ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ И РАБОТА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ Бударин И.С. Email: [email protected]
Бударин Иван Сергеевич — магистрант, кафедра финансово правовых и социальных дисциплин, Всероссийский государственный университет юстиции, г. Калуга
Аннотация: правовая реализация единого государственного статистического учета в органах прокуратуры. Прокурорский надзор за своевременностью, достоверностью формированию сведений о состоянии преступности и лицах, их совершивших, а также криминологических показателей преступности. Средства прокурорского надзора, осуществляющие своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений закона в области государственного статистического учета, незамедлительно пресекать факты искажения статистических показателей в формах федерального статистического наблюдения.
Ключевые слова: прокурорский надзор, статистика, статистические показатели, уголовно-правовая статистика, выявленные нарушения, динамика, проверки, эффективность, меры.
CONDITION OF LEGALITY AND WORK OF BODIES OF THE KALUZHSK REGION PROSECUTOR IN THE FIELD OF LEGAL STATISTICS Budarin I.S.
Budarin Ivan Sergeevich — Undergraduate, DEPARTMENT OF FINANCIAL LEGAL AND SOCIAL SCIENCES, ALL-RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF JUSTICE, KALUGA
Abstract: legal implementation of the unified state statistics in the prosecution authorities. Prosecutor's supervision over the timeliness, accuracy of the formation of information about the state of crime and their perpetrators, as well as criminological indicators of crime. Prosecutors supervising the timely prevention, detection and elimination of violations of the law in the field of state statistical accounting, immediately suppress the facts of distortion ofstatistical indicators in the forms of federal statistical monitoring. Keywords: prosecutor supervision, statistics, statistical indicators, criminal law statistics, violations found, dynamics, checks, efficiency, measures.
УДК 34.096
Принятая в 2011 году новая редакция ст. 51 Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации»[1] закрепила за Генеральной прокуратурой Российской Федерации ряд важных полномочий. Помимо установления единого порядка формирования и представления отчетности в органах прокуратуры, новеллой стало ведение единого учета заявлений и сообщений о преступлениях, а также учета результатов следственной работы. Более того, Генеральному прокурору Российской Федерации переданы полномочия по изданию приказов, обязательных для исполнения всеми органами государственной власти, по вопросам статистического учета преступлений.
Принятию данной нормы предшествовало выступление Президента Российской Федерации на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов страны 21.02.2011,[5] на котором работа по сбору статистической информации подверглась резкой критике и задача по обеспечению ее полноты и достоверности была возложена на органы прокуратуры.
Необходимость передачи этой работы именно органам прокуратуры вполне обоснованна. Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью правоохранительных органов, прокурор непосредственно не расследует уголовные дела, не осуществляет рассмотрение поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, а следовательно, не заинтересован в искажении статистических данных о результатах этой деятельности. При этом прокурор имеет доступ ко всем уголовным делам и материалам доследственных проверок, что должно обеспечить эффективную реализацию органами прокуратуры новых функций.
Статистика, которую представляло МВД России была весьма и весьма условной. И другого органа, занимающегося государственно-правовой статистикой, не имеющего отношения к
рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях, не заинтересованного в укрытии преступлений, в лакировке уголовно-правовой статистики и показателей раскрываемости преступлений и одновременно наделенного надзорными полномочиями, просто не было. Единственным таким органом могла быть только прокуратура.
В Российской Федерации в течение двух лет после закрепления этой функции достоверность статистических показателей обеспечивалась силами контрольных групп, созданных в прокуратурах субъектов из числа работников основных надзорных подразделений, без освобождения их от исполнения своих служебных обязанностей.
Лишь в 2013 году Указом Президента Российской Федерации от 12.04.2013 № 352 [4] прокуратуре было выделено 1800 штатных единиц. В результате во всех прокуратурах были созданы централизованные подразделения правовой статистики - управления и отделы (на правах управлений).
Система правовой статистики в органах прокуратуры на сегодняшний день включает в себя государственную межведомственную отчетность, в которой содержится статистическая информация о состоянии преступности и раскрываемости преступлений, о результатах рассмотрения сообщений о преступлении и результатах расследования уголовных дел, о состоянии преступности и лицах, совершивших преступления, и ведомственная отчетность, то есть отчеты о работе органов прокуратуры по всем направлениям надзорной деятельности.
В прокуратуре Калужской области подведены итоги работы за 2018 год по обеспечению достоверности статистических данных о преступлениях и лицах, их совершивших. Такие данные являются основой для анализа состояния криминогенной ситуации и выработки управленческих решений руководителями органов государственной власти.
Анализ работы прокуратур области в сфере уголовно-правовой статистики в 2018 году показал следующее.
Количество выявленных нарушений в данной сфере сократилось на 2,7% (с 8240 до 8017), из них большинство допущено сотрудниками УМВД (6229, или 77,7%), СУ СК (982, или 12,2%) и УФССП России по Калужской области (768, или 9,6%). Данная динамика обусловлена как общим снижением преступности (- 4,0%), так и деятельностью прокуроров по обеспечению достоверности статистических данных.
По результатам выявленных нарушений принято 513 мер прокурорского реагирования (+19,0%, в 2017 - 431), из них внесено 174 представления (- 4,4%; в 2017 - 182), направлено 251 информация (+13,1%; в 2017 - 222), и 88 писем с требованиями о внесении корректировок (27). К дисциплинарной ответственности привлечено 283 должностных лица (в 2017 - 282).
При учете преступлений прокурорами установлено 7774 (+ 2,1%, или 7617) нарушений. Наблюдается динамика снижения количества выявленных нарушений, связанных с несоблюдением срока представления документов первичного учета, с 45,9% (3497) до 34,4 % (2676).
В то же время по-прежнему остается высоким общее количество нарушений, связанных со сроками предоставления учетных документов свыше 30 суток, но не более 2 месяцев (+ 26,9%, 113 против 89), и в срок свыше 2 месяцев (+ 103%, с 102 до 208).
Указанные нарушения стали возможны вследствие ненадлежащей организации работы в подразделениях органов предварительного расследования, недобросовестного исполнения служебных обязанностей сотрудниками органов предварительного расследования, личной недисциплинированности и неграмотности следователей (дознавателей), ненадлежащего ведомственного контроля со стороны руководства правоохранительных органов за деятельностью подчиненных сотрудников.
Об упущениях в осуществлении должного оперативного контроля за учетом преступлений свидетельствуют и результаты проверок, проведенных по поручениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в ходе которых выявлены нарушения, оставшиеся вне поля зрения надзирающих прокуроров.
По результатам проверок в правоохранительные органы области внесено 26 мер прокурорского реагирования, которые рассмотрены и удовлетворены. Кроме того, в ИЦ УМВД области направлено 47 информации о внесении соответствующих корректировок, которые учтены в пределах отчетного периода.
Наблюдается незначительный рост общего количества нарушений, связанных с искажением социально-криминологических характеристик (+13,4%, с 1953 до 2216), в том числе о сумме возмещенного материального ущерба на 61,7% (с 34 до 55), в 1,8 раз о преступлениях экономической направленности (с 57 до 104), почти в 2 раза о преступлениях, совершенными несовершеннолетними лицами или при их соучастии (с 5 до 9).
Одновременно с этим, в два раза снизилось количество нарушений, связанных с искажением сведений о подразделениях, службах и правоохранительных органах, выявивших преступление (с 307 до 151), на 27,9% о сумме причиненного материального ущерба (с 61 до 44), на 23,1% о преступлениях, совершенных в общественных местах (с 281 до 216), на 10,8% о преступлениях, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения (с 65 до 58).
Данные факты свидетельствуют о снижении эффективности работы по выявлению нарушений, связанных с недостоверным отражением криминологических характеристик, ненадлежащем исполнении организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры области, а также ослаблении прокурорского надзора за своевременностью предоставления документов первичного учета правоохранительными органами.
Принятые органами прокуратуры области меры оказали положительное влияние на состояние законности в учетно-статистической сфере, позволив предотвратить искажения сведений о состоянии преступности, включаемых в формы федерального государственного статистического наблюдения.
Список литературы / References
1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1.
2. Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253. ФСБ России N 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2005 № 7339).
3. Поконина Е.С. Состояние законности и работа органов прокуратуры Российской Федерации в сфере правовой статистики (Молодой ученый, 2017. № 48. С. 265-269).
4. Указ Президента РФ от 12 апреля 2013 г. № 352 «О штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации».
5. Координационное совещание руководителей правоохранительных органов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/10397/ (дата обращения: 23.04.2019).
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Соловьева К.Е. Email: [email protected]
Соловьева Кристина Евгеньевна - магистрант, кафедра земельного права и экологических экспертиз, Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск
Аннотация: в настоящее время существует множество проблем оборота земель сельскохозяйственного назначения, некоторые из них связаны с арендой данной категории земель. Проблемы аренды земель выходят на первый план из-за распространенности данного вида сделок. Источниками данных проблем являются как логические ошибки и коллизии в источниках права, так и сознательное нарушение закона участниками правоотношений. Необходимо дополнить и привести в соответствие некоторые правовые акты, а также усилить контроль за арендаторами.
Ключевые слова: оборот земель, земли сельскохозяйственного назначения, проблемы аренды земель, арендодатель, арендатор.
SOME PROBLEMS OF RENTING AGRICULTURAL LAND
Solovyov K.E.
Solovyeva Kristina Evgenievna - Undergraduate, DEPARTMENT OF LAND LAW AND ENVIRONMENTAL EXPERTISE, KRASNOYARSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY, KRASNOYARSK
Abstract: currently there are many problems in the turnover of agricultural land, some of which are associated with the lease of this category of land. Land lease problems come to the fore due to the prevalence of this type of transaction. The sources of these problems are both logical errors and conflicts in