чивости (помехоустойчивости). По результатам тестирования было отмечено, что у испытуемых экспериментальной группы достоверно улучшились показатели стрессоустойчивости и время переключения внимания (см. таб. 4 на с. 123).
В контрольной группе результаты тестирования не выявили достоверных изменений. Таким образом, разработанная нами методика индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности способствует повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, росту резервных возможностей аппарата кровообращения, системы дыхания, улучшению психофизиологических показателей, обеспечивающих безопасность трудовой деятельности работников эксплуатационного состава. Положительные результаты исследования позволяют рекомендовать разработанную методику физического воспитания трудящихся для приобщения их к занятиям физической культурой.
литература
1. Апанасенко Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. 1988. № 6. С. 29 - 30.
2. Замараев В.А. Инновационная система совершенствования непрерывного образовательного процесса по курсу анатомии в вузах физической культуры / В.А. Замараев // Вестн. УГТУ-УПИ: сб. науч. ст. / под ред. И.В. Брызгалова. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2006. №10 (81). Вып. 6. Т.1. С. 35 - 37.
3. Мильнер Е.Г. Формула жизни: медикобиологические основы оздоровительной физической культуры. М.: ФиС, 1991. 112 с.: ил. (Наука - здоровью)
Organisation of recreational leisure activity of employees of railway service
Experimental results of organisation of individual health and fitness work of employees on railroad transport are presented.
Key words: organisation, individual, recreation, physical culture.
с.В. романов (Волгоград)
роль студенческого самоуправления вуза в формировании конфликтологической компетентности будущего педагога
Рассматриваются особенности формирования конфликтологической компетентности будущего педагога в системе студенческого самоуправления. Системообразующим звеном в трактовке конфликтологической компетентности выступают стратегии поведения в конфликтной ситуации. Выявлены уровни сформированности конфликтологической компетентности будущего педагога.
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, система студенческого самоуправления, стратегии поведения в конфликтной ситуации, уровни сформированности конфликтологической компетентности будущего педагога.
Педагогическая деятельность характеризуется взаимодействием большого количества людей разных возрастных категорий и с различными представлениями, взглядами, жизненным опытом, что с неизбежностью порождает конфликтные ситуации. Для этого педагог должен обладать опытом разрешения конфликтных ситуаций, т.е. конфликтологической компетентностью.
Существует достаточно много работ, посвященных конфликтологической компетентности, в которых она определяется как совокупность различных компонентов. Так, например, А.А. Кузина понимает под конфликтологической компетентностью старшеклассников совокупность теоретических знаний, умений, навыков, позволяющих цивилизованно выстраивать общение и выбирать достойные варианты поведения в конфликтных ситуациях, и личностных смыслов, ориентирующих на полифоническое, многомерное восприятие мира, эмпатию, рефлексивность, толерантность, конструктивный диалог. В своем исследовании Д.В. Ивченко определяет конфликтологическую компетентность специалиста как интегральную характеристику субъ-
© Романов С.В., 2009
ективной стороны профессионального труда, качество человека как субъекта труда, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, с другой стороны - как способность выполнять определенные трудовые функции в ситуациях межличностного конфликта с субъектами профессиональной деятельности. В.Г. Зазыкин в своем исследовании понимает под конфликтологической компетентностью когнитивно -регуляторную подсистему профессионально значимой стороны личности, включающую соответствующие специальные знания и умения. Конфликтологическая компетентность рассматривается автором как элемент социально-психологической компетентности личности и включает в себя знания о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов; умения ориентироваться в конфликтной ситуации, прогнозировать ее динамику, не допускать деструктивных действий, с минимальным ущербом для себя и оппонента завершать конфликт; первичные навыки конструктивного поведения на всех этапах развития конфликта.
Некоторые авторы определяют конфликтологическую компетентность через способность личности организовывать взаимодействие в конфликте, а другие называют это конфликтологической компетенцией. Например, А.Б. Немкова определяет конфликтологическую компетенцию как способность и готовность 1) осуществлять профилактику конфликта; 2) минимизировать деструктивные формы реального конфликта и переводить их в конструктивное русло; 3) выступать посредником в разрешении конфликта. Е.Е. Ефимова, рассматривая конфликтную компетентность будущего учителя, определяет ее как интегративную характеристику профессиональнопедагогической подготовки и представляет собой динамическое структурноуровневое образование, отражающее единство содержательного, деятельностного и личностного компонентов.
В нашей работе понятие конфликтологической компетентности раскрывается не традиционно - через перечень компонентов, а через стратегии поведения. Конфликтологическая компетентность будущего педагога - это его способность
минимизировать деструктивные формы конфликтного взаимодействия в педагогической ситуации путем выбора различных стратегий поведения. Стратегии поведения в конфликтной ситуации являются системообразующим звеном в нашей трактовке конфликтологической компетентности.
Под стратегией поведения А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов понимают ориентацию личности по отношению к конфликту, установку на определенные формы поведения в данной ситуации, общую линию поведения оппонента в конфликте. Выделяют следующие стратегии поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Соперничество - стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе за свои интересы. Сотрудничество - кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Возможно использование в случаях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности участников игнорировать различия во власти; наличия достаточного времени для обсуждения проблемы; исключительной важности решения для сторон; непредубежденности участников; невысокой эмоциональной напряженно -сти конфликта. Компромисс - стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента. Избегание - стратегия поведения оппонента в конфликте, которая заключается в уклонении от борьбы, поддержании нейтралитета любой ценой. Приспособление - стратегия, реализующаяся в сглаживании противоречий отступлением от своих интересов.
Нами были определены три уровня сформированности конфликтологической компетентности будущего педагога: оптимальный, или высокий, формальный, или средний и импульсивный, или низкий. К импульсивному уровню мы относим студентов, которые выбирают стратегии поведения в конфликтной ситуации неосознанно, опираясь больше на эмоции, чем
на рациональный взвешенный выбор. Такие студенты в конфликте могут выбрать любую стратегию поведения в зависимости от эмоционального состояния. Формальный уровень конфликтологической компетентности свидетельствует о том, что студент в конфликтной ситуации, выбирая стратегии, действует по «шаблону», т.е. выбирает только ту стратегию поведения, которой он обучен. Такой студент применяет только одну стратегию, например компромисс, т.к. имеет образец поведения и применяет его независимо от действий оппонента или условий конфликтной ситуации. Оптимальный уровень позволяет студенту выбирать любые стратегии поведения в зависимости от условий протекания конфликта или даже менять их в процессе конфликтного взаимодействия.
С целью выявления уровней сформи-рованности конфликтологической компетентности студентов педагогического вуза мы провели диагностику на базе Волгоградского государственного педагогического университета. Нами было опрошено более 350 студентов - участников студенческого самоуправления, т.к. в качестве основного средства формирования конфликтологической компетентности в нашей работе рассматривается система студенческого самоуправления. Участник студенческого самоуправления, обладающий конфликтологической компетентностью, способен и готов применить необходимые стратегии поведения при разрешении конфликтной ситуации в зависимости от условий протекания конфликта.
Мы использовали личностный опросник К. Томаса, который позволяет определить стратегию поведения личности в конфликтной ситуации. Участникам опроса была предложена анкета, в которой каждая из пяти возможных стратегий описывается 12 суждениями о поведении в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар. В каждой паре участнику опроса предлагалось отметить то утверждение, которое представляется ему наиболее подходящим. Оценки суммировались по пяти шкалам и сравнивались между собой для определения склонности студента к выбору характерных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Анализ полученных результатов показал, что большинство участников студенческого самоуправления в конфликтных ситуациях придерживаются стратегии компромисса (37%). 22% опрошенных выбрали две или более стратегии поведения в конфликте. Стратегию соперничества выбрали в качестве основной 13%. Стремятся к стратегии сотрудничества 13% опрошенных. Стратегию избегания предпочитают 9% участников, стратегию приспособления - 6%. При оптимальном уровне сформированности конфликтологической компетентности будущий педагог применяет любые стратегии поведения в зависимости от условий протекания конфликта.
Самой распространенной стратегией поведения в конфликтных ситуациях среди участников системы студенческого самоуправления ВГПУ оказался компромисс. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в Словаре конфликтолога определяют наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте сотрудничество.
Анализ научной литературы (В.В. Ба-зелюк, Н.В. Куклева, А.А. Кузина и др.) показал, что в качестве средства при формировании конфликтологической компетентности будущего учителя используются личностно-развивающая ситуация, ситуация межличностного партнерства, ролевая игра, тренинг, организация службы консультирования, практикум и т.д. Однако нам не удалось обнаружить ни одной работы, где исследовался бы потенциал системы студенческого самоуправления для формирования конфликтологической компетентности у будущих педагогов. При этом существуют работы (О.А. Колмогорова, О.В. Селезнева и др.), в которых говорится о растущей роли системы студенческого самоуправления в решении задач подготовки компетентных специалистов. В них обоснована роль студенческого самоуправления в вузе как эффективного средства профессионального становления личности специалиста и профессиональнопедагогической компетентности будущего учителя.
Таким образом, явно прослеживается противоречие между возрастающей ролью студенческого самоуправления в профессиональной подготовке будущего педагога и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по использо-
ванию потенциала студенческого самоуправления в формировании конфликтологической компетентности будущего учителя.
В системе студенческого самоуправления создаются благоприятные условия для формирования конфликтологической компетентности, т.к. именно здесь решаются следующие задачи:
- привлечение студентов к решению вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов;
- содействие органам управления вуза в решении образовательных и научных задач, организации досуга и быта студентов, пропаганде здорового образа жизни и прочих социально-бытовых вопросов, затрагивающих их интересы;
- содействие структурным подразделениям вуза в проводимых ими мероприятиях в рамках образовательного процесса;
- разработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов студентов;
- проведение работы, направленной на повышение сознательности студентов и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу, патриотического отношения к духу и традициям вуза;
- содействие в реализации общественно значимых молодежных инициатив;
- участие в формировании общественного мнения о студенческой молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе развития российского общества;
- укрепление межвузовских, межрегиональных и международных связей;
- информирование студентов о деятельности вуза.
В процессе решения вышеперечисленных задач среди участников студенческого самоуправления довольно часто возникают конфликтные ситуации, которые целесообразно использовать для формирования конфликтологической компетентности будущего педагога. В нашем исследовании формирующее воздействие на студентов осуществлялось через организацию тренингов, деловых и ролевых игр, школы студенческого актива, обучение ведению переговоров. Системообразующим сред-
ством выступало обучение участников студенческого самоуправления эффективным стратегиям поведения в конфликтных ситуациях.
Процесс формирования конфликтологической компетентности будущего педагога осуществлялся путем последовательного перехода с одного этапа на другой. Цель начального этапа - дать студентам знания о конфликте и стратегиях поведения в нем. Основным средством на данном этапе выступала школа студенческого актива. В ее рамках проходили занятия с участниками студенческого самоуправления первого курса, посвященные особенностям конфликтологической компетентности, уровням её сформированности и эталонам поведения в конфликте. В процессе формирования своей конфликтологической компетентности будущий педагог может сравнивать свои достижения с эталоном.
цель основного этапа - сформировать у студентов умения применять оптимальную стратегию поведения в конфликте - сотрудничество. Эффективными средствами на этом этапе являются диагностическая беседа, игромоделиро-вание конфликтных ситуаций, ролевые игры для участников системы студенческого самоуправления.
цель заключительного этапа - стимулировать процесс профессионального саморазвития будущего педагога. Основным средством здесь выступает деловая игра «Карьера профессионала», в рамках которой студенты учатся применять различные стратегии поведения и менять их в зависимости от условий протекания конфликтной ситуации. Деловая игра «Карьера профессионала» позволяет будущим педагогам получать умения и навыки по применению стратегий поведения.
На основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что система студенческого самоуправления обладает существенным потенциалом в формировании конфликтологической компетентности будущего педагога, от которой во многом зависит успешность его профессиональнопедагогической деятельности. При этом разработанная нами технология может быть использована и для профилактики конфликтного поведения участников студенческого самоуправления.
Литература
1. Базелюк В.В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе (методология, теория, практика): дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Базелюк. Екатеринбург, 2005.
2. Колмогорова О.А. Студенческое самоуправление в вузе как средство профессионального становления личности специалиста: дис. ... канд. пед. наук / О.А. Колмогорова. Магнитогорск, 2007.
3. Куклева Н.В. Формирование конфликтологической компетентности студентов университета, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель»: дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Куклева. Ставрополь, 2006.
4. Тихоненков Н.И. Студенческое самоуправление: актуальность и перспективы развития / Н.И. Тихоненков // Целостный учебно-
воспитательньїй процесс / под ред. Н.К. Сергеева. Волгоград: Перемена, 2007.
The role of student's self-management of the University in formation of conflictological competence of the future teacher
Features of formation of the conflictological competence of the future teacher in the system of student's self-management are in consideration.
The backbone link in the interpretation of the conflictological competence is the strategy of behavior in conflict situation. Levels of forming conflictological competence of the future teacher are revealed.
Key words: conflictological competence, system of student's self-management, behaviour strategy of a conflict situation, levels of forming conflictological competence of the future teacher.