессирует количество случаев заболевания острыми и хроническими болезнями, ежегодно в стране регистрируется 154-181 млн. случаев, из которых 2/3 - вновь выявленные. Уровень первичной патологии вырос за последние 5 лет на 9%9. На сегодня наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания, центральной нервной системы и органов чувств, органов пищеварения, системы кровообращения, костномышечной системы. Все более острой проблемой становится наркомания в подростковом возрасте, за последние 10 лет этот показатель вырос более чем 12 раз.
Еще в марте 2001 года на заседании Коллегии Минздрава России одной из главных проблем была озвучена высокая смертность и инвалидность населения. На данный момент эта ситуация остается прежней. Стремительно ухудшаются показатели психического здоровья населения.
Медицинские услуги определяются нами как комплекс действий медицинского характера, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья человека, его активность и долголетие, реализуемый профессиональными медицинскими работниками в условиях существования рынка услуг [4].
Рассматривая ЛПУ как предприятие по производству медицинских, а также иных сопутствующих услуг, целесообразно принимать за единицу продукции именно медицинскую услугу. Установив, что продуктом производства ЛПУ являются медицинские услуги, рассмотрим само ЛПУ с экономической точки зрения как единицу отрасли. Для этого потребуется оценить экономико-правовой статус предприятия и классифицировать виды ЛПУ:
1. по отношениям собственности: собственником является вышестоящая
организация; собственником является министерство или ведомство (ведомственные ЛПУ); собственником является ЛПУ (ГУП, некоммерческие организации,
коммерческие организации).
7. по юридической самостоятельности: самостоятельные юридические лица; структурные подразделения юридических лиц.
8. по источникам финансирования: один источник финансирования (бюд
жет, ОМС, коммерческая деятельность); несколько источников финансирования (от двух и более источников, сочетанные в различных вариантах, включая виды бюджетного финансирования) из федерального или муниципального бюджета; ОМС; виды целевого финансирования - гранты, госзаказы, финансирование отдельных программ; виды предпринимательской деятельности - добровольное медицинское страхование (ДМС), договора с юридическими лицами; платные услуги населению; исследовательская деятельность в медицинской и немеди цинских областях).
9. по сфере деятельности: амбулаторно-поликлинические; стационарные; диагностические (в том числе специальные); санатории и профилактории.
10. по профилю: профильные медицинские учреждения (стоматологические, j гинекологические, инфекционные и т.п.), многопрофильные ЛПУ.
11. по интеграции с другими видами деятельности: интегрированные с образовательной деятельностью; интегрированные с научной деятельностью; интегрированные с немедицинскими видами деятельности; интегрированные по всем видам деятельности.
В результате рассмотрения и оценки различных правовых форм медицинских организаций, мы выделяем следующие характерные признаки:
• основная цель деятельности состоит в предоставлении услуг в области здравоохранения, которая не связана с извлечением прибыли;
• предмет и цели деятельности определяются в уставе;
• учредители наделяют учреждение имуществом на правах оперативного управления, организацию - на праве собственности;
• прямые задания собственников переданного имущества предусмотрены для учреждений, для организации - участие в выполнении заказа, так же, как и в случае унитарного предприятия;
• организация может предоставлять населению бесплатную медицинскую помощь в соответствии с программой государственных гарантий по заданию собственника, обеспеченную финансовыми средствами;
• она вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана;
• финансирование деятельности организации со стороны учредителей осуществляется на основе договоров;
• цены и другие условия оказания платных услуг находятся под контролем попечительского совета;
• ключевую роль в управлении организацией играет попечительский совет, формируемый учредителями с привлечением общественности;
• он контролирует направления и масштабы деятельности организации, утверждает ее финансовый план;
• прибыль направляется на развитие основной деятельности организации и не может быть распределена в пользу учредителей.
Поскольку открытая система должна взаимодействовать се своей средой, чтобы
обеспечить ресурсы, необходимые для ее выживания, адаптации и роста, ЛПУ должно рассматриваться в связи со своей средой, и именно эта среда формирует внешние факторы, определяющие ее функционирование и возможности развития. ЛПУ, как система, существует в иерархии других систем, соответственно, оно должно исследоваться с точки зрения различных уровней. Любое отдельно взятое ЛПУ должно рассматриваться как часть целостной системы ЛПУ, как часть системы здравоохранения данного государства и, наконец, как часть большой социально-экономической и политической системы. Тем не менее, правовой статус ЛПУ, сформированный действующим законодательством, определяет его место в экономических отношениях, как внешних, так и внутренних.
К внешним отношениям будут причислены те отношения, которые возникают со сторонними организациями и учреждениями в процессе оказания медицинских услуг. Их отличает практически полная зависимость от законодательного статуса ЛПУ, и невозможность изменения силами самого ЛПУ. Влияние законодательной среды распределяется внутри этих отношений неравнозначно.
Так, выделяется группа внешних отношений, полностью не зависящая от влияния самого ЛПУ. Это взаимоотношения с властными и финансовыми структурами, с вышестоящими организациями, с бюджетами всех уровней, с лицензирующими и контролирующими организациями. Они полностью подчинены государственному законодательному регулированию.
Вторая группа внешних отношений характеризуется возможностью частичного влияния на них ЛПУ в рамках действующего законодательства. Влияние ЛПУ выражается в возможности ЛПУ выбора варианта установления отношений в рамках предоставляемых законодательной базой возможностей. К этой группе относятся взаимоотношения с поставщиками товаров, работ и услуг, а также взаимоотношения с потребителями услуг ЛПУ.
Немаловажным является и региональное законодательство, которое, в первую очередь, касается территориальных программ обязательного медицинского страхования и социального страхования, которому подведомственны программы по социальной защите населения. Кроме этого, региональные органы законодательной власти регулируют правовые и налоговые отношения на территориях, где осуществляют деятельность ЛПУ. Очень важно четко представлять весь спектр прав и свобод учреждения, с тем, чтобы местное законотворчество не создавало дискриминационных полей для отдельных групп учреждений здравоохранения.
Для предприятия характерно преобладающее значение основных уставных документов -а именно, Устава, внутренних организационных документов, определяющих взаимоотношения на внешнем экономическом пространстве. Учреждения здравоохранения представляют собой особый юридический тип, для которого характерна зависимость от законодательства, прежде всего, гражданского, медицинского, налогового, трудового, а также документов, определяющих обязанности ЛПУ по оказанию социально значимых услуг населению.
В частной системе здравоохранения медицинские учреждения пользуются высокой степенью экономической свободы, позволяющей получать как прибыль (сектор стоматологических услуг, медицинского оборудования), так и сверхприбыль (фармацевтический рынок). Такое состояние не может оцениваться однозначно. Государством определяются нормы и правила, которые направлены на частичное регулирование объемов и качества медицинских услуг (прямое или косвенное). Для
этого используются механизмы планирования государственных и муниципальных заказов для соответствующих медицинских учреждений, правила договорных отношений с органами власти и управления. Исключением из правил является получение заказов на объемы медицинской помощи частными структурами.
В последние годы в Великобритании, Новой Зеландии и Швеции политика в сфере здравоохранения изменилась; приоритет отдается развитию между покупателями и производителями медицинских услуг; внедрению процедур совместного планирования и заключению долгосрочных вместо ежегодных контрактов [6]. В государствах всеобщего благосостояния реализуется система единого финансирования, потому что «это единственная возможность заставить молодых и здоровых платить за тех людей, с которыми реально связаны расходы в здравоохранении» [7]. В США этого не происходит, что дает повод для следующего суждения: «они начинают отставать от других развитых стран по самым основным показателям медицинского обслуживания, там нарастают серьезные структурные проблемы» [5].
В капиталистических и в бывших социалистических странах по таким показателям как: количества удачных операций; смертность пациентов; срок выздоровления; разработка инновационных методов лечения и т.д. оценивалась эффективность развития ЛПУ.
При этом не учитывались экономические показатели деятельности. Следствием этого стало то, что медицинские учреждения не пытались сократить финансовые издержки, на оказываемые медицинские услуги, влиять на ценообразование. В тоже время расходы государственного бюджета на здравоохранение неуклонно росли и достигли следующих показателей: Франция - 9,4% от ВВП, что составляет 1650 долларов США на человека; Канада -10,3% от ВВП, что составляет 2074 долларов США на человека; США -13,5% от ВВП, что составляет более 3485 долларов США на человека; Испания - 13,5% от ВВП, что составляет 845 долларов США на человека. В связи с этим многие страны были вынуждены искать новые пути сокращения финансирования из бюджета на нужды здравоохранения, переключая часть расходов на системы как обязательного, так и добровольного страхования, благотворительные фонды и т.д. Как следствие, это дало новые экономические рычаги управления медицинскими учреждениями. Уменьшение финансирования учреждений здравоохранения со стороны государства, а так же увеличение контроля со стороны страховых компаний привело к поиску и привлечению дополнительных средств финансирования, что способствовало увеличению конкурентной борьбы на рынке инвестиций между государственными и коммерческими медицинскими учреждениями. Получение прибыли является основополагающей целью для коммерческих учреждений, которая находится в прямой зависимости от качества предоставляемых услуг, в свою очередь государственные и муниципальные учреждения чтобы выдерживать конкуренцию, должны совершенствовать услуги, для чего необходимы внешние источники финансирования. В поисках источников дополнительного финансирования встали две задачи: создание репутации достойного делового партнера, в результате это привело к внедрению в систему управления здравоохранением принципов маркетинга, и формирование репутации эффективного (в плане лечения) учреждения, как итог повышение качества оказания медицинских услуг и рост квалификации и профессионализма медицинских работников.
Отличиями государственных и негосударственных лечебных учреждений, по нашему мнению, является то, что они планируют свою основную деятельность в разных измерителях: первые - в виде услуг (посещения, койко-дни и др.), вторые - в виде набора услуг и их стоимостного выражения. Сутью планирования в государственных и муниципальных ЛПУ является статистический учет, в негосударственных -
прогнозирование объемов деятельности и денежных поступлений, а статистический учет не носит доминантного характера.
В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования и сложившейся еще в административной экономике ситуации, когда общественно-необходимые затраты на оказание медицинской помощи, стоимость рабочей силы и стоимость большей части медицинских услуг формируются под влиянием общественно-политических факторов, которые вступают в противоречия с объективными экономическими законами, достаточно ограниченное количество территорий способны к развитию муниципальной сети ЛПУ в необходимом объеме оказания медицинской помощи населению, ибо социально-экономическое состояние территорий существенно отличается даже в рамках одного субъекта федерации. Образуется ниша, или свободное поле, для появления сегмента платных медицинских услуг и деятельности комплементарных институтов, оказывающих медицинские услуги, которое можно рассматривать как институциональную пустоту. В рыночной экономике она заполняется негосударственными ЛПУ.
В бюджетно-страховой модели, в рамках которой осуществляется взаимодействие нерыночных и рыночных институтов, накапливаются противоречия в интересах производителей и потребителей медицинских услуг, которые, в конечном счете, определяют разбалансированность ресурсов, проблемы их эффективного использования, мотивацию персонала. Одним из путей разрешения этих проблем выступает создание негосударственных ЛПУ, оказывающих медицинские услуги на возмездной основе. Новая структура институтов здравоохранения обусловила появление новых типов ЛПУ, зарегистрированных в новых организационно-правовых формах, способствующих расширению экономической свободы предпринимательства в сфере медицинских услуг не в ущерб качеству медицинской помощи и интересам населения. Новые институты, правила и нормы, институционализирующие рынок платных медицинских услуг, сложившаяся под влиянием внешних и внутренних факторов система взаимоотношений в этих ЛПУ и вокруг них требуют глубокого теоретикометодологического исследования для выработки взвешенных управленческих рекомендаций.
Таким образом, последовательно развивается основной исследовательский тезис о том, что показательным проявлением новых тенденций в управлении здравоохранением выступает появление частных ЛПУ с присущими им особенностями. По нашему мнению, предпринимательскую деятельность неправомерно отождествлять с оказанием платных услуг населению, т.к. в здравоохранении необходимо разграничить предпринимательство и бизнес. Они имеют различные цели. Целью бизнеса является прибыль, которая не ограничивается жесткой нормой. В сфере охраны, укрепления и поддержания здоровья извлечение прибыли в условиях низкого качества жизни населения, высокой смертности и низкой рождаемости противоречит общественной значимости медицинских услуг и социальной ответственности медиков.
Это подтверждается проведенным в работе институциональным анализом наиболее значимых проблем становления частной медицины, среди которых, в первую очередь, надо назвать незавершенность правового обеспечения, слабость финансовой, материальной и кадровой базы и появление такого институционального феномена, который в принципе был невозможен ранее -гипер диагностики.
Врач-продавец медицинских услуг может, пользуясь информационной асимметрией по отношению к пациенту, при неэтичном поведении активно завышать потребление медицинской услуги. Правда, такой формат поведения продавца на рынке характерен
для любой отрасли. Однако в других отраслях экономики есть два мощных ограничителя рынка: конкуренция и платежеспособный спрос, которые в
здравоохранении не срабатывают из-за специфики медицинских услуг.
Во-первых, для определения точного диагноза и форм организации и методов лечения требуется иметь специальные медицинские знания - значит, существует проблема асимметрии информации у производителя и потребителя медицинских услуг. Решения пациентом на медицинском рынке могут приниматься срочно, в состоянии крайней нужды, когда нельзя поду мать, собрать дополнительную информацию и подождать. Плюс к этому - состояние страдания. Ведь оно оказывает сильное негативное влияние на адекватность восприятия и способность потребителя принимать осознанное решение о необходимости покупки услуги.
Во-вторых, стоит надежный заслон из законодательных ограничений допуска на медицинский рынок кадров и ЛПУ, не прошедших специальную систему лицензирования и аккредитации, что, естественно, является барьером для входа в рынок и снижает возможности конкуренции.
В качестве панацеи от стремления оппортунистически настроенных игроков рынка платных медицинских услуг максимизировать свой доход за счет навязывания пациентам излишних дорогостоящих услуг, нами разработан и предложен текст Кодекса профессиональной этики российского врача частной практики, помещенный в Приложениях. Здесь необходимы пояснения.
Метод стандартов и кодексов представляет собой регулирование, которое основано на добровольно принятых нормах и правилах, основными механизмами принуждения к выполнению которых служат общественное порицание, угроза потери репутации, в отличие от юридических норм и правил, установленных законом и утвержденных органами власти.
В работе систематизированы различия между международными и национальными стандартами и кодексами, а именно: 1) причина принятия стандартов и кодексов -принятие национальных кодексов лучшей практики происходит при осознании всеми участниками финансового рынка их необходимости и пользы, а принятие международных кодексов лучшей практики рассматривается как часть мер по повышению международного имиджа страны; 2) возможность трансформации стандартов и кодексов в законы -национальные стандарты и кодексы с течением времени могут принимать форму обязательных, официально закрепленных законов, а международные стандарты и кодексы - нет, поскольку являются субститутами и не дополняются условиями «обязательных» законов, в силу отсутствия таковых на международном уровне; 3) разработчик стандартов и кодексов - национальные стандарты и кодексы разрабатываются национальными органами власти и участниками национального финансового рынка, а международные стандарты и кодексы -международными финансовыми организациями.
Важнейшим достоинством частной медицины мы видим предоставление пациентам возможности выбора специалиста и самого ЛПУ, а также борьбу за минимизацию их репутационного риска в качестве ключевого институционального императива управления негосударственным ЛПУ медицинских услуг.
Авторское видение позиционирования негосударственного ЛПУ медицинских услуг на муниципальном уровне здравоохранения посредством алгоритмизации процесса формирования конечных результатов эффективной деятельности представлено на
следующем рисунке:
Качественные изменения в социально-экономических отношениях, вызванные переходом к рыночной экономике, обусловили существенные трансформации в здравоохранении, которые касаются форм собственности медицинских учреждений, состояния ресурсной базы, методов управления многоуровневой системой здравоохранения. Становление и формирование рынка медицинских услуг изменяют экономическую основу деятельности медицинских учреждений, требуют согласования интересов всех субъектов отношений по поводу производства и потребления медицинских услуг. Особенности этого общественного блага вызывают необходимость глубоких исследований роли государства в регулировании рынка услуг, определения места медицинских услуг в сфере охраны здоровья населения, оценки важнейших рыночных сегментов на региональном и локальном уровнях.
Таким образом, на данном этапе работы определены методологические ориентиры исследования, которые базируются на уточнении сущностного анализа социальноэкономической природы, основных характеристик, особенностей и предпосылок повышения степени институциональной зрелости муниципально локализованного сегмента сферы медицинских услуг в контексте рыночной парадигмы трансформации здравоохранения в ключевой мезофактор формирования и приращения человеческого капитала. Это конгруэнтно идее и задачам структурирования национальной системы здравоохранения, на основе чего, по мнению автора, можно существенно расширить
методологическую и информационную базу разработки муниципальной политики развития медико-социальной сферы и эффективного взаимодействия игроков рынка платных медицинских услуг в интересах горожан.
В работе последовательно развивается тезис о том, что разграничение полномочий законодательством обусловило возрастание финансовой зависимости здравоохранения региона, муниципалитета от уровня социально-экономического развития территории, следствием которой является углубление необоснованной дифференциации доступности качественной медицинской помощи населению.
Неоднородность ЛПУ определяется не только их миссией, но также и пространственной неоднородностью регионов и муниципальных образований. Пространственная неоднородность ЛПУ, как будет показано далее, является следствием глубокой поляризации социально- экономического неравенства общества (по формам собственности; отраслям, доходам населения и др. критериям), и выступает одним из факторов формирования той особой институциональной среды, в которой работают учреждения медицинских услуг в особых муниципальных образованиях - городах-наукоградах.
Это обусловливает необходимость научного анализа оригинальной рыночной модели функционирования и развития наукограда в качестве пространственной и институциональной среды для постановки и достижения системы целей и задач специфического варианта муниципального уровня здравоохранения, адаптации и применения методов и механизмов управления им, организации и внедрения инновационных форм хозяйствования эко-омических агентов, работающих в медикосоциальной сфере, а также для проектирования и реализации конкретных социальноэкономических процессов и процедур в характерных и специфических условиях рыночной инфраструктуры современного российского технополиса, или города-наукограда.
Литература:
1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. От 21.07.2005).
2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 г. № 5487-1 (в ред. От 07.03.2005).
3. О мерах по повышению эффективности использования ресурсов в здравоохранении // Решение коллегии Министерства здравоохранения РФ от 28.11.2001. - Протокол № 19.
4. Кучеренко В. В чем суть реструктуризации. // Главврач. № 11. 2004.
5. Лисицын Ю.Л. Концепция «человеческого капитала»: медико-экономический аспект // Экономика здравоохранения. - 1996. - №2.
6. Менеджмент в здравоохранении. Екатеринбург: НПРЦ «Бонум», 1998. Салтман Р.Б., Фигерайс Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий. М: Геотар Медицина, 2000.
7. Может ли быть эффективным здравоохранение, основанное на законах рынка? Интервью С. Гринера // Менеджмент здравоохранения. 2005. № 3.
8. Разумов А.Н. Здоровье здоровых. М.: 2006.
9. Современный экономический словарь / Под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2010.
№ гос. рег. статьи 0421000034/
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный
журнал http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=258