Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ "СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ" И "ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" В РАБОТЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ "СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ" И "ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" В РАБОТЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курышов И. С.

По мнению автора, оценка деятельности органов прокуратуры Российской Федерации происходит с учетом множества показателей. Основные количественные показатели представлены в статистических отчетах. Такие отчеты формируются в рамках государственного единого статистического учета, организованного в прокуратуре Российской Федерации. В настоящей статье автор исследует соотношение понятий «статистический учет» и «оценка деятельности» в органах прокуратуры, а также влияние организации статистического учета на основные показатели прокурорского надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF THE CONCEPTS OF "STATISTICAL ACCOUNTING" AND "EVALUATION OF ACTIVITY" IN THE WORK OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

According to the author, the assessment of the activities of the prosecutor's office of the Russian Federation takes place taking into account many indicators. The main quantitative indicators are presented in statistical reports. Such reports are generated within the framework of the state unified statistical accounting, organized in the Prosecutor's Office of the Russian Federation. In this article, the author explores the relationship between the concepts of "statistical accounting" and "performance evaluation" in the prosecutor's office, as well as the impact of the organization of statistical accounting on the main indicators of prosecutorial supervision.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ "СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ" И "ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" В РАБОТЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_179

УДК 347.962

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ» И «ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В РАБОТЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ RELATIONSHIP OF THE CONCEPTS "STATISTICAL ACCOUNTING" AND "ACTIVITY EVALUATION" IN THE WORK OF THE PROSECUTION BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

КУРЫШОВ Игорь Святославович,

заведующий кафедрой прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства и участия прокурора в гражданском, административном судопроизводстве и арбитражном процессе, Дальневосточного юридического института (филиала)

Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук. Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: kuri67@mail.ru;

Kuryshov Igor S.,

Head of the Department of Prosecutorial Supervision over the Execution

of Federal Legislation and the Participation of the Prosecutor in Civil, Administrative and Arbitration Proceedings,

Far Eastern Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation, candidate of Legal Sciences.

Russia, Vladivostok, Sukhanova str., 8.

E-mail: kuri67@mail.ru

Краткая аннотация: по мнению автора, оценка деятельности органов прокуратуры Российской Федерации происходит с учетом множества показа-

телей. Основные количественные показатели представлены в статистических отчетах. Такие отчеты формируются в рамках государственного единого статистического учета, организованного в прокуратуре Российской Федерации. В настоящей статье автор исследует соотношение понятий «статистический учет» и «оценка деятельности» в органах прокуратуры, а также влияние организации статистического учета на основные показатели прокурорского надзора.

Abstract: according to the author, the assessment of the activities of the prosecutor's office of the Russian Federation takes place taking into account many indicators.

The main quantitative indicators are presented in statistical reports. Such reports are generated within the framework of the state unified statistical accounting, organized in the Prosecutor's Office of the Russian Federation. In this article, the author explores the relationship between the concepts of "statistical accounting" and "performance evaluation" in the prosecutor's office, as well as the impact of the organization of statistical accounting on the main indicators of prosecutorial supervision.

Ключевые слова: органы прокуратуры; прокурорский надзор; статистический учет; оценка деятельности; организация; количественные и качественные показатели.

Keywords: prosecutor's office; prosecutor's supervision; statistical accounting; performance evaluation; organization; quantitative and qualitative indicators.

Для цитирования: Курышов И.С. Соотношение понятий «статистический учет» и «оценка деятельности» в работе органов прокуратуры Российской Федерации //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 179-180. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_179.

For citation: Kuryshov I.S. Relationship of the concepts of "statistical accounting" and "assessment of activity evaluation" in the work of the Prosecution bodies of the Russian Federation //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 179-180. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_179.

Оценка деятельности органов прокуратуры является одним из элементов по обнаружению и ликвидации «слабых» мест в работе прокуратур. Лишь объективная оценка позволяет составить верное представление о проблеме и путях ее устранения. В то же время, сама оценка деятельности предполагает наличие соответствующей законодательной базы и оценочных инструментов.

Полагаем, что в настоящее время прокуратура Российской Федерации не располагает указанными средствами, а основу оценки деятельности составляют показатели, отраженные в статистических отчетах, представленные в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, либо за иной период времени.

Известно, что деятельность прокуратуры Российской Федерации определяется положениями Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре).

Закон о прокуратуре особое внимание уделяет иным вопросам организации и деятельности органов прокуратуры. Среди них - государственный единый статистический учет данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре (далее - государственный единый статистический учет). Именно результаты работы, связанной с государственным единым статистическим учетом в дальнейшем, могут стать основой для оценки того или иного направления деятельности органов прокуратуры.

Долгое время указанное направление деятельности «компактно» называлось «Статистическая отчетность» и определяло для Генеральной прокураты Российской Федерации требование о совместной с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разработке системы и методики единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, единого порядка формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. При этом количество отчетных статистических форм имело разумные пределы.

Вектор развития современной России направлен на использование информационных технологий в различных сферах деятельности, в том числе в прокуратуре Российской Федерации. Теперь Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет государственный единый статистический учет данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре, проводит федеральное статистическое наблюдение на основе первичных статистических данных, предоставляемых государственными органами.

Цель государственного единого статистического учета - это создание, развитие, ввод в эксплуатацию и обеспечение функционирования государственной автоматизированной системы правовой статистики, при этом Генеральная прокуратура Российской Федерации является ее оператором (п. 5, ст. 51 Закона о прокуратуре).

Положение о государственной автоматизированной системе правовой статистики, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2023 г. № 2113, определяет, что указанная система предназначена в том числе для ведения федерального статистического наблюдения в целях повышения эффективности прокурорского надзора.

Одновременно, в рамках государственного единого статистического учета, разработали и внедрили базу ведомственной отчетности в основу которой положен отраслевой принцип, предусматривающий составление одного отчета о работе по каждому из направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. На начало 2022 г. общее количество статистических отчетов составляло 22, из них 3 относились к работе в сфере международно-правового сотрудничества и кадровой работы, заполнялись только Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

При этом Генеральной прокуратурой ведется работа по обновлению базы ведомственной отчетности. Цель такой работы - оптимизация форм отчетности, исключение малоинформативных показателей, отражающих нулевые или единичные значения, дублирующие друг друга, а также не используемые в информационно-

Статья поступила в редакцию: 16.04.2023

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

аналитических документах (приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 09.03.2022 г. № 131 «О признании утратившими силу отдельных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации», от 21.02.2022 г. № 98 «Об утверждении и о введении в действие статистического отчета «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» по форме ОН и Инструкции по его формированию», и другие).

Совершенствование форм ведомственной статистической отчетности связано с основными вопросами статистической науки. Это подтверждается тем, что в основе государственного единого статистического учета лежит Федеральный закон от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - закон о статистическом учете).

Своевременно задаться вопросом о содержании понятия «статистика» и ее связи с деятельностью прокураторы Российской Федерации в этом направлении.

Одно из определений указывает, что «статистика» - это деятельность, направленная на получение, обработку, анализ и публикацию информации, которая отражает количественные показатели жизни, природы и общества при общей связи с их качественным содержанием.

Полагаем, что с теоретической точки зрения государственный единый статистический учет необходимо рассматривать как отрасль статистики, называемой правовая статистика. Предмет правовой статистики представлен количественной стороной, состоящей в неразрывной связи с качественными характеристиками правовых явлений, входящих в сферу деятельности правоохранительных органов, в том числе в сферу деятельности прокуратуры, и непосредственно сама их деятельность.

В теории правовая статистика является одним из специфических методов исследования общественных процессов и явлений, которые позволяют выявить закономерности и тенденции правонарушений, дать рекомендации в части профилактики преступности, а также оценить эффективность деятельности прокуратуры.

Таким образом, Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет государственный единый статистический учет данных о прокурорском надзоре и проводит статистическое наблюдение на основе первичных статистических данных, которые ей представлены органами прокуратуры Российской Федерации по иным направлениям деятельности.

Имея такие данные, Генеральная прокуратура Российской Федерации использует статистическое наблюдение в целях повышения эффективности прокурорского надзора и иной деятельности, осуществляемой органами прокуратуры в рамках закона о прокуратуре.

Говоря об оценке деятельности органов прокуратуры и зависимости от количественных показателей, сформированных в ведомственных статистических отчетах, считаем необходимым вспомнить о проблеме формализма, возникающего в таких случаях.

Еще в 1948 г. бывший Генеральный прокурор СССР Р.А. Руденко осудил практику ориентирования оценки работы по надзору за законностью только на количественные показатели. Р.А. Руденко считал, что погоня за большими количественными показателями вредит качеству работы, так как в «азарте» прокуроры перестают видеть главное. [1, с. 193]. С такой постановкой вопроса согласен Н.С. Богомолов, обосновав свое мнение в работе «Некоторые проблемы оценки эффективности деятельности государственных органов на примере органов прокуратуры РФ» [1, с. 192-195].

С учетом изложенного полагаем, что оценка какой-либо деятельности, как явление носит противоречивый характер. В случае оценки деятельности органов прокуратуры - это управленческий метод определения результативности или других аспектов работы конкретной прокуратуры, ее подразделения либо направления деятельности.

Свой взгляд на оценку эффективности прокурорской деятельности имеет Р.В. Жубрин, предлагая в целях оценки эффективности работы прокуроров использовать показатели нагрузки на сотрудника [3, с. 47].

При исследовании настоящей проблемы, обращает внимание Положение о применении общих подходов при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур (далее - Положение), утвержденное приказом Генерального прокуратура Российской Федерации от 26.05.2020 г. № 278.

Положение определяет общие подходы при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, содержит перечень основных вопросов, подлежащих изучению и оценке при проведении комплексной проверки организации деятельности прокуратуры и отраслевых проверок деятельности прокуратур.

В данном контексте интересен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.05.2016 г. № 276 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации», пункт 9.7. которого определяет, что справка о комплексной проверке организации работы и прокурорского надзора должна содержать как анализ, так и оценку деятельности проверяемой прокуратуры. В то же время в справке должны быть перечислены конкретных недостатки, выводы о причинах, сведения о должностных лицах, допустивших нарушения. При этом, ни в указанном приказе, ни в Положении конкретные критерии оценки деятельности прокуратур не определены.

Вместе с тем, теоретические основы оценки эффективности деятельности органов российской прокуратуры и ее различных направлений предложены в работах Ф.М. Кобзарева, в том числе в монографии «Теоретические основы оценки эффективности деятельности органов прокуратуры». В указанной работе коллективом авторов на базе исходных теоретических положений сформулированы понятия критериев и показателей, определена система и обоснована модель оценки деятельности органов прокуратуры. В работе содержится универсальная формула, позволяющая провести оценку работы органов прокуратуры применительно к отдельным направлениям ее деятельности [5, с. 5-7].

Как оценивать деятельность прокурора предложили К.В. Камчатов и А.А. Тимошенко, высказав в работе суждение, что проведённые ими исследования показывают необходимость разработки концептуальных основ оценки эффективности деятельности прокурора. При этом необходимо использовать разные подходы к формированию системы оценки эффективности деятельности прокурора [4, с. 32,33].

Таким образом, для оценки деятельности прокуратуры необходимо разработать научно-практическую методику. При этом возможны различные критерии оценки. Они могут быть как универсальными, так и специальными (при оценке работы по конкретным направлениям деятельности). Использование данных ведомственной отчетности, также возможно и даже целесообразно при условии общего комплексного подхода к оценке. Нет сомнений что формирование в прокуратуре Российской Федерации оценочных параметров деятельности необходимо, но такие параметры не должны заслонять собой общие цели и задачи, установленные Законом о прокуратуре.

Б иблиография:

1. Богомолов Н. С. Некоторые проблемы оценки эффективности деятельности государственных органов на примере органов прокуратуры РФ // Экономика и общество: рациональность и ответственность: сборник научных трудов. Омск, 2015. С. 192-195.

2. Даровских О.И. Методологические подходы к оценке эффективности деятельности суда при рассмотрении уголовных дел // Мировой судья. 2022. № 1. С. 12-17.

3. Жубрин Р. В. Оценка эффективности деятельности органов прокуратуры // Законность. 2014. № 12. С. 46-47.

4. Камчатов К.В., Тимошенко А.А. Деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве: оценка эффективности // Российская юстиция. 2017. № 11. С. 29-33.

5. Теоретические основы оценки эффективности деятельности органов прокуратуры: монография / под общ. ред. Ф.М. Кобзарева; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2016. 300 с.

References:

1. Bogomolov N. S. Some problems of evaluating the effectiveness of state bodies on the example of the Prosecutor's Office of the Russian Federation // Economics and society: Rationality and responsibility: a collection of scientific papers. Omsk, 2015. pp. 192-195.

2. Darovskikh O.I. Methodological approaches to assessing the effectiveness of the court's activities in the consideration of criminal cases // Justice of the Peace. 2022. No. 1. pp. 12-17.

3. Zhubrin R. V. Evaluation of the effectiveness of the prosecutor's office // Legality. 2014. No. 12. pp. 46-47.

4. Kamchatov K.V., Timoshenko A.A. Prosecutor's activity in criminal proceedings: evaluation of effectiveness // Russian justice. 2017. No. 11. pp. 29-33.

5. Theoretical foundations for evaluating the effectiveness of the prosecutor's office: monograph / under the general ed. of F.M. Kobzarev; Akad. Gen. Prosecutor's Office of the Russian Federation. Federation. M., 2016. 300 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.