Научная статья на тему 'Функциональное значение культуротворческой среды в образовательно-воспитательном процессе'

Функциональное значение культуротворческой среды в образовательно-воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / CULTURAL CREATIVE ENVIRONMENT / EDUCATIONAL MEDIUM / PEDAGOGICAL PROCESS / HUMANIZATION OF EDUCATION / PERSONAL ENCULTURATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матухин Д. Л.

В статье рассматриваются основы создания культуротворческой среды как системообразующего компонента образовательного процесса, а также роль и функции культуротворческой среды в образовательно-воспитательном процессе. Автором предлагается использовать культуротворческую среду как основу для обучения взрослых устному иноязычному общению на занятиях в условиях повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL VALUE OF THE CULTURAL CREATIVE ENVIRONMENT IN EDUCATIONAL PROCESS

In the article there are considered the bases of creation of the cultural creative environment as the system-forming component of educational process, and also the role and functions of the cultural creative environment in the educational process. The author suggests applying the cultural creative environment as a basis for teaching oral foreign language communication to mature students under the conditions of the advanced vocational training.

Текст научной работы на тему «Функциональное значение культуротворческой среды в образовательно-воспитательном процессе»

УДК 35 : 005.342

Д. Л. Матухин

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматриваются основы создания культуротворческой среды как системообразующего компонента образовательного процесса, а также роль и функции культуротворческой среды в образовательно-воспитательном процессе. Автором предлагается использовать культуротворческую среду как основу для обучения взрослых устному иноязычному общению на занятиях в условиях повышения квалификации.

Ключевые слова: культуротворческая среда, образовательная среда, педагогический процесс, гуманизация образования, инкультурация личности.

Возрастающие требования к подготовке современного специалиста заставляют искать пути не только более эффективного использования дидактических, воспитывающих и развивающих возможностей учебных дисциплин, но и всей организации учебно-воспитательного процесса (технологии, методики, формы и способы деятельности и т. п.). Одним из самых действенных способов решения целей и задач обучения является создание и использование образовательной среды, как естественной, так и специально сконструированной.

Исследования В. А. Тишкова, С. К. Бондаревой, М. Н. Губогло, Л. М. Дробижевой и др. показали, что особенности исторического состояния современного общества обусловлены новой средой обитания человека, включающей сферы социокультурного содержания и исторического развития общества. Сегодня актуальна проблема самоформирова-ния и развития человека, поэтому построение концептуальных программ, позиций в проработке проблемных ситуаций, формировании теоретических схем перехода человека к исторически новому уровню функционирования, перехода на ноо-сферный уровень мышления и функционирования становится потребностью.

Проблема «человек и среда обитания» может быть представлена и понята как проблема, концентрирующая все актуальные вопросы существования человека. Она интегрирует сущность его определения и характеристики не просто как субъекта деятельности, а как субъекта взаимодействия в рамках «общество - среда обитания», когда не просто реализуются в его деятельности возможности и условия среды, но и учитываются состояние и «самостоятельный интерес» многопланово структурированной среды, многоуровнего организованной и многоаспектно представленной человеку. Среда при этом выступает не только в конкретно-локальном, предметном определении как окружающая природа - ландшафт, ресурсы и т. д., а как уровень социальности, определенное общество.

В. А. Тишков [1, с. 59-67], Д. И. Фельдштейн [2, с. 34] и др. отмечают, что в разрешении про-

блемной ситуации «человек - среда» на современном этапе необходимо сохранить взаимосвязь трех основных направлений:

1. Человек как самоорганизующийся, самодеятельный субъект, воспроизводящий в своем историческом действии общество и среду обитания в рамках создаваемой или искусственной сферы и присвоенной природы, когда все уровни и формы познания, особенности развития человека подчинены развитию мотивационной стороны его деятельности и построению системы отношений со средой (человек - человек, общество, созданный им мир, природа).

2. Новая постановка проблемы среды - не в виде совокупности задаваемых условий в их разорванном функционировании и разных по своей сущности ее частей, а как образованной и присвоенной человеком системы задействованных в воспроизводстве общества и функционирующих по своим законам таких сфер, объективно особым образом упорядоченных в пространстве и во времени человеческого бытия. Важно рассмотрение среды обитания не в конечном конкретно-историческом варианте, а в процессе развития обществ и поэтому среды.

3. Рассмотрение проблемы взаимодействия человека и среды обитания не на уровне контакта человека и среды, а разработка концептуальных позиций в оценке такого взаимодействия как системы отношений сложно структурированных, процессуально осуществляемых, представленных на разном уровне, в разных формах и темах, где постоянно действующим субъектом выступает человек. Характер, объем такой среды обитания, степень и возможности ее освоения и присвоения, ее адекватность или неадекватность реализации определяются степенью развитости человека, его сознания и самосознания, его самодеятельного начала.

Проблеме среды посвящены работы Дж. Брунера, Д. Н. Виноградова, П. Ф. Каптерева, В. И. Козырева, В. С. Леднева, А. А. Макарени, Н. А. Саво-тина и др. Так, в Философском энциклопедическом

словаре среда трактуется как «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности» [3, с. 349]. В толковом Словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой понятие «среда» раскрывается следующим образом: «Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов», «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [4, с. 457].

В Словаре уже русского языка среда определяется как совокупность природных или социальных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-либо организма; другое определение, которое также приводится в этом словаре, выглядит следующим образом: «Среда - социально-бытовая обстановка, в которой протекает жизнь человека: окружение» [5, с. 332].

Несколько иной смысл вкладывается в понятие «среды» в педагогической энциклопедии: «В понятие «среда» входят: социальные, культурные, экономические факторы и природные условия жизни людей. Наиболее важную роль в формировании личности играют социальные факторы, воздействие которых в отдельных случаях оказывается даже более сильным, чем целенаправленное воспитание» [6, с. 410].

Для выявления содержания понятия «среда» (образовательная, культуротворческая и др.) обратимся к авторским позициям ведущих отечественных исследователей. Например, А. О. Дуговейко выделяет обучающую среду и определяет ее как «особое пространство, образованное отдельными предметами (науками) и многообразием междисциплинарных связей между ними» [7, с. 41-42]. В работе же В. С. Леднева понятие среды используется как исходное, отправное. «Одна из аксиом педагогики состоит в том, что учебно-воспитательный процесс предполагает наличие особым образом организованной дидактической (педагогической) среды, отвечающей цели и задаче образования, обусловленной рамками требований педагогической технологии, ограниченной экономическими возможностями общества и уровнем информационных технологий» [8, с. 43].

В. И. Козырь отмечает, что «педагогические средства вместе с окружающим природным и социальным миром образуют для учащихся их жизненную среду. Педагогическая среда является открытой, широкой, вариативной системой. Подобное качество может быть достигнуто лишь на основе интеграции всех педагогических средств, которыми располагает как само учебное заведение, так и внешняя социально-педагогическая среда» [9, с. 120].

Описывая содержание понятия среды,

A. Я. Сова [10, с. 76] и Б. С. Гершунский [11, с. 59] останавливаются на определении информационнопредметной среды. А. Я. Сова считает, что это все то, что окружает обучаемого и обучающего, но в процессе обучения участвует только определенная часть информационно-педагогической среды, которая вырабатывается преподавателем в соответствии с конкретными задачами обучения, познавательными возможностями обучающихся, их индивидуальными особенностями.

Точка зрения Б. С. Гершунского не противоречит позиции А. Я. Совы, но автор несколько по-иному трактует это содержание: как совокупность идеальных и материальных объектов, используемых для реализации целей учебно-воспитательного процесса, считая, что информационно-предметная среда - понятие широкое, не застывшее, а безразмерное, граница ее раздвигается по мере того, как увеличивается круг наших знаний, и процесс этот взаимосвязан и бесконечен.

Категория «образовательная среда» исследуется рядом отечественных и зарубежных ученых на протяжении последних десятилетий. Прежде всего, это работы таких исследователей, как Н. Б. Крылова,

B. И. Слободчикова, В. А. Петровский, М. М. Князев и др., в которых разрабатывались философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее проектирования. Применительно к практике обучения и воспитания вопросы конструирования образовательной среды рассмотрены в работах О. С. Газмана, М. В. Кларина, И. Д. Фру-мина, В. А. Ясвина и др. Внимание данному вопросу уделялось и в трудах основоположников систем развивающего обучения (В. В. Давыдов, В. С. Лед-нев, В. И. Панов, В. В. Рубцов, Б. Д. Эльконин).

На основе проведенного анализа исследований можно сделать вывод, что образовательная среда представляет собой совокупность компонентов, которые образуют эту категорию. Основные из них -обучающая и воспитывающая среды. Претендовать на роль оптимальной может, на наш взгляд, культуротворческая среда. Исследователь ее статуса, структуры функционирования А. А. Макареня считает, что категорию среды можно рассматривать как соответствующую какой-либо области познания. Социокультурная среда трактуется как часть социально-экономического и культурно-образовательного пространства региона, с помощью которого может осуществляться социализация и инкультуризация личности в образовательном процессе при реализации гуманистической концепции образования [12, с. 23].

Наиболее подробно А. А. Макареня рассматривает понятие культуротворческой среды, считая, что «создать культуротворческую среду в системе

образования значит способствовать реализации гуманистической концепции образования, ее целей, задач на всех этапах педагогического процесса» [12, с. 34], поскольку сегодня в образовании устанавливаются субъект-субъектные отношения, которые могут получать воплощение и развитие только при создании соответствующей среды. Под культуротворческой средой, вслед за А. А. Макареней, мы понимаем совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности взрослого обучающегося. Понятие «культуротворческая среда» берет свое начало, по мнению А. А. Макаре-ни, из педагогического направления, известного под названием «педагогика среды» [13, с. 22].

Опираясь на идеи основоположников направления «педагогическая среда» (П. Ф. Каптерев, А. Ф. Лазурский, В. М. Бехтерев, М. М. Рубинштейн и многих других), А. А. Макареня приходит к выводу, что «понятие среды в образовании неоднозначно и неодинаково и определяется объективным и субъективным отношением участников образовательного процесса к окружающей действительности, способам ее отражения, представлениям в виде учебной информации и ее восприятие» [13, с. 30]. Исходя из того, что «категория среды может рассматриваться как соответствующая какой-либо области познания», несомненным, по мнению А. А. Макарени, остается лишь то, что «окружающая человека среда, какой бы она ни была, присутствует в нашей жизнедеятельности и участвует в нашем становлении. Следовательно, она является непременным составляющим образовательного процесса» [13, с. 30]. Сфера использования среды в образовательном процессе, считает А. А. Макареня, очень обширна: «при реализации целей образования, при конструировании содержания и структуры деятельности, а также активно используется в саморазвитии и самовоспитании» [13, с. 45].

В работе Н. А. Савотиной освещается вопрос, связанный с понятием учебного социума, где автор среду рассматривает как составную социума. «Учебный социум следует рассматривать, с одной стороны, как целостную систему со своей структурой, связями, а с другой - как часть более широкой социальной общности - макросреды общества, государства» [14, с. 58-61].

Н. А. Савотина выделяет компоненты, которые, на ее взгляд, характеризуют среду, речь при этом идет скорее о педагогической среде, хотя автор и не называет ее так. В обобщенном виде эти компоненты представлены в виде схемы 1.

Схема 1. Компоненты педагогической среды (Н. А. Савотина)

Анализ выделяемых компонентов среды, на наш взгляд, позволяет понять основное содержание рассматриваемого понятия. Его трактовка различными авторами на уровне ключевых слов разнообразна и многогранна, но общая сущность содержания, как нам представляется, в основном совпадает. Поэтому в таблице приведены ключевые слова, раскрывающие сущность среды.

Определение понятия на уровне ключевых слов

Пространство

Место

Обстановка

Окружение

СРЕДА Простор

Пласт

Отражение

Совокупность

Факторы

Условия

В нашей работе будем придерживаться следующего определения: среда - интегральная система, состоящая из множества компонентов, находящихся в контакте с индивидуумом и оказывающих влияние как опосредованно, так и непосредственно на развитие личности, изменяясь при этом сама. При анализе содержания понятия обращено внимание на характеристики различных видов среды, обозначение которых, на наш взгляд, полезно как в содержательном плане, так и в перспективе для организации деятельности субъектов образовательного процесса.

В основу проводимого исследования положена культуротворческая среда, которая имитирует в своем содержании все другие среды. Культуротворческая среда ближе всего к образовательновоспитательному процессу в учебном заведении вообще и к изучению иностранного языка взрослой аудиторией обучающихся в частности и выступает, с одной стороны, как средство решения учебных задач, с другой - как результат учебной деятельности, осуществляемой в этой культуротворческой среде (схема 2).

Схема 2. Место культуротворческой среды в образовательном процессе

Таким образом, рассмотрев различные трактовки содержания понятия «среда» и выделив при этом ее виды, на основании изучения и анализа литературных и научных источников можно сделать следующие заключения:

- окружающая человека среда, какой бы она ни была - естественная, искусственная, биологическая, социальная или культурная, внешняя или внутренняя, всегда присутствует в нашей жизнедеятельности и участвует в становлении личности;

- понятие среды неоднозначно и неоднопорядково, что определяется как объективным характером (сложность педагогического процесса, характеры взаимоотношений среди субъектов образовательного процесса, уровень компетентности в других областях знаний, например психологии, социологии, культурологии, антропологии и т. д.), так и субъективным отношением участников образовательного процесса к окружающей действительности, ее восприятию;

- роль культурологической среды в повышении эффективности образовательного процесса очевидна, поэтому далее рассмотрим функциональное значение культуротворческой среды в образовательно-воспитательном процессе.

Д. С. Лихачёв определил роль культурной среды для человечества: «Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» [15, с. 75].

Особое значение в образовательно-воспитательном процессе принадлежит культуротворческой среде (культуротворческой функции образовательной среды в целом). Культуротворческая среда - благоприятное условие для формирования личности, ее общечеловеческих и профессиональных качеств, для ее саморазвития (самоанализ, саморегуляция, самооценка, самовоспитание), для

раскрытия индивидуальности. Выявленные функции социокультурной среды подчеркивают значимость и важность культуротворческой среды в образовательных учебных заведениях.

Традиционно актуальная в системе научных и, прежде всего, антропологических знаний проблема «человек и среда обитания» на современном этапе приобретает особую остроту и принципиально новое содержание - смысл всеобщности и глобальности. Более подробно остановимся на педагогической системе как ориентире в создании культуротворческой среды для обучения взрослых, которая составляет основу деятельности и эффективности образовательного процесса в системе повышения квалификации.

Педагогическая система, в которой системообразующим элементом выступает культуротворческая среда, является открытой, динамичной, мобильной и вариативной в зависимости от состояния социокультурных и личностных характеристик. Рассматриваемая нами педагогическая система представляет совокупность взаимосвязанных элементов, где системообразующим компонентом выступает культуротворческая среда, создание и развитие которой в образовательно-воспитательном процессе и будет решать проблему обучения иностранному языку взрослых в условиях повышения квалификации.

Культуротворческая среда как системообразующий фактор выступает средством повышения культурной и профессиональной компетентности обучающихся через определенные элементы педагогической системы, находящиеся во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности с учетом региональных вузовских особенностей социокультурного и образовательного пространства. Элементами педагогической системы, по нашему мнению, выступают:

Содержательный аспект предполагает показать модернизацию предметного знания (по иностранному языку) в связи с насыщением культуротворческой составляющей через использование аутентичных материалов.

Деятельностный аспект предполагает модификацию способов организации учебного процесса в плане увеличения доли работы взрослых обучающихся по выбору в том числе и индивидуальной траектории обучения, направленной на более интенсивное развитие навыков саморазвития, самосовершенствования.

Воспитательный аспект включает виды и формы организации деятельности взрослых обучающихся по созданию, развитию и использованию культуротворческой среды как в системе аудиторной, так и внеаудиторной форм работы.

Диагностика - это важнейший аспект педагогической системы, который предполагает отбор кри-

териев и адекватных этим критериям показателей -культурологической и профессиональной компетентности.

Средства обучения. Среда. Данный аспект определен нами как элемент, включающий создание интеллектуальной культуротворческой среды, которая предполагает формирование ресурсов учебно-методических центров языковой подготовки, оформление и оснащение их аудиторного фонда, в том числе компьютерных классов [16, с. 35].

Так, например, в Научном исследовательском Томском политехническом университете создание и развитие культуротворческой среды осуществляется на основе организации специализированного учебно-методического центра языковой подготовки (специализированные аудитории, оснащенные современными техническими средствами; компьютерный класс, позволяющий широко использовать новые информационные технологии, современные обучающие мультимедийные программы, электронные словари и интернет-ресурсы), выполняющего структурно-моделирующие функции в организации учебно-воспитательного процесса и решающего проблему обучения устному иноязычному общению преподавателей неязыковых специальностей в институте повышения квалификации.

Следует также отметить, что для максимального приближения процесса обучения взрослых к естественному устному иноязычному общению и повышения эффективности, сохранения ценности и последовательности учебного процесса на практических занятиях по иностранному языку в Научном исследовательском Томском политехническом университете комплексно используются аутентичные (печатные, аудио- и видео-) материалы широкого диапазона, отбираемые для учебных целей.

Созданная культуротворческая среда в учебнометодическом центре языковой подготовки помогает преподавателям совместно со взрослыми обучающимися развивать интеллектуальные способности, практические навыки и умения слушателей повышения квалификации на практических занятиях по иностранному языку. В этом случае культуротворческая среда выступает как средство, а с другой стороны, являясь учебно-наглядным пособием, помогает обучающимся в повышении социокультурной и профессионально ориентированной информированности. Познание того, что представлено культуротворческой средой, позволяет ее считать в том числе и результатом деятельности обучающихся. Проводя совместными усилиями определенные изменения среды, способствуем дальнейшему развитию обучающихся, делая этот процесс бесконечным, тем самым реализуя задачу формирования навыков саморазвития, самосовер-

шенствования в процессе овладения иностранным языком на коммуникативно-достаточном уровне.

Из всего вышеизложенного следует, что можно сформулировать понимание качественных характеристик культуротворческой среды, которые сформировались в процессе осмысления научных идей А. А. Макарени. Итак, культуротворческая среда -это:

- такая среда, которая обеспечивает (имеет в наличии) все необходимые условия (компоненты) для самопознания, самоактуализации и саморазвития личности взрослого обучающегося;

- это среда, стимулирующая активность субъектов, самостоятельность и креативность;

- пространство для социально значимой свободной деятельности личности обучающегося;

- поле, содержащее информацию о достижениях человечества и предоставляющее возможность для взрослого обучающегося использовать, комбинировать, синтезировать эту информацию, то есть преобразовывать;

- среда, которая обеспечивает возможность комфортного существования в образовательном пространстве субъектов образования, позволяет быть человеком культуры, а не субкультуры, дает право сознательного и свободного выбора своего места в культуре и социуме;

- среда, которая способствует осуществлению совместной продуктивной деятельности, конструктивному взаимодействию в процессе повышения квалификации, в нашем случае - средствами иностранного языка;

- среда, которая активизирует возможности управления образовательным процессом в условиях повышения квалификации, позволяет производить прогнозирование его развития и роста, определяет место каждого слушателя в образовательном пространстве;

- культуротворческая среда позволяет личности обучающегося в ее отношениях (взаимосвязях) с другими субъектами образования направлять свой внутренний потенциал на преобразование действительности;

- среда, которая характеризуется вариативностью, диалогичностью, толерантностью, духовной и культурной насыщенностью;

- основные черты этой среды - самопреобразо-вание, созидание и саморазвитие.

Таким образом, на основании изучения и анализа педагогической и психологической литературы нами уточнено содержание понятия «среда», определены ее функции в образовательном процессе, что и положено в основу педагогической системы, где системообразующим элементом выступает культуротворческая среда как основа для обучения устному иноязычному общению в условиях повышения квалификации.

Список литературы

1. Обоснование направлений исследования проблемы «Человек и среда обитания» (природная, социальная, духовная) // Образование и педагогическая наука на путях обновления / под ред. В. А. Тишкова. М.: Изд-во МАПН, 1994. 250 с.

2. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. М., 1999. 180 с.

3. Философский энциклопедический словарь / под. ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994. 928 с.

5. Словарь русского языка / под ред. А. П. Евгеньева. М.: Русский язык, 1994. 790 с.

6. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1988. 911 с.

7. Дуговейко О. А. Научный туризм как элемент образования в школе повышенного типа // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе. СПб.: Образование, 1994. 256 с.

8. Леднев В. С. Содержание образования: структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.

9. Козырь В. И. Теоретико-экспериментальное прогнозирование развития УМБ в школах как компонент социально-педагогических технологий // Методика изучения и распространения передового опыта. Контроль за состоянием и использованием учебно-материальной базы школ. М.: Изд-во РАО, 1990. 213 с.

10. Сова А. Я. Теоретико-экспериментальное прогнозирование развития УМБ в школах как компонент социально-педагогических технологий. М.: Изд-во НИИ CO, 1990. 230 с.

11. Гершунский Б. С. Философско-методические основания стратегии развития образования в России. М.: Изд-во ИТПМИО, 1993. 160 с.

12. Макареня А. А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. Тюмень: Изд-во ТОГИРРО, 1997. 65 с.

13. Макареня А. А. Методологические основы создания культуротворческой среды в подготовке учителя. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. 68 с.

14. Савотина Н. А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. 1997. № 1. 180 с.

15. Лихачев Д. С. Экология культуры // Прошлое - будущему: статьи, очерки. Л.: Лениздат, 1995. 126 с.

16. Винниченко Н. Л. Влияние воспитательного пространства вуза на профессиональное становление будущих специалистов // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2010. № 4. C. 34-37.

Матухин Д. Л., кандидат педагогических наук.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: mdlbuddy@mail.ru

Материал поступил в редакцию 15.04.2010.

D. L. Matukhin

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FUNCTIONAL VALUE OF THE CULTURAL CREATIVE ENVIRONMENT IN EDUCATIONAL PROCESS

In the article there are considered the bases of creation of the cultural creative environment as the system-forming component of educational process, and also the role and functions of the cultural creative environment in the educational process. The author suggests applying the cultural creative environment as a basis for teaching oral foreign language communication to mature students under the conditions of the advanced vocational training.

Key words: cultural creative environment, educational medium, pedagogical process, humanization of education, personal enculturation.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.

E-mail: mdlbuddy@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.