$
дагогике искусства и педагогическом искусствоведении; «Школа А. В. Бакушинского» в области художественного образования; Искусствоведы-педагоги Российской школы XX в.; Художники-педагоги Российской школы XX в.; Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания; Художественное образование в пространстве дальнего зарубежья; Современное состояние преподавания курса «Художественная культура Казахстана» в школе; Современное состояние преподавания курса «Мировая художественная культура» в школе; Взаимодействие искусств в полихудожественном развитии учащихся; Образы архитектуры в художественно-эстетическом развитии учащихся; Урок-образ -жанр педагогического искусствоведения и др.
Разработка исследовательских проектов по дисциплинам эстетико-искусствоведческого цикла способствует формированию умений и приемов деятельности, составляющих смысл научной работы студентов вуза (курсовые, дипломные работы); расширению знаний в области культуры, обогащению содержания образования и получению «надпредметных» знаний.
Написание эссе по литературным произведениям, где главной темой является «художник и творчество». Судьба художника, искусства, творчества - темы, характерные для новеллистики XIX столетия, на рубеже XIX-XX вв. сделались достоянием как новеллы нового времени, так и крупномасштабной прозы: Г. Гейне «Флорентийские ночи»; О. Бальзак «Неведомый шедевр»; Э. По «Овальный портрет»; рассказ
0. Генри «Последний лист»; Э. Золя «Творчество»; О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»; Д. Г. Лоуренс «Рубеж»; Г. Гессе «Степной волк»; Р. Роллан «Жан Кристоф»; Т. Драйзер «Гений» и др.; в произведениях русской литературы XIX-XX вв.: А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»; В. Ф. Одоевский «Русские ночи»; Н. В. Гоголь «Портрет»; М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Театральный роман» и др.
Школа письменного рецензирования: рецензия на выставку, цикл произведений или одно из произведений художника.
Таким образом, научно-исследовательская работа по дисциплинам искусствоведческо-культурологического и эс-тетико-педагогического циклов формирует интеллектуально-творческий облик современного специалиста - бакалавра образования в области изобразительного искусства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» // Казахстанская правда. - 2007. - № 127. - 15 авг. - С. 9-11.
2. Золотарева Л. Р. Курсовые и дипломные работы по теории и истории художественной культуры: Учеб. пособие. - Караганда: Изд-во КарГУ, 2005. - 78 с.
3. Золотарева Л. Р. Педагогическое искусствоведение: Моногр. - Алматы: Бшм, 2011. - 396 с., табл.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
METHOD OF ORGANIZING THE FIELD-TESTING OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPING CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL AND SPORT EDUCATION
А. П. Теплоухов
В статье обосновано применение комплекса педагогических условий для формирования конфликтологической компетентности специалистов в области физического воспитания и спорта, таких как разработка спецкурса, создание банка ситуативных задач конфликтологического содержания, а также мотивационно-ценностного и эмоционально-стимулирующего фона.
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, педагогическое условие.
A. P. Teploukhov
The article explains the use of pedagogical conditions of developing conflictological competence of future specialist in the field of physical and sport education, such as developing a special course, compiling a collection of conflictological situational problems, as well as motivational, value-oriented and emotionally-stimulating background.
Keywords: conflictological competence, pedagogical condition.
#
Интенсивное развитие политических, социально-экономических, культурных процессов в современном обществе обуславливает выдвижение ряда новых требований к профессиональной подготовке специалистов сферы физического воспитания и спорта. Современный специалист физического воспитания и спорта должен не только обладать системой знаний, но и уметь реализовать личностный потенциал в достаточно высокой степени, то есть иметь навыки работы в стрессовых ситуациях, ситуациях личностного и делового прессинга, уметь руководить и организовать учебный процесс и разрешать конфликтные ситуации, легко адаптироваться к новым обстоятельствам, быть активным и инициативным, способным к дальнейшему развитию и стремящимся к самосовершенствованию [1].
Особое ударение в данном контексте ставится на том, что современный специалист физического воспитания и спорта должен уметь продуктивно регулировать любую конфликтную ситуацию, то есть обладать конфликтологической компетентностью.
Организация опытно-экспериментальной работы потребовала внедрения и проверки педагогических условий формирования конфликтологической компетентности специалиста в области физического воспитания и спорта [2].
Цель нашего исследования заключалась в проверке комплекса педагогических условий формирования конфликтологической компетентности специалиста в области физического воспитания и спорта и их функционирования в образовательном процессе. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на факультете физической культуры Шадринского государственного педагогического института.
Рабочую гипотезу мы выстроили на предположении о том, что целенаправленное формирование конфликтологической компетентности специалиста в области физического воспитания и спорта обеспечивается выявлением комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса и включающих содержательное сопровождение процесса формирования конфликтологической компетентности специалиста в области физического воспитания и спорта с помощью спецкурса, составление банка ситуативных задач конфликтологического содержания и разработка алгоритма решения, а также создание мотивационно-ценностного и эмоционально-стимулирующего фона процесса формирования конфликтологической компетентности будущего учителя.
Для решения поставленных задач в условиях опытно-экспериментальной работы были выбраны контрольная и экспериментальные группы, на базе которых проверялась и корректировалась разработанная нами структурно-функциональная модель формирования конфликтологической компетентности специалиста в области физического воспитания и спорта на фоне выявленных педагогических условий. Группы студентов, подвергшихся экспериментальной проверке, имели практически одинаковые начальные параметры, но отличались ориентацией на педагогические условия.
В первой группе (ЭГ-1) нами проверялось следующее условие - содержательное сопровождение процесса фор-
мирования конфликтологической компетентности специалиста в области физического воспитания и спорта с помощью специальной дисциплины «Педагогическая конфликтология». Структурирование дисциплины включает в себя четыре раздела, в которых размещены темы для изучения в последовательности, позволяющей уяснить логику и сущность педагогической конфликтологии и сосредоточить внимание на педагогических конфликтах и технологии их разрешения. Логика спецкурса «Педагогическая конфликтология» включает следующие темы:
1. Проблема педагогических конфликтов в профессиональной деятельности.
2. Конфликтологическая компетентность учителя.
3. Педагогическая конфликтология как отрасль психолого-педагогических знаний.
4. Методология педагогической конфликтологии.
5. Содержание и особенности педагогических конфликтов.
6. Предупреждение педагогических конфликтов.
7. Общие технологические основы разрешения педагогических конфликтов.
8. Методы разрешения педагогических конфликтов.
9. Педагогическая техника разрешения педагогических конфликтов.
Каждая тема сопровождается следующими заданиями:
Задание 1. Напишите сочинение на тему «Обоснование конфликтологической компетентности для учителя»; кодирование информации в структурно-логическую схему с анализом и комментариями; решение ситуативных задач.
Задание 2. Составьте интеллектуальную карту, отражающую структуру и компоненты конфликтологической компетентности учителя, сделайте пиктографическую зарисовку целостной структуры конфликтологической компетентности; решение ситуативных задач.
Задание 3. Составьте схему, в которой отражены внешние и внутренние связи педагогической конфликтологии с другими науками; решение ситуативных задач.
Задание 4. Составьте программу проведения исследования педагогических конфликтов; решение ситуативных задач.
Задание 5. Составьте тезаурус по теме «Содержание и особенности педагогических конфликтов», начертите таблицу и заполните ее, отметив внутренние и внешние причины возникновения педагогических конфликтов, составьте банк конфликтных ситуаций, распределив их по видам педагогических конфликтов; решение ситуативных задач.
Задание 6. Разработайте структурную схему разрешения педагогических конфликтов, напишите сочинение на тему «Педагогическое позиционирование в конфликте и мое "Я" в педагогическом позиционировании», составьте банк конфликтов по наблюдениям за школьниками и сокурсниками; решение ситуативных задач.
Задание 7. Составьте программу индивидуального образовательного маршрута овладения вами этапов разрешения конфликтов, разработайте схему анализа конфликта; решение ситуативных задач.
Ф
Задание 8. Создайте банк данных по методам разрешения конфликтов, обоснуйте основные критерии конструктивного разрешения педагогических конфликтов; решение ситуативных задач.
Задание 9. Создайте банк данных о педагогических техниках управления поведением учителя в конфликтной ситуации и педагогическом конфликте, выполните упражнения по культуре речи, культуре педагогического взаимодействия (по книге «Основы педагогического мастерства»), составьте конфликтные карточки по конфликтам с обязательным определением его вида, причин возникновения, направленности конфликта, стратегии разрешения, формы и методов разрешения, прогнозируемого результата; решение ситуативных задач.
В результате внедрения данного условия на продвинутом уровне оказалось 15% студентов, на высоком - 27%, на среднем уровне - 14%, и на низком уровне - 38%.
Во второй группе (ЭГ-2) проверялось следующее условие - создание банка ситуативных задач конфликтологического содержания; данным условием предусматривается, что комплекс ситуативных задач ранжируется по видам педагогических конфликтов (конфликты отношений, конфликты дисциплины, конфликты личностных взаимодействий и пр.), задания проецируются на овладение теоретическими знаниями в области разрешения педагогических конфликтов (определение методов разрешения конфликта, стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации и пр.), на отработку алгоритма разрешения педагогических конфликтов, на осмысление конфликтной ситуации и рефлексирование себя в ситуации, на умение прогнозировать последствия конфликта и его разрешения, на формирование готовности к конструированию (анализ - прогноз - проект), осуществлению (план - стратегия - тактика), оценке (анализ - обобщение - заключение) конфликтной ситуации и педагогического конфликта.
Мы предлагаем следующие виды ситуативных задач:
1. Вероятностные ситуативные задачи конфликтологического характера. Цель - обеспечить адекватное восприятие педагогического конфликта, конфликтной ситуации, предупреждение искажения образа и ситуации как конфликтной. Такие задачи выполняют функцию ориентировки и оценки конфликтной ситуации с позиции оценки взаимодействия между учителем и учениками, то есть играют диагностическую роль по отношению к оценке педагогического конфликта. При решении данной группы ситуативных задач у студентов педвуза формируются умения наблюдать проявление конфликтогенов, определять по прямым и косвенным признакам природу конфликта, объект конфликта и участников, которые являются сторонами конфликта, определять тип конфликтующих и разрешителей конфликта, составлять картографию, то есть целостный образ педагогического конфликта.
2. Прогностические ситуативные задачи конфликтологического характера. Цель - оптимальный выбор последующей конфликтной стратегии или обстановки/последствий конфликта для учащихся и педагогов, родителей. При решении прогностических ситуативных задач форми-
руются конфликтологические умения: наблюдать проявление факторов, имеющих влияние на развитие возникшей конфликтной ситуации, проводить самонаблюдение и рефлексию с целью выявления собственного состояния в данной конфликтной ситуации, соотносить объект конфликта с системой профессионально-педагогических и собственных ценностных ориентаций, формулировать цель последующей деятельности, произвести адекватный выбор стиля поведения в данной конфликтной ситуации.
3. Корректировочно-образные ситуативные задачи конфликтологического характера. Цель - снижение остроты взаимоотношений и снятие конфликтных противоречий. В данных задачах студенту педвуза необходимо продемонстрировать умение предупредить инцидент в собственном конфликтном поведении, предупредить инцидент со стороны другого, откорректировать «образ противоречивого» оппонента, корректировать его и свое поведение, нейтрализовать конфликтующего и развести конфликтующие стороны. При решении данного вида задач у студента педвуза формируются умения: применять приемы профилактической блокировки действий оппонента, снимать психическое и эмоциональное напряжение, изменять обстановку на восприятие конфликтоносителя, устанавливать контакт и вести диалог, находить способы разрешения конфликтной ситуации с позиции третьего лица.
4. Конструктивно-стимулирующие ситуативные задачи конфликтологического характера. Цель - возбуждение мотивационной тенденции к обострению объективных конфликтов с профессионально-педагогическим ценностным объектом конфликта и достижение целей без нанесения вреда участникам конфликта. В указанных задачах будущий учитель реализует активную стратегию, проявляет позитивную инициативу, ищет способы прямого действия на конфликтоносителя. При решении данного вида ситуативных задач у студентов педвуза формируется умение актуализировать конфликтные мотивы, вести конструктивный спор, владеть техникой открытого разговора, использовать мягкие и прямые способы изоляции конфликтоносителя.
5. Разрешительно-технологические ситуативные задачи конфликтологического характера. Цель - достижение профессионально-педагогических умений в области разрешения конфликта: реализация конфликтных стратегий (сотрудничество, компромисс), определение правил и норм, ведущих к взаимовыгодным результатам разрешения конфликта, признание правил бесконфликтного поведения, организация общения, нейтрализация отрицательных эмоциональных проявлений. При решении этих задач у специалистов в области физического воспитания и спорта формируются умения: изменять характеристики элементов конфликтной ситуации, оказывать убеждающее воздействие, владеть технологией ведения убеждающей беседы.
6. Рефлексивно-творческие ситуативные задачи конфликтологического характера. Цель - востребование конфликтологических знаний в конкретных ситуациях и их творческая интерпретация, с одной стороны, и формирование творческой рефлексии по отношению к конфликтной ситуации, с другой. С помощью данного вида задач студенты отра-
$
батывают ситуации по созданным ими банкам конфликтных ситуаций, предлагают собственные пути и способы их решения, рефлексируют себя по отношению к конфликтам и обосновывают свое поведение в них. Реализация данных задач позитивно сказывается на поведении студентов на мероприятиях внеучебного творческого характера, таких как конкурсы, олимпиады, разработка творческих проектов, кодирование информации, пиктографические зарисовки и пр.
По результатам введения данного условия наиболее значимым оказался действенно-практический, позиционный компонент конфликтологической компетентности: на продвинутом уровне оказалось 52% студентов, на высоком 36%, на среднем 7% , на низком уровне 5%.
В третьей группе (ЭГ-3) проверялось следующее условие - создание мотивационно-ценностного и эмоционально-стимулирующего фона процесса формирования конфликтологической компетентности специалиста в области физического воспитания и спорта. Суть данного условия состоит в том, что при организации процесса формирования конфликтологической компетентности студентов осуществляется стимулирующее воздействие на мотивацию учебной деятельности в области разрешения педагогических конфликтов и при этом большое значение имеет осознание конфликта, его оценка и на этой основе активизация учебной деятельности, образовательной самостоятельности студентов [3].
При реализации данного условия мы ориентировались на следующие факторы:
- создание равных возможностей для всех студентов независимо от их реальных учебных позиций для демонстрации своей точки зрения;
- доступность информации, подлежащей усвоению;
- сотрудничество и равное партнерство в обсуждении проблематики педагогических конфликтов;
- создание условий для продуктивного общения;
- привлечение будущих учителей к принятию решения в области разрешения педагогических конфликтов по принципу заинтересованности и значимости проблемы для студентов;
- развитие у будущих учителей мотивов сопричастности, сотрудничества.
По данному условию доминирующим оказался моти-вационно-ценностный и интеллектуально-познавательный компонент, которые размещены следующим образом по уровням: продвинутый уровень мотивационно-цен-ностного компонента составил 68%, высокий - 27%, средний - 5%, низкий уровень отсутствует. Интеллектуально-познавательный компонент продемонстрировали на продвинутом уровне 52%, на высоком - 32%, на среднем -10% и на низком уровне - 6% студентов.
В четвертой группе (ЭГ-4) - проверялся комплекс обозначенных нами педагогических условий формирования конфликтологической компетентности. По уровням сформи-рованности студенты в результате влияния комплекса педагогических условий показали значительное перемещение: на продвинутом уровне оказалось 65% студентов, на высоком уровне - 23%, на среднем - 16%, на низком - 0%.
Как видно из приведенных данных, студенты экспериментальных групп к моменту окончания опытно-экспериментальной работы характеризуются достижением продвинутого и высокого уровней мотивации на усвоение конфликтологических знаний, умений, готовности и расширения конфликтологических знаний и умений, позиционирования и рефлексивности в отношении себя в проблемном поле педагогической конфликтологии.
В контрольной группе формирование конфликтологической компетентности осуществлялось по традиционной методике, показатели существенно не изменились и составили: на продвинутом уровне - 2% студентов, на высоком уровне -17%, на среднем уровне - 57%, на низком уровне - 24%.
Анализ результатов показывает, что у студентов опытно-экспериментальных групп произошли заметные положительные сдвиги, что свидетельствует об эффективности внедрения комплекса педагогических условий, и это позволяет утверждать, что положительное изменение произошло в результате «заведенных» в педагогические условия ситуативных задач. У студентов контрольной группы конфликтологическая компетентность характеризуется достижением репродуктивного уровня конфликтологических знаний, умений в области разрешения педагогических конфликтов.
Таким образом, в процессе опытно-экспериментальной работы нами установлено, что применение комплекса ситуативных задач при внедрении лишь некоторых педагогических условий недостаточно для достижения высоких результатов в формировании конфликтологической компетентности специалистов физического воспитания и спорта. И только при внедрении комплекса педагогических условий можно добиться высоких результатов в этом процессе, что подтверждает нашу гипотезу.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.
2. Базелюк В. В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе (методология, теория, практика): Дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2005. - 402 с.
3. Педагогика: Учебник / Под ред. Л. П. Крившен-ко. - М.: ТК Велби: Проспект, 2005. - 432 с.
4. Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Н. М. Борытко. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
5. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 176 с.
6. Методы педагогического исследования. Лекции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. канд. пед. наук В. И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1972.