Научная статья на тему 'Развитие рынка муниципальных ценных бумаг в России в период рыночных преобразований'

Развитие рынка муниципальных ценных бумаг в России в период рыночных преобразований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ОБЛИГАЦИИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЗАЙМ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / SECURITIES / BONDS / MUNICIPAL FINANCE / FINANCING / LOANS / SECURITIES MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пенюгалова Александра Васильевна, Пышнограй Александр Петрович

В статье проведен анализ развития и становления муниципальных облигаций в России как инструмента финансирования муниципальных расходов, отражены проблемы развития рынка муниципальных ценных бумаг. Приведена периодизация выпусков муниципальных облигационных займов в период с 1992 по 2009 г., дан обзор изменений законодательства и их влияния на процесс развития этого сектора рынка ценных бумаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the development and establishment of municipal bonds in Russia as a means of financing municipal expenditures, reflecting the problems of market development of municipal securities. Shows the periodization issue municipal bond issues in the period from 1992 to 2009, provides an overview of legislative changes and their impact on the development of this sector of the securities market

Текст научной работы на тему «Развитие рынка муниципальных ценных бумаг в России в период рыночных преобразований»

Развитие рынка муниципальных ценных бумаг в России в период рыночных

преобразований Дата: 30/09/2010 Номер: (23) УЭкС, 3/2010

Аннотация: В статье проведен анализ развития и становления муниципальных облигаций в России как инструмента финансирования муниципальный расходов, отражены проблемы развития рынка муниципальный ценных бумаг. Приведена периодизация выпусков муниципальных облигационный займов в период с 1992 по 2009 г., дан обзор изменений законодательства и их влияния на процесс развития этого сектора рынка ценных бумаг.

Abstract: The article analyzes the development and establishment of municipal bonds in Russia as a means of financing municipal expenditures, reflecting the problems of market development of municipal securities. Shows the periodization issue municipal bond issues in the period from 1992 to 2009, provides an overview of legislative changes and their impact on the development of this sector of the securities market.

Ключевыеслова: ценные бумаги, облигации, муниципальные финансы,

финансирование, займ, рынок ценных бумаг.

Keywords: securities, bonds, municipal finance, financing, loans, securities market.

Пенюгалова Александра Василыевна доктор экономических наук, профессор Кубанский государственный университет

penugalova ,@таП .ги

Пышнограй Александр Петрович

аспирант

Кубанский государственный университет

mprege .n@inbox.ru

Выходные данные статьи: Пенюгалова A.B., Пышнограй А.П. Развитие рынка муниципалыных ценнык бумаг в России в период рыночных преобразований // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 3 (23). - № гос. рег. статыи 0421000034/0032. - Режим доступа к журн.:

http://uecs.mcnip.ru.

Изменение государственного устройства России, становление трёхуровневой бюджетной системы, основанной на принципе самостоятелыности бюджетов, актуализировали проблемы привлечения средств на реализацию регионалыных социалыно-экономических программ.

Анализ исторического развития муниципалыных ценных бумаг как одного из инструментов финансирования бюджета позволяет выявиты закономерности развития,

оцениты степены корреляции рынка муниципалыных облигаций с макроэкономической обстановкой в стране. Уроки развития отечественного рынка муниципалыных ценных бумаг должны быты восприняты адекватно и в условиях будущей финансовой стабилизации и экономического роста позволяты наиболее точно и объективно сделаты прогноз на будущее

Началыной точкой развития рынка муниципалыных ценных бумаг в постсоветский период можно считаты 1992г, когда началасы эмиссия первых регионалыных облигационных займов. Активный импулыс к применению муниципалыными властями данного вида долговых инструментов дало принятие Закона РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», который предполагал возможносты выпуска муниципалыных займов органами местного самоуправления для финансирования расходов, связанных с развитием социалыной и промышленной инфраструктуры.

Рынок муниципалыных облигаций на данном этапе рос достаточно стабилыными темпами. С марта 1992г. (выпуск облигаций Хабаровского края) по 1995 г. было зарегистрировано более 40 облигационных займов муниципалыных и регионалыных органов власти на сумму, превышающую 3 трлн. неденоминированных рублей. Часты эмитентов выпустила сразу несколыко облигационных займов (Московская областы -6, Ленинградская - 3).

Муниципалыные ценные бумаги в этот период выступали главным образом в роли платежных средств местных органов власти и являлисы, по сути, денежными эквивалентами. Размещение подобных ценных бумаг происходило на локалыных местных рынках.

Активный рост рынка муниципалыных ценных бумаг был отмечен в период с 1995 по

1997 г. Весной 1995 г. ФКЦБ было принято постановление "О порядке выпуска, обращения и погашения жилищных сертификатов на территории Российской Федерации", которое, наряду с другими факторами, послужило причиной возникновения болышого числа эмитентов муниципалыных облигаций.

Особенно следует отметиты появление крупных облигационных займов, которые были выпущены в основном регионалыными органами власти.

Развитие рынка сопровождалосы активной позитивной позицией государства, способствующей росту числа эмитентов. Были приняты законы «О бюджетной классификации Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые установили права и обязанности муниципалыных органов власти при исполызовании облигационных займов.

В сравнении с 1996 г. выпуск муниципалыных ценных бумаг в 1997 увеличился более чем в 2,5 раза. Суммарный объем муниципалыных облигационных займов в этот период составил немногим менее 30 трлн. неденоминированных рублей. В первой половине 1998 г. были зарегистрированы 28 облигационных займа на общую сумму свыше 13 млрд. деноминированных рублей.

В 1997 было отмечено активное вмешателыство Министерства финансов РФ в развитие рынка муниципалыных ценных бумаг, которое обеспечило выпуск так называемых «агро-» и «энергетических» облигаций. Эти ценные бумаги были выпущены для обеспечения гарантий регионалыными органами власти задолженности перед федералыным бюджетом. Такое решение вызвало активный рост рынка

муниципалыных облигаций. Отмечено 193 выпуска агрооблигаций и 8 -

энергетических облигаций на сумму превышающую 7 трлн. неденоминированных рублей.

Рост рынка муниципалыных облигаций все же не привел к положителыному резулытату, так как выпуск болышей их части был инициирован Минфином РФ. Кроме того, одной из особенностей данного вида ценных бумаг стала стандартносты их выпуска. Облигации выпускалисы равными сериями при одинаковой доходности (10% годовых). Ввиду сложившихся предкризисных условий инвесторы вправе были ожидаты дефолта по таким облигациям из-за несостоятелыности ряда эмитентов. Кроме того, значителыная часты агрооблигаций так и не была размещена Минфином РФ.

Несостоятелыносты рынка «агро-» и «энергетических» облигаций была подтверждена в 1998 г, когда многие эмитенты оказалисы неспособными обеспечиваты свои обязателыства.

Развитие рынка муниципалыных ценных бума происходило и в других направлениях. В период 1997-1998 гг. были зарегистрированы выпуски еврооблигаций Санкт-Петербургом, Москвой и Нижегородской областыю. Размещение еврооблигаций в 1998 г. происходило с учетом того, что многие инвесторы, оценив тенденции обращения российских ценных бумаг, вправе были ожидаты дефолта ряда несостоятелыных эмитентов. Вследствие недоверия иностранных инвесторов к лету

1998 г. эмиссия регионалыных еврооблигаций была приостановлена.

В период отказа правителыства от платежей по государственным ценным бумагам погашение обязателыств по муниципалыным облигациям тоже было приостановлено. Даже достаточно платежеспособные эмитенты - Московская и Ленинградская области - объявили дефолт.

В кризисный период правителыством разрабатывается ряд законодателыных актов, направленных на финансовую поддержку регионов, и, как следствие, рынок регионалыных и муниципалыных ценных бумаг. В Бюджетном кодексе РФ разграничиваются полномочия бюджетов разных уровней, обозначаются максималыно допустимые объемы обязателыств по муниципалыным займам, а закон «Об особенностях эмиссии субфедералыных и муниципалыных облигаций» определяет порядок выпуска муниципалыных облигационных займов.

Кризис на рынке муниципалыных ценных бумаг продолжался до середины 1999 г., когда были отмечены первые реалыные и действенные шаги к выходу из сложившейся ситуации.

Закон №162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов сберегателыного банка СССР в целевые долговые обязателыства Российской Федерации» определил основные принципы перевода государственных ценных бумаг, выпущенных в СССР, на долговые инструменты РФ. И, несмотря на то, что Постановление Правителыства от 29 января 2000 г., устанавливающего процедуру перевода восстанавливаемых ценных бумаг, было впоследствии приостановлено (постановление от 21 июля 2009 г), такой шаг государства значителыно повлиял на уровены доверия граждан и потенциалыных инвесторов к государственным и муниципалыным ценным бумагам.

Восстановление рынка муниципалыных облигаций началосы толыко в 2000 г., когда в России сложиласы экономическая ситуация, в условиях которой у эмитентов появилисы реалыные возможности для рефинансирования долгов. Активносты же на рынке была восстановлена толыко к 2001г.

Докризисных показателей удалосы достигнуты лишы в 2002 г., когда по итогам года было зарегистрировано 49 новых выпусков муниципалыных облигаций, но уже в 2003 г. объем рынка достиг 50 млрд р. Наиболее крупными эмитентами продолжали оставатыся Москва и Санкт-Петербург. Так, Москва разместила муниципалыных облигаций в 2003 г. на 3 млрд р., но, в отличие от докризисного периода, на муниципалыном рынке ценных бумаг активизировалисы другие регионы.

Рост объемов муниципалыных облигационных займов продолжился и в 2004 году, достигнув более 120 млрд р. Кроме того, возросла активносты вторичного рынка. Объем сделок по муниципалыным ценным бумагам превысил 560 млрд р., что повлекло значителыный прирост ликвидности (коэффициент оборачиваемости достиг значения 4,4). Появилисы новые, значителыные по объемам заимствования эмитентов, что привело к падению доли Москвы на рынке ниже 50%. Тем не менее, Москва и Санкт-Петербург, как эмитенты с наиболее продолжителыной историей эмиссии облигаций и высоким уровнем доверия, выпустили к этому периоду заимствований объемом до 60% всего рынка. Кроме того, уровены ликвидности этих бумаг выше облигаций других эмитентов. Активно начали участвоваты в выпуске облигаций и другие регионов РФ - Ханты-Мансийский АО, Красноярский край, Иркутская, Новосибирская области и др. Зарекомендовав себя постоянными участниками рынка, эти эмитенты по мере необходимости проводили новые эмиссии ценных бумаг.

Одной из приоритетных задач эмитентов в период 2004-2006 гг. была временная оптимизация заимствований, которая позволила проводиты секыютиризацию ценных бумаг за счет эмиссии новых облигаций с более продолжителыным периодом обращения. Кроме того, основным фактором сдерживания роста рынка продолжала оставатыся низкая доходносты и медленно растущая ликвидносты ценных бумаг. Несмотря на это, уже в 2006 г. было зарегистрировано более 110 выпусков муниципалыных облигаций общим объемом 190 млрд р. Подобный рост был отмечен и в 2007 г., когда объем выпущенных облигаций составил более 300 млрд р.

На протяжении 2006-2007 годов развитие рынка муниципалыных ценных бумаг поддерживалосы активной работой ФСФР России по совершенствованию законодателыной базы функционирования рынка ценных бумаг.

Федералыный закон № 141-ФЗ закрепил изменения в законе «Об ипотечных ценных бумагах», которые были направлены на совершенствование механизмов эмиссии и обращения ипотечных ценных бумаг. Одновременно с этими поправками ФСФР России были разработаны нормативно-правовые акты по регулированию процедуры эмиссии и обращения ипотечных облигаций.

Однако следует отметиты, что в течение последних лет происходит медленное, но постоянное сокращение объемов новых заимствований на рынке муниципалыных облигаций. Так, по данным о рублевых облигационных займах, торгуемых на ФБ ММВБ, с начала 2006 г. их объемы постепенно снижаются на 5-7% ежегодно.

Отчасти сдерживание роста рынка муниципалыных ценных бумаг объясняется ограничениями на общую величину муниципалыного долга, который не должен превышаты объем доходов бюджета муниципалыного образования (без учета помощи бюджетов других уровней). В условиях перераспределения доходов в полызу федералыного бюджета сложиласы ситуация, когда новые эмиссии ценных бумаг ограничены в объемах, и возможносты привлечения новых займов для муниципалыных образований существенно снизиласы.

Влияние кризисных явлений на мировом финансовом рынке отразилосы и на российском рынке муниципалыных ценных бумаг. Одной из причин возникновения

сложной ситуации с обращением ценных бумаг послужило то, что к концу 2008г. ряд эмитентов муниципалыных облигационных займов столкнулисы с проблемой снижения кредитоспособности по обслуживанию краткосрочного долга. Следствием этого стало снижение кредитного рейтинга ряда эмитентов, в том числе и такого крупного, как Московская областы. Следует учесты и то, что даже в периоды бурного роста рынка ценных бумаг рейтинг болышинства эмитентов муниципалыных ценных бумаг не превышал «В» и «ВВ».

Несмотря на это, выпуск муниципалыных облигаций в 2008 г. осуществлялся достаточно активно. При этом срок обращения значителыной части новых ценных бумаг составлял от 5 лет и более, и основной целыю привлечения по-прежнему оставалосы финансирование дефицита бюджета и финансирование муниципалыного долга.

Четвертый квартал 2008г. был отмечен снижением кредитоспособности ряда муниципалыных органов власти, что послужило основной причиной обострения рисков ликвидности. Кроме того, рынок муниципалыных ценных бумаг наряду со снижением кредитного рейтинга эмитентов столкнулся с рядом не менее сложных проблем:

• рост потребности в рефинансировании уже выпущенных займов;

• постепенное истощение бюджетных резервов, которое связано с отрицателыным денежным потоком на протяжении 2008-2009 гг.;

• возрастание дефицита муниципалыных бюджетов;

• снижение показателей ликвидности

Следует отметиты, что если на началыном этапе развития рынка муниципалыных ценных бумаг кризисные моменты эмиссии облигационных займов осуществлялисы на краткосрочный период и для покрытия текущих кассовых разрывов, то в периоды стабилыного функционирования выпускалисы и облигации для финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру.

В целом же развитие современного рынка муниципалыных ценных бумаг проходило в несколыко этапов.

На первом этапе с 1992 г. эмиссия муниципалыных ценных бумаг проходила в слабо отрегулированных с точки зрения законодателыства условиях. Это не помешало, тем не менее, ряду эмитентов начаты активный выпуск облигаций. Среди них были как централыные субъекты (Московская и Ленинградская областы), так и отдаленные от центра регионы (Хабаровский край).

Следующий этап (1994-1998 гг.) характеризуется стремителыным ростом рынка муниципалыных облигационных займов, который выражался не толыко в увеличении объемов эмиссий, но и в усилении активности на рынке. Это стало следствием ряда причин, среди которых и возникновение рынка государственных ценных бумаг, и повышение заинтересованности инвесторов, и реформирование законодателыства в области муниципалыных финансов. Развитие рынка ценных бумаг в России (в том числе и муниципалыных) было приостановлено в связи с кризисом 1998 г., когда ряд эмитентов объявили дефолт по выпущенным облигациям, что серыезно отразилосы на уровне ликвидности и снизило активносты на рынке до критического уровня.

Третий этап развития рынка муниципалыных ценных бумаг связан с восстановлением рыночной активности и достижением предкризисных показателей, что стало возможным лишы в 2002 г.

С 2002 г. начался новый этап, характеризующийся постоянным ростом числа и объема заимствований, укреплением кредитного рейтинга эмитентов. Кроме того, высокую активносты стали проявляты и регионы, отдаленные от центра и не входившие до этого в число постоянных эмитентов ценных бумаг. В этот период возросла активносты на вторичном рынке муниципалыных ценных бумаг.

С началом нового этапа в 2005 г. отмечено постепенное снижение числа новых эмиссий муниципалыных ценных бумаг, что не отразилосы на растущей активности рынка в целом. Развитие рынка муниципалыных ценных бумаг продолжалосы до конца 2008 г., когда значителыное влияние на него оказали кризисные явления на мировых финансовых рынках. Этот период связан со снижением кредитных рейтингов эмитентов и затруднителыной ситуацией с рефинансированием задолженности по уже выпущенным облигациям. Отмечен и рост рисков ликвидности. 2009 год характеризуется попыткой эмитентов муниципалыных облигаций перестроитыся и продолжиты выпуск облигационных займов, что должно поддержаты активносты на рынке в период снижения общего интереса инвесторов.

Таким образом, можно сделаты вывод о том, что за столы короткий период функционирования рынок российских муниципалыных ценных бумаг претерпел ряд изменений. Его развитие не всегда складывалосы удачно и стремителыно вследствие кризисных периодов в экономике страны и в мире. Тем не менее, на современном этапе развития рынок муниципалыных ценных бумаг является достаточно мощным механизмом привлечения средств регионами для финансирования бюджетов, реструктуризации долгов и участия в инвестиционных проектах. Сохранение роста активности этого сектора рынка ценных бумаг постоянно укрепляет позиции эмитентов и готовит почву для далынейшего развития.

Список литературы

1. Бондары Т. История и перспективы российского рынка регионалыных и муниципалыных облигаций / Т. Бондары // Рынок ценных бумаг.- 2003. - №5 (236).

2. Гейнц Д. Инфраструктурные облигации / Д. Гейнц // Биржевое обозрение. -2008. - № 4 (54).

3. Шадрин А. Новые муниципалыные облигации для городской инфраструктуры / А. Шадрин // Рынок ценных бумаг.- 1999. - №1.

4. Энтов Р., Радыгин А. Развитие российского финансового рынка и новые инструменты привлечения инвестиций / Р. Энтов, А. Радыгин. М.ИЭППП, 1998.

5. Глазков С. Рынок субфедералыных и муниципалыных облигаций РФ: время перемен / С. Глазков // Рынок ценных бумаг. - 2007. - №13(340).

№ гос. рег. статьи 0421000034/0032

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи:

http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.