Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СНГ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2502
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРОКУРАТУРА СТРАН СНГ / DIGITAL TRANSFORMATION / PROSECUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / PROSECUTION OF CIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Середа Е. В., Чесноков Н. А.

Статья проводится сравнительный анализ реализации цифровой трансформации органов прокуратуры Российской Федерации и стран СНГ. В статье подробно рассматривается цифровая трансформация органов прокуратуры Российской Федерации, включая этапы ее развития. читателю предлагается сделать вывод о реализации позиций двух этапов (первый этап - 2017 г. и второй этап - 2018-2020 гг.). На примере функционирования прокуратур Республики Беларусь и Республики Казахстан изучается опыт использования современных цифровых технологий в практике уголовно-процессуального учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Середа Е. В., Чесноков Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE PROSECUTION OFFICES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CIS COUNTRIES

The article compares the implementation of digital transformation in the prosecution systems of Russia and cis. it provides detailed analysis of the phases of digital transformation in 2017 and 2018. the use of modern it for recording in criminal litigation of Belarus and Kazakhstan prosecution offices is reviewed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СНГ»

уДК 34.05

Е. В. Середа, Н. А. чесноков

Середа Е. В., доктор юридических наук, профессор;

заведующая кафедрой национальной безопасности и правоохранительной деятельности Института международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета; e-mail: evs.54@mail.ru Чесноков Н. А., кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры национальной безопасности и правоохранительной деятельности Института международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета; e-mail: agpch@mail.ru

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СНГ

Статья проводится сравнительный анализ реализации цифровой трансформации органов прокуратуры Российской Федерации и стран СНГ. В статье подробно рассматривается цифровая трансформация органов прокуратуры Российской Федерации, включая этапы ее развития. Читателю предлагается сделать вывод о реализации позиций двух этапов (первый этап - 2017 г. и второй этап - 2018-2020 гг.). На примере функционирования прокуратур Республики Беларусь и Республики Казахстан изучается опыт использования современных цифровых технологий в практике уголовно-процессуального учета.

Ключевые слова: цифровая трансформация; органы прокуратуры Российской Федерации; прокуратура Российской Федерации; прокуратура стран СНГ

E. V. Sereda, N. A. Chesnokov

Sereda E. V., Doctor of Law, Professor;

Head of Department of the National Security and Law Inforcement, Moscow State Linguistic University; e-mail: evs.54@mail.ru

Chesnokov N. A., Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor; Department of Department of the National Security and Law Inforcement, Moscow State Linguistic University; e-mail: agpch@mail.ru

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE PROSECUTION OFFICES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CIS COUNTRIES

The article compares the implementation of digital transformation in the prosecution systems of Russia and CIS. It provides detailed analysis of the phases of digital transformation in 2017 and 2018. The use of modern IT for recording in criminal litigation of Belarus and Kazakhstan prosecution offices is reviewed.

Key words: digital transformation; prosecution of the Russian Federation; prosecution of CIS.

268

kSL®.

Введение

В настоящее время, в состав стран СНГ входят девять государств, которые имеют постоянные полномочия. Это Россия, Беларусь, Армения, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Молдавия, Казахстан. Туркменистан является ассоциативным членом СНГ. Еще две страны имеют отношения к содружеству: Грузия, сначала позже всех присоединившаяся к Содружеству, а затем вышла официально из него, и Украина, подписавшая первоначальную Декларацию о целях и принципах создания СНГ, но так официально и не вошла в состав содружества.

Цифровая трансформация органов прокуратуры стран СНГ предполагает наличие в структуре Генеральных прокуратур подразделений, в названии которых имеются словосочетания связанные с цифровыми технологиями и правовой статистикой.

Основная часть

Анализ сайтов Генеральных прокуратур стран СНГ показал наличие следующий структур:

• Российская Федерация (genproc.gov.ru/structure/genprokuratu-га/) - Главное управление правовой статистики и информационных технологий, в составе Управления правовой статистики, Управления информационных технологий, Отдела защиты информации и информационных систем и Отдела документа-ционного обеспечения;

• Республика Беларусь (www.prokuratura.gov.by/ru) - Управление режимно-секретной деятельности и информационных технологий, Аналитический отдел и Отдел информации;

• Республика Армения (www.prosecutor.am/ru) - Управление по вопросам информационно-технологического обслуживания и обеспечения безопасности и Отдел статистики и анализа;

• Республика Азербайджан (www.genprosecutor.gov.az) - Управление правового обеспечения и информации, Управление информационно-коммуникационных технологий. Стоит отметить, что на сайте Генеральной прокуратуры Республики Азербайджан русско-язычная версия не представлена;

• Республика Узбекистан (new.prokuratura.uz/ru/) - структура Генеральной прокуратуры на русском языке на сайте не представлена;

• Киргизская Республика (www.prokuror.kg) - Управление правовой статистики и учетов и Отдел информации и связи с общественностью;

• Республика Таджикистан (prokuratura.tj/ru/) - Отдел статистики и анализа;

• Молдавия (www.procuratura.md/ru) в структуре подразделений нет;

• Республика Казахстан (prokuror.gov.kz/rus/structure) - Управление информационной безопасности и Комитет по правовой статистике и специальным учетам генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

Цифровая трансформация органов прокуратуры Российской Федерации (далее цифровая трансформация) реализуется с целью дальнейшего совершенствования информационного обеспечения органов прокуратуры, выделения главных приоритетов и основных принципов развития данного процесса и последующей активизации в области информатизации (Приказ Генерального прокурора РФ от 14 сентября 2017 г. № 627).

Цифровая трансформация реализуется в процессе осуществления государственной политики, направленной на создание определенных условий для построения цифровой экономики России, которая определена в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р).

Внедрение основных положений Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (Концепция) предусмотрено до 2025 года и предполагает следующие приоритетные направления:

1) высокотехнологичный надзор, предполагающий использование механизмов и технологий противостояния киберугрозам и правонарушениям в сфере современных информационных технологий, реализация взаимодействия органов прокуратуры всех уровней в информационной сфере с использованием электронного документооборота как между собой, так и с другими органами государственной власти в процессе реализации надзорной функции;

2) цифровая инфраструктура, обеспечивающая обращение граждан, организаций, государственных органов с использованием

безопасной высокотехнологичной универсальной цифровой среды к органам прокуратуры Российской Федерации;

3) среда доверия, состоящая в обновленной цифровой экосистеме органов прокуратуры, для осуществления технической, организационной и правовой защиты интересов граждан, бизнеса и государства.

В настоящее время, органы прокуратуры имеют ведомственные информационные системы: Информационная система обеспечения надзора за исполнением законов; автоматизированные информационные комплексы (АИК) и автоматизированные информационные системы (АИС); АИК «НАДЗОР» и «КАДРЫ-ОП», АИС «Архивное дело ОП», АИС «Парус», АИС «ПЕНСИЯ»; автоматизированное рабочее место (АРМ) «Статистика»; государственные информационные системы (государственная автоматизированная система правовой статистики (ГАС ПС), информационно-аналитический ресурс «Портал правовой статистики» (crimestat.ru), официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации (genproc.gov.ru) единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Цифровая трансформация органов прокуратуры Российской Федерации базируется на следующих основных принципах: оптимизация, консолидация, надежность, стандартизация, единая модель данных, унификация, виртуализация, модульность, импортозамещение, информационная безопасность.

На наш взгляд, наибольшего внимания заслуживает принцип консолидации, заключающийся в централизации информационных ресурсов, прекращении использования разрозненных точек информационных систем и отдельных технических средств. В последующем, для достижения цели, необходимо упростить эксплуатацию информационных систем, при этом повысить эффективность использования ресурсов путем их перераспределения между системами органов прокуратуры.

Цифровая трансформация органов прокуратуры Российской Федерации осуществляется в три этапа (Приказ Генерального прокурора РФ от 14 сентября 2017 г. № 627):

Первый этап (2017 г.) предусматривает всестороннюю оценку уровня информатизации органов прокуратуры основанную на изучении практики создания, обработки, хранения и передачи служебной информации, утверждение Концепции, пробное (пилотное) внедрение

элементов цифровой инфраструктуры органов прокуратуры (таких как единая защищенная сеть передачи данных; облачная вычислительная платформа; единое рабочее место работника органов прокуратуры (УВГ); единый каталог пользователей; единая система электронной почты; единый портал органов прокуратуры (ЕГПУ); сервисы органов прокуратуры на портале ЕПГУ; сервисы информационной безопасности); осуществление риск-ориентированного подхода в рамках организации отдельных видов государственного надзора (контроля) при регистрации проверок в ФГИС ЕРП; интеграция сервисов ГАС ПС и ведомственных информационных систем правоохранительных органов с учетом изменения требований федерального законодательства; разработка комплекса мер по совершенствованию правового регулирования построения цифровой экономики и непосредственно в план подготовки нормативных правовых актов, обеспечивающих ее реализацию; разработка законодательного и организационно-методического сопровождения мониторинга реализации положений Концепции (система мониторинга, инструменты мониторинга, включая преобразованные и новые формы ведомственной статистической отчетности, методические рекомендации о порядке реализации созданных инструментов мониторинга реализации Концепции).

Второй этап (2018-2020 гг.) включает следующие позиции:

1) разработку системного проекта цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (предполагающий наличие: требований к архитектуре, стандартам построения цифровой платформы, протоколам взаимодействия с цифровыми платформами в ключевых отраслях экономики; реестра и описания основных процессов создания, обработки, хранения и передачи информации, в том числе план их комплексной оптимизации; проектных решений по структурной и функциональной архитектуре цифровой платформы органов прокуратуры, включая ее основные подсистемы и порядок их взаимодействия; программной архитектуры, обеспечивающей импортозамещение; планов по приведению в соответствие подсистем, предполагающее расширение функционала, интеграцию с другими существующими и вновь создаваемыми подсистемами, перевод на новые сервисы, изменение программной архитектуры);

2) разработку и реализацию технического задания на создание компонентов цифровой инфраструктуры прокуратуры;

3) использование органами прокуратуры электронного надзорного производства, юридически значимого электронного документооборота, автоматизированных электронных сервисов, единой безопасной отечественной технологической платформы, расширенного интерфейса портала для граждан, общественных организаций, разработчиков сторонних приложений;

4) организацию работы защищенной системы ведомственного, а также межведомственного взаимодействия;

5) принятие новых нормативно-правовых актов по публичному раскрытию информации;

6) введение реестра нормативных правовых актов с целью реализации надзорных функций;

7) создание в Генеральной прокуратуре Российской Федерации электронной базы нормативных правовых и организационно-распорядительных документов в рамках построения цифровой экономики Российской Федерации;

8) внедрение функциональной подсистемы информационно-аналитической обработки данных, использующих технологии искусственного интеллекта и «больших данных»;

9) объединение ведомственных и внешних государственных информационных систем;

10) использование паспортов надзорных и иных мероприятий;

11) внедрение единой системы учета, которая обеспечивает присвоение первичному сообщению уникального межведомственно -го идентификатора, выступающей универсальной учетной единицей и исключающей многократного повторния межведомственных учетов;

12) создание системы мониторинга и учета цепочки всех возможных решений, которые принимаются по сообщениям о происшествиях (преступлениям), начиная от регистрации сообщения, контроля передачи уголовных дел до вынесения приговора суда;

13) организацию единого распределенного центра управления цифровой инфраструктурой органов и организаций прокуратуры;

14) подготовку предложений в Концепцию по реализации среднесрочных мер совершенствования правового регулирования развития цифровой экономики, а также в план подготовки нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию мероприятий.

Третий этап (2021-2025 гг.) предполагает:

1) автоматизацию надзорных функций, основанную на комплексном подходе;

2) создание дополнительных сервисов для граждан, государственных органов и организаций, представленных на портале правовой статистики;

3) осуществление надзорной деятельности в реальном времени с реализацией автоматического отслеживания хода производства;

4) организацию работы Единого реестра проверок в виде сервисной архитектуры;

5) реализацию эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики на постоянной основе;

6) взаимодействие с государственными информационными ресурсами, содержащими, например, учет сведений налоговых органов, миграционный учет граждан, оперативно-справочный, розыскной и иные учеты МВД;

7) перевод всех процессов деятельности органов прокуратуры в цифровой формат на основе их комплексной оптимизации;

8) использование передовых информационных технологий идентификации участников информационного обмена органов и организаций прокуратуры, включая технологии биометрической идентификации, многофакторной идентификации, использующих Федеральную государственную информационную систему «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», а также других технологий обеспечивающих идентификацию участников обмена информацией;

9) применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе сетевого обучения, при реализации основных образовательных программ высшего образования, программ переподготовки и повышения квалификации образовательными организациями органов прокуратуры, их взаимодействие с другими организациями общего и дополнительного образования, с учетом требований построения цифровой экономики Российской Федерации;

10) обязательную переподготовку и повышение квалификации для всех государственных служащих органов прокуратуры,

обеспечивающих базовые компетенции по цифровой экономике, с использованием преимущественно онлайн-сервиса непрерывного образования взрослых.

В настоящее время ряд прокуратур субъектов Российской Федерации организовали постоянное электронное взаимодействие с территориальными подразделениями Роскомнадзора, обеспечивающее оперативный обмен информацией. Например, прокуратура Республики Татарстан выступила с инициативой создания и внедрения специальной программы «Система противодействия правонарушениям в Интернете», позволяющей в режиме онлайн автоматически выявлять интернет-страницы с информацией, запрещенной российским законодательством, и в последующем направлять адреса страниц (сайтов) Интернета, содержащих данную информацию, в Роском-надзор для их последующей блокировки и, при необходимости, автоматическом формировании документов для обращения в суд. Также стоит отметить, что за весь период опытной эксплуатации ГАС ПС состав пилотной зоны ее внедрения расширился до 28 регионов, в самой системе обработано более 9,2 млн статистических карточек (для информации в 2017 году - 3,6 млн). К ресурсам ГАС ПС имеют доступ более чем 30 тыс. прокурорских работников [Капинус 2018].

По мнению Э. Б. Хатова, следует конкретизировать и закрепить на законодательном уровне понятие единого информационного пространства органов прокуратуры, иных правоохранительных и надзорно-контрольных органов и судов Российской Федерации, что даст возможность повысить уровень законности и правопорядка [Хатов 2019].

В Республике Беларусь реализуются положения Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 «О развитии цифровой экономики», который предполагает также цифровую трансформацию органов прокуратуры республики (URL: www.prokuratura.gov.by/ru).

Интересен опыт Республики Казахстан. Комитет по правовой статистике и специальным учетам генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее Комитет по правовой статистике) обеспечивает реализацию следующих информационных систем (URL : m.prokuror. kz/rus):

• Единая унифицированная статистическая система (ЕУСС) предполагает обеспечение составления статистической отчетности и

информационно-аналитической информации в сфере уголовно-правовой, гражданско-правовой и административно-правовой статистики.

• Автоматизированные информационные системы специального учета (АИС СУ) представляет собой банк данных имеющихся видов учетов, включая учет лиц, привлеченных (привлекаемых) к уголовной ответственности, в том числе за экстремизм и / или терроризм, учет осужденных, разыскиваемых и лиц, признанных судом недееспособными и ограниченно дееспособными, уволенных по отрицательным мотивам с государственной службы.

• Автоматизированная дактилоскопическая информационная система (АДИС) - банк, содержащий информацию об отпечатках пальцев лиц различного учета и позволяющий установить личность по имеющемуся образцу. В банке могут содержаться сведения о состоящих на дактилоскопическом учете лицах, задержанных, арестованных, осужденных за совершение уголовных преступлений; задержанных лицах без определенного места жительства и документов, удостоверяющих личность; лицах, пересекающих государственную границу.

• Единый учет обращений лиц (ЕУОЛ) - в данной базе хранится информация о всех обращениях физических и / или юридических лиц в государственные органы и последующем их рассмотрении.

• Централизованный банк данных должников «Шектеу» (ЦБДД «Шектеу») содержит данные о физических и юридических лицах, которые имеют долговые обязательства перед государством; информацию о наличии предусмотренных законодательством ограничений и принятых судебных актов об ограничении выезда должника за пределы Республики Казахстан; временном запрещении выдачи лицензий и разрешений, приостановлении действий, ранее выданных должнику лицензий, разрешений.

• Информационный сервис (qamqor.gov.kz) - данный ресурс обеспечивает заинтересованным государственным органам удаленный доступ к информационным базам Комитета по правовой статистике, при этом предоставляется своевременная, полная и достоверная информация в сфере правовой статистики и специальных учетов.

• Система информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов (СИО ПСО) - портал содержит необходимую информацию для правоохранительных и специальных органов, представленную в онлайн-режиме в базах

данных государственных органов в электронном виде с целью оперативного реагирования на правонарушения и / или использования в служебной деятельности.

• Информационная система «Единый реестр досудебных расследований» (ИС ЕРДР) - база данных, предполагающая регистрацию уголовных правонарушений, расследование уголовных дел (преимущественно в электронном формате), прокурорский надзор за ходом досудебного расследования и направления оконченных уголовных дел в суд.

• «Кдцагалау» - представляет собой единую информационно-аналитическую систему Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, предназначеную для автоматизации процессов документооборота между Генеральной прокуратурой и территориальными органами прокуратуры, различными территориальными органами прокуратуры, внутри органов прокуратуры, органами прокуратуры и другими государственными органами, имеющими доступ к единой системе электронного документооборота государственных органов, а также для формирования отчетности государственно-правовой статистики.

• Автоматизированная информационная система «Интегрированная аналитическая составляющая информационных систем КПСиСУ ГП РК» («Oracle Bi») - информационно-аналитическая система, позволяющая формировать и получать любые запросы и отчеты по материалам электронных информационных учетных документов, находящихся в информационных системах Комитета по правовой статистике.

Дополнительно, из статьи Начальника Управления координации нормотворческой деятельности Генеральной прокуратуры Республики Казахстан А. О. Мухаметжанова, представленной на сайте Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, видно, что в Республике Казахстан в целях реализации госпрограммы «Цифровой Казахстан» на законодательном уровне предусматривается возможность ведения уголовного судопроизводства в электронном формате (m.prokuror.kz/ rus/novosti/stati/e-ugolovnoe-delo). Электронное уголовное дело находится у следователя, прокурор осуществляет контроль дистанционно, в режиме реального времени. IT-система прокуратуры включает весь уголовный процесс: начиная с регистрации преступления, досудебного расследования, судебного разбирательства, включая приговор,

и далее до завершения исполнения наказания. При этом суды регистрируют санкции в электронном виде, включая проведение судебных заседаний с использованием видеосвязи, без возможного вывоза подозреваемых из изоляторов временного содержания в суд. Рассматриваемый цифровой формат электронного дела исключает «хождение» следователей между полицией, прокуратурой и судом.

Прокурорский работник со своего автоматизированного рабочего места в онлайн-режиме может наблюдать, какие следственные действия проводит следователь и оперативно реагировать на нарушения закона. Цифровой формат позволяет ускорить принятие решений, улучшает защиту прав участников процесса, минимизирует коррупцию и злоупотребления (URL : m.prokuror.kz/rus/novosti/stati/e-ugolov-noe-delo).

Приведем еще один пример цифровой трансформации. В прокуратуре Республики Киргизия во всех регионах проводится мониторинг использования правоохранительными органами автоматизированной информационной системы «Единый реестр преступлений и проступков» (АИС «ЕРПП»), с оказанием на местах практической и методологической помощи. Для этого были созданы две рабочие группы, куда вошли сотрудники, непосредственно занимающимся внедрением АИС «ЕРПП».

Выводы

Таким образом, практически во всех странах СНГ происходит совершенствование информационного обеспечения органов и организаций прокуратуры государств, определяются основные приоритеты и принципы его развития с учетом национальных интересов и особенностей. Стоит отметить, что началом развития рассматриваемых информационных систем можно считать 2017 год.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Капинус О. С. Цифровизация деятельности органов прокуратуры: настоящее и будущее // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. № 4 (66). С. 5-10. Мышко Ф. Г., Кудряшов Е. Ю. Использование электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в органах Прокуратуры Российской Федерации // Закон и право. 2019. № 4. С. 154-156.

Хатов Э. Б. Состояние единого информационного пространства органов прокуратуры, иных правоохранительных, а также контрольно-надзорных органов и судов // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2019. № 3 (71). С. 38-41.

REFERENCES

Kapinus O. S. Cifrovizaciya deyatel'nosti organov prokuratury: nastoyashchee i budushchee // Vestnik Akademii General'oi prokuratury Rossijskoj Federacii. 2018. № 4 (66). S. 5-10.

Mysshko F. G., Kudryashov E. Yu. IspoFzovanie e'lektronny'x dokumentov, podpisannyx usilennoj kvalificirovannoj e'lektronnoj podpis'yu, v organax Prokuratury' Rossijskoj Federacii // Zakon i pravo. 2019. № 4. S. 154-156.

Hatov E. B. Sostoyanie edinogo informacionnogo prostranstva organov prokuratury, inyh pravoohranitel'nyh, a takzhe kontrol'no-nadzornyh organov i su-dov // Vestnik Universiteta prokuratury Rossijskoj Federacii. 2019. № 3 (71). S. 38-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.