Научная статья на тему 'О декриминализации клеветы и оскорбления'

О декриминализации клеветы и оскорбления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1911
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ / THE RUSSIAN FEDERATION CRIMINAL CODE / КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РФ / THE RUSSIAN FEDERATION CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / DECRIMINALIZATION / КЛЕВЕТА / SLANDER / ОСКОРБЛЕНИЕ / INSULT / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ADMINISTRATIVE OFFENCE / ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / OBJECT OF A CRIME / ЧЕСТЬ / HONOUR / ДОСТОИНСТВО / DIGNITY / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пелипенко Роман Сергеевич

Автор дает оценку исключению таких преступлений, как клевета и оскорбление из Уголовного кодекса РФ и переводу этих деяний в разряд административных правонарушений. По мнению автора, такое законодательное решение не согласуется с основными постулатами теории административного права. Кроме того, это решение фактически означает отказ от уголовно-правовой охраны чести и достоинства личности. В этом смысле российский уголовный закон будет отличаться от уголовных законов других государств, относящихся к той же правовой семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Decriminalization of Slander and Insult

The author estimates the elimination of such crimes as slander and insult from the Russian Federation Criminal Code and its transfer to administrative offences. In his opinion this legislative decision is not conformed to the main postulate of the administrative law theory. Moreover in fact this decision means the rejection to protect honour and dignity of a person by criminal law. In this sense the Russian criminal law will differ from criminal laws of other states of the same legal family.

Текст научной работы на тему «О декриминализации клеветы и оскорбления»

Р.С. Пелипенко

О ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ КЛЕВЕТЫ И ОСКОРБЛЕНИЯ*

8 декабря 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 (далее - ФЗ № 420-ФЗ), который, по замыслу законодателя, направлен на дальнейшую либерализацию отечественного уголовного законодательства. Изменения были внесены более чем в 50 статей УК РФ. В частности, утратили силу ст. 129 «Клевета» и ст. 130 «Оскорбление» УК РФ. Одновременно КоАП РФ был дополнен ст. 5.60 «Клевета» и 5.61 «Оскорбление».

Статья 129 УК РФ состояла из трех частей: ч. 1 предусматривала уголовную ответственность за активные действия, состоящие в распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь, достоинство и репутацию другого человека; ч. 2 - за совершение указанных действий публично или в средствах массовой информации; ч. 3 - за совершение указанных действий, соединенных с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления2. Статья 130 УК РФ, в свою очередь, состояла из двух частей: по ч. 1 наступала уголовная ответственность за оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме; по ч. 2 - за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информа-

3

ции .

* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук С.В. Полубинской.

1 URL: http://www.rg.ru/2011/12/08/p-raboty-site-dok.html (дата обращения: 03.03.2012).

2 См.: Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Раро-га. М., 2007. С. 95-96.

3 См.: там же. С. 97-98.

Труды Института государства и права 163

Российской академии наук № 4/2012

Если сравнить диспозиции утративших силу ст. 129 и 130 УК РФ со ст. 5.60 и 5.61 КоАП РФ, то можно заметить, что диспозиции статей уголовного закона полностью, без каких-либо изменений, были перенесены в статьи КоАП РФ. При этом состав административного правонарушения «клевета» был расширен за счет добавления ч. 4 «непринятие мер к недопущению клеветы в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации», а в составе административно наказуемого «оскорбления» появилась ч. 3 «непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации»4.

Такое «либеральное» решение законодателя представляется весьма спорным по целому ряду причин.

Главное, что вызывает сомнения, - это обоснованность введения в КоАП РФ новых составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.60 и 5.61. Установление административной ответственности за такие деяния, как клевета и оскорбление, не согласуется с основными постулатами теории административного права и находится в противоречии с сутью этой правовой отрасли.

В доктрине административного права административно-правовое отношение понимается как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой5. Выделяются и особенности административно-правовых отношений.

Во-первых, в литературе отмечается, что административно-правовые отношения, в отличие от всех других, являются вла-стеотношениями - отношениями, построенными на началах

4 URL: http://www.consultant.ru/popular/koap/13_6.html#p1168 (дата обращения: 03.03.2012).

5 См.: Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право: Курс лекций. Общая и Особенная часть. СПб., 2007. С. 27.

«власть - подчинение»6. Действительно, сущность государственно-управленческой деятельности, как и любого другого вида социального управления, определяет необходимость выделения субъекта управления, т.е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть; в силу этого определенный приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля) всегда налицо.

Во-вторых, понимание объекта административных правоотношений связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, всегда предполагающими сопод-чиненность воли всех участников регулируемых управленческих отношений. Соответственно объектом административно-правового отношения являются воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти.

Далее, административно-правовые отношения складываются в определенной сфере. Такие отношения возникают, изменяются и прекращаются в области государственного управления, которая охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической работы. Государственное управление - поле практической деятельности исполнительных органов власти и должностных лиц, действующих от имени этих органов. Государственное управление является той областью деятельности государства, в которой действуют субъекты особого рода. Обобщенно их называют или органами государственного управления, или органами исполнительной власти7. Эта сфера не ограничивается только взаимодействием разноуровневых субъектов такого рода (например, отношениями между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами). Управленческая компетенция реализуется в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкретные интересы связываются

6 См.: Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. 2-е изд. М., 2005. С. 114.

7 См.: БахрахД.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. соч. С. 111.

с механизмом исполнительной власти, т.е. с процессом реализации компетенции ее субъектов.

В этой связи для установления административно-правовых отношений необходимы особые условия, которые возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций. Также такие правоотношения могут возникать непосредственно по поводу осуществления исполнительными органами не любых функций, а только управленческих, без которых исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти. В рамках административно-правовых отношений происходит практическая реализация принадлежащих исполнительным органам юридически властных полномочий.

Таким образом, административно-правовые отношения по своей сути являются организационными. Они имеют прямую связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены на организацию процесса правоисполнения. Административно-правовые отношения несут на себе организационную нагрузку в двух основных аспектах: направлены на «самоорганизацию», т.е. организацию собственной работы всего исполнительного аппарата, осуществляемую в рамках административно-правовых отношений между разными звеньями системы исполнительных органов, и на «организацию», выходящую за рамки ее первого варианта и реализуемую в административно-правовых отношениях с участием иных коллективов и людей, соприкасающихся со сферой государственного управления.

Наконец, административно-правовые отношения могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию8. Именно этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.

Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Гражданин может быть не согласен с правомерностью совершенных в отношении него действий либо при-

8 См.: Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. соч. С. 114. 166

нятых решений исполнительного органа (должностного лица). Это его несогласие, хотя и не влияет на возникновение правоотношения, вызывает определенные юридические последствия -к примеру, гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор.

Кроме того, административным правом установлен особый порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае несоблюдения ими требований административно-правовых норм: ответственность одной стороны наступает непосредственно перед государством в лице его соответству-

9

ющего органа или должностного лица .

Если с учетом изложенного перейти непосредственно к рассмотрению составов таких административных правонарушений, как клевета и оскорбление (ст. 5.60 и 5.61 КоАП РФ), то можно заметить, что эти деяния вряд ли можно вписать в административно-правовое регулирование.

В УК РФ ст. 129 «Клевета» и ст. 130 «Оскорбление» располагались в гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности». Как указывается в уголовно-правовой литературе, данная глава «объединяет нормы, охраняющие средствами уголовного закона личную свободу, честь и достоинство человека. Поскольку эти ценности являются составными элементами понятия «личность», родовым объектом преступлений, предусмотренных этой главой, следует признать личность как социально-биологическое существо, обладающее комплексом личных и социальных прав (право на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность, свободу, честь, достоинство, политические, трудовые, семейные и иные права и свободы). Видовой объект преступлений, предусмотренных главой 17 УК РФ, является составным: его образуют общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации человеком его неотъемлемых прав на личную свободу, честь и достоинство»10.

9 См.: СмоленскийМ.Б. Административное право: Учебник. Ростов н/Д, 2005. С. 123-126.

10 Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 2007. С. 81-82.

Административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.60 и 5.61, помещены в гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» Особенной части Ко-АП РФ. При этом даже поверхностный анализ административных правонарушений, составляющих данную главу (кроме ст. 5.60, 5.61 и ст. 5.62 «Дискриминация», которая также «перекочевала» в КоАП РФ из УК РФ), позволяет сделать вывод, что они тем или иным образом касаются порядка или правил, установленных исполнительными органами государственной власти и регулирующих различные сферы жизни общества, нарушение которых может приводить к ущемлению прав граждан11.

Таким образом, общественные отношения, на которые посягают административные правонарушения, перечисленные в гл. 5 КоАП РФ, относятся к сфере государственного управления, т.е. области практической деятельности исполнительных органов и должностных лиц. Правонарушения же, составы которых содержатся в ст. 5.60 «Клевета» и 5.61 «Оскорбление» КоАП РФ, нарушают только право гражданина на честь, достоинство и добрую репутацию. При этом необходимо помнить, что понятие о чести и достоинстве в значительной степени является субъективным, т.е. прежде всего сам потерпевший решает, нарушено ли кем-либо его названное право или нет и подавать или не подавать об этом нарушении заявление в соответствующие органы.

В отличие от других статей, входящих в гл. 5 КоАП РФ, в диспозициях ст. 5.60 и 5.61 ничего не сказано о нарушении каких-либо правил и порядка, что не удивительно, поскольку они полностью позаимствованы из УК РФ (за исключением отсутствовавших в уголовном законе правонарушений, ныне предусмотренных ч. 4 ст. 5.60 и ч. 3 ст. 5.61). Однако ст. 129 и 130 УК РФ охраняли исключительно права человека на честь, достоин-

11 См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М., 2011. С. 78-163.

ство и репутацию, которые, как следует из Конституции РФ12 и Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 150), относятся к личным естественным и неотъемлемым правам человека13, а не являются предоставленными каким-либо органом исполнительной власти и даже государством в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что общественные отношения, которые охраняются ст. 5.60 и 5.61 КоАП РФ, не относятся к сфере административной деликтологии, и дополнение КоАП РФ ответственностью за клевету и оскорбление является весьма спорным.

Еще одним обстоятельством, ставящим под сомнение превращение клеветы и оскорбления из уголовно наказуемых деяний в административные правонарушения, является порядок расследования таких правонарушений. Практика показывает, что широкое внедрение в общественную жизнь информационных технологий, в частности распространение Интернета, привело к тому, что некоторые противоправные деяния, в том числе и распространение сведений, порочащих честь и достоинство граждан, «перекочевали» во «всемирную паутину». Так, в 2011 г. 80% всех рассмотренных подразделениями дознания ГУ МВД России по г. Москве заявлений и обращений граждан о распространении в отношении их сведений, порочащих их честь и достоинство или их унижающих, что подпадало под признаки преступлений, предусмотренных ст. 129 или 130 УК РФ, касались совершения указанных деяний именно в Интернете. При этом необходимо отметить, что при расследовании уголовных дел по указанным преступлениям сотрудникам правоохранительных органов приходилось осуществлять комплекс оперативно-технических, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, предусмотренных УПК РФ и Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». После же внесения ФЗ № 420-ФЗ изменений в УК РФ и КоАП РФ дела об административных правонарушени-

12 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд. М., 2002. С. 260.

13 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. 3-е изд. М., 2009. С. 105-113, 124-127, 135-140.

ях, предусмотренных ст. 5.60 и 5.61 КоАП РФ, возбуждаются прокурором. При этом в КоАП РФ не предусмотрен такой широкий набор средств и методов получения доказательств, как в УПК РФ. Поэтому представляется весьма проблематичным обоснованное практическое применение указанных норм КоАП РФ.

Таким образом, по нашему мнению, изменения, касающиеся клеветы и оскорбления, внесенные в УК РФ и КоАП РФ ФЗ № 420-ФЗ, являются недостаточно продуманными и логичными с точки зрения системности российского права. Более логичным был бы полный отказ от какой-либо иной, кроме гражданско-правовой, ответственности за указанные деяния (ст. 152 ГК РФ). Однако, исходя из необходимости охраны средствами уголовного права чести и достоинства человека наряду с другими правами личности, декриминализация могла бы коснуться только основных составов клеветы и оскорбления (ч. 1 ст. 129, ч. 1 ст. 130 УК РФ) с сохранением уголовной ответственности за квалифицированные виды этих преступлений.

Кроме того, надо заметить, что как в средствах массовой информации, так и в уголовно-правовой литературе происходит постоянное сопоставление отечественных законов с западноевропейскими, как с наиболее полно, по мнению многих, защищающими права и свободы человека и гражданина. Российская правовая система по своей сущности наиболее близка к романо-германской правовой семье или к так называемой континентальной системе права14. Особенностью последней является наличие систематизации и кодификации законодательства15. Анализ уголовных законодательств, относящихся к той же правовой семье европейских стран с точки зрения присутствия в них статей, предусматривающих ответственность за клевету и оскорбление, показывает, что в большинстве уголовных законов такие нормы есть.

14 См.: Общая теория государства и права. Академический курс в 3 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001. С. 46.

15 См.: Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. М., 1996. С. 27.

К примеру, в Уголовном кодексе ФРГ имеется пять статей, предусматривающих ответственность за оскорбление и различные виды клеветы: § 103 «Оскорбление органов и представителей иностранных государств»; § 185 «Оскорбление»; § 186 «Клевета»; § 187 «Преднамеренная клевета», § 188 «Клевета и преднамеренная клевета в отношении политического деятеля»16. Уголовный кодекс Дании предусматривает две статьи - §267 и § 26817, а Уголовный кодекс Франции - ст. 433-5 «Неуважение»18. В Уголовном кодексе Голландии имеется раздел XVI «Диффамация», в котором размещено несколько статей (261, 262, 265-271), предусматривающих ответственность за клевету19. Российский же законодатель, декриминализировав клевету и оскорбление, фактически исключил честь и достоинство личности из объектов уголовно-правовой охраны.

16 См.: Уголовный кодекс ФРГ. М., 1996.

17 См.: Уголовный кодекс Дании. СПб., 2001.

18 Уголовный кодекс Франции / Науч. ред. Л.В. Головко, Н.Е. Крылова; пер. с фр. и предисл. Н.В. Крыловой СПб., 2002. С. 397.

19 См.: Уголовный кодекс Голландии / Науч. ред. Б.В. Волженкин; пер. с англ. И.В. Мироновой. 2-е изд. СПб., 2001. С. 367-373.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.