Научная статья на тему 'Соотношение понятий «Среда» и «Пространство» в социокультурном и образовательном аспектах'

Соотношение понятий «Среда» и «Пространство» в социокультурном и образовательном аспектах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1870
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривых С. В.

В данной статье мы остановимся на понятиях «образовательная среда» и «образовательное пространство», разберемся в их соотношениях. Определим пространственно-средовые возможности в организации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривых С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN CONCEPTS "ENVIRONMENT" AND "SPACE" IN THE SOCIAL, CULTURAL AND EDUCATIONAL ASPECTS

In this article we will focus on the concepts of "learning environment" and "educational space" sort out their relationships. We define the space-environmental opportunities in educational organizations.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий «Среда» и «Пространство» в социокультурном и образовательном аспектах»

УДК 371

Krivykh S.V. RELATIONSHIP BETWEEN CONCEPTS "ENVIRONMENT" AND "SPACE" IN THE SOCIAL, CULTURAL AND EDUCATIONAL ASPECTS. In this article we will focus on the concepts of "learning environment" and "educational space" sort out their relationships. We define the space-environmental opportunities in educational organizations.

Key words: social environment, social environment, educational environment, educational space.

С. В. Кривых, д-р. пед. наук, проф., ректор Института декоративно-прикладного искусства, Санкт-Петербург, E-mail: k182@km.ru

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «СРЕДА» И «ПРОСТРАНСТВО» В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ АСПЕКТАХ

В данной статье мы остановимся на понятиях «образовательная среда» и «образовательное пространство», разберемся в их соотношениях. Определим пространственно-средовые возможности в организации образования.

Ключевые слова: социальная среда, социальное пространство, образовательная среда, образовательное пространство.

Существует, по крайней мере, два фактора, которые влияют на развитие ребенка. Один фактор - биологический. Под ним мы подразумеваем те обусловленные генотипом признаки или особенности, с которыми рождаемся. И так как мы не можем изменить биологический фактор, то не можем изменить признаки и особенности, с которыми появились на свет. Второй фактор - фактор окружающей среды, касающийся всего того, что нас окружает. Если биологический фактор дает ребенку какие-то потенциальные возможности, то фактор окружающей среды помогает ему развить их. Таким образом, для ребенка очень важно, чтобы вокруг него были родители, педагоги, посредники, то есть те люди, которые могут каким-то образом изменить его окружающую среду. Учителя, педагоги дополнительного образования должны осознавать всю ответственность, которую они несут как люди, отвечающие за развитие личности. Управлять развитием личности школьника можно через среду, создавая определенные условия предметно-пространственной, культуротворческой, интеллектуальной окружающей ребенка среды.

Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы. Выготский Л.С. считал: «Среда для человека в конечном счете есть социальная среда, потому что там, где она выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющие социальные моменты. В отношениях к ней человек всегда пользуется социальным опытом... Поэтому противопоставлять социальную среду среде природной можно только в узком, ограниченном и условном смысле. Если же социальную среду условно понимать как совокупность человеческих отношений, то совершенно понятна та исключительная пластичность социальной среды, которая делает ее едва ли не самым гибким средством воспитания ... Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом» [1, с. 83, 88].

В науке нет однозначного определения понятия «среда». Слово «среда» буквально означает «середина». В современном русском языке так называется то, что находится «посредине», то есть занимает промежуточное положение между рассматриваемыми объектами и является посредником между ними. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее значение понятию «среда»: «условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь» [2, с. 759].

Современная философия рассматривает среду как решающий, но не единственный фактор индивидуального развития. Акцент делается на выделение более сложной, многообразной, противоречивой взаимозависимой, но не плоскостной, а пространственно-объемной связи индивида с окружением. Современная философия образования на уровне общей характеристики понятии рассматривает среду как субстанцию,

которая, в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума), обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами [3, с. 119]. В современном словаре по педагогике это понятие дается в самом общем смысле как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [4, с. 68].

Ученые выделяют различные основания классификации сред. По степени глобальности различают макросреду, мезосре-ду, микросреду; по виду существования и развития материи выделяют биологические, технические, культурно-этнические и другие виды сред; по направлению решаемых общественнозначимых задач - среды духовного развития и существования человека, физического развития и здорового образа жизни, а также - воспитания, обучения и непрерывного повышения квалификации; технического и коммуникативного развития; экологического состояния страны, региона, города и др.

Современные трактовки понятия «среда» определяются контекстом. Д.Ж. Маркович, П.А.Сорокин и другие рассматривают ее в социологическом аспекте [5]: «Совокупность взаимосвязанных условий и влияний, присутствующих в некоем окружении»; «социальное многомерное пространство ценностно-ориентированных отношений индивидов, определенным образом иерархизированных, где есть возможность социального перемещения индивидов как в горизонтальном, так и вертикальных направлениях.

Образование зависит от среды, в которой протекает развитие человека, оно в большей мере определяет индивидуальный контекст его мировосприятия. Сегодняшние дети, образованием которых мы занимаемся, разительно отличаются от своих сверстников 10 лет назад. Они, более информированные, раскованные, общительные, не очень здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Например, для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть значительно большую роль, а это значит, что усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором ребенок ощущает себя живущим и к которому он ощущает себя причастным, скачком расширился до всего земного шара. Произошел также фундаментальный сдвиг в системе ценностей и т.д. В этом контексте особенно важно создать личностно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в труде, значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр.

Создать формирующую личность среду в системе образования - значит способствовать реализации гуманистической концепции образования, ее целей и задач на всех этапах педа-

гогического процесса, считает Макареня А.А. [6, с.65-67] и приводит следующие определения.

Социальная среда - окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.

Социокультурная среда - часть социальноэкономического и культурно-образовательного пространства региона, с помощью которых может осуществляться социализация (процесс развития индивида при его взаимодействии в ходе жизнедеятельности с социокультурной средой, обогащающей его как самореализующуюся личность) и инкульту-рация (процесс освоения индивидом способов мышления и действий, составляющих культуру и отличающих его общество от других человеческих групп) личности в образовательном процессе при реализации гуманистической концепции образования.

Культуротворческая среда - совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности. В создании такой среды конструктором и техноло-гом-организатором выступают педагоги и руководители образовательного учреждения, активное участие при этом принимают сами учащиеся. Часть культуротворческой среды может располагаться за пределами школы: родительский дом, учреждения дополнительного образования, очаги культуры и т.д.

Мы будем называть данные среды как внешние по отношению к ОУ. Функцией внешней среды мы назовем рефлексивность, самоутверждение и социализацию школьника. Внешняя среда задает определенные образцы внешнего вида, модели и стереотипы поведения. В результате сравнения и рефлексии человек осмысливает себя, свои способности и возможности и делает самостоятельный жизненный выбор. Свободное самоопределение актуализирует развитие самообладания (Бронфенбреннер У. [7, с. 107]).

Тубельский А.В., предлагая свою концепцию изменения содержания образования, подчеркивает роль социокультурной среды: «Принцип использования опыта жизнедеятельности ребенка в социокультурной образовательной среде большого города предполагает, что исходной точкой освоения содержания образования является жизненный опыт ребенка, который по своим законам отбирает и интерпретирует явления, процессы и влияния окружающей среды и придает им личностный смысл. Это положение особенно актуально для ситуации жизни ребенка в большом городе, с его разнообразием и многообразием информации, культур, субкультур и отношений. Собственно в этой среде... и происходит образование. Организованное же, институализированное, школьное образование является только частью сферы образования, и его функцию можно видеть в осмыслении, коррекции и выращивании культурных средств освоения такого опыта...» [8, с. 128].

Из сказанного выше следует, что первичные условия для создания культуротворческой среды заложены в окружающем нас пространстве: географическом, социально-экономическом и культурно-образовательном. Так, памятники природы и культуры, местный ландшафт, творения ландшафтной архитектуры, краеведческие и естественнонаучные музеи, производственные предприятия, местные промыслы, дворцы и дома культуры и творчества, разнообразные культурные и научные учреждения позволяют организовать как учебные экскурсии, так и познавательную деятельность школьников в обстановке, приближенной к реальным условиям будущей жизнедеятельности. Вообще надо заметить, что социокультурная среда в целом выступает фактором стабилизации будущей жизнедеятельности и позволяет ребенку выявлять свои способности, склонности, возможности и интересы.

Понятие «образовательная среда» разрабатывается в последние десятилетия и отечественными, и зарубежными учеными. В большинстве зарубежных исследований образова-

тельная среда оценивается в терминах «эффективности школы» как социальной системы: эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса (Слободчи-ков В.И. [9, с. 177]).

Образовательная среда выступает как целостная качественная характеристика внутренней жизни образовательного учреждения (ОУ), определяемая конкретными задачами, которые ОУ ставит и решает в своей деятельности. Она проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого позволяет достичь. Образовательная среда ОУ рассматривается как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, реализованных в рамках единых принципов построения и обеспечивающих полный цикл или его логически завершенную часть.

Наиболее теоретически проработанным в отечественной педагогике представляется подход В.И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой - выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса -предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав» [9, с. 181].

Лебедева В.П., Орлов В.А. и Панов В.И. [10, с. 25-30], также связывая оценку образовательной среды с ее развивающим эффектом, фиксируют свое внимание на технологическом уровне ее реализации и оценки. При этом в качестве фундаментальных научных предпосылок разработки и оценки развивающих образовательных сред ими используется алгоритм «существенных показателей», выделенных В.В. Давыдовым:

- каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

- обучение организовано на основе ведущей деятельности;

- продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности;

- в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса.

Используются в описании понятия «образовательная среда» такие характеристики, как целостность, многоаспектность, системность, социально-психологическая реальность, материальные и духовные условия образовательной деятельности, совокупность необходимых психолого-педагогических условий для погружения человека в поток целенаправленно подготовленной информации и способов ее представления к изучению и развитию личности. В.А. Козырев [11] рассматривает образовательную среду в широком смысле как отражение единства социокультурной и духовной жизни общества и непрерывной системы образования, в узком - как системообразующий фактор конкретной образовательной системы. Хуторской А.В. [12] раскрывает понятие «образовательная среда» в контексте личностно ориентированного образования как характеристику внешнего содержания образования, заключающую в себе условия развития личности. Внутренним же содержанием образования, атрибутом образовывающейся личности является преломление внешних условий через опыт ребенка как результат его деятельности. Поскольку ядром образования является личностный рост образовывающегося, задача педагогов состоит в организации культуросообразного и природосообразного взаимодействия школьника с создаваемыми условиями.

Роль педагога заключается не столько в передаче знаний, умений и навыков, сколько в организации соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь

на личностный потенциал и используя соответствующую технологию обучения. «Образование личности требует сопряжения, органического сращения двух одновременно действующих влияний: поведения окружающих людей и опыта, прак-тикования собственного мышления воспитуемых. Но этот двуединый метод обучения приобретает неотразимую действенность, только когда он с необходимостью вытекает из обстоятельств, из логики окружающей среды», - считает Бим-Бад Б.М. [13, с. 28].

Основой саморазвития в процессе взаимодействия со средой выступает индивидуальный опыт ребенка: он является источником убеждений, определяющий личностный рост: в нем выражена целостность личности в ее специфической несхожести с другими. Что рождает стремление к достижению более высокого уровня развития. Опыт школьника «всецело и без всякого остатка определяется социальной средой... И если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при посредственном влиянии на него через социальную среду... Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды» (Выготский Л.С. [1, с. 82]).

Содержание понятия «образовательная среда», как и понятия «школьная образовательная среда», определяется подходами к толкованию понятия «образование», представлениями о целях и задачах образовательного процесса:

- культурно-общественный подход (Слободчиков В.И., Тарасов С.В., Крылова Н.В.): образовательная среда - механизм развития ребенка. Ее истоки - предметности культуры и общества. «Эти два полюса - предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимополага-нии в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав»;

- социальный (К. Маклафин): образовательная среда - социальная система, элементами которой являются эмоциональный климат, личностное благополучие, особенности микрокультуры, качества воспитательного процесса; организационный (американские исследователи): солидарность представлений учителей о своем профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические философии, как с коллегами, так и с учащимися, поддержка автономной инициативы учителей администрацией школы;

- информационный (Башмаков М.И., Поздняков С.И., Резник П.А.): психолого-педагогические условия образовательной среды - система средств общения с человеческим знанием, служащих для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, для ее передачи, переработки и обогащения;

- эколого-психологический (Климов В.А., Ясвин В.А. и др.): система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении;

- системно-синергетический (Бочкарев А.И., Груздева Н.В.): образовательная среда - целостное системно-

синергетически организованное пространство взаимодействия участников образовательного процесса с социокультурным и социоприродным окружением, позволяющее раскрыть индивидуальность человека.

Бочкарев А.И. [14, с. 3-4] предлагает ввести понятие «синергетической среды» в образовательном пространстве. «Под синергетической средой в образовательной сфере мы понимаем совокупность новых материальных и духовных условий в открытой неравновесной педагогической системе, в которой за счет кооперативного взаимодействия обучающих и обучаемых на основе принципов синергетики возникает нелинейный резонансный эффект усиления малых познавательных воздействий, способствующий согласованию темпов и уровней развития обучаемых, возникновению качественно нового уровня образования и становления творческой личности». В такой среде, как при эпидемии, трудно не «заразиться» тягой к зна-

ниям, поскольку синергетическая среда работает как единый живой организм в его стремлении к устойчивости.

Под образовательной средой Козырев В.А. [15], Шалаев И.К. и Веряев А.А. [16, с. 23-27] понимают функционирование конкретного учреждения образования. Анализируя различные подходы к вопросу об образовательной среде, исследователи имеют в виду конкретную среду учебного заведения, так как образовательная среда составляет совокупность материальных факторов; пространственно-предметных факторов; социальных компонентов; межличностных отношений. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.

Существуют различные модификации образовательных сред: например, Калмыков А.А. и Хачатуров Л.А. [17, с. 4145] описывают виртуальные образовательные среды. При этом дается специфическое определение, в котором использован аксиологический подход: «под виртуальной образовательной средой понимается среда, которая способствует творческому постижению Себя - Нового, то есть личность, находящуюся в процессе образовательного становления, осваивающую как новые знания, так и новые степени свободы». Другие исследователи описывают интегрированные и распределенные образовательные среды.

Говоря об учебных средах (или средах обучения), исследователи имеют в виду взаимосвязанные процессы учения и преподавания (оба процесса присутствуют в названных средах). Понятие «учебная среда» еще более конкретизирует «образовательную среду», так как в образовательной среде может существовать множество учебных сред, однако, в отличие от образовательной среды, которая может возникать как организованно, так и стихийно, учебные среды всегда специально организуются. Таким образом, под учебной средой понимается взаимосвязь конкретных материальных, коммуникационных и социальных условий, обеспечивающих процессы преподавания и учения. В этом случае предполагается присутствие обучаемого в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. По нашему мнению, среда обучения -это специально организованная среда, направленная на приобретение учащимся определенных знаний, умений и навыков, в которой цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного учебного заведения. Иначе говоря, это внешняя организующая сила и вещественный антураж для разворачивания процессов обучения и развития. Бессонов Р.В. и Околелов О.П. [18, с. 23-29] говорят о педагогической среде обучения, под которой он понимает генерируемое индивидуумами-участниками процесса обучения системное образование, пронизанное специфическими, характерными именно для этого образования взаимодействиями. В данном случае на первый план выдвигается коммуникация внутри среды.

В нашем случае мы будем понимать учебные среды как внутренние среды ОУ.

Кроме того, исходя из высказывания Л.С. Выготского [1, с. 88]: «Среда не представляет из себя чего-либо абсолютно застывшего, неподатливого и неизменного. Напротив, единой среды не существует в реальной действительности. Она распадается на ряд более и менее самостоятельных и изолированных друг от друга кусков, которые могут быть предметом разумного воздействия человека, как ничто другое» (курсив наш), - мы склонны предположить, что внутренняя среда многокомпонентна.

Для конкретизации понятия «образовательная среда» необходимо соотнести его с понятием «образовательное пространство».

На уровне повседневного восприятия пространство интуитивно понимается как арена действий. Понятие «пространство» является общефилософской категорией и, в общем-то, выходит за рамки математики и физики. С геометрической точки зрения, термин «пространство» без дополнительных

уточнений обычно обозначает трёхмерное евклидово пространство. В физическом же смысле под пространством понимают своеобразную «арену», на которой происходят все физические процессы. Соответственно, с количественной точки зрения понятие пространства, а точнее пространственных координат, позволяет использовать термины больше-меньше в отношении протяженности или размеров физических тел, в том числе, описывать их форму и их конфигурацию, а также, расстояние между телами. В нашем Мире для описания всех этих категорий оказывается достаточным использовать три независимые координаты, поэтому наш Мир называют трехмерным.

Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Говоря о «пространстве», данные исследователи имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека. Пространство может существовать и независимо от него. Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.

Впервые понятие образовательное пространство появляется в работах французского социолога Пьера Бурдьё, значительная часть трудов которого посвящена понятию социального пространства. В работах 70-ых годов он писал о символических отношениях, о символической власти между учеником и учителем ещё не используя понятия образовательного пространства, Бурдьё называл социальным пространством структуру определенных социальных позиций, систему отношений между различными позициями.

Существует работа 90-ых годов авторов И. Фрумина и Б. Эльконина, в которой впервые в отечественной педагогике понятие образовательного пространства было введено. Но сам Б.Д. Эльконин говорит о том, что понятие необходимо «обновить». Поскольку в той работе речь в большей степени шла об образовательных средах, а не об образовательном пространстве.

В отличие от образовательной среды образовательное пространство, в широком смысле, понимается как совокупность образовательных институтов, образовательных процессов и образовательных сред. В некоторых работах (Ракити-на Е.А., Лыскова В.Ю.) еще 1998-1999 гг. отмечалась близость понятий «пространство» и «среда», но их несинонимичность [19, с. 19-25].

Под образовательным пространством России понимается вся совокупность ее образовательных учреждений разного типа и взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также идущих образовательных и учебновоспитательных процессов. Вместе они создают пространство социализации человека, превращения его в личность, обеспечивают определенный уровень образованности, интеллекта и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, военных, этических и всех других отношений. Образовательное пространство многомерно. Оно включает в себя среду обитания, среду пребывания, образовательно-развивающие процессы и другие показатели. При этом гармоничное развитие обитателей этого пространства может происходить только во взаимосвязи с состоянием окружающей социальной и природной среды, с условиями жизни в семье, на улице. Ведущим фактором общественного бытия в этом пространстве является культура, которая выступает организующим и регулирующим началом уклада жизни, обеспечивает сохранение и воспроизводство человеческих ресурсов, культуры здоровья и культуры здорового образа жизни, культуры осознания и разрешения противоречий бытия.

Под образовательным пространством нами понимается комплекс явлений, сочетающий в себе взаимодействие и взаи-мовоздействие различных социальных факторов, действующих на конкретной территории. В упрощенном варианте под образовательным пространством подразумевается территория,

рассматриваемая исключительно с образовательной точки зрения. Система образования выступает на такой территории в качестве лишь одного компонента более сложной социальной системы.

Под образовательным пространством понимается та сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие его личности, индивидуальности. В рамках образовательного пространства реализуется формирование социально-духовного, интеллектуального и экономического потенциала нового общества, выращивание человеческого капитала. Таким образом, образовательное пространство выступает как потенциальность, некоторая возможность для социокультурной среды.

Таким образом, мы склонны различать образовательные пространства по территориальному принципу:

- мировое образовательное пространство;

- европейское образовательное пространство, регулируемое Болонскими соглашениями, к которым Россия присоединилась в сентябре 2003 года;

- образовательное пространство России, регулируемое Законом «Об образовании» и другими нормативными документами;

- региональное образовательное пространство, имеющее свои региональные законы и нормативные акты;

- образовательное пространство учебного заведения.

Образовательное пространство имеет территориальную

обозначенность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворить потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении требования их безопасности. В качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач в рамках определенной территории, выступает образовательная система, построенная на принципах здоровьесберегающей, безопасной для жизнедеятельности и здоровья, единой образовательной политики и образовательной деятельности (Н.А. Склярова, И.В. Плющ [20, с. 15]).

Таким образом, откликаясь на многообразие действительности за своими стенами, ОУ само превратилось во внутренне многообразную систему - образовательное пространство, элементы которого во взаимодействии обеспечивают достижение единой цели - развитие личности ребенка и подготовка его к школе. Образовательное пространство ОУ представляет собой многообразие отношений между субъектами образовательного процесса. В этом случае встает проблема организации и управления этими отношениями.

Вывод Л.С. Выготского о «трехсторонне активном» воспитательном процессе: «активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда» [6, с. 89] позволяет по-новому рассматривать структуру образовательного пространства ОУ, где среда выступает как параметр порядка в самоорганизующейся системе. Поэтому, рассматривая вслед за Выготским Л.С. воспитание и образование в качестве единого процесса целенаправленного формирования личности ребенка и подготовки к школе в ОУ, мы определяем образовательное пространство как поле активного взаимодействия трех компонентов: школьника, педагога и среды между ними. Обозначим основные принципы организации образовательного пространства в ОУ.

Принцип открытости будет определяться тем фактором, что ОУ является открытой самоорганизующейся системой.

Принцип многообразия подразумевает, что управление ориентировано на создание и поддержание условий, необходимых для развития и многообразия элементов в системе образовательного пространства.

Принцип единства реализуется в установлении и закреплении устойчивых связей элементов системы образовательного пространства, в оформлении сложившегося многообразия в некое единство. Такие связи должны быть настолько гибкими, чтобы обеспечить возникновение новых элементов в структуре образовательного пространства ОУ. Для этого необходимо использовать принцип опережения, в соответствии с

которым "блок управления", администрация ОУ, должна быть готова к возникновению новых элементов многообразия, изменению отношений внутри образовательного пространства. Поэтому необходимо применение принципа избыточности, позволяющего сохранять все вновь возникшие элементы многообразия, что обеспечит спектр возможных направлений развития системы образовательного пространства. Следовательно, для реализации целей развития образовательное пространство должно быть развивающейся системой, что может быть обеспечено такой формой управления, которая сама имеет в себе источник и стимул этого развития.

Современные социально-экономические и политические условия требуют выбора адекватных путей реформирования и дальнейшего развития предшкольного образования как неотъемлемой части развивающегося социума. Для решения этой сложной проблемы мы считаем необходимым использовать системный подход на основе эволюционно-синергетической парадигмы, выступающей в роли методологической основы в построении модели образовательного пространства ОУ. Структура образовательного пространства определяется задачами, поставленными перед ОУ гуманистической концепцией образования, логикой учебной и познавательной деятельности, требованиями современной цивилизации, особенностями развития региона и этапами развития ребенка.

Образовательное пространство ОУ должно служить средством для раскрытия и развития природных задатков ребенка, для этого оно должно быть максимально вариативным по своему содержанию и представленным в ней культурноисторическим способам человеческой деятельности от «поделок руками» до разработки компьютерных программ и музыкальных сочинений. Попадая в такую среду, школьник должен, с одной стороны, иметь возможность апробировать себя в разных учебных и игровых ситуациях, где могут проявить себя его непроявленные (возможно, неизвестные еще никому, в том числе ему самому) природные задатки. Поэтому образовательное пространство ОУ должно обеспечить погружение ребенка в процессуально различные виды деятельности. Кроме того, образовательное пространство должно быть напряженным, максимально насыщенным и не только по предметному содержанию, но и по нравственно-этическим представлениям об общечеловеческих ценностях.

С другой стороны, задача педагога, психолога и родителя состоит в этом случае в том, чтобы создаваемое ими пространство позволяло бы пережить данному школьнику ситуацию успеха в выбранном виде деятельности. Здесь очень важно не просто безоценочное, но и эмоционально положительное принятие любого результата в выполняемом ребенком задании. Таким образом, мы можем говорить о пространстве успеха для ребенка.

Образовательное пространство должно быть насыщено ситуациями, способствующими вхождению в творческое состояние. При этом проживание творческого акта школьниками должно не только концентрироваться на отдельной задаче, но и сопровождаться обязательным положительным эмоциональным подкреплением выполнения данного вида деятельности со стороны других людей (как сверстников, так и взрослых). Это необходимо для того, чтобы начавшееся развитие способности не остановилось из-за отсутствия личностной поддержки на социальном уровне. Для старшего дошкольного возраста - это мнение педагога, родителя и близких ему взрослых. Здесь могут оказаться полезными различные групповые формы работы в виде ролевых игр, театрализованных представлений, тренингов, помогающих ребенку открыть в себе то, о чем он и не подозревал.

Библиографический список

Образование человека, решая одну из своих важнейших задач - социализацию - присвоения человеческого опыта, осуществляется во внешней культурологической среде, которая имеет целью воспитание «человека духовного», а значит, впитывает в себя и общечеловеческие, и общенациональные, и государственные, и региональные ценности и идеалы. Российское образование и российский менталитет всегда характеризовались глубоким взаимодействием

Реализация цели образования в первую очередь обеспечивается социально богатой, культуротворческой окружающей средой. Однако нельзя не учитывать возможности внутренней учебной среды. Внутренняя среда складывается, а педагогом используется из предметно-пространственного, событийно-деятельностного, информационно-интеллектуального, художественно-досугового, валеологического окружения. Все это представляет ребенку поле для развития, содействует формированию образа жизни и служит основанием для последующего взаимодействия с ней, оценивания ее и выстраивания собственного поведения в этом представленном в сознании ребенка мире.

Образовательное пространство ОУ составляет совокупность материальных, пространственно-предметных компонентов; социальных факторов, межличностных отношений. Все компоненты и факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательного пространства.

Требования к проектированию активной внутренней среды ОУ:

У признание приоритета самоценности индивидуума;

У смещение акцентов на собственную активность ребенка;

У учет субъективного опыта каждого обучаемого;

У организация коммуникативной деятельности, межличностного общения.

Таким образом, в образовательном пространстве ОУ происходит взаимодействие педагога и ребенка в активной внутренней среде.

Поведем итог.

Образовательное пространство в широком смысле, понимается нами как совокупность образовательных институтов, образовательных процессов и образовательных сред, действующих на конкретной территории, набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека, при этом в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека.

Образовательное пространство ОУ - внутренне многообразная система, элементы которой во взаимодействии обеспечивают достижение единой цели - развитие личности ребенка. В образовательном пространстве ОУ среда выступает как параметр порядка в самоорганизующейся системе. Поэтому мы, вслед за Выготским Л.С. , определяем образовательное пространство как поле активного взаимодействия трех компонентов: школьника, педагога и среды между ними.

Среда для человека - его психологическое, духовное, культурное, социальное и др. окружение, однако в этом случае предполагается присутствие человека в среде. Кроме внешних сред (географическая, экологическая, социальная, культуротворческая, образовательная), существуют внутренние (учебные) среды, являющиеся естественным фактором педагогического воздействия. В образовательной среде может существовать множество учебных сред, однако, в отличие от образовательной среды, которая может возникать как организованно, так и стихийно, учебные среды всегда специально организуются.

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1989.

3. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004.

4. Краткий педагогический словарь / под ред. Г.М. Андреевой [и др.]. - М., 2005.

5. Маркович, Д.Ж. Общая социология. - М., 1998.

6. Макареня, А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. - Тюмень: ТОГИРРО, 1997.

7. Бронфенбреннер, У. Два мира детства. Дети в США и СССР. - М.: Прогресс, 1976.

8. Тубельский, А.Н. Для чего и как мы учим: необходимо изменить содержание общего образования // Школьные технологии. - 2001. - № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. - М., 1997. — Вып. 7.

10. Лебедева, В.П. Психодидактические аспекты развивающего образования / В.П.Лебедева, В.А. Орлова, В.И. Панов // Педагогика. -1996. — № 6.

11. Козырев, В.А. Гуманитарная образовательная среда. Языковая культура. - СПб., 1999.

12. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика. - М.: Академия, 2008.

13. Бим-Бад, Б.М. Щит и оборона детства. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995.

14. Бочкарев, А.И. Научный доклад докторской диссертации. - М., 1999.

15. Козырев, В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: автореф. д-ра пед. наук. — СПб., 2000.

16. Шалаев, И.К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства / И.К. Шалаев, А.Л. Веря-ев // Педагог. — 1998.

17. Калмыков, А.А. Опыт создания виртуальных образовательных сред / А.А. Калмыков, Л.А. Хачатуров // Научно-методический семинар «Информационные системы в наукоемких технологиях образования»: тезисы-доклады, решения и рекомендации: МГДТДиЮ, МИРЭА. - М., 2000.

18. Бессонов, Р.В. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс/ Р.В. Бессонов, О.П. Околелов // Педагогика. — 2006. —

№ 7.

19. Ракитина, Е.А. Информационные поля в учебной деятельности / Е.А. Ракитина, В.Ю. Лыскова // Информатика и образование. — 1999. —

№ 1.

20. Безопасность образовательного пространства / под ред. Н.А. Скляровой, И.В. Плющ. - Новосибирск: СО РАМН, 2001.

Bibliography

1. Vygotsky, L.S. Educational psychology / Edited by V. Davydov. — Moscow: Pedagogy, 1991.

2. Burns, S.I., Shvedova, N.U. Dictionary of Russian language. — M., 1989.

3. Polonsky, V.M. Dictionary of education and pedagogy. — M., 2004.

4. Summary Pedagogical Dictionary / Edited by G.M. Andreeva. — M., 2005.

5. Markovic, D.J. Total sociology. — M., 1998.

6. Makarenya, A.A. Kulturotvorcheskaya environment: the status, structure and functioning. — Tyumen: TOGIRRO, 1997.

7. Bronfenbrenner, U. Two worlds of childhood. Children in the U.S. and the USSR. — Moscow: Progress, 1976.

8. Tubelsky, A.N. Why and how we teach: it is necessary to change the content of general education / School technology. — 2001. — № 5.

9. Slobodchikov, VI Learning Environment: Implementing the goals of education in the cultural space // New value of education: cultural models of schools. — M. — 1997. — Vol. 7.

10. Lebedev, V.P. Psihodidakticheskie aspects of developmental education / V.P. Lebedev, V.A. Orlov, V.I. Panov // Pedagogy. — 1996. — № 6.

11. Kozyrev, V.A. Humanitarian educational environment. Linguistic culture. - St.-Petersburg, 1999.

12. Hutorskoy, A.V. Educational Innovation. — M.: Academia, 2008.

13. Bim-Bad, B.M. Shield and defense of childhood. — M.: Publishing house of the Russian Open University, 1995.

14. Bochkarev, A.I. Scientific report doctoral dissertation. — M., 1999.

15. Kozyrev, V.A. The theoretical basis for the development of humanitarian education of the medium Pedagogical University: Summary of ... doctor of pedagogical sciences. — St.-Petersburg, 2000.

16. Shalaev, I.K. Of educational media to the education to the space: definition, formation, properties / I.K. Shalaev, A.L. Believing // Educator. —

1998.

17. Kalmykov, A.A. The experience of creating virtual learning environments / A.A. Kalmykov, L.A. Khachaturov // Scientific-methodical seminar "Information systems in high-technology education: abstracts — presentations, decisions and recommendations: MGDTDiYu, MIREA. — M., 2000.

18. Bessonov, R.V. Specificity of training in specialized school: content and process / R.V. Bessonov, O.P. Okolelov // Pedagogy. — 2006. — № 7.

19. Rakitin, E.A. Information fields in the educational activity / E.A. Rakitin, V.Y. Lyskova // Computers & Education. — 1999. — № 1.

20. Safety education space / Edited by N. Sklyarov, I.V. Pljucsh. — Novosibirsk: Siberian Branch of RAMS, 2001.

Статья поступила в редакцию 06.03.11

УДК 371

Kurichkis E.A. EDUCATIONAL SYSTEM OF SOCIAL ACTIVITYSTUDENTS-ORPHANS OF PROFESSIONAL COLLEGE. Development of social activity, preparation for independent adult life for orphans, the socialization and integration into modern society after graduating from professional college for orphans is a serious and urgent problem. The article discusses the results of studies on the development of social activity of students-orphans.

Key words: activity, social activity, students-orphans, the professional lyceum.

Е.А. Куричкис, асп. ГОУДПО ИПК СПО, г. Санкт-Петербург, E-mail: k182@km.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ-СИРОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ

Развитие социальной активности, подготовка к самостоятельной взрослой жизни детей-сирот, социализация и интеграция в современное общество после выпуска из профессионального лицея для сирот является серьезной и актуальной проблемой. В статье рассматривается результаты исследования по развитию социальной активности учащихся-сирот.

Ключевые слова: активность, социальная активность, учащиеся-сироты, профессиональный лицей.

Педагогические коллективы учреждений профессиональ- комплексной поддержки, помогают в обеспечении жильем,

ного образования для сирот принимают меры по созданию устройством на работу. Тем не менее, как показывает стати-

системы работы развития социальной активности, обеспечи- стика, именно выпускники интернатных учреждений сложнее,

вающей выпускникам адаптацию в социуме, организуют по- чем их сверстники, адаптируются к самостоятельной жизни и

стинтернатное сопровождение, формируют навыки самостоя- имеют склонность к антиобщественному поведению.

тельного проживания в условиях дозированного контроля и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.