в
ЕСТНИК Джиоев С. X.
Вопросы развития информационных технологий и систем в деятельности органов прокуратуры
Аннотация. Исследование и анализ практических аспектов использования информационных технологий и систем в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации является важной научной задачей. В статье осуществлен анализ применения прокуратурой информационно-коммуникационных технологий при реализации ее основных функций. Выявлено значение внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры, рассмотрены доктринальные и прикладные вопросы их применения в сфере прокурорского надзора, а также предложены пути совершенствования использования данных технологий. Обосновывается необходимость синхронизации в цифровом формате Реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия за невыполнение требований антикоррупционного законодательства, на порталах госслужбы и Гзнеральной прокуратуры; унификации методологии формирования первичного статистического учета преступности Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ и Следственным комитетом РФ; распространения опыта внедрения системы обработки и использования статистических данных о преступности на сферу учета административных правонарушений. Ключевые слова: информационные технологии, прокурорский надзор, электронный документооборот, статистический учет.
DOI: 10.17803/2311-5998.2022.91.3.051-060
Сослан Хазбиевич ДЖИОЕВ,
профессор кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
S. Kh. DZHIOEV, Professor of the Department of organization of judicial and prosecutorial investigative activities of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sci. (Law), Professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Issues of development of information technologies and systems in the activities of the Prosecutor's Office Abstract. Research and analysis of practical aspects of the use of information technologies and systems in the activities of the Prosecutor's Office of the Russian Federation is an important scientific task. The article analyzes the use of information and communication technologies by the Prosecutor's office in the implementation of its main functions. The importance of the introduction of digital technologies in the activities of the prosecutor's office is revealed, the doctrinal and applied issues of their application in the field of prosecutorial supervision are considered, and ways to improve the use of
© С. X. Джиоев, 2022
в М УНИВЕРСИТЕТА
™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
these technologies are proposed. The necessity of synchronization in digital format of the Register of persons dismissed due to loss of trust for failure by an employee to comply with the requirements of anti-corruption legislation on the portals of the civil service and the Prosecutor General's Office; unification of the methodology for the formation of primary statistical accounting of crime by the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Investigative Committee of the Russian Federation; dissemination of experience in the implementation of the system of processing and use of statistical data on crime in the field of accounting administrative offenses. Keywords: information technology; prosecutor's supervision; electronic document management; statistical accounting.
Характерной чертой современности является стремительное развитие информационных технологий и их широкое внедрение во все сферы жизнедеятельности человека, позволившее упростить и усовершенствовать многие процессы коммуникации между государственными органами, структурами гражданского общества и отдельными гражданами. Информационные (цифровые) технологии, несомненно, оказывают влияние на изменение общественных отношений в различных сферах общественной деятельности, что, как отмечается в литературе, детерминирует трансформацию сложившихся фундаментальных правовых категорий, институтов и теоретико-методологических основ правового регулирования, которые, в свою очередь, также играют значительную роль в развитии цифровых технологий1.
В правоохранительной и правозащитной сферах информатизация способствует более эффективному применению правовых норм и оптимизации профессиональной деятельности2. Прокурорский сегмент такой деятельности подразумевает оцифровку информации для более удобной работы с ней с учетом целей и задач, стоящих перед прокуратурой3. Как отмечается в литературе, «целями использования информационно-коммуникационных технологий и информационных систем в органах прокуратуры является минимизация возможных ошибок, связанных с недостоверной информацией, упрощение системы делопроизводства, повышение оперативности в работе сотрудников прокуратуры»4.
1 См.: Минбалеев А. В. Трансформация регулирования цифровых отношений // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 12. С. 31.
2 Гайсинский И. Е., Никоненко Н. Д., Перова М. В. Исследование некоторых аспектов повышения эффективности интернет-сайтов муниципальных образований // Государственное и муниципальное управление : ученые записки СКАГС. 2015. № 4. С. 76.
3 Таболина К. А. Прокурор на начальном этапе уголовного судопроизводства: поиск путей оптимизации деятельности в свете цифровых технологий // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 10. С. 89—90.
4 Паламарчук С. А. Совершенствование конституционно-правового регулирования права на информацию в сети Интернет // Северокавказский юридический вестник. 2015. № 4. С. 108—114.
в
ЕСТНИК Джиоев С. X.
Для достижения этих целей процесс информатизации предполагает реализацию следующих задач:
1) расширение спектра анализа состояния законности и правопорядка;
2) увеличение скорости получения и обработки информации;
3) составление и использование расширенных баз данных;
4) упорядочение внутреннего документооборота;
5) повышение эффективности деятельности сотрудников прокуратуры за счет освобождения их от рукописного непроизводительного труда и др.5 Общие тенденции информатизации всей общественной жизни обусловили
формирование и принятие на базе Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»6 национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»7, которая должна была быть исполнена до конца 2024 г. В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», реализация программы пролонгирована «с сохранением цифровых показателей при условии макроэкономической стабильности»8.
Генеральная прокуратура РФ включена в указанную программу в отдельный раздел. Задачи по цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры включены в федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и имеют четкую направленность на обеспечение высокотехнологичного надзора в деятельности органов прокуратуры с использованием цифровых технологий. Реализация конкретных мероприятий в рамках программы предполагает функционирование современных автоматизированных рабочих мест и сервисов работы с цифровыми данными на базе защищенной от нежелательного внешнего воздействия инфраструктуры Генеральной прокуратуры РФ. В качестве технологического эксперта внедряемых новаций в области цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры с использованием цифровых платформ выступает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ9.
5 Лисовенкова Л. В., Никоненко Н. Д. Влияние информационных технологий на прокуратуру // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. Вып. № 2. С. 139.
6 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических
Л
Т □
Р
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. указов Президента РФ от 19.07.2018 № 444 от 21.07.2020 № 474) // URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027 (дата обращения: 04.02.2022). g
Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» // URL: http://government.ru/docs/28653/ Д
(дата обращения: 04.02.2022). Ч
URL: kremlin.ru>acts/bank/45726 (дата обращения: 04.02.2022).
О реализации мероприятий цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/ й news?item=56742743 (дата обращения: 04.02.2022). НАУКИ
>
7
3
Э
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Вектор цифровой трансформация органов прокуратуры был обозначен ранее. Сама концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры (АСИО-Прокуратура) была разработана еще в рамках Программы правовой информатизации России в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ на основе методологии системного структурного анализа в 90-е гг. прошлого века. В качестве цели программы было названо создание на всей территории Российской Федерации единой цифровой (автоматизированной информационной) среды, способной в полной мере и оперативно удовлетворять информационные потребности всей системы прокурорских органов при осуществлении ими своих функций.
На основе именно этой программы создавалась единая информационная среда для органов прокуратуры с выделением следующих уровней:
— Генеральная прокуратура РФ;
— прокуратуры республик в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей;
— прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.
Создание АСИО-Прокуратура предполагало решение следующих задач:
— создание автоматизированных рабочих мест по каждому виду деятельности органов прокуратуры, формирование соответствующих им баз данных и программно-технических средств для решения определенной логически завершенной группы задач в соответствии с направлением деятельности прокуратуры;
— объединение локальных баз данных в интегрированный банк данных и формирование программно-технических средств, обеспечивающих возможность коллективного использования этих данных;
— объединение цифровых (информационных) ресурсов органов прокуратуры в единую информационно-коммуникационную сеть с адаптацией к существующей в стране цифровой инфраструктуре;
— обеспечение информационного взаимодействия с информационными системами и базами данных, функционирующими в других управленческих структурах государственной власти.
В дальнейшем приказом Генерального прокурора РФ от 14.09.2017 была утверждена новая Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года10, в порядке реализации которой совместным приказом Генеральной прокуратуры и Минкомсвязи России был утвержден паспорт проекта цифровой трансформации органов прокуратуры11. Цели и задачи перевода деятельности прокуратуры в цифровой формат
10 Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71670972/ (дата обращения: 06.02.2022).
11 Приказ Генеральной прокуратуры РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 08.02.2018 № 68/56 «Об утверждении паспорта проекта цифровой трансфор-
на период 2019—2021 гг. были определены совместным приказом Генерального прокурора РФ и Минцифры России от 10.06.2019 № 382/26312.
В 2018 г. был разработан системный проект, формирующий базовые инфраструктурные и прикладные сервисы во всех органах прокуратуры. Паспорт проекта определяет мероприятия, необходимые для достижения целей концепции. Детальный сводный план проекта и контрольные точки предполагается сформировать на основе утвержденного системного проекта цифровой трансформации органов прокуратуры Российской Федерации. На реализацию, по имеющимся в свободном доступе данным, выделено более 1 млрд рублей13. Ответственными исполнителями проекта определены НИИ «Восход» и Ростелеком.
Среди результатов реализации проекта в 2018 г. предполагалось создать защищенный сегмент сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (RSNET) на 3 тыс. объектов, минимум на одном рабочем месте в каждом объекте прокуратуры. Кроме того, планировалось создание аттестованной единой защищенной сети передачи данных для каждого рабочего места работника прокуратуры.
По состоянию на 2020 г. сотрудникам органов прокуратуры поставлено свыше 28 тыс. автоматизированных рабочих мест, с перспективой поставить порядка 22 тыс. современных рабочих мест в ближайшее время. Это позволило обеспечить их полное оснащение современными рабочими местами с доступом к информационным системам сопровождения деятельности органов прокуратуры14.
В настоящее время в Генеральной прокуратуре РФ функционируют такие государственные информационные системы, как ФГИС «Единый реестр проверок» и государственная автоматизированная система правовой статистики (далее — ГАС ПС). В рамках реализации Концепции создан Единый портал прокуратуры, который реализован в виде двухконтурной системы — для внешних пользователей (открытая часть портала) и для внутренних пользователей (закрытая часть портала), которым обеспечен доступ из единой точки к информации более чем ста сайтов органов прокуратуры. Полностью введенный в эксплуатацию портал, наряду с информационной системой межведомственного
мации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71776110/ (дата обращения: 04.02.2022). Приказ Генеральной прокуратуры РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 10.06.2019 № 382/263 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации и Министра связи и массовых ком-
Л
Т □
Р
муникаций Российской Федерации от 08.02.2018 № 68/56 «Об утверждении паспорта проекта цифровой трансформации органов и организаций и организаций прокуратуры Российской Федерации» // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/documents/normative- g
act?item=4766820 (дата обращения: 04.02.2022).
При этом уточняется, что данные могут быть скорректированы по результатам Систем- Д
ного проекта с учетом лимитов доведенных бюджетных ассигнований (URL: https://d- Ч
russia.ru/pasport-proekta-tsifrovoj-transformatsii-organov-prokuratury-importozameshhenie-elektronnye-servisy-i-dokumentooborot.html (дата обращения: 04.02.2022)).
Общая штатная численность сотрудников органов прокуратуры Российской Федерации в й
соответствии с Указом Президента РФ от 28.10.2019 № 528 составляет 51 262 единицы. НАУКИ
>
12
13
14
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
электронного взаимодействия, позволяет обеспечить такие наиболее значимые функции прокуратуры, как подача обращений в органы прокуратуры физическими и юридическими лицами, уведомление об экстремизме, нарушениях трудовых прав граждан, ведение и публикация реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение, управление публикациями о мероприятиях для аккредитации средств массовой информации.
На региональном уровне также используется ряд информационно-коммуникационных систем, в том числе автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО):
— АСИО «Надзор за следствием и дознанием»;
— АСИО о кадровом составе органов прокуратуры;
— АСИО по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам;
— АСИО по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;
— автоматизированная система обработки статистической информации о работе прокурора, отчета о следственной работе, о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях;
— автоматизированные системы информационного обеспечения расследования преступлений;
— автоматизированная система учета нераскрытых убийств.
В целях дальнейшей оптимизации информационного обеспечения деятельности прокуратуры предлагаем синхронизировать опубликование реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) за невыполнение работником требований, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на порталах госслужбы и Генеральной прокуратуры РФ, для чего требуется дополнение п. 22 постановления Правительства РФ от 05.03.2018 № 228 прямым указанием на это. В настоящее время сведения о лицах, уволенных в связи с утратой доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, подлежат включению в специальный перечень. Он размещен в открытом доступе только на портале госслужбы в соответствующем разделе15. Это следует из п. 22 Положения о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2018 № 22816. Такое предложение обусловлено стремлением облегчить доступ к данному реестру в актуальной версии сотрудников прокуратуры, принимающих непосредственное участие в судебных разбирательствах, касающихся судьбы имущества лиц, нарушивших требования антикоррупционного законодательства в части обоснования его законного происхождения, на основании п. 8 ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ. Как показывает практика, иски об обращении в доход указанного имущества часто связаны с предварительным решением об увольнении таких лиц в связи с утратой доверия.
15 URL: http://gossluzhba.gov.ru/reestr (дата обращения: 04.02.2022).
16 Постановление Правительства РФ от 05.03.2018 № 228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия» // URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71895192/paragraph/1:0 (дата обращения: 04.02.2022).
В рамках алгоритма Концепции создан автоматизированный информационный комплекс электронного документооборота и надзорного производства, основанный на современных WEB-технологиях, введенный в опытную эксплуатацию в Генеральной прокуратуре РФ, Главной военной прокуратуре, 54 региональных прокуратурах (с перспективой расширения сферы использования).
В целях совершенствования правозащитной функции, предполагающей необходимость тщательного изучения документов, затрагивающих права граждан и регулирующих такие социально значимые сегменты общественной жизни, как бизнес-сфера, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и ряд других, введен в эксплуатацию сервис, позволяющий гражданам обращаться к прокурорам, записываться на прием на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Внедрение информационных технологий позволило осуществлять взаимодействие между бизнесом и органами прокуратуры с использованием прямого канала связи с предпринимателями. Внедрение данного ресурса позволяет существенно сокращать сроки реагирования прокуроров на нарушения прав бизнесменов.
Генеральная прокуратура РФ, являясь оператором Единого реестра проверок, ставшим важной гарантией защиты прав предпринимателей, использует данный информационный ресурс в целях контроля за законностью проводимых контролирующими органами проверок, контрольных закупок, их основаниях, результатах и принятых по их итогам мерах. Одновременно предприниматели имеют возможность оценить работу органов контроля, проводящих в отношении них контрольно-надзорные мероприятия, в личном кабинете портала, воспользоваться обратной связью, а в случае необходимости направить обращение в Генеральную прокуратуру РФ о допущенных при проведении проверок нарушениях.
Кроме того, Генеральной прокуратурой РФ созданы сервисы информирования юридических лиц о запланированных проверках. В настоящее время к системе подключены около трех тысяч прокуроров и свыше пяти тысяч подразделений контролирующих органов различного уровня, тем самым в целом реализован механизм предоставления сведений из электронных паспортов контрольно-надзорных мероприятий Единого реестра проверок на портал «Бизнес-навигатор малого и среднего предпринимательства».
Генеральная прокуратура РФ продолжает последовательно развивать информационные технологии в части проведения антикоррупционных экспертиз. По информации Генерального прокурора РФ И. В. Краснова, с учетом масштабной работы в этой части17, предполагающей«привлечение независимых экспертов, а также ведущих научных и образовательных учреждений страны, в настоя- Т
щее время тестируется специальная программа с элементами искусственного интеллекта, предназначенная для обработки и анализа большого массива документов»18. р
И
И
17 За девять месяцев текущего года прокурорами проведена антикоррупционная экспер- Ч тиза более миллиона нормативных правовых актов и их проектов, из которых исключено
свыше 65 тыс. коррупциогенных факторов.
18 Игорь Краснов: «"Решалам"» в прокурорских рядах мало не покажется» // URL: й ria.ru/20211209/krasnov-1762837054.html (дата обращения: 04.02.2022). НАУКИ
Ш m
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Важным направлением совершенствования информационных технологий и систем в деятельности органов прокуратуры является статистический учет преступлений, где цифровизация имеет своей целью исключение любых искажений статистики. В рамках этого направления в 2013 г. создана и в течение 10 последних лет развивается ГАС ПС, позволяющая Генеральной прокуратуре РФ осуществлять единый статистический учет данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре.
ГАС ПС представляет собой централизованную систему накопления, обработки и использования статистических данных о преступности и результатах следственной деятельности. Эта система предоставляет участникам уголовного судопроизводства возможность получать информацию с момента регистрации сообщения о преступлении до рассмотрения уголовного дела в суде на всех уровнях, формировать статистическую отчетность о преступности, результатах следственной работы и прокурорского надзора полностью автоматизированным способом.
Внедрение системы в полном объеме позволит значительно снизить затраты на сбор и обобщение статистической информации, повысить эффективность межведомственного взаимодействия (большей частью — с МВД РФ), обеспечит повышение качества управленческих процессов, а также открытость статистики преступности. Последнее исключительно важно для юридической науки, ориентированной на использование достоверных сведений о состоянии преступности и следственной работы. Завершение этапа опытной эксплуатации ГАС ПС в пилотной зоне и ввод системы в постоянную эксплуатацию планировалось осуществить к 01.01.202219. По вопросам совершенствования работы ГАС ПС выскажем некоторые соображения.
Во-первых, на наш взгляд, имеет смысл распространить опыт внедрения централизованной системы сбора, обработки, хранения и использования статистических данных о преступности на административные правонарушения, прежде всего — правонарушения, представляющие собой преюдициальные факты, являющиеся условиями уголовной ответственности за совершение отдельных преступлений.
Речь идет о таких правонарушениях, как нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, не повлекших кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности (ст. 116.1 УК РФ), неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (ст. 157 УК РФ), мелкое хищение чужого имущества, предусмотренного ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ (ст. 158.1 УК РФ), и др. Работа в этом направлении важна, поскольку в УК РФ в последние
19 Бессчастный С. А. Цифровая трансформация органов прокуратуры Российской Федерации // Цифровизация деятельности органов прокуратуры : сборник материалов семинара (круглого стола) (Москва, 30 сентября 2020 г.) / под общ. ред. И. В. Горошко ; сост. А. Л. Коренюк ; Университет прокуратуры Российской Федерации. М., 2021. С. 12.
годы возрастает количество норм об уголовной ответственности, предполагающих административную преюдицию.
Во-вторых, имеет смысл унифицировать подход к формированию статистики преступности, принятый Генеральной прокуратурой РФ и МВД РФ и отраженный в совместном указании о введении в действие перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности20, а также подход Следственного комитета РФ, который для отчетности разработал и использует свои перечни на основе ведомственного типового положения21. Оба документа допускают различную субъективную оценку факта того или иного преступления, отражаемую в учетной карточке, а при анализе допускают произвольное объединение преступлений различных групп, что существенно затрудняет понимание структуры и динамики отдельных видов преступлений.
При составлении отчетности, как отмечается в юридической литературе, допускается многократный учет конкретных преступлений отдельных видов, например преступлений экономической и коррупционной направленности с применением рекомендаций, содержащихся в списках преступлений, используемых при формировании отчетности.
Например, «преступление, ответственность за которое предусмотрено ст. 200.5 "Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок" УК РФ, может быть одновременно учтено как преступление экономической направленности (перечень 2, с учетом места состава преступления в структуре Особенной части УК РФ) и как преступление коррупционной направленности (перечень 23, исходя из конструкции состава этого преступления); преступление, предусмотренное ст. 285.4 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа), при формировании отчетности может быть отнесено как минимум к трем группам преступлений — экономической направленности (перечень 2), коррупционной направленности (перечень 23) и к преступлениям, связанным с оборонно-промышленным комплексом (перечень 24)»22.
Принципиальное решение вопросов, связанных с методологией первичного статистического учета в условиях цифровизации деятельности органов прокуратуры имеет важное значение. Поскольку статистическая карточка формируется уполномоченным должностным лицом в электронном виде и заверяется его электронной подписью и подписью руководителя подразделения, основной схемой сбора и обработки статистических данных является использование безбумажной
20
Ш m К
Т □
Р
Указание Генпрокуратуры России № 35/11, МВД России № 1 от 24.01.2020 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // URL: epp.genproc.gov.ru>documen g
ts/1664002...35111...8243... (дата обращения: 12.02.2022).
Типовое положение о статистическом наблюдении в системе Следственного комите- Д
та РФ, утв. приказом Председателя Следственного комитета РФ от 04.07.2011 № 104 // Ч
URL: https://base.garant.ru/1357704/ (дата обращения: 12.02.2022).
Правовое обеспечение реализации национальных проектов социально-экономического
развития России до 2030 года : монография / отв. ред. В. Б. Ястребов. М. : Проспект, й
2021. С. 165—166. НАУКИ
>
21
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
технологии. Поэтому внедрение информационных технологий в деятельность органов прокуратуры должно стать инструментом для усиления законности в сфере правовой статистики, качественно повысить уровень надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и координации их деятельности в борьбе с преступностью, что возможно только на основе правильного формирования статистических показателей.
В заключение отметим, что внедрение компонентов цифровой инфраструктуры, а также постоянное их совершенствование является необходимой предпосылкой успешного осуществления деятельности органов прокуратуры в настоящее время.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бессчастный С. А. Цифровая трансформация органов прокуратуры Российской Федерации // Цифровизация деятельности органов прокуратуры : сборник материалов семинара (круглого стола) (Москва, 30 сентября 2020 г.) / под общ. ред. И. В. Горошко ; ^ст. А. Л. Коренюк ; Университет прокуратуры Российской Федерации. — М., 2021. — С. 8—14.
2. Гайсинский И. Е., Никоненко Н. Д., Перова М. В. Исследование некоторых аспектов повышения эффективности интернет-сайтов муниципальных образований // Государственное и муниципальное управление : ученые записки СКАГС. — 2015. — № 4. — С. 75—81.
3. Игорь Краснов: «"Решалам" в прокурорских рядах мало не покажется» // URL: https://ria.ru/20211209/krasnov-1762837054.html.
4. Лисовенкова Л. В., Никоненко Н. Д. Влияние информационных технологий на прокуратуру // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. — 2016. — Вып. № 2. — С. 138—142.
5. Минбалеев А. В. Трансформация регулирования цифровых отношений // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2019. — № 12. — С. 31—36.
6. Паламарчук С. А. Совершенствование конституционно-правового регулирования права на информацию в сети Интернет // Северокавказский юридический вестник. — 2015. — № 4. — С. 108—114.
7. Правовое обеспечение реализации национальных проектов социально-экономического развития России до 2030 года : монография / отв. ред. В. Б. Ястребов. — М. : Проспект, 2021. — 212 с.
8. Таболина К. А. Прокурор на начальном этапе уголовного судопроизводства: поиск путей оптимизации деятельности в свете цифровых технологий // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2020. — № 10. — С. 90—96.