Научная статья на тему 'Особенности формирования и развития религиозного правового сознания в России'

Особенности формирования и развития религиозного правового сознания в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1205
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ДУХОВНАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ЦЕРКОВЬ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / TEMPORAL POWER AND SPIRITUAL AUTHORITY / THE STATE / THE CHURCH / THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE RELIGIOUS CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеева Е. С.

В статье прослеживается генезис влияния Церкви на государственную и общественную действительность в России с момента принятия христианства и до настоящего времени. Рассматриваются особенности формирование правового сознания в России как формы общественного сознания наряду с религией, моралью, политикой и другими формами общественного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS IN RUSSIA

The article traces the genesis of the infl uence of the Church in the state and social reality in Russia since the adoption of Christianity to the present time. The features of the formation of the legal consciousness in Russia as a form of public consciousness, along with religion, morality, politics, and other forms of social consciousness.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и развития религиозного правового сознания в России»



Е.С. МАТВЕЕВА

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Орловского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

E-mail: evgmatveeva@bk.ru Тел. 8 910 304 90 77

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В РОССИИ

В статье прослеживается генезис влияния Церкви на государственную и общественную действительность в России с момента принятия христианства и до настоящего времени. Рассматриваются особенности формирование правового сознания в России как формы общественного сознания наряду с религией, моралью, политикой и другими формами общественного сознания.

Ключевые слова: светская власть, духовная власть, государство, церковь, правовое сознание, религиозное сознание.

В течение 1000 лет в России активно развивались взаимоотношения содействия и сотрудничества между государством и Русской Православной Церковью, которые являлись ключевыми элементами в формировании права и правового сознания в обществе. Взаимодействие церкви и государства в науке рассматривается через «государственно-конфессиональные (церковные) отношения», в основе которых находятся законодательно закреплённые представления о месте самой религии и религиозных организаций в жизни общества, их функции, сферы компетенций и деятельности всех субъектов этих правоотношений. Государственно-церковные отношения формируются как результат целенаправленной религиозной политики государства и проявляются через идеологию, мировоззрение, а также через правовое сознание.

Правовое сознание выступает как составная часть правовой жизни общества, которая одними учёными определяется как «естественное право», другими определяется как просто «право» (официальное или неофициальное), третьи определяют правосознание как нечто внешнее по отношению к праву, т.е. знание права, оценка права, проекты его совершенствования и т.д.1 Нередко правосознание определяется тавтологично, исходя из лексического понимания слова: «сознание» и «право», где сознание рассматривается как субъективный образ объективной действительности в психике человека2. Таким образом, правосознание в современном понимании является совокупностью идей, взглядов, предст авлений, а также эмоций, чувств и

1 Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. С. 195.

2 Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 455.

© Е.С.Матвеева

переживаний, которые выражают отношение людей к действующему или желаемому праву и другим правовым явлениям3.

Правовое сознание - важная и сложная юридическая категория, которая имеет не только теоретическое, но и практическое значение, на которую оказывает мощное воздействие система ценностных ориентаций4. Сам процесс осознания права обществом состоит не в механическом запоминании правовых норм, а в их творческом усвоении. Содержание одних норм в общественном сознании состыковывается с содержанием других норм, при этом уточняются термины, содержащиеся в нормативно-правовых актах, тексты толкуются логически, грамматически, исторически, систематически, осмысливаются оценочные понятия. Действующее право всегда оценивается и домысливается и корректируется с позиций массового правосознания, которое опирается на моральные и религиозные нормы, принципы справедливости и т.д.5 Именно поэтому в правосознании содержатся основные правовые и религиозные начала, которые сложились в сознании общества за долгий период существования права и применяемые при реализации права независимо от того, сформулированы ли они в действующем законодательстве или нет.

Несмотря на свой абстрактный характер, правовое сознание всегда генетически привязано к национально-историческим особенностям культуры и религиозным традициям конкретного

3 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. С. 237.

4 Макуев Р.Х. Теория государства и права. Учебник. М.: Норма: Инфра-М,, 2010. С. 412.

5 Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. С. 195.

ИСТОРИЯ

государства и общества. Именно это позволяет нам говорить о том, что каждый народ имеет своё, неповторимое национальное правовое сознание. В России понятие правовое сознание находится во взаимосвязи с религиозным сознанием, поэтому большое количество правовых явлений имеют религиозное содержание, а религиозные явления заключают в себе правовой характер или правовую форму, а следовательно, могут и соприкасаться области правового и религиозного сознания. Существует ряд авторов, которые доказывают, что соединение правового и религиозного сознания не приводит к их взаимному поглощению или полному слиянию, эти категории остаются самостоятельными формами общественного сознания, входящими в качестве отдельных элементов в единую системную целостность. По мнению О.Э. Лейста, право в каждом обществе одно, а видов правосознания много6. Или, например, В.П. Малахов уточняет, что сознание, направленное на освоение права, религии, морали и т.д., образует соответствующие формы общественного сознания, которые «отдифференцированы друг от друга, по-разному воздействуя на общество в целом».7 Таким образом, по их мнению, полное слияние права или религии с какой-либо другой формой общественного сознания невозможно, так как право является вездесущим и универсальным, но «тем не менее, существует проблема границ (пределов) юридизации права и переоформления общественной жизни»8, а значит, оно не может полностью поглотить религию.

Правосознание является субъективной реакцией человека на определённую правовую действительность, представляя собой форму или вид общественного сознания, так же как и политическое, религиозное, нравственное и др.9 При этом можно констатировать, что правовое сознание зависит от уровня развития общественного сознания, поэтому изменения в других формах сознания социума (политическом, экономическом или религиозном сознании) отразятся и на самом правосознании. С принятием христианства на территории Древнерусского государства началось культурное преображение. Религия была наиболее массовой формой общественного сознания, которая стала

6 Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.. С. 200.

7 Малахов В.П. Право в его универсальности, особенности и конкретности. Монография. М.: Издательство Московского университета МВД России, 2005. С. 157.

8 Малахов В.П. Право в его универсальности, особенности и конкретности. Монография. М.: Издательство Московского университета МВД России, 2005. С. 158.

9 Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы

теории права и государства: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист,

1999. С. 61.

важным элементом в структуре общества и на ко -торое государство реагировало закреплением его основных начал в нормах права. Формирование общественного сознания является достаточно сложным процессом, в котором государство не может обойтись без поддержки общества в воспитании у человека чувства долга и ответственности, так как по своей природе государство - аппарат принуждения соблюдения законов. Правовое сознание в конкретном обществе неоднородно, так как существуют определённые деления на классы и сословия, при этом законодатель стремится учитывать правосознание экономически сильного класса.10 Любой человек воспринимает право так, как это позволяет ему собственный разум, уровень духовности, накопленные навыки и знания, поэтому отношение к праву может варьироваться от правового идеализма до нигилизма11. Необходимо отметить, что некоторые авторы наравне с развитием экономики и уровнем классовой борьбы в России рассматривают влияние ментально-религиозных факторов на формирование особенностей развития государственных институтов, доказывая, что духовные факторы играют большую роль в развитии про-12

изводительных сил12.

Христианство на Руси было принято от Греческой церкви, эта своеобразная зависимость от Константинопольского патриархата продолжалась до XV века. Первыми митрополитами на Руси были греки, и именно они начали распространять религиозные источники с новыми представлениями о государстве, власти, церкви и т.д. Знания и опыт митрополитов в государственно-церковных делах заинтересовали русских князей, которые начали приглашать их к совместной работе в устроении государства. Принимая от Византии христианство, копировались также и основные принципы государственного устройства. Авторы «Повести временных лет» указывали чужеземное влияние, но при освещении основных исторических и правовых фактов руководствовались государственными интересами и патриотической направленностью. Появление на Руси новых взглядов об устройстве государства и права, власти и духовности привело к изменениям в

10 Протасов, В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1999. С. 61.

11 Остапенко А.С. Право на объединение в контексте современного российского плюрализма: проблемы теории и практики. Государственная власть и местное самоуправление, 2011, №7. С.3-5.

12 См: Сорокина Ю.В. Особенности русского религиозно-правового сознания и его влияние на взаимоотношения общества и государства (к вопросу истории взаимоотношений церкви и государства). История государства и права, 2009, №12. С. 7-11; Пашенцев Д.А. Церковь и государство в истории России. История государства и права, 2009. №24. С. 12-13.

шей

правовом сознании13. Христианская церковь постепенно формирует новое сознание, которое привело к проникновению первоисточников теологического учения и канонического права в светские источники материального и процессуального права. Поэтому можно констатировать появление такого особого явления, как религиозное правовое сознание.

Изначально общество каждому человеку закладывает справедливое сознание, которое «чувствует» и «видит» противоправное и правомерное поведение, такое сознание нужно понимать как правовое. Это полученное при рождении естественное правовое сознание неотделимо от человека и представляет собой проявление духа, укрепляющее волевые усилия субъекта права. В отличие от законознания, правовое сознание присуще каждому гражданину, и если он находится в спорной ситуации, то обращается к Библии, Божьим заповедям, в церковь, а затем в правоохранительные органы государства. Поэтому правопорядок в стране формируется не только из обязательных распоряжений органов светской власти, а ещё из духовного общения богобоязненных и духовно развитых людей. Пробуждение подлинно правового сознания обусловливается правильной верой в Бога и нравственным поведением14.

При рассмотрении церковного права и его роли в формировании светского законодательства и правового сознания на Руси можно провести системный анализ взаимной рецепции норм. Рецепиирование норм канонического права в материальные и процессуальные правовые источники России нередко прослеживается в ранний период формирования первоисточников и памятников русского права15. Социально-экономические и нравственные условия общественной жизни, сложившиеся в Киевской Руси, объясняют парадоксальную тенденцию в русском правовом сознании, когда власть обязывается строго следовать канонам церкви и религии. Это требование, естественно, распространяется и на властные установления, где «право» и «законы» должны носить, прежде всего, нравственный, а не формальный характер, соответствовать правде и справедливости16. В Древней Руси «право» традиционно воспринимали как победу духовности в человеке, как совесть общества; дух Абсолюта,

13 Демченко Т.И. Древнерусское правовое сознание в «Повести временных лет», в «Поучении Владимира Мономаха» и в «Слове о полку Игореве». Юридическое образование и наука, 2009, № 1. С. 39-45.

14 Сорокин В.В. Понятие совести в правовом измерении. История государства и права, 2009, № 21. С. 2-6.

15 Арламенков А.Ю. Закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» сквозь призму исполнительного производства. Исполнительное право, 2011, №2. С. 8.

16 Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. Юрист, 2010.

явленный в нравственных началах и Божьих заповедях, а также в не противоречащих им правовых нормах общества и государства17. В таком понимании права можно утверждать, что правовым сознанием человечество оценивает свои деяния на соответствие праву, т.е. прежде всего Божественному закону и вытекающим из него нравственным принципам.

С распространением письменности на Руси начали появляться разнообразные юридические и исторические документы (первые правовые сборники, летописи, «поучения» князей), которые активно способствовали развитию политико-правовой жизни древнерусского общества. Появляются произведения о государстве, праве, власти, справедливости, суде, о нравственном облике правителя и идеальном государственном устройстве. Первым русским политико-правовым трактатом принято считать произведение XI века «Слово о Законе и Благодати», автором которого был Киевский митрополит Илларион. Уже в этом произведении прослеживается влияние религиозного правового сознания на государственный уклад, через взаимодействие понятий «Закон» и «Истина». Термин «закон» в данный исторический период воспринимается как результат чужой воли (государя), а значение «истины» связано с достижением христианином высокого нравственного облика, опирающегося на Новый Завет. Тот, кто живет согласно постулатам церкви, не нуждается в регулятивном действии законов, так как внутреннее нравственное совершенство позволяет христианину свободно реализовать свою волю18. Исследуя проблему возникновения и развития русской политико-правовой мысли, Н.М. Золотухина отмечает, «... термин «истина», Илларион воспринимает, как абсолютный идеал, который един для всех времен и народов, хотя он и имеет общий религиозный аспект, но в содержание включает совокупность религиозных элементов, позволяющих оценивать окружающую действительность и поведение человека»19. Необходимо также отметить, что Илларион рассуждал о взаимосвязи «закона» и «правды», утверждая что «правда» воспринимается и употребляется как юридический

термин, который включает в своё содержание и ре-

20

лигиозную мотивацию»20.

Влияние церкви на формирование правосознания на Руси прослеживается также в Уставах

17 Сорокин В.В. Понятие совести в правовом измерении. История государства и права, 2009, № 21. С. 2-6.

18 Иларион. Слово о Законе и Благодати // Антология мировой правовой мысли: Т.3. Политическая мысль России: X - первая половина XIX в. М.: Мысль, 1997. С. 25-30.

19 Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М.: Юридическая литература, 1985. С. 12.

20 Исаев И.А., Золотухина, Н.М. История политических и правовых учений России XI - XX вв. М.: Юристъ, 1995. С. 12.

ИСТОРИЯ

князей Владимира Святославича (именно с правления этого князя начинается официальная история Православной Церкви на Руси) и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), «Поучении» Владимира Мономаха (XII вв.) и «Молении Даниила Заточника» (XIII вв.), которые рассматривали проблемы соотношения права, морали, справедливости и духовной ответственности правителя перед народом и государством. Авторы признавали «двоеверные» изменения в правовом сознании народа, связанные с принятием христианства и стремлением сохранить своё, первичное знание, собственный взгляд на мир, на власть, на систему отношений правителей и народа21. Это постепенное наслаивание сначала разделяет правовое сознание народа, а потом объединяет его, способствует формированию нового вида древнерусского правосознания, которое приобретает национальный, государственный характер и становится мощной ветвью русского, затем российского духа. Определяя целостность духовной природы русского человека они подчеркивали, что она не поддаётся рациональному разделению и отделению от правосознания.

После татаро-монгольского нашествия Киевская Русь значительно ослабла. Из разрушенного Киева митрополит переехал сначала во Владимир, а впоследствии и в Москву, которая становится центром объединения русских земель, а также и церковной столицей. С этого периода митрополиты становятся ближайшим помощниками всех московских князей

в политике расширения их территорий и усиления

22

княжеской власти22, именно в этом заключалась своеобразная симфония властей. Г.П. Федотов отмечает, что: «...Москва, «собирательница» земли русской, обязана возвышением, прежде всего, та-тарофильской и предательской политике первых князей, обеспечивает мир и безопасность своей территории, привлекает этим рабочее население и переманивает к себе митрополитов»23. При этом необходимо отметить, что до монголо-татарского завоевания христианизация широких масс населения была не существенной. Церковь была сильной организацией, но замкнутой и отчуждённой, выступавшая как союзник власти, с определенного рода независимостью от князя. Церковь на Руси представляла особую сферу духовности и религиозного правового сознания, которая не смешивалась, а по-

21 Демченко Т.И. Древнерусское правовое сознание в «Повести временных лет», в «Поучении Владимира Мономаха» и в «Слове о полку Игореве»./ Юридическое образование и наука, 2009, № 1. С. 39-45.

22 Корнев В. А. Развитие церковно-государственных отношений в России. История государства и права,2011. № 1. С. 24-26.

23 Федотов Г.П. Россия и свобода // Новый журнал. Нью-

Йорк. 1945. № 10. URL: http:// www. gumer. infobibliothek.

рой даже противопоставлялась народной культуре24.

Ослабление Византии, вызванное завоеванием Турции, предоставило самостоятельность Московскому Великому Князю, который мог перенять все церковные полномочия византийского императора. Поэтому Иван Грозный сразу принял титул царя и помазание на царство по примеру греческих царей, при этом неповиновение царской воли воспринималось как нарушение Божественного закона. С этого момента происходит преобладание светской власти над духовной, и даже получение юридической самостоятельности церкви и учреждение патриаршества, во время правления Фёдора Ивановича, не только сохранило это преобладание, но и усилило его. При этом необходимо отметить, что некоторые представители Церкви достаточно тяжело воспринимали такое сближение с государственной властью, и примером этому может служить дискуссия между иосифлянами и нестяжателями.

Московское государство в XV-XVI веках достигло своего расцвета, доказательством этому является и свержение Золотой Орды, и присоединение практически всех русских земель к Москве. Как отмечает Ю.В. Сорокина: «...у большинства представителей общественных масс за долгий промежуток татарского ига сформировалось рабское сознание . . а понятие «свобода» воспринималось отрицательно, как некоторая распущенность и безнаказанность»25. Необходимо отметить, что в большое значение в процессе возвышения Московского княжества сыграла Церковь, которая выступила в данный период как духовный учитель. Русский народ нуждался не только в сильной власти, но и в направляющей идее, которую формировала и распространяла Церковь, поэтому принадлежность к православной вере стала мощнейшей идеологической основой для формирования особого национального правового сознания.

Существенные изменения в государственном и церковном управлении, основанные на европеизированных началах, произошли при Петре I. Понятия «регул», «правило», «регулярство» становятся основными элементами во всех сферах жизни общества, «регулярство» становятся средством социального реформирования или элементом государственной политики; оно утвердилось как условие

24 Сорокина Ю.В. Особенности русского религиозно-правового сознания и его влияние на взаимоотношения общества и государства (к вопросу истории взаимоотношений церкви и государства). История государства и права, 2009, №12. С. 7-11.

25 Сорокина Ю.В. Особенности русского религиозно-правового сознания и его влияние на взаимоотношения общества и государства (к вопросу истории взаимоотношений церкви и государства). История государства и права, 2009, №12. С. 7-11.

функционирования государственного аппарата и как гарантия действенности структур власти и как характеристика правового сознания26. Такое понимание о регулировании жизни вызывает интерес исследователей и в современный период, например, Н.И. Павленко отмечает: «...указы существовали на всякий случай жизни, многие из них составлялись самим Петром .... как надо сооружать печи, как обрабатывать кожу, в каких гробах и где хоронить умерших, сколько раз посещать храмы и как вести себя в них»27.

Пётр I полностью подчинил себе Церковь, сделав её частью государственного аппарата. Греческий митрополит Исидор был свергнут после подписания Флорентийской унии, а на его место был поставлен новый русский митрополит без согласования с Константинополем. Быстрое падение Константинополя и такое самопозиционирование Церкви закрепилось в сознании, способствовало возвышению Москвы и формированию в общественных массах представлений, что истинное христианство и истинное православие находится только на Руси28. Таким образом, можно сделать вывод, что идея Москвы - Третьего Рима добавила новые элементы в религиозном правовом сознании, которые быстро были усвоены правительственными кругами и получили закрепление в новых правовых актах. Царь не мог ограничить Церковь или подчинить своей власти в церковных обрядах - это было нельзя по церковным канонам, поэтому Петр I принял решение об отмене патриаршества. В течение 20 лет после смерти патриарха Адриана (1700 г.) не назначался его приемник, а в 1721 году патриаршество упразднялось, учреждалась Духовная коллегия, которая позже была переименована в Синод.

Такое подавление церкви со стороны государства нарушало важные канонические правила внутри-церковной жизни - проведение народно-церковных съездов мирян и духовных лиц для избрания самого патриарха, епархиальных архиереев и приходских священников. К началу XX века духовенство начало активную политику по восстановлению патриаршества и Поместных соборов29. Синод в 1905 и в 1912 гг. пытался добиться от императора согласия на то, чтобы созвать в Москве собор для избрания патриарха и обсуждения церковных пре-

26 Юртаева Е.А. К пониманию закона в дореволюционной России. Журнал российского права, 2010, №9.

27 Павленко Н.И. Петр I. 4-е изд. М., 2003. С. 424.

28 Панарин А. Философия истории. Русское просвещение. Поиски национальной идентичности. URL: http:// www.gumer. infobibliothek.

29 Фирсов С.Л. Православная церковь и Российское государство в конце XIX - начале XX в. (проблемы взаимоотношений духовной и светской власти): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб.,

1994.

образований, но решения не последовало. А уже с февраля 1917 г. произошли серьёзные изменения в государственно-церковных отношениях: впервые со времен Петра I церковь становилась самостоятельной и освобождалась от подчинения государству. 15 августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный собор Русской православной церкви, а 5 ноября 1917 года Московский митрополит Тихон был избран на патриарший престол. Патриарх негативно относился к советской власти, поэтому после его смерти не дали возможности переизбрать патриарха, закрепляя должность местоблюстителя патриаршего престола. После неудачных попыток советской власти объединить религию и контрреволюцию начинаются гонения на церковь и духовенство. Начались массовые репрессии священников и православных христиан, закрытие и разорение церковного имущества, переплавка колоколов на нужды народного хозяйства. С началом Великой Отечественной войны наметился перелом в отношениях церкви и государства, но после смерти Сталина гонения возобновились.

В 80-90-х годах XX столетия произошли существенные изменения как во внутрицер-ковном, так и в светском законодательстве. В Конституции Российской Федерации 1993г. закреплены основополагающие начала, в ст. ст. 13 и 14 Российская Федерация провозглашается светским государством. В современный период деятельность Русской Православной Церкви регламентируется не только светским законодательством, но и целым рядом локальных актов - внутренних правил самой Русской Православной Церкви. Это согласуется с действующим законодательством, так как согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство уважает внутренние установления религиозных организаций, правда, при условии, если они не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Устав Русской Православной Церкви принят на Архиерейском Соборе 2000 года, в нём закреплено, что Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации

30

как религиозная организация,30 а значит, вступает в правоотношения, имеет права и несёт обязанности.

В современной России никакая религия не может признаваться государственной, а все религиозные объединения равны перед законом. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004г. говорится, что государство, его органы, должностные лица не вправе вмешиваться в

30 Устав Русской Православной Церкви: официальный текст (в последней редакции от 05.02.2011г.) // http://www.patriarchia.ru.

ИСТОРИЯ

законную деятельность религиозных объединений, возлагать на них выполнение функций органов государственной власти и местного самоуправления. В свою очередь, религиозные объединения не вправе вмешиваться в дела государства, участвовать в формировании государственных органов, выполнять их функции, участвовать в выборах, оказывать помощь политическим партиям31. Но церковь активно сотрудничает с государством и принимает активное участие в общественной жизни. По словам русского христианского философа И.А. Ильина, церкви есть дело до всего, чем живут или не живут люди на земле. Принцип светского государства не означает полной антирелигиозной направленности или дистанцированности церкви от государства и права. Фактически церковь существует и развивается в тех рамках, которые установлены для неё государством и закреплены в нормах права, подчиняется государственным законам.

Религиозное правовое сознание выступает важным и глубинным свойством правовой жизни в России, независимо имеет ли религиозность церковную или светскую форму во внешнем проявлении, определяется ли её влияние на право и правовую жизнь, она выявляет ценностный смысл и качественный уровень правовой жизни, поскольку неизменно оно и закрепляет основу правосозна-ния32. Рассмотрение таких понятий, как «право», «правовое сознание», «правовая культура» невозможно без религиозных основ данных явлений, и в полной мере это справедливо и по отношению ко всем другим явлениям, в которых находит своё выражение правовая жизнь. По мнению И.А. Ильина, религиозность в правосознании проявляется в виде восприятия и принятия совершенности права как формы человеческого бытия человека, а «подлинное правосознание всегда религиозно»33. Поэтому не навязанное, а естественное присутствие закона в повседневной жизни людей, стремление к нему есть прямое присутствие в правовой жизни религиозного начала.

Таким образом, можно констатировать, что своеобразный дефицит права и правосознания в нашем государстве имеет отдаленные корни, которые уходят в историю российского государства. Развитие национального правового сознания в России, по мнению некоторых исследователей, прошло несколько основных этапов: первый пери-

31 Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России. М., 2005. С. 76.

32 Долгушина С.В. Принципы взаимосвязи правовой и религиозной форм общественной жизни./ История государства и права, 2010, №4. С. 22-24.

33 Ильин И.А. О сущности правосознания. Собрание сочи-

нений в 10 т. Т. 4. М.: Русская книга, 1994. С. 389.

од связан с переходом от язычества к христианской культуре, где существует перевес мистических начал над правовыми и общественными; второй период связан с церковным расколом и Петровскими преобразованиями, где наоборот существует подавление традиций формальными законами34. На новом, современном этапе происходят фундаментальные изменения национального правового сознания, которые несут не сформировавшийся в своих тенденциях смысл. Идёт усиленная работа по использованию и восстановлению народных традиций, обычаев и, в частности, религиозных. Русская Православная Церковь и православие становятся фактически атрибутом государственной политики и разрабатываемой официальной идеологии. Соединение церкви и государства идёт через взаимосвязь религиозного и правового сознания, которые постоянны, имеют сущностный характер, а также подчеркивают проявление религиозности в качестве глубинного духовного компонента правовой жизни.

Религиозное сознание оказывает ощутимое влияние на правовое, давая в его распоряжение представления о природе человека и общества, и тем самым помогает ему построить идеальную модель гармонизации интересов личности и общественных требований, установить ту меру ограничения свободы индивида в социуме, которую можно было бы признать справедливой. В системе религиозного мировоззрения влияние, оказываемое религией на правосознание, является определяющим, именно на его основе формируются базовые для правового сознания идеи35. Правовая форма общественного сознания влияет на сознание религиозное благодаря тому, что образы и категории правового мышления проецируются в область религиозных феноменов и используются для описания сверхъестественной, трансцендентной по природе реальности. Тогда, когда речь идет о церковной религиозности, это влияние является весьма слабым и не затрагивает принципиальных сторон религиозного сознания. Применительно к религиозному сознанию в контексте светской религиозности с большей уверенностью можно говорить о проекции в область религиозного сознания тех или иных черт правовой действительности.

34 О русском национальном характере и его эволюции в связи с изменениями природных и социальных условий см.: Ключевский В.О. Курс русской истории: В 4 т. М., 1906 - 1915. Т. 1. С. 386 - 387.

35 Долгушина С.В. Принципы взаимосвязи правовой и религиозной форм общественной жизни. История государства и права, 2010, №4. С. 22-24.

mx1

E.S. MATVEEVA

FEATURES OF FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS IN RUSSIA

The article traces the genesis of the influence of the Church in the state and social reality in Russia since the adoption of Christianity to the present time. The features of the formation of the legal consciousness in Russia as a form of public consciousness, along with religion, morality, politics, and other forms of social consciousness.

Key words: temporal power and spiritual authority, the state, the church, the legal consciousness of the religious consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.