УДК 159.922.736.4
м.ю. Худаева СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ САМООЦЕНКОЙ
И УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ КАК ИНДИКАТОР РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье представлены результаты изучения возможностей развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте и индикаторов ее развития. Доказано, что соотношение между самооценкой и уровнем притязаний выступает индикатором развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте.
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, подростки, самооценка, уровень притязаний.
Maya Khudaeva CORRELATION BETWEEN SELF-APPRAISAL
AND LEVEL OF CLAIMS AS AN INDICATOR OF DEVELOPMENT OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE IN ADOLESCENCE
Annotation. The article presents the results of the study development opportunities conflictological competence in adolescence and indicators of development. It is proved that the correlation between self-appraisal and the level of claims acts as an indicator of development conflictological competence in adolescence.
Keywords: conflictological competence, adolescents, self-appraisal, level of claims.
В настоящее время достаточно активно исследуется проблема конфликтологической компетентности личности (Н.Б. Москвина, J1.A. Петровская, Б.И. Хасан и др.). Появились работы, рассматривающие вопросы сущности, структуры, закономерностей функционирования и развития конфликтологической компетентности различных специалистов. Несмотря на возрастающий в последнее время интерес к проблеме конфликтологической компетентности личности, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о недостаточной разработанности вопросов, связанных с возрастным аспектом ее развития, в частности, с особенностями и методами развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте.
Общеизвестно выражение «трудности переходного возраста», которое в обыденной жизни используется для характеристики проблем подросткового периода. Одной из таких трудностей является повышенная подростковая конфликтность. В связи с этим становится актуальной проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта, т.е. повышения уровня конфликтологической компетентности подростков.
По мнению многих зарубежных и отечественных психологов, обучение умениям и навыкам, необходимым для общения и взаимодействия в конфликтных ситуациях, должно начинаться еще в детском и подростковом возрасте. В пользу этого приводится такой важный аргумент, как подготовка будущих поколений к межличностному взаимодействию и конструктивному управлению конфликтами в собственной жизни, карьере, семье, обществе, национальных и международных ситуациях. Чем раньше дети и подростки научатся эффективному общению и конструктивному поведению в конфликтных ситуациях, тем вероятнее упрочение и дальнейшее использование ими этих умений и навыков в реальной жизни.
Подростковый возраст является сензитивным для развития умений и навыков конструктивного общения, в том числе и в конфликтных ситуациях, поскольку общение как ведущая деятельность подростков очень значимо в субъективном плане для большинства из них. Выработка необходимых
© Худаева М.Ю., 2014
коммуникативных навыков и качеств в подростковом возрасте не может происходить вне общества сверстников. Поэтому наиболее эффективными методами формирования конфликтологической компетентности в этом возрасте являются групповые методы (тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии, развивающие программы и другие виды совместной деятельности), так как поведение подростков по самой сути является коллективно-групповым (И.С. Кон).
Наше исследование было направлено на изучение возможностей развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте и определение индикаторов ее развития. Всех подростков, принимавших участие в исследовании, мы условно разделили на три группы по уровню сформированное™ конфликтологической компетентности. В группу со сформированной конфликтологической компетентностью вошли 20 % подростков. По их мнению, в случае возникновения конфликтной ситуации прежде всего необходимо найти и согласовать предмет конфликта, а затем совместными усилиями найти способы и пути его разрешения. Такую позицию эти подростки стремятся реализовать и в реальных конфликтных ситуациях. Также подростков, вошедших в группу со сформированной конфликтологической компетентностью, характеризует направленность на понимание состояния, проблем и поведения оппонента, способность сочувствовать и сопереживать ему, поставить себя на его место, способность принять роль, позицию другого человека в конфликтной ситуации, что также способствует разрешению возникших противоречий.
В группу с несформированной конфликтологической компетентностью вошли 27 % подростков. В случае возникновения конфликтной ситуации эти подростки выбирают такие способы взаимодействия, которые не способствуют разрешению противоречий, они не готовы к поиску причин возникшего конфликта. Они не пытаются понять внутренний мир и откликнуться на эмоциональные переживания партнеров по общению.
В группу с формирующейся конфликтологической компетентностью вошло 53 % подростков. Такие подростки не всегда могут применить конструктивный выход из конфликтной ситуации, часто не знают, как повести себя в той или иной ситуации, хотя и обладают достаточным запасом знаний о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях. Заниженный уровень эмпатии и недостаток информации о протекании конфликта и стратегиях выхода из него часто влекут за собой неконструктивное поведение подростков в конфликтных ситуациях. И, как следствие, возникает необходимость обучения навыкам конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Результаты эмпирических исследований послужили основой для проведения развивающей программы, направленной на формирование положительного опыта взаимодействия подростков в ситуациях конфликта, а также на расширение поведенческого репертуара в конфликтных ситуациях [2]. Цель программы - формирование положительного опыта взаимоотношений подростков в условиях разрешения межличностных конфликтов.
Для участия в развивающей программе, направленной на обучение конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, путем рандомизации было отобрано 30 подростков. В ходе реализации программы подростки включались в личностно-развивающие ситуации, что создавало новые для них условия, стимулирующие осмысление и переосмысление предшествующего опыта поведения в конфликтных ситуациях. Результатом такого переосмысления явилось осознание подростками того, что любой конфликт можно рассматривать как позитивное явление, позволяющее реализовать внутренний личностный потенциал и саморазвиваться.
Для оценки эффективности программы, направленной на развитие конфликтологической компетентности, использовались данные повторной диагностики подростков, участвовавших в данной программе. После проведения развивающей программы у подростков наблюдаются изменения в уровне сформированности конфликтологической компетентности: количество подростков со сформированной конфликтологической компетентностью увеличилось до 37 %, количество подростков с
формирующейся конфликтологической компетентностью уменьшилось до 49 %, а количество подростков с несформированной конфликтологической компетентностью уменьшилось до 14 %. Отмечается не только расширение представлений о сущности конфликта, причинах его возникновения и развития, но и увеличение частоты использования компетентных способов поведения в конфликтных ситуациях, т.е. происходит расширение поведенческого репертуара в конфликтных ситуациях. Этим подросткам свойственна большая направленность на понимание эмоционального состояния и поведения другого человека, способность сочувствовать и сопереживать ему, поставить себя на его место в конфликте.
Полученные данные позволили нам разделить всех подростков, участвовавших в экспериментальной программе, на две группы: в первую группу вошли подростки, у которых произошли изменения в структурных компонентах конфликтологической компетентности. Эта группа условно была названа как группа с изменившейся конфликтологической компетентностью (58 % подростков). Подростки, у которых после участия в экспериментальной программе конфликтологическая компетентность не изменилась, вошли во вторую группу. Эта группа условно была названа как группа с неизменившейся конфликтологической компетентностью (42 % подростков).
Развитие конфликтологической компетентности подростков предполагает взаимодействие подростков в процессе общения, способствует воспитанию личностных качеств, а также формирует навыки адекватной самооценки. Ее становление в подростковом возрасте связано с овладением более совершенными способами самооценивания. В подростковом возрасте эта роль заметно увеличивается, происходит переориентация с внешних оценок на самооценку. Для того чтобы подросток мог самостоятельно изменить собственное поведение при возникновении конфликтных ситуаций в отношениях с родителями, сверстниками, учителями, важно учитывать особенности развития конфликтологической компетентности подростков. Таким образом, самооценка является важным фактором в формировании личности.
Так как самооценка и уровень притязаний подростка является одним из центральных образований личности и в значительной степени определяет ее социальную природу, регулирует ее поведение и деятельность [1], мы предположили, что разрыв между самооценкой и уровнем притязаний может выступать индикатором развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте. Поэтому нами были изучены показатели самооценки и уровня притязаний подростков, участвовавших в развивающей программе, до и после ее проведения.
При изучении самооценки и уровня притязаний подростков до проведения развивающей программы нами выявлены заниженные самооценка и уровень притязаний подростков по всем оцениваемым параметрам. Для подростков характерен выбор слишком простых, легких целей. Заниженная самооценка свидетельствует о том, что подростки не верят в себя, низко оценивают свои способности, возможности, даже чувствуют себя «неполноценным», что может сопровождаться чувством тревоги. Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы. Показатели самооценки и уровня притязаний у подростков до проведения развивающей программы частично совпадают по таким параметрам, как «умственные способности», «характер», «умение многое делать своими руками» и «уверенность в себе». Большой разрыв между уровнем притязания и уровнем самооценки наблюдается по параметру «авторитет у сверстников», что указывает на конфликт между тем, к чему подростки стремятся, и тем, что они считают для себя возможным.
Проанализировав выраженность средних значений параметров самооценки и уровня притязаний до и после проведения развивающей программы, можем говорить, что после проведения развивающей программы у подростков наблюдается большая выраженность средних значений по таким параметрам самооценки и уровня притязаний, как «характер», «авторитет у сверстников» и «уверенность в себе». Подростки, которые посещали занятия по развитию конфликтологической компетент-
ности, стали более реалистично оценивать самих себя, свои способности, свою внешность, себя в глазах сверстников, нравственные качества и поступки. Большинство подростков с изменившейся конфликтологической компетентностью стали относиться к себе более критично, правильно соотнося свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих, что, в свою очередь, способствовало успешному развитию конфликтологической компетентности у подростков.
Кроме того, мы выявили, что подростки, у которых произошли изменения в уровне конфликтологической компетентности, демонстрируют оптимальный разрыв между уровнем притязания и уровнем самооценки. Притязания в значительной степени основываются на оценке ими своих возможностей и служат стимулом личностного развития. Оптимальный разрыв между уровнем притязания и уровнем самооценки служит стимулом к развитию личности подростков в целом и к развитию конфликтологической компетентности в частности.
С целью проверки достоверности различий между полученными данными по выраженности показателей разницы между уровнем притязаний и уровнем самооценки подростков до и после проведения развивающей программы мы провели статистический анализ, используя непараметрический критерий X2-Пирсона для зависимых выборок. Статистически значимые различия у подростков до и после проведения развивающей программы выявлены по таким показателям разрыва между уровнем притязаний и уровнем самооценки, как авторитет у сверстников (%2 = 50,3, р = 0,01), уверенность в себе (X2 = 0,4, р = 0,01), характер (%2 = 49,8, р = 0,05). Обнаруженные различия подтверждают наше предположение о том, что разрыв между самооценкой и уровнем притязаний выступает индикатором изменения уровня конфликтологической компетентности.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что подростковый возраст является сензитивным периодом для успешного обучения конструктивным способам поведения в конфликтных ситуациях. То есть подростков можно и нужно обучать компетентному поведению в конфликтных ситуациях. При этом необходимо ориентироваться на разницу между уровнем притязаний и уровнем самооценки, так как этот показатель выступает индикатором развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте.
Библиографический список
1. Захарова A.B. Генезис самооценки: дис. ... д-ра психол. наук. - Москва, 1989. - 276 с.
2. Исаева Н.И. Развитие конфликтологической компетентности в подростковом возрасте / Н.И. Исаева [и др.]. - Белгород: ИД «Белгород», 2012. - 76 с.