Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - С. 119-123.
УДК 343.232:311
РАЗВИТИЕ И ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ МЕТОДОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЁТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Зиневич О. Я.
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
Исследуются вопросы формирования единого информационного пространства правовой статистики, возможности объективной оценки хода и результатов расследования, проблемы получения объективной статистической информации о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, результатов следственной работы, внедрения технических новинок при обработке данных первичного учета, устранение негативных явлений при учете преступлений, повышение качества и оперативности межведомственного взаимодействия правоохранительных органов. Приводятся возможности государственной автоматизированной системы правовой статистики позволяющей получить на федеральном уровне все необходимые данные о преступности, в частности открытый Генеральной прокуратурой Российской Федерации информационно-аналитический портал правовой статистики в целях информирования граждан РФ о состоянии преступности в отдельных субъектах РФ и стране в целом.
Ключевые слова: статистический учёт, криминологический анализ, государственная автоматизированная система правовой статистики, межведомственное взаимодействие.
Согласно ст. 2 Федерального Закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» [1] официальный статистический учет - это деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации.
Принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.
В жизни государства статистическая информация имеет большое практическое значение. В частности, криминологические исследования преступности напрямую зависят от достоверности собранных данных.
Проблема получения объективной статистической информации о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, результатов следственной работы и т.д. всегда присутствовала в деятельности правоохранительных органов.
В последние годы ситуация стала кардинально меняться. Получению достоверной статистической информации стало способствовать внедрение технических новинок при обработке данных первичного учета, тем самым уменьшая шансы на её искажение.
В соответствии со ст. 5 названного закона Генеральная прокуратура РФ стала субъектом официального статистического учета.
К примеру, сравнительный анализ за 11 месяцев 2018 года и 11 месяцев 2017 года и показал, что прокурорами Республики Крым, в рамках реализации ст. 51 Феде-
119
рального Закона «О прокуратуре», в указанный период выявлено в 2018 г. - 62051 (СК - 7584, МВД - 54467), (2017 г. - 59722 (СК - 6850, МВД - 52872) нарушений допущенных при исполнении законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
В правоохранительные органы направлено в указанный период 2018 г. - 616 (2017 г. - 576) информаций, представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено в 2018 г. - 2365 (в 2017 г. - 2327) должностных лиц [8].
Нарушения, как правило, связаны с фальсификацией документов первичного учета, необоснованным заполнением статистических карточек при отсутствии принятых определенных процессуальных решений. Цель таких нарушений - решение ведомственных задач, в частности стимулом к этому становится сохранение показателей предыдущего периода.
Из-за утаивания преступлений от учета искажается истинное состояние криминальной деятельности, неправильно выбираются методы борьбы с нею, отсутствует возможность провести точный криминологический анализ преступности.
Внедряемая новая организация правовой статистики должна помочь в устранении таких негативных явлений, способствуя совершенствованию государственного управления.
Изменению понимания необходимости реорганизации сбора и учета статистических данных стала Концепция создания государственной автоматизированной системы правовой статистики, одобренная в декабре 2011 года Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации и послужила основой реорганизации системы единого статистического учета преступлений [3].
Принятая в 2011 году новая редакция статьи 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [2] закрепила за Генеральной прокуратурой Российской Федерации полномочия по ведению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности и раскрываемости преступлений, следственной работы и прокурорского надзора, а приказы Генерального прокурора РФ по вопросам статистического учета стали обязательны для органов государственной власти.
На органы прокуратуры возложена обязанность ведения правовой статистики, усилена её координирующая роль, создаётся единое информационное пространство правовой статистики.
Учитывая, что прокурор является лицом, не заинтересованным в искажении статистических данных о результатах этой деятельности передача этой функции является логичной и необходимой.
В Концепции определено, что главной целью создания государственной автоматизированной системы правовой статистики является обеспечения прозрачности, достоверности и полноты учетных сведений о преступлениях. Кроме того, сформулированы и иные цели: совершенствование системы национальной безопасности; обеспечение объективности, оперативности, полноты и достоверности данных о состоянии преступности в Российской Федерации, раскрываемости преступлений и судебных актах, вынесенных по уголовным делам; оперативное информирование руководства страны о состоянии преступности, своевременности и результатах рас-
смотрения заявлений и сообщений о преступлениях; информационно-аналитическое обеспечение деятельности правоохранительных органов при раскрытии и расследовании преступлений; повышение эффективности процессуального надзора за регистрацией и рассмотрением заявлений и сообщений о преступлениях, расследованием уголовных дел; создание объективной системы оценки результативности деятельности правоохранительных органов; создание единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия.
Внедрение государственной автоматизированной системы правовой статистики позволило бы повысить качество и оперативность межведомственного взаимодействия правоохранительных органов, заменить устаревшие способы учета работы её сотрудников. Уголовные дела возможно отслеживать от момента возбуждения до судебного решения, то есть учет становится более прозрачным.
В целях обеспечения поэтапного создания государственной автоматизированной системы правовой статистики генеральной прокуратурой РФ в январе 2013 и 2016 годов были изданы соответственно приказы № 39 и № 18 «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики» [4-5], определившие в качестве объектов пилотной зоны несколько региональных прокуратур, которым было поручено организовать совместно с территориальными органами федеральных государственных органов и федеральными органами исполнительной власти формирование в тестовом режиме электронных файлов с данными о сообщениях о преступлениях и статистических карточек, их сбор, обработку и загрузку в государственную автоматизированную систему правовой статистики.
Данный пилотный проект показал свою эффективность, что дало возможность его распространения на остальные субъекты федерации [6]. Центральным элементом системы стало единое хранилище всех документов первичного учета в электронном виде, формирование единого реестра уголовных дел и обеспечение возможности объективной оценки хода и результатов расследования.
Государственная автоматизированная система правовой статистики позволяет получить на федеральном уровне все необходимые данные о преступности. Так, для повседневного применения заинтересованными лицами по адресу в сети Интернет crimestat.ru Генеральная прокуратура Российской Федерации открыла информационно-аналитический портал правовой статистики в целях информирования граждан РФ о состоянии преступности в отдельных субъектах РФ и стране в целом.
На указанном ресурсе размещены разделы «Показатели преступности России», «Преступность в регионах», «Социальный портрет преступности», «Россия в мировом рейтинге», «Аналитические материалы» и «Глоссарий».
Статистические сведения основываются на формах государственной статистической отчетности №2-ЕГС (Сведения о лицах, совершивших преступления) и №4-ЕГС (Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений), утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.02.2012 №250 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения № 1-ЕГС, № 2-ЕГС, № 3-ЕГС, № 4-ЕГС».
С учетом действующей государственной автоматизированной системы правовой статистики Генеральной прокуратурой РФ совместно с Министерством юстиции РФ разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого
121
учета данных о преступности, следственной работе, дознании и прокурорского надзора, который внесен в Правительство Российской Федерации [7].
Внедрение государственной автоматизированной системы правовой статистики будет способствовать укреплению законности, снижению фактов сокрытия преступлений, искоренению злоупотреблений, связанных с регистрацией и рассмотрением заявлений и сообщений о преступлениях.
Список литературы
1. Федеральный Закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 72844/ (дата обращения 22.01.2019).
2. Федеральный Закон «О прокуратуре» от 17 января 1992 года № 2202-1.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения 22.01.2019).
3. Письмо Администрации Президента РФ об одобрении подготовленной Генпрокуратурой РФ проекта Концепции создания государственной автоматизированной системы правовой статистики от 15.12.2011 №А4-16482П. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lipprok.ru/usr/files/etc/dsp/docgasps.pdf (дата обращения 22.01.2019).
4. Приказ Генерального прокурора РФ № 39 от 30.01.2013 года «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.chuvprok.gov.ru/documents/statistic/normdoc/24.doc (дата обращения 22.01.2019).
5. Приказ Генерального прокурора РФ № 18 от 18.01.2016 года «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456047579 (дата обращения 22.01.2019).
6. Приказ Генерального прокурора РФ №513 от 24.07.2017 года «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71790302/ (дата обращения 22.01.2019).
7. «В Генеральной прокуратуре РФ подведены итоги пилотного запуска в 27 регионах государственной автоматизированной системы правовой статистики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: genproc.gov.ru/smi/news/ genproc/ news-1355722/ (дата обращения 22.01.2019).
8. Статистические данные прокуратуры Республики Крым о состоянии Прокурорского надзора за 11 месяцев 2017-2018г.г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rkproc.ru/ (дата обращения 22.01.2019).
Zinevich O. The development and introduction of new methods of statistical accounting of crimes //
Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - Р. 119-123.
The issues of formation of a single information space of legal statistics, the possibility of an objective assessment of the progress and results of the investigation, the problem of obtaining objective statistical information about the state of crime, crime detection, the results of investigative work, the introduction of technical innovations in the processing of primary accounting data, the elimination of negative phenomena in the accounting of crimes, improving the quality and efficiency of interdepartmental interaction of law enforcement agencies. Possibilities of the state automated system of legal statistics allowing to receive at the Federal level all necessary data on crime, in particular the information analytical portal of legal statistics opened by the Prosecutor General's office of the Russian Federation for the purpose of informing citizens of the Russian Federation on a crime condition in separate subjects of the Russian Federation and the country as a whole are given.
Key words: statistics, criminological analysis of the state automated system of legal statistics, inter-institutional cooperation.
Spisok literatury
1. Federal'nyj Zakon «Ob oficial'nom statisticheskom uchete i sisteme gosudarstvennoj statistiki v Ros-sijskoj Federacii» ot 29 noyabrya 2007 goda № 282-FZ. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72844/ (data obrashcheniya 22.01.2019).
SuHeeun O. H.
2. Federal'nyj Zakon «O prokurature» ot 17 yanvarya 1992 goda № 2202-1.
[EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (data obrashcheniya 22.01.2019).
3. Pis'mo Administracii Prezidenta RF ob odobrenii podgotovlennoj Genprokuraturoj RF proekta Koncepcii sozdaniya gosudarstvennoj avtomatizirovannoj sistemy pravovoj statistiki ot 15.12.2011 №A4 -16482P. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.lipprok.ru/usr/files/etc/dsp/docgasps.pdf (data obrashcheniya 22.01.2019).
4. Prikaz General'nogo prokurora RF № 39 ot 30.01.2013 goda «O provedenii opytnoj ehkspluatacii gosudarstvennoj avtomatizirovannoj sistemy pravovoj statistiki». [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.chuvprok.gov.ru/documents/statistic/normdoc/24.doc (data obrashcheniya 22.01.2019).
5. Prikaz General'nogo prokurora RF № 18 ot 18.01.2016 goda «O provedenii opytnoj ehkspluatacii gosudarstvennoj avtomatizirovannoj sistemy pravovoj statistiki». [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/456047579 (data obrashcheniya 22.01.2019).
6. Prikaz General'nogo prokurora RF №513 ot 24.07.2017 goda «Ob utverzhdenii Koncepcii cifrovoj trans-formacii organov i organizacij prokuratury Rossijskoj Federacii do 2025 goda». [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/71790302/ (data obrashcheniya 22.01.2019).
7. «V General'noj prokurature RF podvedeny itogi pilotnogo zapuska v 27 regionah gosudarstvennoj avtomatizirovannoj sistemy pravovoj statistiki» [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: genproc.gov.ru/smi/news/ genproc/ news-1355722/ (data obrashcheniya 22.01.2019).
8. Statisticheskie dannye prokuratury Respubliki Krym o sostoyanii Prokurorskogo nadzora za 11 mesyacev 2017-2018g.g. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://rkproc.ru/ (data obrashcheniya 22.01.2019).
123