Научная статья на тему 'Мир, отраженный в слове: Русская речевая культура и текст (по следам международной научной конференции)'

Мир, отраженный в слове: Русская речевая культура и текст (по следам международной научной конференции) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / RUSSIAN SPEECH CULTURE / ТЕКСТ / TEXT / ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ / DISCURSIVE PRACTICES / СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ / UP-TO-DATE LANGUAGE SITUATION / КАРТИНА МИРА / WORLD PICTURE / КОНЦЕПТОСФЕРА / SPHERE OF CONCEPTS / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болотнова Нина Сергеевна, Бабенко Инесса Игоревна

В статье рассмотрена основная проблематика докладов VI Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст», посвященной разработке теоретических и прикладных аспектов речевого общения, осуществляемого на основе текстовой деятельности. Представлен обзор исследований, посвященных современному состоянию русской речевой культуры, новым направлениям в изучении текста, особенностям русской картины мира и ее отражению в текстовой деятельности, характеристике разных дискурсивных практик в коммуникативно-когнитивном и стилистическом аспектах, вопросам методики обучения школьников и студентов русской речевой культуре и текстовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The world reflected in the word: Russian speech culture and text ((in the tracks of an international scientific conference)

The paper deals with the main range of problems of papers contributed to the 6-th International Scientific Conference «Russian Speech Culture and Text», which was devoted to the development of theoretical and applied aspects of speech communication, realized on the basis of textual activity. The authors present a review of investigations devoted to the up-to-date state of the Russian speech culture, new trends in text study, peculiarities of the Russian world picture and its reflection in textual activity, to the characteristic of different discursive practices in communicative, cognitive and stylistic aspects, to methods of teaching the Russian speech culture and textual activity to the schoolchildren and students.

Текст научной работы на тему «Мир, отраженный в слове: Русская речевая культура и текст (по следам международной научной конференции)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Н.С. Болотнова, И.И. Бабенко

Томский государственный педагогический университет

Мир, отраженный в слове: русская речевая культура и текст (по следам международной научной конференции)

Аннотация: В статье рассмотрена основная проблематика докладов VI Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст», посвященной разработке теоретических и прикладных аспектов речевого общения, осуществляемого на основе текстовой деятельности. Представлен обзор исследований, посвященных современному состоянию русской речевой культуры, новым направлениям в изучении текста, особенностям русской картины мира и ее отражению в текстовой деятельности, характеристике разных дискурсивных практик в коммуникативно-когнитивном и стилистическом аспектах, вопросам методики обучения школьников и студентов русской речевой культуре и текстовой деятельности.

The article deals with the main range of problems of reports of the 6-th International Scientific Conference «Russian Speech Culture and Text», which was devoted to development of theoretical and applied aspect of speech communication, that was realized on basis of textual activity. There is a presentation of review researches, which were devoted to up-to-date status of Russian speech culture, new tendencies in text study, peculiarities of Russian world picture and its reflection in textual activity, description of different discursive practice in communicative, cognitive and stylistic aspects, questions of methods of teaching schoolchildren and students for the purpose of getting knowledge of Russian speech culture and textual activity.

Ключевые слова: русская речевая культура, текст, дискурсивные практики, современная языковая ситуация, картина мира, концептосфера, коммуникация, методика обучения.

Russian speech culture, text, discursive practice, up-to-date language situation, world picture, sphere of concepts, communication, methods of teaching.

УДК: 81.

Контактная информация: Томск, ул. Карла Ильмера, 15/1. ТГПУ, филологический факультет. Тел. (3822) 621748. E-mail: innesa@vtomske.ru; nisb@sibmail.com.

Последние дни марта 2010 года оказались для филологического факультета Томского государственного педагогического университета весьма насыщенными - с 25 по 27 марта проходила организованная кафедрой современного русского языка и стилистики VI Международная конференция «Русская речевая культура и текст». Научный форум, приуроченный к 80-летию филологического факультета ТГПУ и состоявшийся в год, объявленный в нашей стране Годом Учителя, стал особым событием, привлекшим внимание научной общественности не только Сибири, но и других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья: Казахстана, Украины, республики Беларусь, Германии, Чехии, Польши, Китая.

Процессы коммуникации, явления культуры и феномены сознания - вся жизнь человека во всём многообразии наиболее полно и содержательно воплоща-

ется в текстах, им создаваемых. Поэтому закономерно, что к исследованию различных дискурсивных практик и текста как формы коммуникации и единицы культуры обращаются ученые, представляющие различные области гуманитарного знания: не только риторику, стилистику, культуру речи, теорию речевой коммуникации, но и лингвоперсонологию, лингвокультурологию, когнитивную лингвистику, лингвистическую прагматику, межкультурную коммуникацию, тендерную лингвистику и коммуникативную теорию текста. Результаты такого многоаспектного изучения русской речевой культуры и текста имеют несомненную практическую значимость для современного языкового образования в школе и в вузе. Приобщение к русской речевой культуре в ее текстовом воплощении значимо для формирования картины мира личности, ее тезауруса, системы ценностей. В связи с этим вопросы обучения русской речевой культуре и текстовой деятельности приобретают особую актуальность для современной теории и методики обучения и воспитания.

Все это и определило тематику и проблематику VI Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст», поддержанной грантом Российского гуманитарного научного фонда (проект № 10-04-140-25г). Тема конференции соответствует научному направлению кафедры, которое связано с разработкой актуальных проблем коммуникативной стилистики текста, приобретающей в последние годы коммуникативно-когнитивный характер.

Выступления и стендовые доклады более чем 80 ученых из 20 городов России, Германии, Чехии, Китая, Казахстана, Украины, республики Беларусь вполне отражали динамику и современное состояние русской речевой культуры, анализ разных дискурсивных практик, опыт обучения текстовой деятельности в современной методике преподавания русского языка как родного и иностранного.

В пленарных и секционных заседаниях участвовало около 200 слушателей и докладчиков, включая докторов наук, профессоров, кандидатов наук, доцентов высших учебных заведений страны, аспирантов, младших научных сотрудников, ассистентов и магистрантов из различных вузов региона. Активное участие в научном форуме приняли студенты филологического факультета ТГПУ и учителя томских школ № 36, 8, 53, 2, гимназий № 13, 26, Лицея при ТПУ. Порадовали слушателей своими докладами и участием в дискуссиях иностранные участники конференции: Симона Корычанкова из Брно (Чехия), Лу Сюеянь из г. Чанчунь (Китай), студенты и аспиранты из Вроцлавского университета (Польша).

В течение трех дней проходило заинтересованное обсуждение актуальных проблем русской речевой культуры. Например, д.ф.н., проф. ТГПУ Н. С. Болотнова доказала необходимость комплексного рассмотрения текста как лингвокультурологического феномена; д.ф.н., проф. ТГУ, почетный и постоянный участник конференций, проводимых кафедрой, О.И. Блинова своим вдохновенным докладом заинтересовала слушателей феноменом народной речевой культуры как явлением, достойным всесторонних филологических разысканий. Гостья из Чехии Симона Корынчакова, продемонстрировавшая блестящее владение русским языком, рассказала о тончайших нюансах языкового оформления образов Божества в поэтическом творчестве известного русского философа и поэта серебряного века В.С. Соловьева. Д.ф.н., проф. Е.В. Иванцова представила результаты изучения антропонимов индивидуального ономаксикона одного из представителей народно-речевой культуры - В.П. Вершининой, носителя традиционного типа среднеобского старожильческого говора Томской области. Д.ф.н. проф. О.Г. Щитова продолжила томскую тему и рассказала об особенностях функционирования новейшей ксенолексики в коммуникативном пространстве города Томска.

Несколько десятков докладов было заслушано на секционных встречах ученых-филологов, методистов и учителей-словесников. Отметим активное и заинтересованное участие в обсуждении выступлений всех слушателей конференции -

каждый доклад сопровождался многочисленными вопросами и суждениями, что подчеркивает актуальность и перспективность представленных исследований. Научные дискуссии, развернувшиеся на заседаниях конференции, безусловно, были полезными и начинающим ученым, только определяющимся с траекторией научных изысканий, и зрелым исследователям, давно выбравшим свой путь в науке.

На конференции были представлены исследования, выполненные в русле новых направлений в изучении текста: коммуникативной стилистики, лингвистической прагматики (Г.А. Копнина, А.Г. Горбунова) и гендерной лингвистики (Н.В. Головинова).

Некоторые доклады, подготовленные в русле коммуникативной стилистики текста, прозвучавшие на пленарном и секционных заседаниях конференции, продемонстрировали многообразие подходов к изучению текстов разной жанрово-стилистической направленности. История и современное состояние русской речевой культуры рассматривались в докладе С.М. Карпенко, посвященном семантическим модификациям современного словоупотребления и их влиянию на общественное и индивидуальное сознание. А.В. Курьянович представила анализ эпистолярного дискурса В.И. Вернадского. В докладе О.В. Орловой и А.В. Гузеевой была описана специфика вербального моделирования этнокультурного образа Польши в русскоязычных СМИ.

Актуальные проблемы современной теории текста и регулятивные аспекты его изучения были представлены в выступлении И.Н. Тюковой, посвященном сопоставительному анализу ранней и поздней лирики Б. Л. Пастернака в регулятивном аспекте. Регулятивность как системное текстовое качество в эпистолярии М.И. Цветаевой была описана в докладе Н.В. Щитовой. Е.А. Бакланова описала регулятивные средства и структуры, эстетически актуализирующие образ автора в рассказах В. Набокова. И.И. Бабенко рассмотрела художественную рефлексию как особую регулятивную стратегию в деятельности начинающих поэтов.

Дальнейшая разработка когнитивного направления коммуникативной стилистики текста на основе теории регулятивности и текстовых ассоциаций нашла отражение в докладах, посвященных исследованию концепта «жизнь» в творчестве К. Бальмонта (Н.Г. Петрова), концепта «хаос» в его социальном аспекте в лирике М.И. Цветаевой и М.А. Волошина (А.В. Болотнов) и концепта «брак» в статьях З.Н. Гиппиус (Т.Е. Яцуга).

Анализу текстов разных типов и их единиц в когнитивном аспекте были посвящены работы, объединенные общей проблемой «Русская картина мира и ее отражение в текстовой деятельности». Участниками конференции освещались теоретические вопросы, связанные с когнитивной значимостью различных в жан-рово-стилистическом отношении текстов (Н.Д. Кручинкина). В представленных докладах рассматривались средства репрезентации цветовой и эмоциональной картин мира в художественных дискурсах разных авторов (И.В. Кочетова; А.А. Водяха, А.А. Бондаренко); была изучена вербализация семантики восприятия запаха в лирике Б. Пастернака (Л.Б. Крюкова, А.В. Двизова). Во многих исследованиях были описаны языковые средства репрезентации некоторых образов: Божества (С. Корынчакова), Человека (С.А. Горских), а также ключевых для разных дискурсов концептов: Тоска (К.В. Шмугурова), Дружба (Г.В. Приходько), Одиночество (А.В. Боброва), Металлы (Н.В. Шестеркина), Сибирские Афины (И.В. Никиенко), Дом (О.А. Фещенко).

Особенно много работ, представленных на конференции, было связано с анализом разных дискурсивных практик в коммуникативно-когнитивном, лин-гвоперсонологическом и стилистическом аспектах. Исследования ученых были посвящены жанрово-стилистическим, коммуникативным, социокультурным, лин-гвопрагматическим особенностям научного дискурса (Е.А. Баженова; М.П. Котюрова; Н.В. Соловьева; Е.А. Костяшина) и публицистического

(В.А. Салимовский, В.В. Васильева; Л.И. Смольская; Н.Н. Кошкарова; И.А. Пушкарева; Л.И. Ермоленкина; Ю.А. Богомолова). Учеными рассматривались вопросы, касающиеся своеобразия научного дискурса и качеств хорошего научного текста, специфика научной дискуссии и членимость высказывания в диалоге, средства создания экспрессивности в жанре очерка и речевое поведение участников политического интервью, особенности формирования урбанистского текста и динамика названий томской периодики и т. д.

Некоторые доклады были выполнены на диалектном, публицистическом, художественно-беллетристическом материале в русле лингвоперсонологии (Е.В. Иванцова; Т.Ф. Волкова, Лу Люеянь), мотивологии (А.А. Шевчик; А.С. Савенко; А.Н. Гранкина; М.А. Толстова), диалектного синтаксиса (Ю.В. Косицина), стилистики и поэтики (Т.Ф. Глебская; Е.Н. Барбашова; С.В. Буланкова; В.В. Благов).

Весьма значимой стала работа секции «Проблемы обучения школьников и студентов русской речевой культуре и текстовой деятельности», в рамках которой прозвучали доклады, обобщающие опыт подготовки учителей русского языка в Германии (К. Гелер, О. В. Орлова) и освещающие вопросы обучения студентов русскому языку и культуре речи (Т.В. Позднякова). Основная часть сообщений в этой секции была подготовлена учителями-словесниками и специалистами в области методики преподавания русского языка и литературы и посвящена проблемам школьного обучения текстовой деятельности и речевого развития учащихся. Эти вопросы получили многоаспектное освещение: в связи с экспертизой инновационных практик (Е.Н. Ковалевская), разработкой мониторинга формирования интерпретационной компетентности старшеклассников (О.В. Касперская); изучением текстов разных типов (И.И. Подрезова; Е.И. Янович) и обучением творческой деятельности учащихся (Н.А. Судакова). Авторами предложена система работы по культурно-речевому развитию учащихся (Н.А. Артеменко, С. А . Федорова), представлен опыт обучения текстообразованию с опорой на ассоциативную деятельность школьников (Л.А. Безменова) и использование игровой методики (Е.В. Бурцева). Выступления учителей-словесников явились логическим продолжением теоретических изысканий в области русской речевой культуры и наглядно продемонстрировали целесообразность и эффективность их применения в практике преподавания русского языка и литературы в современной школе.

Отличительной особенностью прошедшей конференции стала разнообразная тематика выступлений и широкий спектр рассматриваемого в них эмпирического материала. Объектом внимания исследователей было современное словоупотребление в различных дискурсивных практиках, включая разговорную речь горожан (О.Г. Щитова); общение в Интернете (Л.В. Дубина); социально-политическое красноречие начала XXI века (И.В. Салосина); эпистолярий носителя элитарной речевой культуры начала XX века (А.В. Курьянович); лирика поэтов серебряного века - В.С. Соловьева (С. Корынчакова), М.А. Волошина (А.В. Болотнов), И. Анненского (К.В. Шмугурова), Эллиса (Д.В. Шепетовский); произведения святоотеческой литературы XIX в. (С.А. Горских) и русские заговорные тексты (Н. В. Шестеркина); художественные тексты писателей-шестидесятников (А.В. Боброва) и писателей-билингвов (А.Б. Туманова), начинающих поэтов (И.И. Бабенко); материал регионального художественного дискурса (Е.Н. Барбашова) и массмедиа (Л.И. Ермоленкина; И.А. Пушкарева; Ю. А. Богомолова); индивидуального дискурса современного политика (Т. Ф. Волкова, Лу Сюеянь) и диалектоносителя (Е.В. Иванцова; Ю.В. Косицина). Именно это отметили в своих отзывах гости конференции, например, к.ф.н., доц. Кузбасской педагогической академии И.А. Пушкарева в книге отзывов написала о «расширении материала исследований в сравнении с предыдущими встречами: не только художественный текст, но и тексты разных сфер коммуникации».

Помимо обсуждения актуальных научных проблем в рамках официальной части, программа конференции предполагала и обширную культурную составляющую. Заинтересованное общение участников научного форума продолжалось во время дружеского ужина и нескольких экскурсий, познакомивших гостей Томска не только с историей и современностью нашего города, но и с традициями и новациями Томского государственного педагогического университета. Гостеприимство и радушие организаторов конференции отметили в своих отзывах многие из участников научного мероприятия.

Продолжение диалога ученых о проблемах русской речевой культуры, об истоках ее современного состояния и перспективах развития намечено на 2012 год, когда состоится очередная VII Международная научная конференция «Русская речевая культура и текст».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.