52
Вестник ТГПУ. Вып. 2
ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
СООБЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ И В
ВУЗЕ»
Ануфриев С.И.
Томский государственный педагогический университет
С 14 по 16 мая в ТГПУ проходила региональная научно-методическая конференция «Актуальные проблемы методической работы в школе и вузе».
В работе конференции приняли участие преподаватели всех томских вузов, гг. Москвы, Новосибирска, Ангарска, Шадринска, учителя многих школ города и области, преподаватели образовательных учреждений (лицеи, колледжи, гимназии), студенты ТГПУ.
Основные проблемы, обсуждаемые на конференции, определили работу 8 секций: «Актуальные проблемы преподавания педагогики», «Методические аспекты изучения речевого общения в школе и вузе», «Проблемы преподавания литературы в средней школе», «Методические проблемы дошкольного и начального образования», «Проблемы преподавания общественных наук», «Проблемы преподавания естественных наук и наук физико-математического цикла», «Методика преподавания технологии и предпринимательства», «Проблемы методики физического воспитания и спорта школьников и студенческой молодежи».
В рамках конференции работал семинар «Творческая фаза человеческого мышления».
Представлено и обсуждено 132 доклада. Высказаны предложения, рекомендации: провести конференцию по проблеме «Обучение-воспитание», в 1998 г. провести городской семинар для учителей-лингвистов и учителей труда и др.
По итог ам конференции издан сборник, куда включены 182 тезиса докладов, тираж 230 экземпляров
ОТЧЕТ О РАБОТЕ СЕКЦИИ «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
В ВУЗЕ И ШКОЛЕ»
Орлова О.В., Пушкарева И.А.
Томский государственный педагогический университет
14-15 мая 1997 года в рамках региональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы методической работы в школе и вузе» на кафедре русского языка и стилистики ТГПУ под руководством дф.н., проф. Н С. Болотновой работала секция «Методические аспекты изучения речевого общения в вузе и школе». В обмене знаниями, мнениями, впечатлениями об актуальных проблемах преподавания филологических дисциплин принимали участие преподаватели, аспиранты, студенты филологического факультета ТГПУ и учителя-словесники школ Томска. Участники конференции прослушали и обсудили 15 докладов, тематика которых отличалась разнообразием и актуальностью: от общеметодических глобальных проблем («Педагогическая риторика: особенности, проблемы, перспективы», Болотнова Н.С., ТГПУ; «Дискуссия в учебном процессе», Милованова Т.П., ТГПУ; «Текст как дидактическая единица», Приходькова Л. А., гак. № 38 и др.) до частных вопросов лингвистического анализа художественного текста при изучении тех или иных конкретных тем («К вопросу о лингвистическом анализе поэзии Бродского на уроках словесности», Орлова О.В., ТГПУ; «Стилистический прием как средство регулятивное™ и его роль в анализе художественного текста», Петрова Н.Г., ТГПУ).
Главным в дискуссии стал вопрос о речевом общении в вузе и школе. Разговор шел о речевом этикете, о диалогизации учебного процесса, о развитии связной речи учащихся, о речевых средствах педагогического общения, что обусловлено актуализацией «человеческого фактора» в современном образовании, необходимостью языкового развития личности, ее максимальной культурной и лингвистической адаптацией в обществе.
«Духовный кризис в обществе пробудил интерес к риторике», - эта мысль прозвучала в докладе д ф.н., проф. Болотновой НС, которая открыла заседание секции. Уроки русского языка в вузе и школе призваны сформировать коммуникативную компетенцию, культуру речевого общения (доклады кф.н., доцента Бражниковой А.И., учителя шк. № 57 Редькиной М.Г.). Именно коммуникативная компетенция даст людям возможность понять друг друга и огромный мир текстов, который нас окружает. Для того, чтобы состоялось общение с книгой, нужна культура чтения. О пробуждении интереса учащихся к книге говорила учитель шк. № 43 Пазатова Н.С. Понимание текста, путь к его смыслу через языковую форму - процесс творческий,