Научная статья на тему 'Государственная автоматизированная система правовой статистики в информационном пространстве'

Государственная автоматизированная система правовой статистики в информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5351
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / БЕЗБУМАЖНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОПЫТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ЦЕНТР / STATE AUTOMATED SYSTEM / COMMON INFORMATION SPACE / PAPERLESS TECHNOLOGY / TRIAL OPERATION / ELECTRONIC SIGNATURE / VERIFICATION CENTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бударин Иван Сергеевич

Единая централизованная система сбора, обработки и хранения статистических данных. Публичный портал правовой статистики, информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Хранилище данных федерального уровня, предназначенное для консолидации информации о зарегистрированных сообщениях о преступлениях и результатах их расследования. Документирование первичных статистических данных о состоянии преступности и следственной работы посредством автоматизированного рабочего места «правовая статистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бударин Иван Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AUTOMATED LEGAL STATISTICS SYSTEM IN THE INFORMATION SPACE

Unified centralized system for collecting, processing and storing statistical data. The public portal of legal statistics, an information resource in the Internet information and telecommunications network. The data store of the federal level, designed to consolidate information about registered reports of crimes and the results of their investigation. Documenting the primary statistics on the state of crime and investigative work on the means of the automated workplace “legal statistics”.

Текст научной работы на тему «Государственная автоматизированная система правовой статистики в информационном пространстве»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Бударин И.С. Email: Budarin673@scientifictext.ru

Бударин Иван Сергеевич - магистрант, кафедра финансово-правовых и социальных дисциплин, Калужский филиал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), г. Калуга

Аннотация: единая централизованная система сбора, обработки и хранения статистических данных. Публичный портал правовой статистики, информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Хранилище данных федерального уровня, предназначенное для консолидации информации о зарегистрированных сообщениях о преступлениях и результатах их расследования. Документирование первичных статистических данных о состоянии преступности и следственной работы посредством автоматизированного рабочего места «правовая статистика».

Ключевые слова: государственная автоматизированная система, единое информационное пространство, безбумажная технология, опытная эксплуатация, электронная подпись, удостоверяющий центр.

STATE AUTOMATED LEGAL STATISTICS SYSTEM IN THE INFORMATION SPACE Budarin I.S.

Budarin Ivan Sergeevich - Undergraduate, DEPARTMENT OF FINANCIAL, LEGAL AND SOCIAL DISCIPLINES, KALUGA BRANCH

FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION ALL-RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF JUSTICE (RPA MINISTRY OF JUSTICE), KALUGA

Abstract: unified centralized system for collecting, processing and storing statistical data. The public portal of legal statistics, an information resource in the Internet information and telecommunications network. The data store of the federal level, designed to consolidate information about registered reports of crimes and the results of their investigation. Documenting the primary statistics on the state of crime and investigative work on the means of the automated workplace "legal statistics ".

Keywords: state automated system, common information space, paperless technology, trial operation, electronic signature, verification center.

УДК 34.096

Главной целью создания государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее - ГАС ПС) является построение полноценной, принципиально новой, основанной на современных технологиях системы единого государственного учета данных о преступности, отвечающей приоритетным задачам социально-экономического развития страны.

Данная система создана на основании Федерального закона от 17.01.1992 № 22021 «О прокуратуре Российской Федерации» [1] и по поручению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, данному на Всероссийском

координационном совещании руководителей правоохранительных органов 21.02.2011 «О неотложных мерах по противодействию преступности, усилению охраны общественного порядка, активизации профилактики противоправного поведения» [8] и Концепции создания государственной автоматизированной системы правовой статистики, одобренной 15.12.2011 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации [5].

ГАС ПС представляет собой централизованную систему сбора, обработки, хранения и использования статистических данных о преступности и результатах следственной работы правоохранительных органов.

Преимуществом данной системы является создание на федеральном уровне единого хранилища данных, предназначенного для консолидации информации о зарегистрированных сообщениях о преступлениях и результатах их расследования, вплоть до судебных решений, а также формирования государственной статистики.

Внедрение такой системы позволит обеспечить организацию единого информационного пространства в области уголовно-правовой статистики на основе единых принципов и общих правил информационного взаимодействия государственных органов, технологий ведения и использования банков данных, информационно-телекоммуникационных сетей и приведет к снижению трудоемкости при сборе и обработке статистической информации.

Ожидаемый эффект от ГАС ПС - это снижение трудоемкости в процессе сбора статистической информации и эффективное межведомственное взаимодействие, повышение качества административно-управленческих процессов, основанных на достоверных сведениях о состоянии преступности и следственной работы, открытость криминальной статистики для широкого круга лиц.

По заказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработано специальное программное обеспечение ГАС ПС. В ее состав входят следующие основные компоненты:

- автоматизированные рабочие места для ведения книги учета сообщений о преступлениях и формирования статистических карточек машиночитаемого вида;

- портал ГАС ПС, предназначенный для сбора, ввода, обработки, хранения и использования статистической информации, ведения различных реестров объектов учета, формирования государственной отчетности и аналитической деятельности;

- сервисы интеграции с внешними информационными системами, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (далее -СМЭВ);

- компонент ведения нормативно-справочной информации и метаданных системы;

- публичный портал правовой статистики, который размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предназначен для обеспечения информирования граждан и общественности о состоянии преступности (crimestat.ru);

- портал технической поддержки ГАС ПС и дистанционного обучения (gasps-support.genproc.gov. ги).

С 2013 года программно-технический комплекс ГАС ПС проходит опытную эксплуатацию. На первоначальном этапе в пилотную зону были включены 6 прокуратур, и в конце 2015 года она была расширена до 28. В настоящее время в пилотную зону ГАС ПС вводится 49 субъектов, в том числе и Калужская область.

За весь период опытной эксплуатации в системе обработано 13 млн. статистических карточек. На учет поставлено 1 млн 800 тыс. уголовных дел, в том числе о преступлениях прошлых лет, 1 млн 300 тыс. преступлений, более 900 тыс. потерпевших от преступных посягательств и 840 тыс. подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений.

Программное обеспечение ГАС ПС позволяет формировать статистическую отчетность в автоматическом режиме, а также выявлять нарушения уголовно-процессуального законодательства при осуществлении полномочий по надзору за

исполнением требований законодательства о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Кроме того, основными целями создания ГАС ПС является организация единого информационного пространства в области уголовно-правовой статистики, что влечет формирование достоверной и полной статистической информации для повышения эффективности государственного управления в борьбе с преступностью и надзорной деятельности [6].

Целями информационного пространства в сфере правовой статистики являются:

- формирование реальной картины состояния преступности и результатов следственной работы;

- повышение эффективности межведомственного взаимодействия;

- повышение качества административно управленческих процессов;

- обеспечение ведомственного контроля и прокурорского надзора за соблюдением федерального законодательства;

- снижение трудоемкости в процессе сбора и обработки статистической информации.

Внедрение и использование ГАС ПС повысит эффективность и оперативность взаимодействия органов прокуратуры и правоохранительных органов. Качество заполнения и представления документов первичного учета (далее - ДПУ) при решении задач по осуществлению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях. Анализа состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, обеспечить предоставление гражданам Российской Федерации информации из системы, непосредственно затрагивающей их права и свободы.

Во взаимодействии с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации организована и проведена государственная аккредитация Удостоверяющего центра Генеральной прокуратуры Российской Федерации, подтверждающая его соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи» [4]. Генеральной прокуратуре Российской Федерации выдано свидетельство об аккредитации Удостоверяющего центра до 26 октября 2020 года.

Приняты меры, направленные на обеспечение защищенного доступа пользователей к ГАС ПС с использованием средств криптографической защиты информации по сети Интернет.

Собственный удостоверяющий центр позволит обеспечить ключами электронных подписей (далее - ЭП) работников органов прокуратуры, а также, в случае необходимости, и работников федеральных государственных органов и органов исполнительной власти, являющихся субъектами государственного статистического учета.

Внедрение средств ЭП в ГАС ПС позволит в дальнейшем осуществить переход на электронный документооборот между субъектами учета, что, в свою очередь, будет способствовать не только оперативному предоставлению статистической информации, но и уменьшению материальных расходов правоохранительных органов и органов прокуратуры на формирование бумажных машиночитаемых документов, их доставку и хранение, в несколько раз сократит время обработки документов первичного учета.

Основной схемой сбора и обработки статистических данных будет является использование безбумажной технологии с применением электронной подписи.

В целях ее внедрения разработан сервис личных кабинетов пользователей на портале ГАС ПС, посредством которого осуществляется подписание статистических карточек средствами электронной подписи и согласование их между следователем, руководителем и прокурором.

Заинтересованность в интеграции ведомственных информационных систем с ГАС ПС и переходе на практическое ее применение в пилотной зоне в настоящее время высказана ФТС России, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и МВД России (в части передачи сведений о сообщениях о преступлениях).

Так, для организации учета в ГАС ПС сведений о результатах рассмотрения судами уголовных дел 12.10.2018 подписан совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «Об утверждении Временного регламента информационного обмена между органами прокуратуры Российской Федерации и судебными органами Российской Федерации в рамках интеграции государственной автоматизированной системы правовой статистики и Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» № 659/205, которым предусмотрен ввод в опытную эксплуатацию средств интеграции этих систем в пилотной зоне с января 2019 г. [7].

ФТС России еще в 2017 году проведена доработка собственной системы «Уголовные дела», что позволило формировать и выгружать из нее в форматах ГАС ПС сведения о сообщениях о преступлениях и статистические карточки, подписанные электронной подписью должностных лиц таможенных органов, выданных удостоверяющим центром ФТС России. В настоящее время проводится работа по актуализации форматов обмена и их тестирование.

ФССП России готово к использованию ГАС ПС и передаче информации через СМЭВ, а также о подключении аппаратов территориальных органов непосредственно к системе через прямой доступ.

Совместно с МВД России разработано дополнительное соглашение и соответствующие протоколы к нему, которыми предусмотрена интеграция ГАС ПС и сервиса обеспечения деятельности дежурных частей единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (далее - СОДЧ).

Одновременно с этим успешно протестирована возможность передачи статистических данных в электронном виде о зарегистрированных сообщениях о преступлениях из СОДЧ в ГАС ПС посредством СМЭВ. Вместе с тем выявлен ряд несоответствий имеющейся в СОДЧ информации атрибутивному составу и классификаторам ГАС ПС, что требует доработок со стороны МВД России.

Учитывая, что опытная эксплуатация ГАС ПС осуществляется в условиях двойной нагрузки на правоохранительные органы, внедрение данного сервиса будет весьма актуальным.

В настоящее время проходят отладку новые компоненты, предусматривающие формирование документов первичного учета на основе сведений, вносимых в web-интерфейсе личного кабинета пользователя на портале ГАС ПС. Этот интерфейс обеспечивает ввод данных по произведенным по уголовному делу процессуальным действиям с возможностью прикрепления процессуальных документов. При этом системой предлагается пользователю заполнять только те поля, в которых отражается статистическая информация, подлежащая учету на определенном этапе уголовного судопроизводства. Таким образом, пользователь будет сосредоточен на вводе новых сведений по уголовному делу, а не на определении, какие статистические карточки и в каком объеме он должен заполнить. Такой подход значительно снижает трудовые и временные затраты на предоставление статистической информации.

В рамках развития личного кабинета следователя, руководителя и прокурора, реализованного на портале ГАС ПС, обеспечена возможность регистрации уголовных дел с присвоением им уникального номера по единым правилам нумерации, введенным в действие с начала 2017 года на территории Российской Федерации.

Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет создание, развитие, ввод в эксплуатацию и обеспечение функционирования ГАС ПС, а также устанавливает требования к техническим и программным средствам, используемым в

ГАС ПС, состав, правила размещения и сроки хранения информации в системе, порядок функционирования системы и регистрации пользователей в ней, порядок и сроки ввода в эксплуатацию.

Данная система позволит обеспечить прозрачность и полноту учетных сведений о преступлениях, даст возможность проследить всю цепочку событий, начиная от сообщения о совершенном преступлении до исполнения судебного решения, исполнения уголовного наказания и снятия судимости. Это позволит увидеть реальную картину состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния следственной работы и вырабатывать действенные меры по борьбе с преступностью.

Список литературы /References

1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1.

2. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63.

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

4. Указ Президента РФ «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации» от 01.11.2008 № 1576.

5. Проект Указа Президента Российской Федерации «О государственной автоматизированной системе правовой статистики» от 27.09.2016.

6. Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2005 № 7339).

7. Совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 659/205 от 12.10.2018 «Об утверждении Временного регламента информационного обмена между органами прокуратуры Российской Федерации и судебными органами Российской Федерации в рамках интеграции государственной автоматизированной системы правовой статистики и Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» № 659/205.

8. Приказ Генерального прокурора России «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики» от 18.01.2016 № 18.

9. Координационное совещание руководителей правоохранительных органов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/10397 (дата обращения: 12.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.