вЕстник УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД России
УДК 340.5
Соотношение административно-правовых и уголовно-правовых норм в части обеспечения конституционных прав и свобод граждан
кокорин Дмитрий Леонидович, начальник кафедры криминалистики Уральского юридического института МвД России, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: [email protected]
Научная статья посвящена вопросам установления степени согласованности охранительных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за нарушения конституционных прав и свобод граждан. Автор сравнивает соответствующие административные и уголовные посягательства по совершаемым виновными деяниям.
ключевые слова: преступления; административные правонарушения; конституционные права и свободы; ответственность за нарушение прав.
The ratio of administrative law and criminal law in the part of ensuring the constitutional rights and freedoms of citizens
Kokorin Dmitry Leonidovich,
Head of the chair of Criminalistics of the Ural Law Institute of the Ministry of the Internal Affairs of Russia, Candidate of juridical sciences, associate professor
The scientific article is devoted to the problems of establishing coherence protection regulation code of the Russian Federation about administrative offences and the Criminal code of the Russian Federation, envisaging responsibility for the violation of constitutional rights and freedoms of citizens. The author compares the relevant administrative and criminal encroachments by guilty of acts.
Key words: crime; administrative infringement of the constitutional rights and freedoms; the responsibility for infringement.
Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации закрепила перечень прав и свобод гражданина, которые гарантируются государством. Права и свободы граждан, равно как и любые полномочия, реализуются в рамках существующих в обществе отношений. Человеческий фактор требует не только установления правил протекания данных общественных отношений, но и их соответствующего обеспечения.
Обеспечение реализации общественных отношений осуществляется по различным направлениям. Одним из данных направлений является закрепление на законодательном уровне ответственности за нарушение установленных Конституцией РФ общественных отношений.
Согласно действующему российскому законодательству ответственность за нарушение конституционных прав и свобод граждан закреплена в нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Важно заметить, что Конституция РФ, по сути, формально устанавливает весь круг фактически существующих общественных отношений. В связи с этим конституционные права граждан могут пониматься как все права граждан, которые установлены Конституцией РФ и имеются у них изначально или приобретаются в результате достижения определенного возраста, приобретения определенного статуса, занятия определенной должности, а также по прочим причинам.
Однако учитывая, что и КоАП РФ, и УК РФ прямо предусматривают ответственность за нарушения соответственно прав и конституционных прав граждан, далее речь пойдет именно о данной группе прав и ответственности за посягательства на них.
Кроме того, целесообразность узкого толкования конституционных прав и свобод граждан в целях толкования правоохранительного законодательства объясняется также тем, что широкое толкование может привести к путанице. Данный вывод основан на том, что гаранти-
№ 1 • 2014
рованные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина охраняются всеми нормами УК РФ. В связи с этим широкое понимание конституционных прав и свобод в целях характеристики посягающих на них преступлений привело бы к нежелательному перекрещиванию общественных отношений, выступающих в своей совокупности общим объектом уголовно-правовой охраны, с общественными отношениями, охраняемыми гл. 19 УК РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».
Бесспорность перекрещивания охранительного воздействия норм уголовного закона, расположенных в различных главах УК РФ, подтверждается многими авторами. Например, Л. Л. Кругликов отмечает, что экономические, культурные и экологические права и свободы оказываются вне уголовно-правового регулирования норм гл. 19 УК РФ: они охраняются нормами иных глав (21, 22, 26 и др.). В дополнение ученый обоснованно замечает, что, с другой стороны, такие элементы, как жизнь и здоровье, свобода, честь и достоинство, безопасность и т. д., являясь компонентами личных, социальных и политических прав, также выступают основными объектами иных глав УК РФ, а не непосредственно гл. 19 [1].
В связи со сказанным следует обратить внимание на то, что прямой согласованности между общественными отношениями, в рамках которых гражданами реализуются гарантированные Конституцией РФ права и свободы, и охранительными нормами КоАП РФ и УК РФ нет.
Кроме этого, на наш взгляд, важно установить также степень согласованности охранительных норм КоАП РФ и УК РФ, предусматривающих ответственность за нарушения конституционных прав и свобод граждан.
Представляется оптимальным и возможным сравнение соответствующих административных и уголовных посягательств по совершаемым виновными деяниям.
В данном случае мы говорим именно о характере как характеристике деяния. Стоит уточнить, что преступления имеют специфичные для них характер и степень общественной опасности. Характер различен, к примеру, у преступлений, которые посягают на различные объекты уголовно-правовой охраны. Преступления, посягающие на один объект уголовно-правовой охраны, в свою очередь, также могут дифференцироваться, но уже не по характеру, а по степени общественной опасности.
Таким образом, характер и степень общественной опасности являются характеристиками признака преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 14 УК РФ признака общественной опасности.
Обратим внимание на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Следовательно, административное правонарушение не является общественно опасным посягательством, и говорить о его общественной опасности как таковой не совсем уместно. В науке административно-
го права, характеризуя признаки административного правонарушения, говорят не об общественной опасности, а об общественной вредоносности.
Однако стоит обратить внимание, что даже в самой науке административного права нет единой позиции по наименованию соответствующего признака административного правонарушения. Так, характеризуя признаки административного правонарушения, Д.Н. Бахрах именует рассматриваемый признак не общественной вредоносностью, а антиобщественностью [2, с. 486].
Таким образом, несмотря на различие формы и содержание уголовно-правового термина «общественная опасность» и административно-правового термина «общественная вредоносность» («антиобщественность»), следует признать однородность данных понятий.
В связи с этим мы считаем возможным рассмотреть вопрос о соотношении круга правонарушений и круга преступлений, посягающих на конституционные права и свободы граждан.
Итак, правонарушения против прав граждан и ответственность за их совершение предусмотрены гл. 5 КоАП РФ. В результате группировки можно выделить их виды, а именно правонарушения, посягающие на следующие права:
1) установленный законодательством порядок реализации гражданами своих избирательных прав (ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ);
2) права граждан на свободу совести, свободу вероисповедания (ст. 5.26 КоАП РФ);
3) трудовые права (ст. 5.27-5.34, 5.40 КоАП РФ);
4) права граждан в сфере семейных отношений (ст. 5.35-5.37 КоАП РФ);
5) на свободу проведения и участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38 КоАП РФ);
6) право на получение информации (ст. 5.39 КоАП РФ);
7) прочие права - к прочим, по нашему мнению, можно отнести правонарушения, препятствующие реализации гражданами нижеперечисленных прав:
а) на безвозмездное получение услуг, социального пособия на погребение (ст. 5.41 КоАП РФ);
б) трудоустройство и занятость, приобретение на автомобильных стоянках (остановках) места для специальных автотранспортных средств - применительно к инвалидам (ст. 5.42, 5.43 КоАП РФ);
в) получение информации о страховом случае (ст. 5.44 КоАП РФ);
г) получение или ограничение обращения информации в банковской сфере (ст. 5.53-5.55 КоАП РФ).
При рассмотрении перечня правонарушений на права граждан видно, что они закреплены гл. 5 КоАП РФ неупорядоченно и не имеют внутреннего единства. Более того, нельзя в данном случае говорить и о непосредственной связи отношений, охраняемых указанными нормами и отношениями, в которых реализуются конституционные права и свободы граждан.
Здесь речь идет о конституционных правах и свободах граждан. Для структурированного изучения из-
вЕстник УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
ложим их согласно принятой в науке конституционного права классификации:
1) личные: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.;
2) политические: право на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным и др.;
3) экономические: свобода предпринимательства, право частной собственности;
4) социальные: право на труд, отдых, забастовку, охрану семьи, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование;
5) культурные: право на участие в культурной жизни, свободу творчества [3, с. 164].
Мы считаем, что неупорядоченность закрепления ответственности за административные нарушения конституционных прав и свобод граждан обусловлена недостаточно структурированной законотворческой деятельностью в данной сфере. Это, безусловно, влияет и на эффективность правоприменения и реализации гражданами гарантированных им Конституцией РФ прав и свобод.
Более приемлемым представляется положение в части закрепления признака противоправности посягательств на конституционные права и свободы граждан в уголовном законодательстве.
Уголовная ответственность за посягательства на конституционные права и свободы граждан установлена нормами гл. 19 УК РФ, которая называется «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина». Характерная для данной главы упорядоченность и согласованность с нормами Конституции РФ прослеживается начиная с ее наименования и заканчивая наименованием и содержанием отдельных уголовно-правовых норм.
В частности, гл. 19 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за следующие общественно опасные нарушения:
1) принципа равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136);
2) права на неприкосновенность частной жизни (ст. 137);
3) права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138);
4) права на неприкосновенность жилища (ст. 139);
5) права на предоставление информации (ст. 140);
6) избирательных прав (ст. 141-142.1);
7) трудовых прав (ст. 143-145.1);
8) авторских и смежных, а также изобретательных и патентных прав (ст. 146, 147);
9) права на свободу совести и вероисповедания (ст. 148);
10) права на проведение собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, а равно участие в них (ст. 149).
Многие авторы предлагают классификации преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина. К таким авторам можно, в частности, отнести Л. Л. Кругликова, который указывает, что предусмотренные в гл. 19 УК РФ преступления можно классифицировать следующим образом:
1) преступления против гражданских (личных) прав и свобод (ст. 136-140, 148);
2) преступления против политических прав и свобод (ст. 141-142, 149);
3) преступления против социальных прав и свобод (ст. 143-147) [4].
Г. Н. Борзенков, в свою очередь, предлагает разделить преступления, предусмотренные гл. 19 УК РФ, таким образом:
1) преступления, посягающие на политические права и свободы (ст. 136-142.1, 149);
2) преступления, посягающие на социально-экономические права и свободы (ст. 143-147);
3) преступления, посягающие на личные права и свободы человека и гражданина (ст. 137-140, 148) [1].
Из сопоставления приведенных уголовно-правовых норм с правами граждан, закрепленными в Конституции РФ, видно, что перечень противоправных посягательств, ответственность за которые предусмотрена УК РФ, более соответствует по степени согласованности содержанию Конституции РФ, нежели аналогичный перечень посягательств, предусмотренных КоАП РФ.
Кроме того, следует констатировать, что согласованность охранительных норм КоАП РФ и УК РФ в части обеспечения конституционных прав и свобод граждан отсутствует. По сути, КоАП РФ и УК РФ предусматривают ответственность за различный (не идентичный в части характера совершаемых деяний) круг посягательств.
Список литературы
1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный) / В. К. Дуюнов [и др.]; отв. ред. Л. Л. Кругликов. - М.: Волтерс Клувер, 2005.
2. Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для вузов / Д. Н. Бахрах. - М.: Норма-Инфра-М, 2000.
3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юридических вузов и факультетов / М. В. Баглай. - М.: Норма-Инфра-М, 1998. - С. 164.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. М. Лебедев. - М.: Юрайт, 2007.