Научная статья на тему 'Социальное проектирование инклюзивной среды профессионального образования'

Социальное проектирование инклюзивной среды профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
700
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНВАЛИД С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / INCLUSION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / AN INVALID WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамов Вагиф Дейрушевич, Тюрин Александр Владимирович

В статье раскрываются понятие и опыт социального проектирования инклюзивной образовательной среды в контексте повышения компетентности выпускников с нарушением ОДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрамов Вагиф Дейрушевич, Тюрин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENGINEERING INCLUSIVE ENVIRONMENT OF VOCATIONAL EDUCATION

In the article the concept of an inclusive educational environment in the context of increasing konkrentnosti graduates in violation of the UDF.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование инклюзивной среды профессионального образования»

УДК [316.6:378]-056.266

БАЙРАМОВ В.Д., Социальное проектирование ТЮРИН А.В. инклюзивной среды

профессионального образования

В статье раскрываются понятие и опыт социального проектирования инклюзивной образовательной среды в контексте повышения компетентности выпускников с нарушением ОДС.

Ключевые слова: инклюзия, образовательная среда, инвалид с нарушением опорно-двигательной системы.

Инклюзивное образование представляет собой специально построенную систему обучения, учитывающую индивидуальные особенности студентов и школьников. Во всем мире данная форма получения знаний признается как наиболее гуманная система образования. Впервые форма инклюзивного образования появилась в США в последней четверти двадцатого века. Причинами возникновения инклюзивного образования явились, с одной стороны, борьба инвалидов за свои права, а с другой - стремление уменьшить стоимость специального образования за счет отсутствия необходимости нового строительства специализированных образовательных центров. Практика показала, что введение системы инклюзивного образования вызывает удорожание учебного процесса. Все учебные заведения нужно переоборудовать под специальные образовательные нужды учащихся с различными отклонениями. К тому же возросло число учащихся, которым нужна специальная педагогическая помощь за счет детей с незначительными нарушениями здоровья.

Современное инклюзивное образование развивается на всех уровнях образовательной деятельности. Формирование

инклюзивных групп и классов особенно интенсивно идет в дошкольном и школьном образовании. Это происходит за счет массовости притока новых учащихся. В профессиональной школе данный процесс проходит более умеренными темпами. По нашему мнению, причина такого явления кроется в большей дифференциации образовательной деятельности в профессиональной школе.

В России существует несколько разновидностей профессионального образования инвалидов. Во-первых, многочисленные образовательные учреждения профессионального образования, в которых обучаются единичные студенты с ограничениями. В этих заведениях отсутствуют специализированные отделы, которые организуют работу с подобными студентами. Отличительной особенностью этих профессиональных учреждений является отсутствие распределения по видам ограничений (по слуху, по зрению, лица с нарушением опорно-двигательной системы (ОДС), соматическими нарушениями). Во-вторых, в России существует несколько вузов, которые специализируются по отдельным видам нарушений. В основном эти вузы принимают на обучение лиц с проблемами

слуховой деятельности. Лидирующее положение вузов этой группы занимает МВТУ им. Н.Э. Баумана. В системе вуза функционируют подразделения, обеспечивающие образовательный процесс для данного контингента студентов. В вышеуказанных учебных заведениях студенты с нарушением здоровья составляют меньшую часть студенческого коллектива. Они относятся к первому типу инклюзивного образования. Существует еще одна форма инклюзии - это когда основной контингент студентов является инвалидами, а меньшую часть составляют физически здоровые молодые люди. Это второй тип инклюзии. К числу таких учебных заведений следует отнести Московский государственный гуманитарно-экономический институт (МГГЭИ). Данный вуз изначально формировался как специализированное учреждение высшего профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. В первые годы своей работы МГГЭИ обучал только студентов с ограничением двигательной активности. Затем в институт стали поступать абитуриенты без подобных ограничений. Однако специализация вуза была сохранена. На данный момент около двух третей студентов института являются инвалидами с нарушением ОДС.

Наличие в институте специфичной группы студентов вынудило нас создать особую образовательную среду.

Среда является важнейшим средством восстановления инвалидов. При этом данное понятие трактуется широко. В него входит не только обстановка образовательного учреждения, но и ближнее окружение, круг общения инвалида: это и семья, и те, кто окружает его в специализированном учреждении, те, кто находится рядом с ним на работе, учебе, в часы досуга. При этом, признавая важность социального окружения необходимо сузить это понятие. По нашему мнению, под образовательной средой следует понимать специально организованное пространство, способствующее наиболее комфортному получению профессионального образования с учетом физических особенностей студента-инвалида. Выявленные разногласия принудили нас более внимательно рассмотреть эту проблему.

В науке нет однозначного определения понятия "среда". Последнее буквально означает "середина". В современном русском языке так называется то, что находится "посредине", то есть занимает промежуточное положение между рассматриваемыми объектами и является посредником между ними. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее определение понятия "среда": "условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь"1.

Современная философия рассматривает среду как решающий, но не единственный фактор индивидуального развития. Акцент делается на выделение более сложной, многообразной, противоречивой, взаимозависимой, но не плоскостной, а пространственно-объемной связи индивида с окружением. Современная философия образования на уровне общей характеристики понятия рассматривает среду как субстанцию, которая, в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума), обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами. В современном словаре по педагогике это понятие дается в самом общем смысле как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Ученые выделяют различные основания классификации сред. По степени глобальности различают макросреду, мезосреду, микросреду; по виду существования и развития материи выделяют биологические, технические, культурно-этнические и другие виды сред; по направлению решаемых общественно значимых задач - среды духовного развития и существования человека, физического развития и здорового образа жизни, а также - воспитания, обучения и непрерывного повышения квалификации; технического и коммуникативного развития; экологического состояния страны, региона, города и др.

Современные трактовки понятия "среда" определяются контекстом. Д.Ж. Маркович2, П.А. Сорокин3 и другие рассматривают ее в социологическом аспекте: "совокупность взаимосвязанных условий и влияний, присутствующих в некоем окружении";

"социальное многомерное пространство ценностно ориентированных отношений индивидов". Это пространство определенным образом иерархично. В нем есть возможность социального перемещения индивидов как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях. Образование зависит от среды, в которой протекает развитие человека, оно в большей мере определяет индивидуальный контекст его мировосприятия. Сегодняшние дети, образованием которых мы занимаемся, разительно отличаются от своих сверстников 10 лет назад. Они, более информированные, раскованные, общительные, не очень здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Например, для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть значительную роль, а это значит, что усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором ребенок ощущает себя живущим и к которому он ощущает себя причастным, скачком расширился до всего земного шара. Произошел также фундаментальный сдвиг в системе ценностей и т.д. В этом контексте особенно важно создать лич-ностно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в труде, значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр.

Создать формирующую личность среду в системе образования - значит, способствовать реализации гуманистической концепции образования, ее целей и задач на всех этапах педагогического процесса, считает А.А. Макареня и приводит следующие определения4.

Социальная среда - окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социокультурная среда - часть социально-экономического и культурно-образовательного

пространства региона, с помощью которых может осуществляться социализация (процесс развития индивида при его взаимодействии в ходе жизнедеятельности с социокультурной средой, обогащающей его как самореализующуюся личность) и инкультурация (процесс освоения индивидом способов мышления и действий, составляющих культуру и отличающих его общество от других человеческих групп) личности в образовательном процессе при реализации гуманистической концепции образования.

Культуротворческая среда - совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности. В создании такой среды конструктором и технологом-организатором выступают педагоги и руководители образовательного учреждения, активное участие при этом принимают сами учащиеся. Часть культуротвор-ческой среды может располагаться за пределами школы: родительский дом, учреждения дополнительного образования, очаги культуры и т.д.

Мы будем называть данные среды как внешние по отношению к образовательному учреждению. Функцией внешней среды мы назовем рефлексивность, самоутверждение и социализацию учащегося. Внешняя среда задает определенные образцы внешнего вида, модели и стереотипы поведения. В результате сравнения и рефлексии человек осмысливает себя, свои способности и возможности, делает самостоятельный жизненный выбор. Свободное самоопределение актуализирует развитие самообладания5.

А.Н. Тубельский6, предлагая свою концепцию изменения содержания образования, подчеркивает роль социокультурной среды: "Принцип использования опыта жизнедеятельности ребенка в социокультурной образовательной среде большого города предполагает, что исходной точкой освоения содержания образования является жизненный опыт ребенка, который по своим законам отбирает и интерпретирует

явления, процессы и влияния окружающей среды и придает им личностный смысл. Это положение особенно актуально для ситуации жизни ребенка в большом городе, с его разнообразием и многообразием информации, культур, субкультур и отношений. Собственно в этой среде... и происходит образование. Организованное же, институали-зированное школьное образование является только частью сферы образования, и его функцию можно видеть в осмыслении, коррекции и выращивании культурных средств освоения такого опыта."

Из сказанного выше следует, что первичные условия для создания культуро-творческой среды заложены в окружающем нас пространстве: географическом, социально-экономическом и культурно-образовательном. Так, памятники природы и культуры, местный ландшафт, творения ландшафтной архитектуры, краеведческие и естественно-научные музеи, производственные предприятия, местные промыслы, дворцы и дома культуры и творчества, разнообразные культурные и научные учреждения позволяют организовать как учебные экскурсии, так и познавательную деятельность школьников в обстановке, приближенной к реальным условиям будущей жизнедеятельности. Вообще надо заметить, что социокультурная среда в целом выступает фактором стабилизации будущей жизнедеятельности и позволяет ребенку выявлять свои способности, склонности, возможности и интересы.

Понятие "образовательная среда" разрабатывается в последние десятилетия и отечественными, и зарубежными учеными. В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах "эффективности школы" как социальной системы: эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса7.

Образовательная среда выступает как целостная качественная характеристика внутренней жизни образовательного учреждения, определяемая конкретными задачами, которые оно ставит и решает в своей деятельности. Она проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по

тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии студентов, которого позволяет достичь8. Образовательная среда учебного заведения рассматривается как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, реализованных в рамках единых принципов построения и обеспечивающих полный цикл или его логически завершенную часть.

Наиболее теоретически проработанным в отечественной педагогике представляется подход В.И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой - выделяет ее истоки в предметности культуры общества. "Эти два полюса - предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав"9.

В.П. Лебедева, В.А. Орлов и В.И. Панов10, также связывая оценку образовательной среды с ее развивающим эффектом, фиксируют свое внимание на технологическом уровне ее реализации и оценки. При этом в качестве фундаментальных научных предпосылок разработки и оценки развивающих образовательных сред ими используется алгоритм "существенных показателей", выделенных В.В. Давыдовым:

- каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

- обучение организовано на основе ведущей деятельности;

- продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности;

- в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса.

Используются в описании понятия "образовательная среда" такие характеристики, как целостность, многоаспектность, системность, социально-психологическая реальность, материальные и духовные

условия образовательной деятельности, совокупность необходимых психолого-педагогических условий для погружения человека в поток целенаправленно подготовленной информации и способов ее представления к изучению и развитию личности. В.А. Козырев11 рассматривает образовательную среду в широком смысле как отражение единства социокультурной и духовной жизни общества и непрерывной системы образования, в узком - как системообразующий фактор конкретной образовательной системы. А.В. Хуторской12. раскрывает понятие "образовательная среда" в контексте личностно ориентированного образования как характеристику внешнего содержания образования, заключающую в себе условия развития личности. Внутренним же содержанием образования, атрибутом образовывающейся личности является преломление внешних условий через опыт ребенка как результат его деятельности. Поскольку ядром образования является личностный рост образовывающегося, задача педагогов состоит в организации культуросообразного и природосообразного взаимодействия школьника с создаваемыми условиями.

Роль педагога заключается не столько в передаче знаний, умений и навыков, сколько в организации соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал и используя соответствующую технологию обучения13. "Образование личности требует сопряжения, органического сращения двух одновременно действующих влияний: поведения окружающих людей и опыта, практи-кования собственного мышления воспитуе-мых. Но этот двуединый метод обучения приобретает неотразимую действенность, только когда он с необходимостью вытекает из обстоятельств, из логики окружающей среды", - считает Б.М. Бим-Бад14.

Основой саморазвития в процессе взаимодействия со средой выступает индивидуальный опыт ребенка, который является источником убеждений, определяющим личностный рост. Именно в нем выражена целостность личности в ее специфической несхожести с другими. Это рождает стремление к достижению более высокого уровня развития. Опыт школьника "всецело и без всякого остатка определяется социальной

средой... И если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при посредственном влиянии на него через социальную среду... Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды"15.

Список литературы

1. Бим-Бад Б.М. Щит и оборона детства.

- М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. - 68 с.

2. Бронфенбреннер У Два мира детства. Дети в США и СССР - М.: Прогресс, 1976. - С. 107.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

4. Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: Автореферат... докт. пед. наук. - СПб., 2000. - 36 с.

5. Лебедева В.П., Орлова В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. - 1996. - № 6. - С. 25-30

6. Макареня А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. -Тюмень: ТОГИРРО, 1997.

7. Маркович Д.Ж. Общая социология. -М., 1998.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1989. - С. 759.

9. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. - М., 1997.

10. Сорокин П.А. Социология революции: Учебное пособие для вузов. - М., 2005. - С. 621.

11. Тубельский А.Н. Для чего и как мы учим: необходимо изменить содержание общего образования // Школьные технологии. - 2001.

- № 5. - С.128.

12. Хуторской А.В. Педагогическая инно-ватика. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1989. - С. 759.

2 Маркович Д.Ж. Общая социология. -М., 1998.

3 Сорокин П.А. Социология революции: Учебное пособие для вузов. - М., 2005. - С. 621.

4 Макареня А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. -Тюмень: ТОГИРРО, 1997.

5 Бронфенбреннер У Два мира детства. Дети в США и СССР. - М.: Прогресс, 1976. - С. 107.

6 Тубельский А.Н. Для чего и как мы учим: необходимо изменить содержание общего образования // Школьные технологии. - 2001. - № 5. - С.128.

7 Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. -М., 1997. - С. 17.

8 Адамьянц Т. З. Социоментальная личность: Опыт изучения "картин мира" современных подростков / Мир психологии, 2012, №3. - С. 163-173.

9 Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. -М., 1997. - С. 181.

10 Лебедева В.П., Орлова В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего

образования // Педагогика. - 1996. - № 6. -С. 25-30.

11 Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: Автореферат... докт. пед. наук. - СПб., 2000. - 36 с.

12 Хуторской А.В. Педагогическая иннова-тика. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

13 Гостенина В.И. Ценностные ориентиры молодежи и социальные факторы реформирования Российской высшей школы в ситуации социального риска// Вестник БГУ.- 2012. - № 1(2). - С. 267-272

14 Бим-Бад Б.М. Щит и оборона детства. -М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. - 68 с.

15 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - С. 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.