Научная статья на тему 'Психологические особенности развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте'

Психологические особенности развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1966
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Худаева М. Ю.

В статье анализируются результаты изучения психологических особенностей развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте. Конфликтологическая компетентность рассматривается как особая функциональная система саморегуляции, обеспечивающая эффективное разрешение конфликтов, показателем которого является самореализация личности и ее саморазвитие. Показано, что развитие конфликтологической компетентности и ее компонентов в подростковом возрасте имеет структурно-содержательные, динамические и гендерные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте»

УДК 159.922.736.4

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

khudaeva@bsu.edu.ru

М. Ю. Худаева

В статье анализируются результаты изучения психологических особенностей развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте. Конфликтологическая компетентность рассматривается как особая функциональная система саморегуляции, обеспечивающая эффективное разрешение конфликтов, показателем которого является самореализация личности и ее саморазвитие. Показано, что развитие конфликтологической компетентности и ее компонентов в подростковом возрасте имеет структурно-содержательные, динамические и гендерные особенности.

Ключевые слова: конфликт, конфликтологическая компетентность, подростки.

В настоящее время достаточно активно исследуется проблема конфликтологической компетентности личности. Это обусловлено тем, что в последние годы отмечен значительный рост конфликтов в различных сферах жизнедеятельности общества, что привело к необходимости развивать умения разрешать конфликты и управлять ими. Конфликтологическая компетентность стала важнейшей характеристикой личности и профессионализма специалистов.

В психологических трудах, посвященных исследованию конфликтологической компетентности, преобладают работы, в которых рассматриваются вопросы определения, содержания, структуры, методов диагностики и развития конфликтологической компетентности в различных видах профессиональной деятельности (В. В. Базелюк, Г. С. Бережная, С. А. Володина, В. Г. Зазыкин, О. И. Денисов, А. А. Деркач, Е. Е. Ефимова, Д. В. Ивченко, Г. Е. Макаренко, К. Э. Маркарова, В. В. Рогачев, С. В. Романов, Н. В. Самсонова, Е. М. Сгонникова, В. В. Шерниязова, О. В. Щербакова и др.). В этих работах конфликтологическая компетентность определяется как составная часть профессиональной компетентности, входящая в структуру профессионализма личности и деятельности.

На сегодняшний момент практически отсутствуют работы, посвященные изучению возрастного аспекта развития конфликтологической компетентности личности, поэтому одной из задач нашего исследования стало изучение особенностей развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте.

Среди научных подходов наиболее концептуально близким к исследуемой нами проблеме является подход Л. А. Петровской [2], согласно которому конфликтологическую компетентность необходимо рассматривать с гуманистической позиции. С точки зрения гуманистического подхода, конфликтологическая компетентность связана с таким завершением конфликта, которое сопровождается самореализацией и личностным развитием его участников.

В нашем исследовании конфликтологическая компетентность рассматривается в контексте личностного подхода, в соответствии с которым она определяется как особая функциональная система саморегуляции, обеспечивающая эффективное разрешение конфликтов, показателем которого является самореализация личности и ее саморазвитие.

В исследовании принимали участие подростки учащиеся пятых - восьмых классов в количестве 287 человек. В качестве основных психодиагностических процедур нами использовались модифицированный опросник по изучению способов поведения подростков в конфликтных ситуациях (О. О. Землянушкина) [1] и «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко).

Все подростки, участвовавшие в исследовании, условно были разделены на три группы. В первую группу с достаточно сформированной конфликтологической компетентностью вошло 7,0 % подростков, во вторую группу - с несформированной конфликтологической компетентностью - 60,3 % подростков, и в третью группу вошли подростки с формирующейся конфликтологической компетентностью. В процессе выделения групп подростков мы опирались на критерии развития конфликтологической компетентности

в подростковом возрасте: понимание сущности конфликта, причин его возникновения и развития; умение понять собственный внутренний мир и свое эмоциональное состояние и внутренний мир и эмоциональное состояние другого человека в конфликте; осознанный выбор способов разрешения конфликтов.

Нами обнаружено, что развитие конфликтологической компетентности и ее компонентов в подростковом возрасте имеет структурно-содержательные, динамические и тендерные особенности.

Выявление психологических особенностей развития конфликтологической компетентности подростковом возрасте потребовало проведения компонентного анализа.

Развитие конфликтологической компетентности в подростковом возрасте имеет следующие структурно-содержательные особенности. Знания подростков о различных способах поведения в конфликтных ситуациях имеют различную выраженность. По мнению подростков, чаще всего разрешению конфликтной ситуации способствует ориентация не только на свои собственные интересы, но и на интересы другого, совместный поиск путей разрешения возникших противоречий. В меньшей степени разрешение конфликтов подростки связывают с их избеганием, с нежеланием вступать во взаимодействие с партнером по поводу возникших разногласий.

Таким образом, подростки ориентированы не только на активное включение в конфликт, но и на его разрешение. С одной стороны, это подтверждает конфликтность подросткового возраста, с другой - свидетельствует о достаточно высоком уровне интеллектуальной готовности подростков к компетентному поведению в конфликтных ситуациях.

Изучение структурно-содержательных особенностей эмоционально-оценочного компонента конфликтологической компетентности позволило обнаружить трудности подростков в рефлексии поведения другого человека в конфликтной ситуации. При этом несколько большую выраженность готовности к пониманию внутреннего мира партнера подростки проявляют по отношению к родителям и сверстникам, а несколько меньшую - по отношению к учителям. Это подтверждает известное в возрастной психологии положение о том, что подростки ограничивают круг потенциальных «объектов» эмпатии своими близкими, родными, друзьями. Им не свойственно обращать внимание на эмоциональные переживания учителей.

Изучение структурно-содержательных особенностей поведенческого компонента конфликтологической компетентности подростков показали, что в случае возникновения конфликтных ситуаций подростки используют различные способы поведения: от избегания до активного включения в конфликт. Сравнение частоты использования различных способов поведения свидетельствует о том, что подростки несколько реже в конфликтных ситуациях используют способы реагирования, направленные на согласование предмета конфликта и поиск путей его разрешения.

Таким образом, обнаружена неравномерность развития отдельных структурных компонентов конфликтологической компетентности в подростковом возрасте: когнитивный компонент опережает в своем развитии эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, т. е. подростки, в основном, понимают сущность конфликта, знают о причинах его возникновения и развития, но им трудно отрефлексировать собственное поведение и поведение другого человека в конфликтной ситуации и выбрать конструктивный для саморазвития и для сохранения взаимоотношений способ поведения в конфликте.

Изучение отдельных компонентов конфликтологической компетентности с точки зрения их динамики позволило определить, что подростки от пятого до восьмого класса готовы к активному включению в конфликтную ситуацию, но способы для этого используют разные. Пятиклассники больше ориентированы на подчинение, уступчивость в конфликтах; шестиклассники - на партнерство и сотрудничество; семиклассники и восьмиклассники интеллектуально готовы использовать различные способы поведения в зависимости от конкретной конфликтной ситуации. Таким образом, пятиклассники, ориентируясь на компромисс в конфликте, стремятся к тому, чтобы быть принятыми в среде сверстников. Шестиклассники интеллектуально готовы к взаимодействию на равных со взрослыми в случае возникновения конфликтной ситуации, что связано с проявлением «чувства взрослости».

Это дает основание для утверждения того, что когнитивная готовность подростков к выбору определенных способов поведения в конфликтных ситуациях связана с реализацией ими психологических задач возраста.

При изучении развития эмоционально-оценочного компонента конфликтологической компетентности установлено, что на протяжении подросткового возраста происходит постепенное увеличение эмоциональной готовности и способности подростков к отзывчивости и

чувствительности в конфликтных ситуациях по отношению к сверстникам и постепенное уменьшение - по отношению к родителям и учителям. Это, во многом, обусловлено возрастными особенностями подростков, а, именно, тем, что одной из главных тенденций переходного возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на сверстников. Кроме того, подростковый период, это период, когда происходит расширение круга общения со сверстниками, что положительно коррелирует со способностью к переживанию.

Анализ результатов сформированности поведенческого компонента конфликтологической компетентности по классам позволил установить, что подростки разных классов отличаются по частоте использования различных способов поведения в конфликтных ситуациях.

В конфликтных ситуациях подростки пятых классов чаще используют трезвый, проблемно-разрешающий и игнорирующий поведенческие способы. Т. е. в случае возникновения конфликта пятиклассники стараются либо трезво оценить конфликтную ситуацию, ориентируясь при этом на порядочное отношение к противоположной стороне, на нормы и правила поведения, либо согласовывают с противоположной стороной предмет конфликта и совместно пытаются найти пути его разрешения, либо не предпринимают никаких действий по разрешению конфликта.

Шестиклассники в конфликтных ситуациях чаще всего предпочитают игнорировать конфликт либо стараются сгладить противоречия, сохранить добрые взаимоотношения с конфликтующей стороной в ущерб собственным интересам (затушевывающий способ поведения).

Для семиклассников характерно более частое использование в конфликтных ситуациях проблемно-разрешающего, компромиссного и затушевывающего поведенческих способов.

Восьмиклассники в конфликтных ситуациях предпочитают проблемно-разрешающий способ поведения. При этом частота использования этого способа поведения восьмиклассниками выше по сравнению с подростками других классов. Таким образом, можно говорить о том, что к восьмому классу увеличивается частота использования подростками компетентных способов разрешения конфликтных ситуаций.

Сравнительный анализ развития когнитивного и поведенческого компонентов конфликтологической компетентности показал, что поведение пяти- и шестиклассников не соответствует их системе представлений о том, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях. Следовательно, система знаний подростков пятых и шестых классов не является реально действующей. Однако к восьмому классу увеличивается степень соответствия между системой представлений подростков о должном поведении в конфликте и их реальным поведением.

Гендерный анализ позволил выявить следующие особенности в развитии конфликтологической компетентности мальчиков и девочек. При изучении когнитивного компонента нами обнаружено, что мальчики проявляют несколько большую готовность к согласованию с партнером по общению предмета конфликта и совместному поиску способов его разрешения. В структуре когнитивного компонента конфликтологической компетентности у девочек отсутствует доминирующее представление о наиболее адекватном способе поведения в конфликтных ситуациях. Девочки в равной степени проявляют готовность к использованию как проблемно-разрешающих способов поведения в конфликте, так и к компромиссу и трезвой оценке сложившейся ситуации, т. е. девочки ориентированы на использование различных способов поведения в зависимости от особенностей конфликтной ситуации.

Исследование особенностей развития эмоционально-оценочного компонента конфликтологической компетентности мальчиков и девочек позволило выявить как общее, так и различное. Общим является то, что и для мальчиков, и для девочек характерны трудности, связанные с направленностью на понимание эмоционального состояния, проблем, поведения взрослых. Различия обнаружены в том, что лучше понять внутренний мир и откликнуться на эмоциональные переживания сверстников удается девочкам.

В ходе исследования выявлены также гендерные особенности развития поведенческого компонента конфликтологической компетентности в подростковом возрасте. Если поведение мальчиков в конфликтных ситуациях отличается использованием различных способов поведения в зависимости от конкретной ситуации, то девочки чаще пытаются найти причину возникших противоречий. Для поиска решения, которое удовлетворяло бы обе стороны в конфликте, они прибегают к совместному обсуждению сложившейся ситуации.

Сравнение результатов изучения когнитивного и поведенческого компонентов конфликтологической компетентности мальчиков и девочек показало, что девочки более компетентны в конфликтных ситуациях.

Выявленные особенности развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте свидетельствуют о необходимости организации специальной работы по формированию положительного опыта взаимодействия подростков в ситуациях конфликта.

Следует отметить, что изучение проблемы развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте не исчерпывается данным исследованием. Перспективным является выявление механизмов и закономерностей развития конфликтологической компетентности в этом возрасте, а также изучение особенностей и психологических условий развития конфликтологической компетентности в различные возрастные периоды. Прогностический потенциал данной работы создает предпосылки для проведения исследований по экспериментальному изучению положения и роли подростков с различным уровнем конфликтологической компетентности в системе межличностных отношений, их успешности в учебной деятельности и личностной успешности.

Список литературы

1. Землянушкина О. О. Конфликты между детьми и их разрешение. Занятие для подростков // Школьный психолог. - 2001. - № 43. - С. 12 - 13.

2. Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - 1997. - № 4. - С. 41 - 45.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF DEVELOPMENT OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE IN ADOLESCENCE

Belgorod National Research University

e-mail:

khudaeva@bsu.edu.ru

M. Y. Khudaeva

The results of studying of psychological conditions of development of conflictological competence in adolescence are analyzed in article. Conflictological competence is considered as the special functional system of self-regulation providing an effective resolution of conflicts which indicator is self-realization of the personality and its self-development. Shown that the development conflictological competence and its components in adolescence have structural-content, dynamic and gender features.

Keywords: conflict, conflictological competence, adolescents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.