Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 1. С. 196-200. ISSN 1998-0817
Vestnik of Kostroma State University, 2023, vol. 29, № 1, pp. 196-200. ISSN 1998-0817
5.1.2 Публично-правовые (государственно-правовые) науки
Научная статья
УДК 347.963:004
EDN ZWZSIJ
https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-196-200
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА
Широкова Полина Витальевна, старший преподаватель кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, shirokov4444@mail.ru
Аннотация. На современном этапе цифровизация общественных отношений активно внедряется во все сферы жизни общества, что ведет к качественным изменениям. Основой указанного процесса служит формирование и распространение новых моделей работы, в том числе в деятельности органов прокуратуры. Работник прокуратуры как субъект государственной власти в своей профессиональной деятельности не может оставаться в стороне от системы современных технологий, используя которые прокурор способен умело реализовывать предоставленные ему полномочия в практической деятельности, добиваться действенных результатов по обеспечению верховенства закона, защите прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства, исключив формальный подход для достижения указанных целей. В статье рассмотрен вопрос использования информационных систем в деятельности прокуратуры, а именно государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее - ГАС ПС), переход на электронный документооборот. Называются имеющиеся на сегодняшний день проблемные аспекты возможностей, предоставленных ГАС ПС, как инструмента ненадзорной деятельности прокуратуры, а также приводятся конкретные предложения по их решению. Автором сделан вывод об актуальности вопросов оптимизации подходов использования ГАС ПС в прокурорской деятельности, что способно качественно повысить эффективность выполнения задач и достижения целей прокуратуры, вытекающих из требований Конституции Российской Федерации и закрепленных в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Ключевые слова: информационная система, цифровая трансформация, государственная автоматизированная система правовой статистики.
Для цитирования: Широкова П.В. К вопросу о применении информационных систем в деятельности прокурора // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 1. С. 196-200. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-196-200
Research Article
ON THE ISSUE OF THE USE OF INFORMATION SYSTEMS IN THE ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR
Polina V. Shirokova, Senior Lecturer of the Department of Prosecutorial Supervision and Participation of the Prosecutor in the consideration of Criminal, Civil and Arbitration Cases, Saint-Petersburg Law Institute (branch) of the Federal State Establishment of Higher Education «University of prosecutor's office of the Russian Federation», Saint Petersburg, Russia, shirokov4444@mail.ru
Abstract. At the present stage, the digitalisation of public relations is actively introduced into all spheres of society, which leads to qualitative changes. The basis of this process is the formation and dissemination of new models of work, including in the activities of the prosecutor's office. An employee of the prosecutor's office, as a subject of state power, in its professional activities cannot remain aloof from the system of modern technologies using which, the prosecutor is able to skillfully implement the powers granted to it in practice, achieve effective results in ensuring the rule of law, protecting human rights and freedoms and citizen, the legitimate interests of society and the state, excluding a formal approach to achieve these goals. The article considers the issue of using information systems in the activities of the prosecutor's office, namely the state automated system of legal statistics (hereinafter referred to as GAS PS), the transition to electronic document management. The current problematic aspects of the opportunities provided by the GAS PS as a tool for non-supervisory activities of the prosecutor's office are named, and specific proposals for their solution are given. The author concluded that the issues
196
Вестник КГУ -Л № 1, 2023
© Широкова П.В., 2023
of optimising approaches to the use of the GAS PS in prosecutorial activities are topical, which can qualitatively increase the efficiency of fulfilling the tasks and achieving the goals of the prosecutor's office, arising from the requirements of the Constitution of the Russian Federation and enshrined in the relating Federal Law of the Russian Federation.
Keywords: information system, digital transformation, state automated system of legal statistics.
For citation: Shirokova P. V. On the issue of the use of information systems in the activities of the prosecutor. Vestnik of Kostroma State University, 2023, vol. 29, № 1, pp. 196-200. (In Russ.). https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-196-200
Стремительное развитие компьютерных технологий, информационно-телекоммуникационных сетей и связанная с этим активная цифровизация общественных отношений потребовала проведения масштабной работы по внедрению в деятельность государственных органов различных информационных систем.
Дефиниция информационной системы определена Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которому информационная система - это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Во исполнение Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» невозможно не отметить активное стремление к «цифровой зрелости» ведущих отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, качественные изменения во всех значимых сферах, переход на электронный документооборот органов власти всех уровней.
Не стала исключением в процессе использования информационных систем и деятельность органов прокуратуры.
Некоторые авторы, выделяя основополагающие принципы цифровизации прокуратуры, называют оптимизацию, стандартизацию, виртуализацию, унификацию, модульность, консолидацию, импортоза-мещение и информационную безопасность [Середа, Чесноков: 271].
Другие добавляют принцип системных инноваций как обязательное условие организации технологических систем для всех сфер жизнедеятельности. Такие инновации способны активировать работу многих подсистем организации [Долидзе, Ионкина: 55].
Е.А. Иванченко, М.А. Кистанова убеждены, что оперативность обмена информацией будет способствовать повышению результативности надзорной деятельности в сфере восстановления нарушенных прав граждан [Иванченко, Кистанова: 8].
Соглашаясь с позицией указанных авторов, следует отметить, что, основываясь на приведенных ими принципах, в целях совершенствования информационного обеспечения органов и организаций прокуратуры Российской Федерации цифровая трансфор-
мация прокурорской деятельности является одной из основных современных задач, успешное решение которой может быть достигнуто путем развития и гармонизации нормативно-правовой и информационно-технологической базы, комплексной оптимизации прокурорской деятельности в целом.
В настоящее время в прокурорской деятельности используются различные автоматизированные информационные комплексы и системы, процесс совершенствования которых не останавливается.
Поскольку сегодня государственная автоматизированная система правовой статистики (далее -ГАС ПС) - это наиболее эффективный инструмент правовой статистики, возможности именно этой системы выделим отдельно. Правовые основы функционирования системы регламентированы Правительством Российской Федерации.
Благодаря ГАС ПС на федеральном уровне функционирует единое хранилище статистических данных, что способствует увеличению степени контроля за достоверностью правовой статистики. Кроме того, такой формат хранения предоставляет возможность проверки процессуальных документов любого уголовного дела.
Создание, развитие, ввод в эксплуатацию и обеспечение функционирования ГАС ПС осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации в целях государственного единого статистического учета.
Указанное программное обеспечение представляет собой комплексное техническое решение для функций органов прокуратуры и выполнено в виде самостоятельных блоков-модулей.
ГАС ПС способствует оперативному выявлению и решению задач, стоящих перед прокуратурами всех уровней, помогает эффективно взаимодействовать между собой, позволяя обеспечить согласованность принимаемых решений, несмотря на разные исходные условия прокуратур, с целью обеспечить все структурные элементы прокурорской системы к 2025 году эффективностью функционирования в условиях цифровой экономики согласно требованиям информационного общества.
Из позитивных моментов использования возможностей ГАС ПС прежде всего необходимо отметить обеспечение максимальной прозрачности, достоверности и полноты всего комплекса статистических сведений, поскольку аккумулирование информации
для отражения в ГАС ПС начинается с момента получения правоохранительными органами сообщения о преступлении и продолжается на всех стадиях уголовного судопроизводства до разрешения уголовного дела по существу.
При изучении содержания информационной системы видно, что структура программного обеспечения ГАС ПС состоит из следующих компонентов: «Мое производство», «Учет работы прокуроров», «Обработка документов», «Реестры», «Аналитика», «Администрирование», «Отчеты». В свою очередь каждый из них структурирован на разделы. Например, компонент «Аналитика» включает разделы: «Свободный поиск», «Свободный поиск КУСП», «Аналитические панели», «Карта преступности», «Типовые нарушения», «Конструктор отчетов ФБД» и «Конструктор отчетов ДПУ».
Для установления единого порядка учета работы прокуроров, ведения ведомственной статистической отчетности и создания единой базы данных в органах прокуратуры создан модуль «Учет работы прокуроров» (далее - Модуль). При использовании Модуля текущая работа прокурора по основным направлениям деятельности органов прокуратуры отражена в учетных карточках в электронном виде с последующим автоматизированным формированием ведомственных форм статистической отчетности. Работники органов прокуратуры являются пользователями Модуля, используя для доступа в систему ГАС ПС персональный логин и пароль при наличии «Рутокена».
Вход в систему ГАС ПС, таким образом, предотвращает несанкционированный доступ к загруженным данным и обеспечивает защиту системы от недостоверной информации. Наличие персональных паролей позволяет разделять права доступа пользователей к функционалам ГАС ПС. Работники вышестоящего звена прокуратуры контролируют полноту заполнения статистических карточек подчиненными прокурорами, осуществляя мониторинг материалов в электронном виде на всех уровнях, что позволяет проверять нижестоящие прокуратуры удаленно, а следовательно, оперативно и своевременно.
Представляется, что цифровая трансформация направлена на повышение уровня используемых в прокурорской деятельности технологий, а также переход на электронный документооборот в связи с использованием внутренней закрытой сети, обладающей надежной защищенностью данных, реализуемой органами прокуратуры Российской Федерации исключительно для служебного пользования, а также сети, которая связывает органы прокуратуры с другими лицами, как юридическими, так и физическими, которые могут обратиться в органы прокуратуры на всей территории страны, получить разъяснение
правового характера, ознакомиться с результатами прокурорских проверок и т. п.
В конечном итоге преимущество цифровой трансформации состоит в простоте и доступности документооборота как внутри конкретной прокуратуры или прокуратуры отдельно взятого субъекта Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем, несмотря на уникальность возможностей ГАС ПС в практической прокурорской деятельности, нами выделяются некоторые сложности реализации всех возможностей системы на данном этапе внедрения ее в работу.
Так, определенные затруднения вызывает эффективное совмещение процесса оперативного внесения данных в ГАС ПС с выполнением текущих задач прокурорской деятельности, в связи с существенным объемом информации, подлежащей занесению в систему, что представляет собой трудоемкий и время-затратный процесс.
Ряд практических работников предлагает определить конкретных сотрудников, выполняющих исключительно данные функции. Между тем считаем нерациональным предложение о создании либо выделении отдельных штатных единиц для внесения сведений в ГАС ПС, поскольку в чистом виде отнести такую работу к прокурорской деятельности нельзя. Возложить названные функции только лишь на работников гражданской службы органов прокуратуры представляется нецелесообразным ввиду широчайшего спектра прокурорских полномочий, а также особенностей их исполнения, которые могут быть до конца не ясны государственным служащим.
Полагаем, что решить указанные проблемы возможно, руководствуясь требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 18.01.2016 № 18 «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики» от 21.01.2022 № 15 «О проведении опытной эксплуатации модуля «Учет работы прокуроров» модернизированного специального программного обеспечения государственной автоматизированной системы правовой статистики», соблюдая установленные в них сроки проверки, утверждения и направления статистических карточек для учета и обработки в ГАС ПС, введения данных, характеризующих работу прокурора, и прикрепления сканированных копий актов прокурорского реагирования и иных материалов в Модуль. Выполняя указанную работу на системной основе, возможно преодолеть эту проблему. Кроме того, в перспективе ведомственная отчетность, которая сегодня составляется прокурором с использованием системы «АРМ-Статистика» в течение нескольких дней, в Модуле будет сформирована за несколько минут по всем формам отчет-
ности, поскольку показатели формируются автоматически.
Также для обеспечения надежного функционирования собственной цифровой инфраструктуры прокуратуры, согласно Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года, представляется важным обеспечить возможность качественного обучения работе в ГАС ПС оперативных сотрудников, повышая их цифровую грамотность, что позволит как молодым специалистам, так и любому прокурорскому работнику в ходе самообразования, а также в рамках проводимых рабочих групп и обучающих семинаров ознакомиться с возможностями ГАС ПС, усовершенствовать свои навыки работы в системе [Лихачёва: 129].
Кроме того, в практической деятельности выделяется проблема ведения параллельного учета данных, поскольку учет сведений о работе прокурора в информационной системе не отменяет обязанность составления ведомственных статистического отчетов в «АРМ-Статистика», представляемых вышестоящему прокурору на бумажном носителе, и последующего их хранения в прокуратуре. Полагаем, такое дублирование отчетов носит временный характер, что неизбежно на переходном этапе на электронный документооборот, и с течением времени будет устранено, поскольку ГАС ПС непосредственно способствует переходу от хранения колоссального объема служебной документации на бумажных носителях к оперативному и точному поиску требуемых документов, их обмену как на уровне прокуратур субъекта, так и на территории всей страны, что существенным образом способно повысить качество в информационно-аналитической сфере деятельности прокурора, оперативность решения поставленных задач.
Сегодня наибольшие трудности вызывает перевод используемых программ на новую платформу, а также разработка новой функциональности по сформированным практическим требованиям и интеграция ведомственных информационных систем правоохранительных органов, посредством которых будет предоставляться первичная информация в систему.
Продление в настоящее время сроков ввода в эксплуатацию ГАС ПС обусловлено обстоятельствами, связанными с необходимостью комплексной доработки ГАС ПС, полного импортозамещения ее программно-технических средств, а также проведения опытной эксплуатации и приемочных испытаний специального программного обеспечения в рамках заключенных государственных контрактов. Требуется тестирование работы ГАС ПС в рамках опытной эксплуатации, а также интеграция информационных систем правоохранительных органов Российской Федерации по итогам внедрения новых технологических
решений и архитектуры, полномасштабных изменений аппаратно-программной инфраструктуры.
В этой связи приказом Генерального прокурора РФ от 10.01.2023 № 3 «О временном приостановлении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики» в настоящее время до особого распоряжения использование ГАС ПС в РФ приостановлено.
Несмотря на имеющиеся сегодня трудности, возникающие при внедрении в работу прокурора и использовании системы ГАС ПС, полагаем, что данный информационный ресурс как инструмент прокурорской деятельности активно способствует повышению достоверности, оперативности и актуальности накапливаемых статистических сведений о надзорной и ненадзорной деятельности прокуратуры, о состоянии преступности, о социально-криминологической характеристике преступлений. В целом при отлаженном функционировании ГАС ПС способна значительно повысить эффективность выполнения задач, стоящих перед органами прокуратуры на современном этапе.
Между тем для снижения трудоемкости сбора и накопления необходимой информации, аккумулируемой в ГАС ПС, представляется необходимым оперативно выявлять текущие проблемы в данной сфере и своевременно их устранять.
Список литературы
Долидзе Н.И., Ионкина Р.С. Современные технологии правового просвещения и правового информирования как инструмент профилактической деятельности прокуратуры // Российский следователь. 2021. № 9. С. 54-57.
Иванченко Е.А., Кистанова М.А. Организация деятельности прокуратуры в условиях дальнейшего научно-технического прогресса и цифровизации общества // Основы экономики, управления и права. 2020. № 1 (20). С. 7.
Середа Е.В., Чесноков Н.А. Цифровая трансформация органов прокуратуры Российской Федерации и стран СНГ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 2 (835). С. 271.
Лихачёва Е.Ю. Подготовка кадров и дополнительное профессиональное образование работников органов прокуратуры в условиях цифровой трансформации // Теоретические, организационные и правовые проблемы создания цифровой среды органов прокуратуры Российской Федерации: монография / под общ. ред. О.С. Капинус; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. Москва: Проспект, 2021. С. 129.
References
Dolidze N.I., Ionkina R.S. Sovremennye tekhnologii pravovogo prosveshcheniya i pravovogo informirovaniya
Вестник КГУ -d № 1, 2023 199]
kak instrument profilakticheskoy deyatelnosti prokuratury [Modern technologies of legal education and legal information as a tool for the preventive activities of the prosecutor's office]. Rossiyskiy sledovatel [Russian investigator], 2021, № 9, pp. 54-57. (In Russ.)
Ivanchenko E.A., Kistanova M.A. Organizatsiya deyatelnosti prokuratury v usloviyakh dalneyshego nauchno-tekhnicheskogo progressa i tsifrovizatsii ob-shchestva [Organization of the activities of the prosecutor's office in the context of further scientific and technological progress and digitalization of society]. Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava [Fundamentals of Economics, Management and Law], 2020, № 1 (20), p. 7. (In Russ.)
Sereda E.V., Chesnokov N.A. Tsifrovaya transforma-tsiya organov prokuratury Rossiyskoy Federatsii i stran SNG [Digital transformation of the prosecutor's office of the Russian Federation and CIS countries]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo uni-versiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education
and pedagogical sciences], 2020, № 2 (835), pp. 271. (In Russ.)
Likhacheva E.Yu. Podgotovka kadrov i dopolnitelnoe professionalnoe obrazovanie rabotnikov organov prokuratury v usloviyakh tsifrovoy transformatsii [Training of personnel and additional professional education of employees of the prosecutor's office in the context of digital transformation]. Teoreticheskie, organizatsionnye i pravovye problemy sozdaniia tsifrovoi sredy organov prokuratury Rossiiskoi Federatsii: monografiia [Theoretical, organizational and legal problems of creating a digital environment of the prosecutor's office of the Russian Federation: monograph], ed. by O.S. Kapinus; University of the Prosecutor's Office Ros. Federation. Moscow, Prospect Publ., 2021, p. 129. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 26.02.2023; одобрена после рецензирования 03.03.2023; принята к публикации 09.03.2023.
The article was submitted 26.02.2023; approved after reviewing 03.03.2023; acceptedfor publication 09.03.2023.