ББК 74.58
С. В. Кривых
Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах
S.V. Krivykh
Correlation of Definitions «Environment» and «Space» in Socio-Cultural and Educational Aspects
Автор, рассматривая понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство», дал их соотношения, определил пространственно-средовые возможности в организации образования. Образовательное пространство анализируется как поле активного взаимодействия трех компонентов: ученика, педагога и среды между ними. Образовательная среда исследуется как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, которая обеспечивает полный цикл учебной деятельности. Ключевые слова: образовательная среда, образовательное пространство, образовательные ресурсы школы, учебные среды, требования к проектированию образовательной среды.
В данной статье мы остановимся на понятиях «образовательная среда» и «образовательное пространство», разберемся в их соотношениях, а также определим пространственно-средовые возможности в организации образования.
Существует, по крайней мере, два фактора, которые влияют на развитие ребенка. Один фактор - биологический. Под ним мы подразумеваем те обусловленные генотипом признаки или особенности, с которыми рождаемся. И так как мы не можем изменить биологический фактор, то не можем изменить признаки и особенности, с которыми появились на свет. Второй - это фактор окружающей среды, касающийся всего того, что нас окружает. Если биологический фактор дает ребенку какие-то потенциальные возможности, то фактор окружающей среды помогает ему развить их. Таким образом, для ребенка очень важно, чтобы вокруг него были родители, педагоги, посредники, т.е. те люди, которые могут каким-то образом изменить его окружающую среду. Учителя, педагоги дополнительного образования должны осознавать всю ответственность, которую они несут как люди, отвечающие за развитие личности. Управлять развитием личности школьника можно через среду, создавая определенные условия предметно-пространственной, культуротворческой, интеллектуальной среды, окружающей ребенка.
В науке нет однозначного определения понятия «среда». Слово «среда» буквально означает «середи-
In the given article the author researches definitions «educational environment» and «educational space» and their correlation. The author has defined space-educational possibilities in organization of education process. Educational space is considered as a field of active interaction among three components: student, educator and environment between them. Educational environment is being viewed as constellation of information resources of educational institution, educational technologies and academic process provision which assures complete cycle of academic activity.
Key words: educational environment, educational space, educational school resources, academic environment, educational environment projecting requirements.
на». В современном русском языке так называется то, что находится «посредине», т.е. занимает промежуточное положение между рассматриваемыми объектами и является посредником между ними. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее значение понятию «среда»: «...условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь». Современная философия рассматривает среду как решающий, но не единственный фактор индивидуального развития; на уровне общей характеристики понятия среда определяется как субстанция, которая, в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума), обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами [1, с. 119]. В современном словаре по педагогике это понятие дается в самом общем смысле как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [2, с. 68].
Образование зависит от среды, в которой протекает развитие человека, оно в большей мере определяет индивидуальный контекст его мировосприятия. Сегодняшние дети, образованием которых мы занимаемся, разительно отличаются от своих сверстников десятилетней давности. Они, более информированные, раскованные, общительные, не очень здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Например, для них визуальное восприятие,
образные представления о мире стали играть значительно большую роль, а это значит, что усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором ребенок ощущает себя живущим и к которому он считает себя причастным, скачком расширился до всего земного шара. Произошел фундаментальный сдвиг в системе ценностей и т.д. В этом контексте особенно важно создать лич-ностно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности; усвоении этических норм и правил; любви и признании, общественном одобрении; труде, значимой деятельности; самопознании, познавательной потребности и пр.
Создать формирующую личность среду в системе образования, как считает А.А. Макареня, - это значит способствовать реализации гуманистической концепции образования, ее целей и задач на всех этапах педагогического процесса [3, с. 65-67]. Исследователь приводит следующие определения.
Социальная среда - окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.
Социокультурная среда - часть социально-экономического и культурно-образовательного пространства региона, с помощью которой могут осуществляться социализация (процесс развития индивида при его взаимодействии в ходе жизнедеятельности с социокультурной средой, обогащающей его как самореализующуюся личность) и инкультурация (процесс освоения индивидом способов мышления и действий, составляющих культуру и отличающих его общество от других человеческих групп) личности в образовательном процессе при реализации гуманистической концепции образования.
Культуротворческая среда - совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности. В создании такой среды конструктором и технологом-организатором выступают педагоги и руководители образовательного учреждения, активное участие при этом принимают сами учащиеся. Часть культуротвор-ческой среды может располагаться за пределами школы: родительский дом, учреждения дополнительного образования, очаги культуры и т.д.
Мы будем рассматривать данные среды как внешние по отношению к образовательному учреждению (ОУ). Функцией внешней среды мы назовем
рефлексивность, самоутверждение и социализацию школьника. Внешняя среда задает определенные образцы внешнего вида, модели и стереотипы поведения. В результате сравнения и рефлексии человек осмысливает себя, свои способности и возможности и делает самостоятельный жизненный выбор. Свободное самоопределение актуализирует развитие самообладания [4, с. 107].
Понятие «образовательная среда» разрабатывается в последние десятилетия и отечественными, и зарубежными учеными. В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах «эффективности школы» как социальной системы: эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса [5, с. 177].
Образовательная среда выступает как целостная качественная характеристика внутренней жизни образовательного учреждения, определяемая конкретными задачами, которые ОУ ставит и решает в своей деятельности. Она проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи выполняются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого позволяет достичь. Образовательная среда ОУ рассматривается как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, реализованных в рамках единых принципов построения и обеспечивающих полный цикл или его логически завершенную часть.
В.П. Лебедева, В.А. Орлов и В.И. Панов [6, с. 2530], также связывая оценку образовательной среды с ее развивающим эффектом, фиксируют свое внимание на технологическом уровне ее реализации и оценки. При этом в качестве фундаментальных научных предпосылок разработки и оценки развивающих образовательных сред ими используется алгоритм «существенных показателей», выделенных В.В. Давыдовым:
• каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
• обучение организовано на основе ведущей деятельности;
• продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности;
• в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса.
Роль педагога заключается не столько в передаче знаний, умений и навыков, сколько в организации соответствующей образовательной среды, опираясь на личностный потенциал ученика и используя соответствующую технологию обучения. «Образование личности требует сопряжения, органического сра-
щения двух одновременно действующих влияний: поведения окружающих людей и опыта, практикова-ния собственного мышления воспитуемых. Но этот двуединый метод обучения приобретает неотразимую действенность, только когда он с необходимостью вытекает из обстоятельств, из логики окружающей среды», - считает Б.М. Бим-Бад [7, с. 28].
Основой саморазвития в процессе взаимодействия со средой выступает индивидуальный опыт ребенка: он является источником убеждений, определяющим личностный рост; в нем выражена целостность личности в ее специфической несхожести с другими. Это рождает стремление к достижению более высокого уровня развития. Опыт школьника «всецело и без всякого остатка определяется социальной средой... И если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при посредственном влиянии на него через социальную среду... Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды» [8, с. 82].
Содержание понятия «образовательная среда», как и понятия «школьная образовательная среда», определяется подходами к толкованию образования, представлениями о целях и задачах образовательного процесса:
• культурно-общественный подход (В.И. Слобод-чиков, С.В. Тарасов, Н.В. Крылова): образовательная среда - механизм развития ребенка. Ее истоки -предметности культуры и общества. «Эти два полюса - предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав»;
• социальный (К. Маклафин): образовательная среда - социальная система, элементами которой являются эмоциональный климат, личностное благополучие, особенности микрокультуры, качества воспитательного процесса;
• организационный (американские исследователи): солидарность представлений учителей о своем профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические философии как с коллегами, так и с учащимися, поддержка администрацией школы автономной инициативы учителей;
• информационный (М.И. Башмаков, С.И. Поздняков, П.А. Резник): психолого-педагогические условия образовательной среды - система средств общения с человеческим знанием, служащих для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, для ее передачи, переработки и обогащения;
• эколого-психологический (В.А. Климов, В.А. Яс-вин и др.): система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможно-
стей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении;
• системно-синергетический (А.И. Бочкарев, Н.В. Груздева): образовательная среда - целостное системно-синергетически организованное пространство взаимодействия участников образовательного процесса с социокультурным и социоприродным окружением, позволяющее раскрыть индивидуальность человека.
Говоря об учебных средах (или средах обучения), исследователи имеют в виду взаимосвязанные процессы учения и преподавания (оба процесса присутствуют в названных средах). Понятие «учебная среда» еще более конкретизирует «образовательную среду», так как в последней может существовать множество учебных сред, однако, в отличие от образовательной среды, которая может возникать как организованно, так и стихийно, учебные среды всегда специально организуются. Таким образом, под учебной средой понимается взаимосвязь конкретных материальных, коммуникационных и социальных условий, обеспечивающих процессы преподавания и учения. В этом случае предполагается присутствие обучаемого в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. По нашему мнению, среда обучения -это специально организованная среда, направленная на приобретение учащимся определенных знаний, умений и навыков, в которой цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного учебного заведения. Иначе говоря, это внешняя организующая сила и вещественный антураж для разворачивания процессов обучения и развития. Р.В. Бессонов и О.П. Околелов говорят о педагогической среде обучения, под которой понимают генерируемое индивидуумами - участниками процесса обучения системное образование, пронизанное специфическими, характерными именно для этого образования взаимодействиями [9, с. 23-29]. В данном подходе на первый план выдвигается коммуникация внутри среды.
В нашем случае мы будем понимать учебные среды как внутренние среды ОУ
Кроме того, исходя из высказывания Л.С. Выготского [8, с. 88]: «Среда не представляет из себя чего-либо абсолютно застывшего, неподатливого и неизменного. Напротив, единой среды не существует в реальной действительности. Она распадается на ряд более и менее самостоятельных и изолированных друг от друга кусков, которые могут быть предметом разумного воздействия человека, как ничто другое» (курсив наш. - С.К.), - мы склонны предположить, что внутренняя среда многокомпонентна.
Для конкретизации понятия «образовательная среда» необходимо соотнести его с понятием «образовательное пространство». На уровне повседневного восприятия пространство интуитивно понимается
как арена действий. Понятие «пространство» является общефилософской категорией и в общем-то выходит за рамки математики и физики. С геометрической точки зрения термин «пространство» без дополнительных уточнений обычно обозначает трехмерное евклидово пространство. В физическом же смысле под пространством понимают своеобразную «арену», на которой происходят все физические процессы. Соответственно, с количественной точки зрения понятие пространства, а точнее пространственных координат, позволяет использовать термины «больше - меньше» в отношении протяженности или размеров физических тел, в том числе описывать их форму и конфигурацию, а также расстояние между телами. В нашем мире для описания всех этих категорий оказывается достаточным использовать три независимые координаты, поэтому наш мир называют трехмерным.
Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Говоря о «пространстве», многие исследователи имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека. Пространство может существовать и независимо от него. Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.
Впервые понятие «образовательное пространство» появляется в работах французского социолога Пьера Бурдьё, значительная часть трудов которого посвящена определению социального пространства. В работах 1970-х гг. он писал о символических отношениях, о символической власти между учеником и учителем. Еще не используя понятия образовательного пространства, Бурдьё называл социальным пространством структуру определенных социальных позиций, систему отношений между различными позициями.
В 1990-е гг. появилась работа И. Фрумина и Б. Эль-конина, в которой впервые в отечественной педагогике было введено понятие образовательного пространства. Но позже Б.Д. Эльконин говорит о том, что понятие необходимо «обновить», поскольку первоначально в большей степени речь шла об образовательных средах, а не об образовательном пространстве.
В отличие от образовательной среды, образовательное пространство в широком смысле понимается как совокупность образовательных институтов, образовательных процессов и образовательных сред. В некоторых работах (Е.А. Ракитина, В.Ю. Лыскова) еще 1998-1999 гг. отмечалась близость понятий «пространство» и «среда», но их несинонимичность [10, с. 19-25].
Под образовательным пространством России понимается вся совокупность ее образовательных учреждений разного типа и взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также идущих образовательных и учебно-воспитательных процессов. Вместе они создают пространство социализации человека, превращения его в личность, обеспечивают определенный уровень образованности, интеллекта и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, военных, этических и других отношений. Образовательное пространство многомерно. Оно включает в себя среду обитания, среду пребывания, образовательно-развивающие процессы и другие показатели. При этом гармоничное развитие обитателей этого пространства может происходить только во взаимосвязи с состоянием окружающей социальной и природной среды, с условиями жизни в семье, на улице. Ведущим фактором общественного бытия в этом пространстве является культура, которая выступает организующим и регулирующим началом уклада жизни, обеспечивает сохранение и воспроизводство человеческих ресурсов, культуры здоровья и культуры здорового образа жизни, культуры осознания и разрешения противоречий бытия.
Под образовательным пространством понимается та сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие его личности, индивидуальности. В рамках образовательного пространства реализуется формирование социально-духовного, интеллектуального и экономического потенциала нового общества, выращивание человеческого капитала. Таким образом, образовательное пространство выступает как потенциальность, некоторая возможность для социокультурной среды.
Мы склонны различать образовательные пространства по территориальному принципу:
• мировое образовательное пространство;
• европейское образовательное пространство, регулируемое Болонскими соглашениями, к которым Россия присоединилась в сентябре 2003 г.;
• образовательное пространство России, регулируемое Федеральным законом «Об образовании» и другими нормативными документами;
• региональное образовательное пространство, имеющее свои региональные законы и нормативные акты;
• образовательное пространство учебного заведения.
Современные социально-экономические и политические условия требуют выбора адекватных путей реформирования и дальнейшего развития предшколь-ного образования как неотъемлемой части развивающегося социума. Для решения этой сложной проблемы
мы считаем необходимым использовать системный подход на основе эволюционно-синергетической парадигмы, выступающей в роли методологической основы в построении модели образовательного пространства ОУ Структура образовательного пространства определяется задачами, поставленными перед ОУ гуманистической концепцией образования, логикой учебной и познавательной деятельности, требованиями современной цивилизации, особенностями развития региона и этапами развития ребенка.
Реализация цели образования в первую очередь обеспечивается социально богатой, культуротворческой окружающей средой. Однако нельзя не учитывать возможности внутренней учебной среды. Внутренняя среда складывается, а педагогом используется из предметно-пространственного, событийно-деятельностного, информационно-интеллектуального, художественно-досугового, валеологического окружения. Все это предоставляет ребенку поле для развития, содействует формированию образа жизни и служит основанием для последующего взаимодействия с ней, оценивания ее и выстраивания собственного поведения в этом представленном в сознании ребенка мире.
Образовательное пространство ОУ составляет совокупность материальных, пространственно-предметных компонентов; социальных факторов, межличностных отношений. Все компоненты и факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательного пространства.
Требования к проектированию активной внутренней среды ОУ:
• признание приоритета самоценности индивидуума;
• смещение акцентов на собственную активность ребенка;
• учет субъективного опыта каждого обучаемого;
• организация коммуникативной деятельности, межличностного общения.
В образовательном пространстве ОУ происходит взаимодействие педагога и ребенка в активной внутренней среде.
Таким образом, образовательное пространство в широком смысле понимается нами как совокупность образовательных институтов, образовательных процессов и образовательных сред, действующих на конкретной территории, набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека, при этом в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека.
Образовательное пространство ОУ - внутренне многообразная система, элементы которой во взаимодействии обеспечивают достижение единой цели - развитие личности ребенка. В образовательном пространстве ОУ среда выступает как параметр порядка в самоорганизующейся системе. Поэтому мы, вслед за Л.С. Выготским, определяем образовательное пространство как поле активного взаимодействия трех компонентов: школьника, педагога и среды между ними.
Среда для человека - его психологическое, духовное, культурное, социальное и другое окружение, однако в этом случае предполагается присутствие человека в среде. Кроме внешних сред (географическая, экологическая, социальная, культуротворческая, образовательная), существуют внутренние (учебные) среды, являющиеся естественным фактором педагогического воздействия. В образовательной среде может существовать множество учебных сред, однако, в отличие от образовательной среды, которая может возникать как организованно, так и стихийно, учебные среды всегда специально организуются.
Библиографический список
1. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М., 2004.
2. Краткий педагогический словарь / под ред. Г.М. Андреевой и др. - М., 2005.
3. Макареня, А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование / А.А. Макареня.- Тюмень, 1997.
4. Бронфенбреннер, У. Два мира детства. Дети в США и СССР / У Бронфенбреннер. - М., 1976.
5. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. - Вып. 7. - М., 1997.
6. Лебедева, В.П. Психодидактические аспекты развивающего образования / В.П. Лебедева, В.А. Орлова, В.И. Панов // Педагогика. - 1996. - №6.
7. Бим-Бад, Б.М. Щит и оборона детства / Б.М. Бим-Бад. - М., 1995.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.
9. Бессонов, Р.В. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс / Р.В. Бессонов, О.П. Околелов // Педагогика: науч.-теор. журн. - 2006. - №7.
10. Ракитина, Е.А. Информационные поля в учебной деятельности / Е.А. Ракитина, В.Ю. Лыскова // Информатика и образование. - 1999. - №1.