ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Д. Е. Патлаев*
Информационно-аналитическая работа прокурора при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов о распоряжении землей
Аннотация. В статье освещены вопросы организации и осуществления органами прокуратуры информационно-аналитической работы в рамках прокурорского надзора за исполнением законов о распоряжении землей. Раскрыто понятие организации прокурорского надзора вообще, а также применительно к сфере правоотношений, касающихся распоряжения землей. В статье впервые в науке прокурорского надзора выделены пять основных групп источников получения прокурором информации о нарушениях законов при распоряжении землей, использование которых позволит повысить эффективность надзорной деятельности. Под надлежащей информационно-аналитической работой автор предлагает понимать сбор, учет, накопление и анализ информации о состоянии законности в данной сфере правоотношений в целях определения приоритетов прокурорского надзора, принятия мер по повышению его эффективности, формирования планов, качественной подготовки и проведения прокурорами проверок и применения соответствующих мер реагирования на выявленные нарушения.
Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, информационно-аналитическая работа, земельное законодательство.
001: 10.17803/1994-1471.2017.85.12.179-186
Обязательным условием функционирования любой государственной структуры является организация работы. Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов о распоряжении землей имеет прямую зависимость от правильной организации надзорной деятельности.
Особенно важна правильная организация прокурорского надзора в основном звене органов прокуратуры РФ — районных и городских
прокуратурах, что обусловлено небольшой штатной численностью прокуратур районного звена и большим количеством задач и проблем в сфере обеспечения законности, в том числе в сфере исполнения законов о распоряжении земельными участками.
Организовать — значит придать чему-то стройный вид, упорядочить что-либо, определить строение, взаимное расположение частей, их взаимосвязь и функции1 .
1 Боголепов В. П. Организация и управление. М. : Наука, 1968. С. 44—45.
© Патлаев Д. Е., 2017
* Патлаев Дмитрий Евгеньевич, соискатель Академии Генеральной прокуратуры РФ, Острогожский межрайонный прокурор Воронежской области, советник юстиции ^Игу . раШеу@уа^ех . ги
397853, Россия, Воронежская область, г. Острогожск, ул. К. Маркса, д. 18
Организацию работы в органах прокуратуры можно рассматривать и в виде комплекса взаимосвязанных между собой действий, направленных на упорядочение деятельности прокуратуры, и как устойчивую систему совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов и разделения труда. Можно понимать ее и как создание необходимых условий взаимодействия органов, подразделений и должностных лиц для достижения целей и задач функциональной деятельности органов прокуратуры. При этом также важно уяснить, что сущность организации работы состоит в упорядочении, обеспечении такого состояния системы, когда каждый субъект совместной деятельности находится на своем месте и наиболее эффективно выполняет свои обязанности2 .
А. Ф. Смирнов указывает, что организация работы в органах прокуратуры заключается в создании оптимальных условий взаимодействия органов, подразделений и должностных лиц для достижения целей функциональной деятельности органов прокуратуры3 .
Под организацией работы прокуратуры в целом Ю. Е. Винокуров понимает совокупность взаимосвязанных и взаимодополняемых мер (мероприятий, элементов) по подбору, расстановке, повышению квалификации прокурорских кадров, постоянному регулированию (направлению) их деятельности, обеспечению их всеми необходимыми средствами, сбору и анализу информации, анализу работы прокуратуры и ее оценке, планированию работы, контролю за выполнением планов, объединению усилий оперативного состава, других органов в целях достижения высоких конечных результатов в плане укрепления за-конности4. Автор также отмечает, что сущность организации работы состоит в упорядочивании, приведении в порядок, обеспечении тако-
го состояния системы, чтобы каждый субъект совместной деятельности находился на своем рабочем месте и наиболее эффективно выполнял свои обязанности5 .
Ф. М. Кобзарев высказал мнение, что организацию работы в органах прокуратуры следует рассматривать как комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования системы прокуратуры по реализации целей и задач, стоящих перед прокуратурой6 .
Авторы книги под общей редакцией С. Г. Кех-лерова и О. С. Капинус отметили, что содержание организации работы можно представить в виде трех подсистем действий, мер, объединенных в единую систему:
— внутрифункциональную (внутрисистемную) подсистему, в которую входит анализ состояния законности и правопорядка, борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики, в том числе анализ деятельности того или иного органа прокуратуры; определение приоритетных направлений деятельности; распределение обязанностей между прокурорскими работниками; прогнозирование и планирование работы; работа с кадрами (подбор, расстановка и воспитание); организация труда работников; оценка работы прокурорских работников, мотивация и стимулирование их деятельности; организация взаимодействия и координации деятельности структурных единиц; руководство; принятие и реализация управленческих решений; контроль и проверка исполнения;
— внешнефункциональную подсистему, к которой относятся организация надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, участия прокурора в рассмотрении дел судами, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе
2 Настольная книга прокурора (под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус). М. : Академия Генеральной прокуратуры РФ ; Юрайт, 2012. С. 27.
3 Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации : учебник / под ред. А. Ф. Смирнова. М. : ИПК РК Генеральной прокуратуры РФ, 2005. С. 33.
4 Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор : учебник. М., 2011. С. 133.
5 Кобзарев Ф. М. Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации : метод. материалы к семинару / ИПК РК Академии Ген. прокуратуры Российской Федерации. М., 2010. С. 5—6.
6 Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус. М. : Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Юрайт, 2012. С. 27.
с преступностью, другие функции и иные направления деятельности прокуратуры. При этом следует учитывать, что обязательные элементы организации работы и действия, которые необходимо осуществлять для организации внутрисистемных видов деятельности, вполне применимы и к организации внешних функций и других видов деятельности. К примеру, организация надзора за исполнением законов и законностью правовых актов требует в обязательном порядке проведения аналитической работы, распределения обязанностей, планирования, подбора кадров, контроля. Подобное необходимо и для организационного обеспечения всех иных видов деятельности прокуратуры, например таких, как проведение, участие в правотворческой деятельности, взаимодействие с институтами гражданского общества и др.; — вспомогательную подсистему, которую составляют делопроизводство, организация и ведение учета, отчетности, систематизация законодательства, материально-техническое и финансовое обеспечение7 . Коллектив авторов под руководством доктора юридических наук С. И. Герасимова обосновано пришел к выводу, что немалое значение имеют и такие элементы организации работы, как рациональное размещение и оборудование рабочих мест (удобное их расположение, оснащение средствами связи, техническими приспособлениями, предметами труда); обеспечение необходимыми для бесперебойной работы материалами и средствами (бумагой, бланками, справочной и методической литературой, научно-техническими средствами), — все это относится к научной организации труда.
Внедрение научной организации труда в повседневную работу прокуроров позволяет избежать неорганизованности, свести к минимуму непроизводительные затраты сил и времени.
Авторы указали, что научная организация труда имеет и социально-психологический аспект. Товарищеские и благожелательные от-
ношения, готовность оказать коллеге деловую помощь, своевременно дать полезный совет оказывают позитивное влияние на работоспособность всего коллектива прокуратуры, способствуют мобилизации так называемого «человеческого фактора»8.
Организация работы органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов основывается на организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов, анализе состояния законности и научных положениях. Вместе с тем специфика организации прокурорского надзора законов о распоряжении землей в научной и методической литературе в необходимой степени не раскрыта.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»9 Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры РФ, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ. Основы организации прокурорского надзора за исполнением законов о распоряжении землей содержатся в приказах Генерального прокурора РФ от 07.12.2017 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»10, от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления»11 .
Качественная организация прокурорского надзора за исполнением законов о распоряжении землей невозможна без надлежащей информационно-аналитической работы, которая включает в себя сбор, учет, накопление и анализ информации о состоянии законности в данной сфере правоотношений в целях определения приоритетов прокурорского надзора, принятия мер по повышению его эффективно-
7 Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус. С 28.
8 Настольная книга прокурора : учебник / под обш. ред. С. И. Герасимова. М. : Экслит, 2002. С. 59.
9 СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
10 Законность. 2008. № 3.
11 Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.11.2016).
сти, формирования планов, качественной подготовки и проведения прокурорами проверок и применения соответствующих мер реагирования на выявленные нарушения.
Среди основных принципов данной деятельности прокурора принято выделять оперативность информации, своевременность ее получения, полноту и достоверность12 .
Под информацией понимаются содержание отражения объективной действительности в форме сообщения, осведомления о положении дел, сведения о чем-либо или о ком-либо, передаваемые непосредственно или с помощью технических средств. Для прокуратуры это совокупность качественных и количественных характеристик преступности и правонарушений непреступного характера в их единстве и развитии13 .
Пунктом 3.1 Регламента Генеральной прокуратуры РФ14 установлено, что информационно-аналитическая работа осуществляется в целях совершенствования организации и управления в системе прокуратуры РФ, определения приоритетных направлений деятельности, формирования планов, подготовки организационно-распорядительных и информационно-справочных документов Генеральной прокуратуры. В этих целях используются статистические показатели, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, дел об административных правонарушениях, обращения граждан, сообщения средств массовой информации и иные сведения, характеризующие состояние законности и правопорядка.
Необходимо отметить, что в целях совершенствования информационно-аналитической работы в центральном аппарате издан приказ Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 55 «О совершенствовании информационно-аналитической работы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации»15. Данный организационно-распорядительный документ подчеркивает важность вышеуказанной рабо-
ты, а также свидетельствует о том, что данному направлению уделяется особое внимание со стороны руководства органов прокуратуры РФ.
Основанием его издания послужил анализ деятельности созданных в центральном аппарате предметных рабочих групп, который показал их малую эффективность в комплексном изучении актуальных проблем прокурорского надзора и разработке на этой основе обоснованных предложений по укреплению законности и правопорядка. Нередко итоговые документы предметных групп с небольшими вариациями повторяли отчеты о работе подразделений.
Заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры предписано обеспечить в подразделениях систематический сбор (накопление) и обработку объективной и полной информации о состоянии законности, правопорядка по профилю своей деятельности для чего использовать: — статистические сведения;
— обращения, заявления и жалобы граждан, должностных лиц, организаций и учреждений;
— сообщения средств массовой информации;
— материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, производств об административных правонарушениях; — данные органов межведомственного контроля и другие сведения, характеризующие состояние законности и правопорядка, влияющие на формирование правоприменительной практики.
На основе обработки собранных данных должны формироваться предложения о производстве проверок в министерствах и ведомствах, прокуратурах субъектов РФ, об осуществлении иных надзорных и управленческих мероприятий.
Необходимо отметить, что названным организационно-распорядительным документом комплексный анализ состояния законности и правопорядка в стране, осуществление оцен-
12 Основные организационно-распорядительные, информационно-справочные и иные документы по вопросам организации работы в прокуратуре города, района : сб. примерных образцов / под общ. ред. Ф. М. Кобзарева. М., 2010. С. 59.
13 Смирнов А. Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 1997. С. 39.
14 Приказ Генпрокуратуры России от 11.05.2016 № 276 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» // Законность. № 8. 2016.
15 Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. М., 2004. Т. 1.
ки эффективности прокурорского надзора возложены на образовательные учреждения Генеральной прокуратуры РФ, что подчеркивает важность научной работы в области прокурорского надзора.
А. Ф. Смирнов отметил, что информационно-аналитическая работа в органах прокуратуры осуществляется по следующим двум направлениям:
— внешнее направление связано с определением состояния законности и правопорядка на территории, объекте, поднадзорных конкретным органам прокуратуры. Оно позволяет правильно определять направления надзорных усилий и объекты надзора, прогнозировать развитие неблагоприятных тенденций и процессов, вырабатывать предупредительные меры. Это направление определяет задачи деятельности органов прокуратуры;
— внутреннее направление связано со сбором, изучением и оценкой информации с целью выработки организационных мероприятий, направленных на совершенствование системы управления органов прокуратуры, достижение эффективности их организации и деятельности16
В целях качественного осуществления информационно-аналитической работы необходимо правильно организовать поступление информации об исполнении законов, при этом не допускать фактов излишнего истребования информации, в частности исходить из требований п. 15 приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195, обязывающего прокуроров при проведении плановых, внеплановых проверок исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены непосредственно в ходе поверки с выходом на место, и п. 3.6 приказа Генерального прокурора РФ от 21.06.2013 № 252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями»17, предписывающего прокурорам исключить факты истребования из органов местного самоуправления без
соответствующего обоснования информации, опубликованной в общедоступных источниках, размещенной на официальных сайтах в сети Интернет или ранее предоставленной указанными органами, а также направления дублирующих запросов одновременно в несколько органов местного самоуправления одного муниципального образования. Максимально использовать возможности электронного документооборота для получения необходимой информации. При направлении запросов не допускать случаев установления неоправданно коротких сроков исполнения.
Вышеуказанными приказами Генерального прокурора РФ, в том числе п. 6 приказа от 07.12.2007 № 195, прокурорам предписано проводить проверки исполнения законов на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь — для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.
В качестве повода для прокурорских проверок также необходимо рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.
Применительно к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов о распоряжении землей информационно-аналитическая работа строится на основе общих принципов и подходов, описанных выше.
Предлагается выделить следующие источники получения информации о нарушениях законов при распоряжении землей:
1) внутренние источники, к которым можно отнести статистические отчеты органов прокуратуры по направлениям деятельности, ана-
16 Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации. С. 109.
17 Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.11.2016).
лизы состояния преступности и следственно-судебной практики, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, дел об административных правонарушениях, докладные записки прокуратур об итогах работы за определенный период или о результатах конкретных проверок исполнения законов о распоряжении землей;
2) материалы органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на земельные участки, государственный земельный надзор;
3) нормативные правовые акты и правовые акты представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам распоряжения земельными участками, а также иные материалы, имеющиеся в указанных органах, в том числе документы, послужившие основанием для предоставления земельных участков, материалы проведения торгов, аукционов по продаже земельных участков и заключения договоров аренды земельных участков, книги регистрации договоров аренды земли; договоры аренды; протоколы; реестры договоров купли-продажи и т.д.;
4) обращения в органы прокуратуры граждан и юридических лиц, информация правоохранительных и контролирующих органов о выявленных нарушениях земельного законодательства.
В целях совершенствования информационно-аналитической работы и повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о распоряжении землей, полагаем, необходимо:
— систематически рассматривать вопросы противодействия и профилактики преступлений, посягающих на общественные отношения в сфере земельных правоотношений на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов регионов и расширенных коллегиях прокуратур субъектов РФ;
— создать постоянно действующие межведомственные рабочие группы, в состав которых включить представителей органов государственного земельного надзора
и правоохранительных органов, что даст возможность органам прокуратуры получить более объективную и полную информацию о состоянии законности в сфере земельных правоотношений и организации последующих проверок исполнения законов о распоряжении землей; 5) «открытые источники», к которым, по нашему мнению, можно отнести средства массовой информации (радио, телевидение, периодическая печать); официальные сайты органов государственной власти и местного самоуправления в телекоммуникационной сети Интернет.
В средствах массовой информации часто освещаются темы, посвященные незаконному выделению земельных участков органами государственной власти и местного самоуправления, самовольному занятию земельных участков, в том числе в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, землях особо охраняемых территорий и объектов, которые, как правило, имеют коррупционную окраску.
Осуществление и организация информационно-аналитической работы органов прокуратуры на данном направлении регламентирована приказом Генерального прокурора РФ от 23.10.2009 № 341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации»18. Пунктом 1.1 данного организационно-распорядительного документа прокурорам предписано рассматривать взаимодействие со средствами массовой информации как одно из важнейших направлений работы и осуществлять его, исходя из анализа состояния законности и прокурорского надзора. Кроме того, на прокуроров субъектов РФ возложена обязанность ежедневно осуществлять мониторинг ведущих средств массовой информации субъекта РФ в целях анализа состояния законности и возможного принятия мер прокурорского реагирования.
Значительный объем сведений для целей информационно-аналитической деятельности органов прокуратуры всех уровней содержится на официальных сайтах органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и органов местного самоуправления.
18 Законность. 2010. № 1.
Статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»19 определена информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления она должна содержать:
— общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления;
— информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;
— информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров РФ, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
— информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его террриториальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок,
проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
— статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;
— информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. Приведенный перечень источников информации о нарушениях законов о распоряжении землей не является исчерпывающим. В связи с этим с учетом сложившейся на территории региона или района конкретной ситуации прокурор сам определяет периодичность и объем получаемой информации, а впоследствии, на основе ее анализа, более рационально и предметно осуществляет планирование надзорных мероприятий.
С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что информационно-аналитическая работа является одним из основных элементов организации прокурорского надзора за исполнением законов о распоряжении землей, результаты которой предопределяют основу подготовки предложений о включении мероприятий в план работы прокуратуры, а в некоторых случаях служат основаниями для незамедлительного проведения проверок исполнения законодательства в названной сфере.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 . Боголепов В. П. О состоянии и задачах развития общей теории организации. В сборнике: Организация
и управление / под ред. А. И. Берга. — М. : Наука, 1968. — 222 с.
2 . Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор : учебник / под ред. Ю. Е. Винокурова. — М., 2011. — 490 с.
3 . Кобзарев Ф. М. Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации: метод. материа-
лы к семинару / ИПК руководящих кадров Академии Генеральной прокуратуры РФ. — М., 2010. — 19 с.
4. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. — М. : Юрайт, 2012. — 815 с.
5. Настольная книга прокурора : учебник / под общ. ред. С. И. Герасимова. — М. : Экслит, 2002. — 850 с.
6. Основные организационно-распорядительные, информационно-справочные и иные документы по вопросам организации работы в прокуратуре города, района : сб. примерных образцов / под общ. ред. Ф. М. Кобзарева. — М., 2010. — 128 с.
19 СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
7. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации : учебник / под ред. А. Ф. Смирнова. — М. : ИПК руководящих кадров Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2005. — 334 с.
8 . Смирнов А. Ф. Прокуратура и проблемы управления. — М., 1997. — 264 с.
Материал поступил в редакцию 17 марта 2017 г.
INFORMATION AND ANALYTICAL WORK OF THE PROSECUTOR IN THE EXERCISE OF PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION
OVER COMPLIANCE WITH THE LAW ON DISPOSAL OF LAND
PATLAEV Dmitriy Evgenievich — PhD Candidate of the Academy of the General Prosecution Office of the Russian Federation, Ostrozhsk Interdistrict Prosecutor for Voronezh Region, Counsellor in Justice dmitry . patlaev@yandex . ru
397853, Russia, Voronezh oblast, g. Ostrogozhsk, ul. K. Marksa, d. 18
Abstract. This article covers the organization and implementation of the information and analytical work by the prosecuting authorities within public prosecutor's supervision over the compliance with the law on disposal of land. The concept of public prosecutor's supervision is developed in general, but also in relation to the sphere of legal relations relating to land. For the first time in public prosecutor's supervision knowledge the article highlights five main groups of sources for the Prosecutor General to obtain information on violations of the law in the disposal of land, the use of which will increase the efficiency of supervisory activities. The author proposes to understand 'proper information and analytical work' as the collection, accounting, accumulation and analysis of the information on the state of the law in this sphere of relations in order to define the priorities of supervision, measures to improve its effectiveness, formation plans, prepare and conduct inspections by the prosecutors and the application of appropriate measures in response to violations.
Keywords: prosecutor, public prosecutor's supervision, information and analytical work, land legislation.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Bogolepov V. P. O sostojanii i zadachah razvitija obshhej teorii organizacii. V sbornike: Organizacija i upravlenie / pod red. A. I. Berga. — M. : Nauka, 1968. — 222 s.
2 . Vinokurov Ju. E. Prokurorskij nadzor : uchebnik / pod red. Ju. E. Vinokurova. — M., 2011. — 490 s.
3 . KobzarevF. M. Organizacija raboty v prokurature sub#ekta Rossijskoj Federacii: metod. materialy k seminaru /
IPK rukovodjashhih kadrov Akademii General'noj prokuratury RF. — M., 2010. — 19 s.
4. Nastol'naja kniga prokurora / pod obshh. red. S. G. Kehlerova, O. S. Kapinus; nauch. red. A. Ju. Vinokurov. — M. : Jurajt, 2012. — 815 s.
5. Nastol'naja kniga prokurora : uchebnik / pod obshh. red. S. I. Gerasimova. — M. : Jekslit, 2002. — 850 s.
6. Osnovnye organizacionno-rasporjaditel'nye, informacionno-spravochnye i inye dokumenty po voprosam organizacii raboty v prokurature goroda, rajona: sb. primernyh obrazcov / pod obshh.red. F. M. Kobzareva. — M., 2010. — 128 s.
7. Osnovy organizacii i upravlenija v organah prokuratury Rossijskoj Federacii : uchebnik / pod red. A. F. Smirnova. — M. : IPK rukovodjashhih kadrov Akademii General'noj prokuratury RF, 2005. — 334 s.
8 . SmirnovA. F. Prokuratura i problemy upravlenija. — M., 1997. — 264 s.