6. Формирование готовности студентов к профессиональному саморазвитию в процессе обучения дисциплинам педагогического цикла эффективно, если преподаватель в процессе взаимодействия со студентами реализует совокупность организационно-педагогических, дидактических и психолого-педагогических условий.
Библиографический список
1. Румянцев С.А., Сохранов В.В. Самоконтроль как условие профессионального саморазвития
студентов в процессе профессиональной подготовки // Известия ТулГУ Серия «Педагогика». -2006. - Вып. 4. - 286 с. - С. 89-92.
2. Румянцев С.А. Технологии использования законов эффективного запоминания в высших и средних учебных заведениях // Психолого-пе-дагогические и социальные аспекты развития системы регионального профессионального образования: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза; Тула, 2004. - С. 78-83.
УДК 378
Теплоухов Алексей Петрович
Шадринский государственный педагогический институт
DekFKSB@yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
В статье обоснован комплекс педагогических условий, которые способствуют воспитанию конфликтологической компетентности студентов педвуза на основе ситуативных задач.
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, ситуативная задача.
Интенсивное развитие политических, социально-экономических, культурных . процессов в современном обществе обусловливает выдвижение ряда новых требований к профессиональной подготовке будущего учителя. Современный учитель должен обладать не только системой знаний, но и уметь реализовать личностный потенциал в достаточно высокой степени, т.е. иметь навыки работы в стрессовых ситуациях, ситуациях личностного и делового прессинга, уметь руководить и организовать учебный процесс и разрешать конфликтные ситуации, легко адаптироваться к новым обстоятельствам, он активный и инициативный, способный к дальнейшему развитию и стремящийся к самосовершенствованию [1].
Особое внимание в данном контексте уделяется тому, что будущий учитель должен уметь продуктивно регулировать любую конфликтную ситуацию, т.е. обладать конфликтологической компетентност ью.
Конфликтологическая компетентностья нам представляется как интегративное качество личности, выраженное в способности регулировать взаимоотношения между участниками образовательного процесса.
Формирование конфликтологической компетентности студентов педвуза не может осуществ-
ляться стихийно, необходимо создание педагогических условий, способствующих данному процессу.
Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования конфликтологической компетентности студентов педвуза [3].
При выявлении комплекса педагогических условий мы учитывали следующее:
- методологические подходы (системный, личностно-деятельностный, компетентностный), составляющие базу нашего исследования;
- предмет, задачи и гипотезу нашего исследования;
- социальный заказ государства и общества, отраженный в нормативно-правовых документах;
- особенности и специфику формирования конфликтологической компетентности на основе комплекса ситуативных задач;
- перспективы развития модели в реальном образовательном процессе подготовки будущего учителя.
Таким образом, на основании вышеизложенного, мы считаем, что комплекс педагогических условий формирования конфликтологической компетентности будущего учителя включает следующие условия.
Первое педагогическое условие обусловлено утверждением, что процесс формирования конфликтологической компетентности требует обучения студентов педвуза разрешению педагогических конфликтов как целенаправленному процессу, и это требует необходимости содержательного сопровождения его (процесса) специальной дисциплиной «Педагогическая конфликтология».
Структурирование дисциплины «Педагогическая конфликтология» включает в себя четыре раздела, в которых размещены темы для изучения в последовательности, позволяющей уяснить логику и сущность педагогической конфликтологии и сосредоточить внимание на педагогических конфликтах и технологии их разрешения.
Содержание дисциплины «педагогическая конфликтология»
Тема 1. Проблема педагогических конфликтов в профессиональной деятельности. Сущность профессиональной деятельности. Педагог как субъект разрешения педагогических конфликтов. Требования к личности учителя в процессе разрешения педагогических конфликтов. Требования к личности учителя в контексте педагогической конфликтологии.
Задания: сочинение на тему «Обоснование конфликтологической компетентности для учителя»; кодирование информации в структурно-логическую схему с анализом и комментариями; решение ситуативных задач.
Тема 2. Конфликтологическая компетентность учителя. Структура конфликтологической компетентности учителя. Базовые конфликтологические компетенции учителя.
Задания: составьте интеллектуальную карту, отражающую структуру и компоненты конфликтологической компетентности учителя; сделайте пиктографическую зарисовку целостной структуры конфликтологической компетентности; решение ситуативных задач
Тема 3. Педагогическая конфликтология как отрасль психолого-педагогических знаний.
Педагогическая конфликтология как наука. Цель, объект, предмет, задачи педагогической конфликтологии. Междисциплинарная многомерность педагогической конфликтологии.
Задания: составьте схему, в которой отражены внешние и внутренние связи педагогической конфликтологии с другими науками; решение ситуативных задач.
Тема 4. Методология педагогической конфликтологии. Уровни методологии педагогической конфликтологии. Методы психолого-педаго-гических исследований в педагогической конфликтологии. Логика педагогического исследования в педагогической конфликтологии.
Задания: составьте программу проведения исследования педагогических конфликтов; решение ситуативных задач.
Тема 5. Содержание и особенности педагогических конфликтов. Сущность и содержание педагогического конфликта. Виды педагогических конфликтов. Причины возникновения педагогических конфликтов. Специфика конфликта на различных стадиях детства.
Задания: составить тезаурус по теме «содержание и особенности педагогических конфликтов»; составьте таблицу и заполните ее по внутренним и внешним причинам возникновения педагогических конфликтов; составьте банк конфликтных ситуаций и подразделите их по видам педагогических конфликтов; решение ситуативных задач.
Тема 6. Предупреждение педагогических конфликтов. Объективные факторы и причины возникновения конфликта. Организационно-управленческие причины конфликтов. Виды педагогических конфликтов. Сложные педагогические ситуации.
Задания: разработать структурную схему разрешения педагогических конфликтов; сочинение на тему «Педагогическое позиционирование в конфликте и мое Я в педагогическом позиционировании»; составьте банк конфликтов по наблюдениям за школьниками и сокурсниками; решение ситуативных задач.
Тема 7. Общие технологические основы разрешения педагогических конфликтов.
Понятие о технологии разрешения конфликта. Этапы овладения процессом разрешения педагогического конфликта. Анализ конфликтных ситуаций.
Задания: составьте программу индивидуального образовательного маршрута овладения вами этапов разрешения конфликтов; разработайте схему анализа конфликта; решение ситуативных задач.
Тема 8. Методы разрешения педагогических конфликтов. Метод эвристических вопросов в разрешении конфликта. Метод семи шагов. Метод активных консультаций. Метод моделирования разрешения конфликта. Метод перехода от конфликтной ситуации к сотрудничеству и со-
творчеству. Метод посредника, приглашения третьего. Метод резкого обострения и энергетического разрешения конфликта - метод взрыва. Метод интроспекции. Метод эмпатии. Технологический алгоритм разрешения и анализа конфликтной ситуации.
Задание: создайте банк данных по методам разрешения конфликтов; обоснуйте основные критерии конструктивного разрешения педагогических конфликтов; решение ситуативных задач.
Тема 9. Педагогическая техника разрешения педагогических конфликтов.
Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов. Содержание и особенности педагогической техники. Сложные педагогические ситуации и конфликты и техника их разрешения.
Задания: создайте банк данных о педагогических техниках управления поведением учителя в конфликтной ситуации и педагогическом конфликте; выполните упражнения по культуре речи, культуре педагогического взаимодействия (по книге «Основы педагогического мастерства»); составьте конфликтные карточки по конфликтам с обязательным определением его вида, причин возникновения, направленности конфликта, стратегии разрешения, формы и методов разрешения, прогнозируемого результата; решение ситуативных задач.
Второе педагогическое условие связано с необходимостью создания банка ситуативных задач конфликтологического содержания. В данном условии предусматривается, что комплекс ситуативных задач ранжируется по видам педагогических конфликтов (конфликты отношений, конфликты дисциплины, конфликты личностных взаимодействий и пр.), проецируется на овладение теоретическими знаниями в области разрешения педагогических конфликтов (определение методов разрешения конфликта, стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации и пр.), на отработку алгоритма разрешения педагогических конфликтов, на осмысление конфликтной ситуации и рефлексирование себя в ситуации, на умение прогнозировать последствия конфликта и его разрешения, на формирование готовности к конструированию (анализ - прогноз - проект), осуществлению (план-стратегия - тактика), оценке (анализ - обобщение - заключение) конфликтной ситуации и педагогического конфликта.
Мы выделяем следующие виды ситуативных задач:
1. Вероятностные ситуативные задачи конфликтологического характера. Цель таких задач - обеспечить адекватное восприятие педагогического конфликта, конфликтной ситуации, предупреждение искажения образа и ситуации как конфликтной. Такие задачи выполняют функцию ориентировки и оценки конфликтной ситуации с позиции оценки взаимодействия между учителем и учениками - то есть диагностическая функция по отношению к оценке педагогического конфликта. При решении данной группы ситуативных задач у студентов педвуза формируются умения наблюдать проявление конфликтогенов, определять по прямым и косвенным признакам природу конфликта, объект конфликта и участников, которые являются сторонами конфликта, определять тип конфликтующих и разрешителей конфликта, составлять картографию, то есть целостный образ педагогического конфликта.
2. Прогностические ситуативные задачи конфликтологического характера имеют цель оптимального выбора последующей конфликтной стратегии или обстановки/последствий конфликта для учащихся и педагогов, родителей. При решении прогностических ситуативных задач формируются конфликтологические умения: наблюдать проявление факторов, имеющих влияние на развитие возникшей конфликтной ситуации, проводить самонаблюдание и рефлексию с целью выявления собственного состояния в данной конфликтной ситуации, соотносить объект конфликта с системой профессионально-педагогических и собственных ценностных ориентаций, формулировать цель последующей деятельности, произвести адекватный выбор стиля поведения в данной конфликтной ситуации.
3. Корректировочно-образные ситуативные задачи конфликтологического характера имеют целью формирование снятия остроты взаимоотношений и конфликтных противоречий. В данных задачах студенту педвуза необходимо продемонстрировать умение предупредить инцидент в собственном конфликтном поведении, предупредить инцидент со стороны другого, откорректировать «образ противоречивого» оппонента, корректировать его и свое поведение, нейтрализовать конфликтующего и развести конфликтующие стороны. При решении данного вида задач у студента педвуза формируются умения: применять приемы профилактической блокировки действий оппонента, снимать психическое
и эмоциональное напряжение, изменять обстановку на восприятие конфликтоносителя, устанавливать контакт и вести диалог, находить способы разрешения конфликтной ситуации с позиции третьего лица.
4. Конструктивно-стимулирующие ситуативные задачи конфликтологического характера имеют целью возбуждение мотивационной тенденции к обострению объективных конфликтов с профессионально-педагогическим ценностным объектом конфликта и достижение целей без нанесения вреда участникам конфликта. В указанных задачах будущий учитель реализует активную стратегию, проявляет позитивную инициативу, ищет способы прямого действия на кон-фликтоносителя. При решении данного вида ситуативных задач у студентов педвуза формируется умение актуализировать конфликтные мотивы, вести конструктивный спор, владеть техникой открытого разговора, использовать мягкие и прямые способы изоляции конфликтоносителя.
5. Разрешительно-технологические ситуативные задачи конфликтологического характера имеют целью достижение профессиональнопедагогических умений в области разрешения конфликта: реализация конфликтных стратегий (сотрудничество, компромисс), определение правил и норм, ведущих к взаимовыгодным результатам разрешения конфликта, признание правил бесконфликтного поведения, организация общения, нейтрализация отрицательных эмоциональных проявлений. При решении этих задач у студентов педвуза формируются умения: изменять характеристики элементов конфликтной ситуации, оказывать убеждающее воздействие, владение технологией ведения убеждающей беседы.
6. Рефлексивно-творческие ситуативные задачи конфликтологического характера имеют целью востребование конфликтологических знаний в конкретных ситуациях и их творческая интерпретация, с одной стороны, и формирование творческой рефлексии по отношению к конфликтной ситуации - с другой. В данного вида задачах студенты решают ситуации по созданным ими банкам конфликтных ситуаций, предлагают собственные пути и способы их решения, рефлексируют себя по отношению к конфликтам и обосновывают свое поведение в них. Реализация данных задач позитивно сказывается на студентов в мероприятиях внеучебного творческого характера: конкурсы, олимпиады, разработка
творческих проектов, кодирование информации, пиктографические зарисовки и пр.
Третье педагогическое условие связано с созданием мотивационно-ценностного и эмоцио-нально-стимулирующего фона процесса формирования конфликтологической компетентности будущего учителя. Суть данного условия в том, что при организации процесса формирования конфликтологической компетентности студентов педвуза осуществляется стимулирующее воздействие на мотивацию учебной деятельности в области разрешения педагогических конфликтов, и при этом важное значение имеет осознание конфликта, его оценка и на этой основе активизация учебной деятельности, образовательной самостоятельности студентов. То есть речь идет о педагогическом стимулировании, способствующем созданию мотивационно-ценностного и эмоционально-стимулирующего фона с помощью средств, оказывающих побуждающее воздействие на включение в активную учебную деятельность в области разрешения педагогических конфликтов [5].
Данное обстоятельство позволило нам выделить следующие направления деятельности преподавателя и студентов, стимулирующие к познанию педагогического конфликта как объекта усвоения, стимулирующие к активной деятельности студентов:
- создание равных возможностей для всех студентов независимо от их реальных учебных возможностей для демонстрации своей точки зрения, создание возможностей;
- доступность информации, подлежащей усвоению;
- сотрудничество и равнопартнерство в обсуждении проблематики педагогических конфликтов;
- создание условий для продуктивного общения;
- привлечение будущих учителей к принятию решения в области разрешения педагогических конфликтов по принципу заинтересованности и значимости проблемы для студентов;
- развитие у будущих учителей мотивов сопричастности, сотрудничества.
Таким образом, можно предположить, что эффективная конфликтологическая подготовка будущего учителя возможна посредством создания и внедрения комплекса педагогических условий. Комплекс выявленных нами педагогических
условий отражает целостность процесса формирования конфликтологической компетентности будущего учителя, а отдельно взятые условия находятся во взаимосвязи и предстают как необходимые и достаточные.
Библиографический список
1. Базелюк В.В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе (методология, теория, практика): Дис. ... канд. наук. - Челябинск, 2005. - 402 с.
2. БелкинА.С., ЖаворонковВ.Д., ЗиминаИ.С. Педагогическая конфликтология. - Екатеринбург:
ГЛАГОЛЬ, 1995. - 96 с.
3. Качалова Л.П. Теория и технология интеграции психолого-педагогических знаний в образовательном процессе педвуза: Дис. . д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 2002. - С. 89.
4. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования. - Челябинск: ЧГПУ, 2000. - С. 209.
5. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. . д-ра пед. наук. -Челябинск, 1992. - 403 с.
УДК 37.091.212:378.14
Филиппова Наталья Александровна
Уральский государственный педагогический университет
kpn12@e1.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕКЛАМЕ В ВУЗЕ
В статье приводится анализ сущности предпринимательской культуры будущих специалистов по рекламе в вузе и необходимость ее формирования на уровне профессионального образования. Автор рассматривает структуру предпринимательской культуры будущих специалистов по рекламе в вузе и определяет ее как единство трех компонентов: когнитивного, ценностно-мотивационного и конативного. Исследование осуществлено на базе Уральского государственного педагогического университета.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, предпринимательская культура, специалист по рекламе, основы предпринимательской культуры.
Предпринимательская культура оказывает влияние на все стороны жизни . человека и общества. Она формирует предпринимательское мировоззрение, в основе которого лежит система взглядов на общество и человека. Составными частями ее являются предпринимательское мышление и сформированная система ценностей, связанных с обобщенным отражением индивидом современной экономической среды и мыслительной способностью к предпринимательской деятельности. Специальная подготовка будущего предпринимателя, то есть компетентного, квалифицированного профессионала, предполагает овладение им основным комплексом специальных знаний по анализу, планированию, организации, эффективному ведению предпринимательского дела. Система профессионального образования не должна стоять в стороне от этого процесса.
Теоретическая подготовка будущих специалистов по рекламе в вузе на спецкурсе «Основы предпринимательской культуры» позволяет глубже понимать экономические явления, основные
закономерности предпринимательского дела, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, возникающих в процессе формирования у них предпринимательской культуры, с тем, чтобы использовать полученные знания в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Мы считаем, что предпринимательская культура представляет собой систему ценностей, знаний, способностей, обеспечивающих мотивацию и регуляцию предпринимательской деятельности, определяющих форму ее осуществления, а также восприятие ее обществом. В педагогическом контексте предпринимательскую культуру следует рассматривать, в первую очередь, как средство приобщения к ценностям, имеющим общечеловеческую значимость.
Несмотря на все изменения, произошедшие в последние годы в российском обществе, предпринимательские ценности, равно как и сама фигура предпринимателя, еще не стали положительно оцениваемыми. Поменять что-то в сложившихся на нашем предпринимательском рынке ценностях и перейти к цивилизованной этике не