Научная статья на тему 'Тенденции и основные этапы развития коммуникативной стилистики текста (к 25-летию научного направления)'

Тенденции и основные этапы развития коммуникативной стилистики текста (к 25-летию научного направления) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
429
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА / COMMUNICATIVE STYLISTICS / ТЕОРИЯ РЕГУЛЯТИВНОСТИ / REGULATIVE THEORY / ТЕОРИЯ ТЕКСТОВЫХ АССОЦИАЦИЙ / THEORY OF TEXTUAL ASSOCIATIONS / ТЕОРИЯ СМЫСЛОВОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ТЕКСТА / THEORY OF SEMANTIC EXPANSION OF TEXT / ТЕНДЕНЦИИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ / TENDENCIES AND PERIODS OF SCIENTIFIC SCHOOL DEVELOPMENT / ТЕКСТ / TEXT / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LANGUAGE PERSONALITY / ИДИОСТИЛЬ / IDIOSTYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болотнова Нина Сергеевна

Раскрыты основные этапы становления и развития коммуникативной стилистики текста как одного из научных направлений функциональной стилистики, развивающегося в Томском государственном педагогическом университете начиная с 1992 года на кафедре современного русского языка и стилистики (с конца 2017 года кафедры русского языка). Отмечены особенности коммуникативной стилистики и факторы, определившие ее динамику в научном контексте лингвистики конца XX – начала XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES AND BASIC PERIODS OF COMMUNICATIVE STYLISTICS OF TEXT DEVELOPMENT (FOR THE 25TH ANNIVERSARY OF THE SCIENTIFIC SCHOOL)

The article deals with basic periods of formation and development of communicative stylistics of text, which has been growing at the Tomsk State Pedagogical University since 1992 at the department of modern Russian and stylistics (from the end of 2017 the department of the Russian language). Peculiarities of this scientific school and factors that defined its dynamics in scientific context of linguistics at the end of XX – beginning of XXI century are described in the article. In the light of the ideas of the communicative paradigm of linguistic knowledge, in the nineties and early 2000s, the achievements of related sciences are formed that fall under the traditional and functional stylistics, functional lexicology and the theory of the communicative text: the main directions of the communicative stylistics of the text: on the verge of linguistic pragmatics – the regulative theory, on the verge of psycholinguistics – theory of text associations, on the verge of philological hermeneutics – the theory of semantic expansion of the text. Each of these areas of communicative stylistics is aimed at researching the effectiveness of dialogue between the author and the reader with the use of text. The main is the systemic and active approach to the text as a form of communication and the phenomenon of idiostyle of the language personality, which is “left” outside the text. Ideas of communicative and active approach to the text, which are realized in works of this trend, were called for the methods of teaching the Russian language. The basic periods of communicative stylistics of text development are due to new tendencies in language and speech research, connected to extension of units of analysis and to intensification of cognitive and discursive aspects of textual activity, expansion of empirical base of researches, that includes at the beginning of XXI century poetic, advertising, epistolary, media discourses. Cognitive and media vector of development is typical for modern communicative stylistics of text. It is obvious that there is the necessity of further expansion of empirical material associated with genre and style variety of up-to-date media communication, elaboration of typology of informational and media language personalities, research of cognitive aspects of their idiostyle as well as perfection of methods of different types of texts' analysis in perspective.

Текст научной работы на тему «Тенденции и основные этапы развития коммуникативной стилистики текста (к 25-летию научного направления)»

КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ТЕКСТА

УДК 81. 38/42

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-4-32-40

ТЕНДЕНЦИИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СТИЛИСТИКИ ТЕКСТА (К 25-ЛЕТИЮ НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ)

Н. С. Болотнова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Раскрыты основные этапы становления и развития коммуникативной стилистики текста как одного из научных направлений функциональной стилистики, развивающегося в Томском государственном педагогическом университете начиная с 1992 года на кафедре современного русского языка и стилистики (с конца 2017 года кафедры русского языка). Отмечены особенности коммуникативной стилистики и факторы, определившие ее динамику в научном контексте лингвистики конца XX - начала XXI вв.

Ключевые слова: коммуникативная стилистика, теория регулятивности, теория текстовых ассоциаций, теория смыслового развертывания текста, тенденции и этапы развития научного направления, текст, языковая личность, идиостиль.

Коммуникативная стилистика как научное направление появилась в начале 90-х гг. XX в. [1-5] в связи с новыми тенденциями в лингвистике, связанными с утверждением новой парадигмы лингвистического знания, которую называли по-разному (социальной, функционально-прагматической, коммуникативной). Для парадигмы были характерны антропоцентризм и текстоцентризм, тенденция к интеграции со смежными областями знания (экспансионизм), акцент на экстралингвистических факторах общения, экспланаторность, функционализм, интерпретационализм (см. работы Ю. Н. Ка-раулова, Е. С. Кубряковой, В. З. Демьянкова и др.).

В русле данных идей в 90-е - начале 2000-х гг. с опорой на традиционную и функциональную стилистику (исследования В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, Б. А. Ларина, М. Н. Кожиной, О. Б. Сиротининой, М. Б. Борисовой, В. В. Одинцова, Г. Я. Солганика и др.), функциональную лексикологию (труды В. В. Степановой, В. Д. Черняк, Н. Е. Сулименко и др.) и коммуникативную теорию текста (работы Е. В. Сидорова, О. Л. Каменской и др.) формировались основные направления коммуникативной стилистики: на стыке с лингвистической прагматикой - теория регулятивности, с психолингвистикой - теория текстовых ассоциаций, с филологической герменевтикой - теория смыслового развертывания текста. Каждое из данных направлений коммуникативной стилистики было и остается ориентированным на изучение эффективности диалога автора и адресата через текст. В те годы основным объектом исследования в коммуни-

кативной стилистике являлся преимущественно художественный текст. Общим для каждого из ее направлений был и остается в настоящее время си-стемно-деятельностный подход к тексту как форме коммуникации и явлению идиостиля языковой личности, «стоящей» за текстом.

Идеи коммуникативно-деятельностного подхода к тексту, стимулированные развивающейся теорией текста, включая коммуникативную стилистику, в прикладном аспекте были востребованы в методике преподавания русского языка, что нашло отражение в практике работы Городского научно-методического центра Томска в 90-е годы, в ряде статей автора данных строк и в коллективной монографии «Основы текстоведения в школе», подготовленной при участии коллектива учителей г Томска [6]. Научные результаты по основным направлениям коммуникативной стилистики текста (теории регулятивности и теории текстовых ассоциаций) позднее послужили теоретической базой для диссертационных исследований по методике преподавания русского языка. Так, в основу предложенной О. В. Касперской методики обучения интерпретационной деятельности учащихся старших классов была положена теория регулятивности текста, включая поэтапный анализ его регулятивной структуры [7]. Л. А. Безменовой была разработана модель обучения текстообразованию на основе теории текстовых ассоциаций [8]. Прикладные аспекты коммуникативной теории текста, разрабатываемой кафедрой современного русского языка и стилистики Томского государственного педагоги-

ческого университета, начиная с 1990-2000-х гг. и далее, нашли отражение в сборниках материалов регулярно проводимых с участием учителей и преподавателей вузов не только Томска, но и других регионов и стран в ТГПУ девяти всероссийских и международных научных конференциях и восьми методологических семинарах (2000-2018 гг.) [9-24].

Формирование теоретической базы коммуникативной стилистики текста включало определение статуса данного научного направления в широком научном контексте [25] и системы ключевых понятий [26]. Впоследствии это нашло отражение в словаре-тезаурусе по коммуникативной стилистике [27], который неоднократно переиздавался в Москве и активно используется в научно-образовательном сообществе.

Конец XX - начало XXI в. в коммуникативной стилистике связан с комплексной разработкой коммуникативных аспектов слова, художественного текста и идиостиля языковой личности автора. В ряде диссертационных исследований по данному научному направлению изучались смысловые лексические парадигмы и коммуникативный потенциал слова в лирике М. И. Цветаевой [28, 29], рассматривались коммуникативные возможности слова в эпистолярном дискурсе автора [30], анализировались ассоциативные связи поэтического слова в лирике Н. С. Гумилева в сопоставлении с узусом [31] и ассоциативная структура поэтических текстов О. Э. Мандельштама [32]. В эти годы в диссертационных исследованиях по коммуникативной стилистике наблюдается укрупнение единиц анализа и переход от изучения ключевых слов и текстовых парадигм к рассмотрению их функционирования в системе текста, к анализу лексической структуры целых текстов, включая лирические циклы [33]. Обобщением полученных результатов стала коллективная монография «Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль» [34].

Разработанные в конце 90-х гг. концепции регу-лятивности текста [5] и коммуникативных универсалий [2] получили воплощение и развитие в 20002010-е гг. вначале в исследовании лексической ре-гулятивности лирики К. Бальмонта [35], затем в анализе типовых и индивидуально-авторских закономерностей словесно-художественного структурирования поэтических текстов Б. Л. Пастернака [36], в изучении вариативных лексических повторов [37] и имен прилагательных [38] как важных для прагматики и смыслового развертывания средств регулятивности в поэзии М. И. Цветаевой.

Когнитивное направление коммуникативной стилистики текста развивается в эти годы параллельно с теорией текстовых ассоциаций в связи с разработкой методики моделирования текстовых

ассоциативно-смысловых полей концептов, объединяющих парадигматически и синтагматически связанные между собой текстовые ассоциаты на ключевое слово-номинат концепта [1, 2, 28-32]. В диссертационных исследованиях по научному направлению изучается лексическая репрезентация сначала отдельных ключевых концептов (например, концепта язык в лирике И. Бродского [39]), затем ряда культурно значимых концептов поэтической картины мира автора (З. Гиппиус) с опорой на теорию регулятивности [40].

Важным этапом для обобщения полученных результатов и обогащения коммуникативной стилистики новыми идеями в когнитивном ключе стали VII Всероссийский научно-практический семинар в ТГПУ в 2004 г. «Поэтическая картина мира: слово и концепт в лирике серебряного века» [16] и V Всероссийская научная конференция с международным участием «Текст и языковая личность» (2007) [18]. В этот период уточняется методология изучения концептов в системе текста на ассоциативной основе, конкретизируются истоки формирования коммуникативно-когнитивного направления в лингвистическом изучении художественного текста, обобщаются исследования идиостиля выдающихся поэтов серебряного века А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева. О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой и др.

Следующий этап в развитии когнитивного направления коммуникативной стилистики текста связан с проведением комплексных (т. е. основанных как на теории регулятивности, так и на теории текстовых ассоциаций) сравнительно-сопоставительных исследований: в изучении вербализации одного концепта (хаос) в творчестве М. И. Цветаевой, М. А. Волошина и О. Э. Мандельштама [41] и анализе цветовой картины мира и регулятивного потенциала цветонаименований в поэтических дискурсах А. Белого, Н. Гумилева, И. Северянина [42]. В этот период наблюдается переход от рассмотрения отдельных концептов и концептуальных структур к изучению концептуальной макроструктуры целого текста на уровне формирования и взаимодействия концептов в процессе познавательной деятельности читателя с опорой на теорию регуля-тивности [43]. Для данного этапа характерно не только обогащение исследований новым эмпирическим материалом и выходом на поэтический дискурс целого периода в истории русской поэзии, но и дальнейшее развитие понятийно-терминологического аппарата коммуникативной стилистики и совершенствование методологической базы исследований по данному научному направлению, включая анализ имплицитного смысла прозаического произведения в жанре рассказа с опорой на лексическую структуру текста и теорию его смыслового

развертывания [44]. Публикации обобщающих работ: учебника «Филологический анализ текста» (2006) [45], словаря-тезауруса (2008) [27] и библиографического указателя по научному направлению (2009) [46] активизировали исследования по коммуникативной стилистике (см. работы Л. С. Ка-репиной, В. В. Благова, О. Л. Кабаниной, П. А. Становкина, А. В. Шутовой и др.). Работы по когнитивному направлению коммуникативной стилистики в настоящее время востребованы в методике обучения русскому языку в рамках методической лингвоконцептологии [47].

Еще одно направление коммуникативной стилистики, активно представленное в работах последних лет, связано с исследованием медиатек-стов, включая публицистику и тексты разных жанров сетевого общения. Интерес к медиадис-курсу в русле коммуникативной стилистики возник еще 10 лет назад, что нашло отражение в материалах IX Всероссийского научного семинара «Семантика и прагматика слова в художественном и публицистическом дискурсах» (2008) [19]. Логическим продолжением этого стал выход в свет в 2011 году коллективной монографии «Коммуникативная стилистика текста: лексическая ре-гулятивность в текстовой деятельности» [48], где теория регулятивности получила комплексное воплощение и освещение на материале текстов разных типов (художественных, эпистолярных, публицистических) на уровне типовых и индивидуально-авторских особенностей текстовой деятельности.

Меняющиеся социокультурные условия в жизни общества под влиянием новых информационных технологий, растущая роль Интернета и связанное с этим возникновение медиалингвистики (см. работы И. В. Анненковой, Е. И. Горошко, Т. Г. Добросклонской, Л. Р. Дускаевой, Н. Г. Нестеровой, Т. В. Чернышовой и др.) стимулировали новые исследования, отражающие медийный вектор работ по коммуникативной стилистике. В диссертации О. В. Орловой получил обоснование и описание медиаконцепт как особая единица лингво-концептосферы, выделены виды медиаконцептов, их дискурсивно-стилистическая динамика в концептуальной картине мира социума, представлена методика их исследования [49].

Русский эпистолярный дискурс XX-XXI вв. вначале носителей элитарного типа речевой культуры [50], затем разных типов медийно-эпистоляр-ных языковых личностей в сетевом общении исследован в ряде работ А. В. Курьянович [51].

Информационно-медийный вектор когнитивно-дискурсивной парадигмы и связанный с ним понятийно-терминологический аппарат (информационно-медийная языковая личность, информационные

поля сети, СМИ, текста и языковой личности, информационное эхо, информационные волны и др.) были обоснованы и описаны в исследованиях А. В. Болотнова [52, 51 и др.] в связи с разработкой коммуникативно-когнитивных аспектов изучения идиостиля современной языковой личности, участвующей в медиакоммуникации. Данная концепция получает дальнейшее развитие (см., например, работы А. А. Каширина, посвященные изучению ме-диадискурса тележурналистов на материале их авторских программ разных видов [51, 53]).

Медиадискурсивное направление коммуникативной стилистики в последние годы связано с расширением эмпирического материала (анализом медиатекстов разных жанров и стилей, отличающихся по каналу связи, форме создания и способам распространения), включая активное изучение динамики регионального дискурса в связи с меняющимися экстралингвистическими факторами. Так, И. А. Пушкаревой исследовано отражение ценностной картины мира в дискурсе конца XX -начала XXI в. городской газеты «Кузнецкий рабочий» [54]; Н. В. Камневой изучен в жанрово-сти-листическом и идиостилевом аспектах медиадис-курс приложения «АиФ-Томск» [51, 55].

Работа по медиадискурсивному направлению коммуникативной стилистики особенно активизировалась в течение последних 3 лет в рамках исследовательского проекта, поддержанного грантом РФФИ (проект № 15-04-00216). Обобщением полученных результатов стала коллективная монография «Языковая личность и медиасреда: коммуникативно-когнитивные аспекты взаимодействия» (2017) [51], в которой представлены описания информационно-медийных личностей разных типов (политик, писатель, блогер, журналист, эпи-столярно-медийные языковые личности, ведущие авторских телевизионных программ и др.), исследован регулятивный потенциал медиатекстов разных жанров (интервью, блог, аналитическая статья, заметка, комментарий и др.), выявлены закономерности текстовой деятельности в медиасфере на уровне информационных волн и медийных коммуникативных универсалий, рассмотрены когнитивно-прагматические аспекты взаимодействия участников медиаобщения, описаны различные методики анализа медиатекстов.

Подводя итоги, отметим следующее:

1. Опираясь на достижения разных направлений лингвистики и смежных с ней областей знания, коммуникативная стилистика текста как особое научное направление имеет свои особенности (цели и задачи, понятийно-терминологический аппарат и методологическую базу, основу которой составляют активные методы исследования, включая изучение диалога с адресатом на основе экспе-

риментов, анкетирования, использования компью- 3. Для современной коммуникативной стили-

терного анализа). стики характерен когнитивно-медийный вектор

2. Основные этапы развития коммуникативной развития. В рамках данного направления очевид-

стилистики обусловлены новыми тенденциями в на необходимость дальнейшего расширения эм-

изучении языка и речи и сменой лингвистических пирического материала с учетом жанрово-стиле-

парадигм, связаны с укрупнением единиц анализа вого разнообразия современной медиакоммуника-

и выходом за рамки текста в экстралингвистиче- ции, разработки типологии информационно-ме-

ский контекст, с усилением когнитивно-дискур- дийных языковых личностей, исследования ког-

сивных аспектов текстовой деятельности, расши- нитивных аспектов их дискурсивной деятельнос-

рением эмпирической базы исследований, вклю- ти, а также дальнейшая разработка методологии

чающей поэтический, рекламный, эпистолярный, анализа медиатекстов разных типов с учетом ин-

медийный дискурсы. тенсивно развивающейся медиасферы.

Список литературы

I. Болотнова Н . С . Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня . Томск: Изд-во Томского гос . ун-та, 1992 . 312 с .

2 . Болотнова Н .С .Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте .Томск: Изд-во Томского гос .пед .ун-та, 1994.212 с .

3 . Болотнова Н . С . Краткая история стилистики художественной речи в России (к истокам коммуникативной стилистики текста) . Томск:

Изд-во Томского гос . пед . ун-та, 1996 . 48 с .

4 . Болотнова Н .С .Задачи и основные направления коммуникативной стилистики художественного текста // Вестн .Томского гос .пед .ун-та

(TSPU Bulletin) . 1998. Вып . 6 . Сер . : Гуманитарные науки (Филология) . С . 6-8 .

5 . Болотнова Н .С .0 теории регулятивности художественного текста // Stylistyka: Stylistyka Stowianska . Slavik Stylisties . Opole: Opole

Univtrsity, 1998. Вып . VII . С . 179-188.

6 . Основы текстоведения в школе: Книга для учителя / Болотнова Н . С ., Безменова Л . Р ., Дубовицкая Ю . В ., Касперская 0 . В ., Кирьянова Т . Н .,

Пазатова Н .С ., Пичкур Л . Ю ., Приходькова Л . А., Шиман Л . А / под ред . проф . Н . С . Болотновой . Томск: Изд-во ЦНТИ, 2000. 248 с.

7 . Касперская О . В . Методика обучения интерпретационной деятельности старшеклассников в профильной школе в процессе преподава-

ния русского языка: автореф . дис.. . . канд . пед . наук. М . , 2010 . 28 с .

8 . Безменова Л . А. Обучение учащихся основной школы текстообразованию на ассоциативной основе в процессе преподавания русского

языка: автореф дис канд пед наук М , 2012 29 с

9 . Русский язык в современном культурном пространстве: материалы юбилейных конференций, посвященных 100-летию Томского гос .

пед ун-та и 70-летию филологического фак Томского гос пед ун-та (2-3 ноября 2000 г ) / под ред проф Н С Болотновой Томск: Изд-во ЦНТИ, 2000 .148 с.

10 Лексические аспекты смыслового анализа художественного текста в вузе и школе: материалы регионального научно-практического семинара (26 апреля 2001 г.) / под редакцией проф . Н . С . Болотновой . Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. 112 с.

II. Коммуникативно-деятельностный и текстоориентированный подходы к преподаванию русского языка: материалы науч . -практ . конф . (12 марта 2001 г.) / под ред . Н . С . Болотновой . Томск: Изд-во ТГПУ, 2001.127 с.

12 . Художественный текст и языковая личность: проблемы изучения и обучения: материалы II Всерос. науч . -практ . конф . (11-12 октября

2001 г.) . Томск: Изд-во ТГПУ, 2001.181 с.

13 . Диалог с текстом: проблемы обучения смысловой интерпретации: материалы V Регионального науч . -практ . семинара (25 апреля

2002 г.) / под ред . проф . Н . С . Болотновой . Томск: Изд-во ТГПУ, 2002 . 143 с.

14 . Художественный текст и языковая личность: материалы III Всерос. науч . конф . , посвященной 10-летию кафедры современного русско-

го языка и стилистики Томского гос. пед . ун-та (29-30 октября 2003 г.) / под ред . Н . С . Болотновой . Томск: ТГПУ, 2003. 276 с .

15 . Лингвосмысловой анализ художественного текста: материалы VI Регионального науч . -практ . семинара (25 апреля 2003 г .) / под ред .

проф . Н . С . Болотновой . Томск: ТГПУ, 2003. 132 с .

16 . Поэтическая картина мира: слово и концепт в лирике серебряного века: материалы VII Всероссийского науч . -практ . семинара (Томск,

27 апреля 2004 г.) / под ред . Н . С . Болотновой . Томск: Изд-во ЦНТИ, 2004. 160 с .

17 . Художественный текст: слово, концепт, смысл: материалы VIII Всерос. науч . семинара (21 апреля 2006 г.) / под ред . проф . Н . С . Болот-

новой . Томск: Изд-во ЦНТИ, 2006 . 210 с.

18 . Художественный текст и языковая личность: материалы IV Всерос . науч . конф . (27-28 октября 2005 г .) / под ред . проф . Н. С . Болотно-

вой Томск: ЦНТИ, 2005 330 с

19 . Текст и языковая личность: материалы V Всерос . науч . конф . с междунар . участием (26-27 октября 2007 г.) / под ред . Н . С . Болотновой .

Томск: ЦНТИ, 2007 388 с

20 . Семантика и прагматика слова в художественном и публицистическом дискурсах: материалы IX Всерос . науч . семинара (25-26 апреля

2008 г.) . Томск: Изд-во ЦНТИ, 2008. 384 с. 21. Русская речевая культура и текст: материалы VI Междунар . науч . конф . Томск, (25-27 марта 2010 г . ) / под ред . Н . С . Болотновой . Томск: Том .ЦНТИ, 2010 .457 с.

22 . Русская речевая культура и текст: материалы VII Междунар . науч . конф . Томск, 16-18 мая 2012 г. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2012 .

457 с .

23 . Русская речевая культура и текст: материалы VIII Междунар . науч . конф . (17-18 апреля 2014 г.) / под общей ред . Н . С . Болотновой .

Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2014 352 с

24 . Русская речевая культура и текст: материалы IX Междунар . науч . конф . (15-16 апреля 2016 г.) / под общей редакцией проф . Н . С . Бо-

лотновой Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2016 325 с

25 . Болотнова Н . С . О статусе коммуникативной стилистики текста и перспективах ее развития // Изв . Алтайского гос . ун-та . 1998. Вып . 3 .

С.15-26 .

26 . Болотнова Н . С . Проблемы речеведения: определение основных понятий и категорий коммуникативной стилистики текста // Вестн .

Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2000 . Вып . 3 (9) . Сер . : Гуманитарные науки . Спецвыпуск. С . 60-66 .

27 . Болотнова Н . С . Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008 . 384 с .; М . : Флинта: Наука, 2009;

2016 .384 с .

28 . Пушкарева И . А. Смысловые лексические парадигмы в лирике М . И . Цветаевой: автореф . дис.. . . канд . филол . наук. Томск, 1999 . 22 с.

29 . Бабенко И . И . Коммуникативный потенциал слова и его отражение в лирике М . И . Цветаевой: автореф .дис .. . . канд .филол . наук .Томск,

2001.25 с .

30 . Курьянович А. В . Коммуникативные аспекты слова в эпистолярном дискурсе М .И . Цветаевой: автореф . дис .. . . канд . филол . наук. Томск,

2001.17 с.

31. Карпенко С . М . Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тексте (на материале творчества Н . С . Гумилёва): автореф . дис .. . . канд . филол . наук. Томск, 2000 . 26 с.

32 . Васильева А. А. Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О . Э . Мандельштама: автореф . дис.. . . канд .

филол . наук . Томск, 2001. 30 с .

33 . Веселовская Е . В . Лексическая структура лирических циклов М . И . Цветаевой в коммуникативном аспекте: автореф . дис .. . . канд . филол .

наук Томск, 2002 22 с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 . Бабенко И . И ., Васильева А. А ., Тюрина Р . Я ., Сыпченко С . В ., Орлова О . В ., Карпенко С . М . Коммуникативная стилистика художествен-

ного текста: лексическая структура и идиостиль / под ред . проф . Н . С . Болотновой . Томск: Изд-во Том . гос . пед . ун-та, 2001.331 с .

35 . Петрова Н . Г . Лексические средства регулятивности в поэтических текстах К . Д . Бальмонта: автореф . дис .. . . канд . филол . наук. Томск,

2000 23 с

36 . Тюкова И . Н . Коммуникативные универсалии и их лексическое воплощение в лирике Б . Л . Пастернака (на материале книги «Сестра

моя - жизнь»): автореф . дис .. . . канд . филол . наук . Томск, 2005. 30 с .

37 . Бочкарева Ю . Е . Вариативные лексические повторы как средство регулятивности в лирике М . И . Цветаевой: автореф . дис. . . . канд .

филол . наук. Томск, 2007 . 23 с.

38 . Громова А. В . Регулятивный потенциал в поэтическом дискурсе М . И . Цветаевой: автореф . дис.. . . канд . филол . наук. Томск, 2010 . 27 с .

39 Орлова О В Коммуникативные аспекты лексической репрезентации концепта язык в лирике И Бродского: автореф дис канд фи-лол наук Томск, 2002 25 с

40 . Яцуга Т . Е . Ключевые концепты и их вербализация в аспекте регулятивности в поэтических текстах З . Гиппиус: автореф . дис .. . . канд .

филол . наук. Томск, 2006 . 30 с.

41. Болотнов А . В . Вербализация концепта хаос в поэтическом дискурсе серебряного века (на материале творчества М . И . Цветаевой, М . А. Волошина, О . Э . Мандельштама): автореф . дис.. . . канд . филол . наук. Томск, 2009 . 25 с.

42 Кочетова И В Регулятивный потенциал цветонаименований в поэтическом дискурсе серебряного века (на материале лирики А Белого, Н . Гумилева, И . Северянина): автореф . дис .. . . канд . филол . наук. Томск, 2010 . 26 с .

43 Бакланова Е А Слово и имплицитный смысл в ранних рассказах В В Набокова (на материале сборника рассказов «Возвращение Чорба»): автореф . дис .. . . канд . филол . наук. Томск, 2006 . 30 с .

44 . Болотнова Н .С .О связи регулятивной и концептуальной структур поэтического текста // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) .

2006 . Вып . 5 (56) . Сер .: Гуманитарные науки (Филология) . С . 108-113 .

45 Болотнова Н С Филологический анализ текста: учеб пособие Томск: Изд-во ТГПУ, 2006 631 с

46 . Болотнова Н .С . , Васильева А. А. Коммуникативная стилистика текста: библиографический указатель по научному направлению . Томск:

Изд-во Том . гос. пед . ун-та, 2009 . 188 с .

47 Болотнова Н С Коммуникативная стилистика текста: концептуальный анализ в обучении школьников интерпретационной деятельности // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития / науч . ред . Н . Л . Мишатина . СПб.: Книжный дом, 2017 . С . 205-214.

48 Болотнова Н С , Бабенко И И , Бакланова Е А и др Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельностия / под ред . Н . С . Болотновой . Томск: Изд-во ТГПУ, 2011.

49 Орлова О В Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал: автореф дис . . . . д-ра филол . наук. Томск, 2012 . 43 с.

50 Курьянович А В Динамика жанрово-стилистических особенностей русского эпистолярного дискурса носителей элитарного типа речевой культуры (XX-XXI вв.): автореф . дис .. . . д-ра филол . наук. Томск, 2013. 39 с.

51. Болотнова Н . С . , Болотнов А. В . , Камнева Н . В . , Каширин А. А. , Курьянович А. В ., Пушкарева И . А. Языковая личность и медиасреда: коммуникативно-когнитивные аспекты взаимодействия / под ред . Н . С . Болотновой . Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2017 . 248 с.

52 Болотнов А В Идиостиль информационно-медийной языковой личности: коммуникативно-когнитивные аспекты исследования: авто-реф дис д-ра филол наук Томск, 2016 39 с

53 . Каширин А. А. Индивидуальный медиадискурс информационно-медийной языковой личности ведущего авторской телепрограммы как

форма репрезентации его информационного поля // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2017 . Вып . 3 (180) . С . 121-125 .

54 . Пушкарева И . А . Дискурс городской газеты «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк) конца XX - начала XXI века как отражение ценностной

картины мира: автореф . дис .. . . д-ра филол . наук. Томск, 2016 . 41 с.

55 Камнева Н В Языковые средства выражения образа адресата в региональном газетно-публицистическом дискурсе (на материале приложения «АиФ-Томск») // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . Вып . 11 (176) . С . 48-53.

Болотнова Нина Сергеевна, доктор филологических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 07.02.2018.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-4-32-40

TENDENCIES AND BASIC PERIODS OF COMMUNICATIVE STYLISTICS OF TEXT DEVELOPMENT (FOR THE 25TH ANNIVERSARY OF THE SCIENTIFIC SCHOOL)

N. S. Bolotnova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article deals with basic periods of formation and development of communicative stylistics of text, which has been growing at the Tomsk State Pedagogical University since 1992 at the department of modern Russian and stylistics (from the end of 2017 the department of the Russian language). Peculiarities of this scientific school and factors that defined its dynamics in scientific context of linguistics at the end of XX - beginning of XXI century are described in the article. In the light of the ideas of the communicative paradigm of linguistic knowledge, in the nineties and early 2000s, the achievements of related sciences are formed that fall under the traditional and functional stylistics, functional lexicology and the theory of the communicative text: the main directions of the communicative stylistics of the text: on the verge of linguistic pragmatics - the regulative theory, on the verge of psycholinguistics - theory of text associations, on the verge of philological hermeneutics - the theory of semantic expansion of the text. Each of these areas of communicative stylistics is aimed at researching the effectiveness of dialogue between the author and the reader with the use of text. The main is the systemic and active approach to the text as a form of communication and the phenomenon of idio-style of the language personality, which is "left" outside the text. Ideas of communicative and active approach to the text, which are realized in works of this trend, were called for the methods of teaching the Russian language. The basic periods of communicative stylistics of text development are due to new tendencies in language and speech research, connected to extension of units of analysis and to intensification of cognitive and discursive aspects of textual activity, expansion of empirical base of researches, that includes at the beginning of XXI century poetic, advertising, epistolary, media discourses. Cognitive and media vector of development is typical for modern communicative stylistics of text. It is obvious that there is the necessity of further expansion of empirical material associated with genre and style variety of up-to-date media communication, elaboration of typology of informational and media language personalities, research of cognitive aspects of their idiostyle as well as perfection of methods of different types of texts' analysis in perspective.

Key words: communicative stylistics, regulative theory, theory of textual associations, theory of semantic expansion of text, tendencies and periods of scientific school development, text, language personality, idiostyle.

Refere^es

1. Bolotnova N . S . Khudozhestvennyy tekst v kommunikativnom aspekte i kompleksnyy analiz edinits leksicheskogo urovnya [Belles-lettres text in communicative aspect and complex analysis of lexical level units] . Tomsk, Tomsk State University Publ . , 1992 . 312 p . (in Russian) .

2 . Bolotnova N . S . Leksicheskaya struktura khudozhestvennogo teksta v assotsiativnom aspekte [Lexical structure of belles-lettres text in associa-

tive aspect] . Tomsk, Tomsk State Pedagogical University Publ . , 1994. 212 p . (in Russian) .

3 . Bolotnova N . S . Kratkaya istoriya stilistiki khudozhestvennoy rechi v Rossii (k istokam kommunikativnoy stilistiki teksta) [Short history of belles-

lettres speech stylistics in Russia (to the beginning of communicative stylistics of text)] . Tomsk, Tomsk State Pedagogical University Publ ., 1996 . 48 p (in Russian)

4 . Bolotnova N . S . Zadachi i osnovnye napravleniya kommunikativnoy stilistiki khudozhestvennogo teksta [Tasks and basic trends of communicative

stylistics of belles-lettres text] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 1998, no . 6, pp . 6-8 (in Russian)

Вестник ^m (TSPUBulletin). 2018. 4 (193)

5 . Bolotnova N . S . O teorii regulyativnosti khudozhestvennogo teksta [About regulative theory of belles-lettres text] . Stylistyka: Stylistyka Stowian-

ska . Slavik Stylisties,1998, no . 7, pp . 179-188 (in Russian) .

6 . Bolotnova N . S . , Bezmenova L . R . , Dubovitskaya Yu . V., Kasperskaya O . V., Kir'yanova T. N . , Pazatova N . S . , Pichkur L . Yu . , Prikhod'kova L .A .,

Shiman L . A . Osnovy tekstovedeniya v shkole: Kniga dlya uchitelya [Foundations of study of text at school: Book for teachers] . Edited by prof. N . S . Bolotnova . Tomsk, Tomsk TsNTI Publ . , 2000 . 248 p . (in Russian) .

7 . Kasperskaya O . V. Metodika obucheniya interpretatsionnoy deyatel'nosti starsheklassnikov v profil'noy shkole v protsesse prepodavaniya rus-

skogo yazyka. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Methods of teaching senior pupils in profile school to interpretation activity in the process of the Russian language teaching .Abstract of thesis of cand . of ped . sci . ] . Moscow, 2010 . 28 p . (in Russian) .

8 . Bezmenova L . A . Obucheniye uchashchikhsya osnovnoy shkoly tekstoobrazovaniyu na assotsiativnoy osnove v protsesse prepodavaniya rus-

skogo yazyka. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Teaching pupils of secondary school to text formation on associative base in the process of the Russian language teaching .Abstract of thesis of cand . of ped . sci . ] . Moscow, 2012 . 29 p . (in Russian) .

9 . Russkiy yazyk v sovremennom kul'turnom prostranstve: materialy yubileynykh konferentsiy, posvyashchennykh 100-letiyu Tom. gos. ped. un-ta i

70-letiyu filologicheskogo f-ta Tom. gos. ped. un-ta (2-3 noyabrya 2000 g.). Pod red . prof. N . S . Bolotnovoy [Russian in up-to-date cultural sphere: materials of anniversary Conferences dedicated to centenary of Tomsk State Pedagogical University and seventieth anniversary of philological department of Tomsk State Pedagogical University (2-3 November 2000) . Edited by prof. N . S . Bolotnova] . Tomsk, Tomsk TsNTI Publ ., 2000 . 148 p . (in Russian) .

10 . Leksicheskiye aspekty smyslovogo analiza khudozhestvennogo teksta v vuze i shkole: materialy regional'nogo nauchno-prakticheskogo semi-

nara (26 aprelya 2001 g.). Pod redaktsiey prof. N . S . Bolotnovoy [Lexical aspects of semantic analysis of belles-lettres text at university and at school: materials of Regional Scientific and Practical seminar (26 April 2001) . Edited by prof. N . S . Bolotnova] . Tomsk, Tomsk State Pedagogical University Publ . , 2001.112 p . (in Russian) . 11. Kommunikativno-deyatel'nostnyy i tekstoorientirovannyy podkhody k prepodavaniyu russkogo yazyka: materialy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii(12 marta 2001). Pod red . N . S . Bolotnovoy [Communicative and active and oriented to text approaches to the Russian language teaching: materials of Scientific and Practical Conference (12 March 2001) . Edited by prof. N . S . Bolotnova] . Tomsk, Tomsk State Pedagogical University Publ ., 2001.127 p . (in Russian) .

12 . Khudozhestvennyy tekst i yazykovaya lichnost': problemy izucheniya i obucheniya: materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferen-

tsii (11-12 oktyabrya 2001 g.) [Belles-lettres text and language personality: problems of study and learning: materials of II All-Russian Scientific and Practical Conference (11-12 October 2001)] . Tomsk, TSPU Publ . , 2001.181 p . (in Russian) .

13 . Dialog s tekstom: problemy obucheniya smyslovoy interpretatsii: materialy V Regional'nogo nauchno-prakticheskogo seminara (25 aprelya

2002 g.). Pod red . prof. N . S . Bolotnovoy [Dialogue with text: problems of teaching semantic interpretation: materials of V Regional Scientific and Practical Seminar (25 April 2002) . Edited by prof. N . S . Bolotnova] . Tomsk, TSPU Publ . , 2002 . 143 p . (in Russian) .

14 . Khudozhestvennyy tekst i yazykovaya lichnost': materialy III Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 10-letiyu kafedry sovre-

mennogo russkogo yazyka i stilistiki Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (29-30 oktyabrya 2003 g.). Pod red . N . S . Bolotnovoy [Belles-lettres text and language personality: materials of III All-Russian Scientific Conference dedicated to the tenth anniversary of the department of modern Russian and stylistics of Tomsk State Pedagogical University (29-30 October 2003) . Edited by N . S . Bolotnova] . Tomsk, TSPU Publ , 2003 276 p (in Russian)

15 . Lingvosmyslovoy analiz khudozhestvennogo teksta: materialy VI Regional'nogo nauchno-prakticheskogo seminara (25 aprelya 2003 g.). Pod

red . prof. N . S . Bolotnovoy [Linguistic and semantic analysis of belles-lettres text: materials of VI Regional Scientific and Practical Seminar (25 April 2003) . Eedited by prof. N . S . Bolotnova] . Tomsk, TSPU Publ . , 2003. 132 p . (in Russian) .

16 . Poeticheskaya kartina mira: slovo i kontsept v lirike serebryanogo veka: materialy VII Vserossiyskogo nauchno-prakticheskogo seminara (Tomsk,

27 aprelya 2004 g.). Pod red . N . S . Bolotnovoy [Poetic world picture: word and concept in lyrics of Silver Age: materials of VII All-Russian Scientific and Practical Seminar (Tomsk, 27 April 2004) . Edited by prof. N . S . Bolotnova] . Tomsk, TsNTI Publ ., 2004. 160 p . (in Russian) .

17 . Khudozhestvennyy tekst: slovo, kontsept, smysl: materialy VIII Vserossiyskogo nauchnogo seminara (21 aprelya 2006 g.). Pod red . prof.

N . S . Bolotnovoy [Belles-lettres text: word, concept, meaning: materials of VII All-Russian Scientific Seminar (21 April 2006) . Edited by prof. N . S . Bolotnova] . Tomsk, TsNTI Publ ., 2006 . 210 p . (in Russian) .

18 . Khudozhestvennyy tekst i yazykovaya lichnost': materialy IV Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (27-28 oktyabrya 2005 g.). Pod red . prof.

N . S . Bolotnovoy [Belles-lettres text and language personality: Materials of IV All-Russian Scientific Conference (27-28 October 2005) . Edited by prof N S Bolotnova] Tomsk, TsNTI Publ , 2005 330 p (in Russian)

19 . Tekst i yazykovaya lichnost': materialy V Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (26-27 oktyabrya 2007g.). Pod

red . N . S . Bolotnovoy [Text and language personality: materials of V All-Russian Scientific Conference with international participation (26-27 October 2007) . Edited by prof. N . S . Bolotnova] . Tomsk, TsNTI Publ ., 2007 . 388 p . (in Russian) .

20 . Semantika i pragmatika slova v khudozhestvennom i publitsisticheskom diskursakh: materialy IX Vserossiyskogo nauchnogo seminara (25-

26 aprelya 2008 g.) [Semantics and pragmatics of word in belles-lettres and journalistic discourse: materials of IX All-Russian Scientific Seminar (25-26 April 2008)] . Tomsk, TsNTI Publ . , 2008. 384 p . (in Russian) . 21. Russkaya rechevaya kul'tura i tekst: materialy VI Mezhdunar. nauch. konf. Tomsk (25-27 marta 2010 g.). Pod red . N . S . Bolotnovoy [Russian speech culture and text: materials of VI International Scientific Conference . Tomsk (25-27 March 2010) . Edited by prof. N . S . Bolotnova] . Tomsk, TsNTI Publ . , 2010 . 457 p . (in Russian) . 22 . Russkaya rechevaya kul'tura i tekst: materialy VII Mezhdunar. nauch. konf. Tomsk, 16-18 maya 2012 g. [Russian speech culture and text: materials of VII International Scientific Conference . Tomsk, 16-18 May 2012] . Tomsk, TsNTI Publ . , 2012 . 457 p . (in Russian) .

23 . Russkaya rechevaya kul'tura i tekst: materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (17-18 aprelya 2014 g.). Pod obshchey red . N . S . Bo-

lotnovoy [Russian speech culture and text: materials of VIII International Scientific Conference . Tomsk, (17-18 April 2014) . Edited by prof. N . S . Bolotnova] . Tomsk, TsNTI Publ ., 2014. 352 p . (in Russian) .

24 . Russkaya rechevaya kul'tura i tekst: materialy IX Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (15-16 aprelya 2016 g.). Pod obshchey redaktsiey

prof. N . S . Bolotnovoy [Russian speech culture and text: materials of IX International Scientific Conference (15-16 April 2016) . Edited by prof. N . S . Bolotnova] . Tomsk, TsNTI Publ ., 2016 . 325 p . (in Russian) .

25 . Bolotnova N . S . O statuse kommunikativnoy stilistiki teksta i perspektivakh eye razvitiya [About status of communicative stylistics of text and

prospects of its development] . Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta - Izvestiya of Altay State University Journal, 1998, no . 3, pp . 15-26 (in Russian) .

26 . Bolotnova N . S . Problemy rechevedeniya: opredeleniye osnovnykh ponyatiy i kategoriy kommunikativnoy stilistiki teksta [Problems of speech

study: determination of basic notions and categories of communicative stylistics of text] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2000, no . 3, pp . 60-66 (in Russian) .

27 . Bolotnova N . S . Kommunikativnaya stilistika teksta: slovar'-tezaurus [Communicative stylistics of text: dictionary-thesaurus] . Tomsk, TSPU Publ . ,

2008, 384 p .; Moscow, Flinta: Nauka Publ ., 2009; 2016 . 384 p . (in Russian) .

28 . Pushkareva I . A. Smyslovye leksicheskiye paradigmy v lirike M. I. Tsvetaevoy. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Semantic lexical paradigms in lyric

by M .I . Tsvetaeva . Abstract of thesis cand . of phil . sci . ] . Tomsk, 1999 . 22 p . (in Russian) .

29 . Babenko I . I . Kommunikativnyy potentsial slova i ego otrazheniye v lirike M. I. Tsvetaevoy. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Comminicative word

potential and its reflection in lyric by M .I . Tsvetaeva . Abstract of thesis cand . of phil . sci . ] . Tomsk, 2001. 25 p . (in Russian) .

30 . Kur'yanovich A . V. Kommunikativnye aspekty slova v epistolyarnom diskurse M. I. Tsvetaevoy. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Communicative as-

pects of word in epistolary discourse by M .I . Tsvetaeva .Abstract of thesis cand . of phil . sci . ] . Tomsk, 2001.17 p . (in Russian) . 31. Karpenko S . M . Assotsiativnye svyazi slova v uzuse i poeticheskom tekste (na materiale tvorchestva N. S. Gumileva). Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Associative word's connections in usus and poetic text (on the material of N . S . Gumilev creativity) . Abstract of thesis cand . of phil . sci . ] . Tomsk, 2000 26 p (in Russian)

32 . Vasil'eva A . A. Leksicheskiy aspekt assotsiativnogo razvertyvaniya poeticheskikh tekstov O. Ye. Mandel'shtama. Avtoref. dis. kand. filol. nauk

[Lexical aspect of associative expansion of poetic texts by O . E . Mandel'shtam .Abstract of thesis cand . of phil . sci . ] . Tomsk, 2004. 30 p . (in Russian)

33 . Veselovskaya E . V. Leksicheskaya struktura liricheskih tsiklov M. I. Tsvetaevoy v kommunikativnom aspekte. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Lexical

structure of lyric cycles by M .I . Tsvetaeva in communicative aspect. Abstract of thesis cand . of phil . sci . ] . Tomsk, 2002 . 22 p . (in Russian) .

34 . Babenko I . I ., Vasil'eva A. A. , Tyurina R. Ya ., Sypchenko S . V, Orlova O . V, Karpenko S . M . Kommunikativnaya stilistika khudozhestvennogo

teksta: leksicheskaya struktura i idiostil'. Pod red. prof. N. S. Bolotnovoy [Communicative stylistics of belles-lettres text: lexical structure and idio-style . Edited by prof. N . S . Bolotnova] . Tomsk, Tomsk State University Publ . , 2001. 331 p . (in Russian) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 . Petrova N . G . Leksicheskiye sredstva regulyativnosti v poeticheskikh tekstakh K. D. Bal'monta. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Lexical means of

regulativity in poetic texts by K . D . Bal'mont .Abstract of thesis cand . of phil . sci . ] . Tomsk, 2000 . 23 p . (in Russian) .

36 . Tyukova I . N . Kommunikativnye universalii i ikh leksicheskoye voploshcheniye v lirike B. L. Pasternaka (na materiale knigi «Sestra moya -

zhizn'»). Avtoref. dis.... kand. filol. nauk [Communicative universals and their lexical realization in lyric by B . L . Pasternak (on the book's material "My Sister is Life") . Abstract of thesis cand . of phil . sci . ] . Tomsk, 2005. 30 p . (in Russian) .

37 . Bochkareva Yu . E . Variativnye leksicheskiye povtory kak sredstvo regulyativnosti v lirike M. I. Tsvetaevoy. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Variant

lexical repeat as a mean of regulativity in lyric by M .I . Tsvetaeva . Abstract of thesis cand . of phil . sci . ] . Tomsk, 2007 . 23 p . (in Russian) .

38 . Gromova A . V Regulyativnyy potentsial v poeticheskom diskurse M. I. Tsvetaevoy. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Regulative potential in poetic

discourse by M .I . Tsvetaeva .Abstract of thesis cand . of phil . sci . ] . Tomsk, 2010 . 27 p . (in Russian) .

39 . Orlova O . V Kommunikativnye aspekty leksicheskoy reprezentatsii kontsepta yazyk v lirike I. Brodskogo. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Commu-

nicative aspects of lexical representation of concept language in lyric by I . Brodskiy. Abstract of thesis cand . of phil . sci . ] . Tomsk, 2002 . 25 p . (in Russian)

40 . Yakuga T. E . Klyuchevye kontsepty i ikh verbalizatsiya v aspekte regulyativnosti v poeticheskikh tekstakh Z. Gippius. Avtoref. dis. kand. filol. nauk

[Key concepts and their verbalization in the aspect of regulative theory in poetic texts by Z . Gippius . Abstract of thesis cand . of phil . sci . ] . Tomsk, 2006 30 p (in Russian)

41. Bolotnov A . V. Verbalizatsiya kontsepta khaos v poeticheskom diskurse serebryanogo veka (na materiale tvorchestva M. I. Tsvetaevoy, M. A. Vo-loshina, O. E. Mandel'shtama). Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Verbalization of concept chaos in poetic discourse of Silver Age (on the material of creativity by M . I . Tsvetaeva, M .A . Voloshin, O . E . Mandel'shtam) .Abstract of thesis cand . of phil . sci . ] .Tomsk, 2009 . 25 p . (in Russian) .

42 . Kochetova I . V. Regulyativnyy potentsial tsvetonaimenovaniy v poeticheskom diskurse serebryanogo veka (na materiale liriki A. Belogo, N. Gu-

mileva, I. Severyanina). Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Regulative potential of color names in poetic discourse of Silver Age (on the material of lyric by A. Belyy, N . Gumilev, I . Severyanin) .Abstract of thesis cand . of phil . sci . ] .Tomsk, 2010 . 26 p . (in Russian) .

43 . Baklanova E . A . Slovo i implitsitnyy smysl v rannikh rasskazakh V. V. Nabokova (na materiale sbornika rasskazov «Vozvrashvheniye Chorba»).

Avtoref. dis. kand. filol. nauk [A word and implicit meaning in early short stories by V. V. Nabokov (on the material of collected stories "Chorb's return") . Abstract of thesis cand . of phil . sci . ] . Tomsk, 2006. 30 p . (in Russian) .

44 . Bolotnova N . S . O svyazi regulyativnoy i kontseptual'noy struktur poeticheskogo teksta [About connection of regulative and concept structures of

poetic text] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2006, no . 5, pp . 108-113 (in Russian) .

Вестник imY (TSPUBulletin). 2018. 4 (193)

45 . Bolotnova N . S . Filologicheskiy analiz teksta: uchebnoye posobiye [Philological analysis of text: tutorial] . Tomsk, TSPU Publ . , 2006 . 631 p . (in

Russian) .

46 . Bolotnova N . S . , Vasil'eva A. A . Kommunikativnaya stilistika teksta: bibliograficheskiy ukazatel' po nauchnomu napravleniyu [Communicative

stylistics of text: bibliography of scientific school] . Tomsk, TSPU Publ ., 2009 . 188 p . (in Russian) .

47 . Bolotnova N . S . Kommunikativnaya stilistika teksta: kontseptual'nyy analiz v obuchenii shkol'nikov interpretatsionnoy deyatel'nosti [Communica-

tive stylistics of text: concept analysis in teaching interpretation activity of schoolchildren] . Metodicheskaya lingvokontseptologiya: itogi i perspe-ktivyrazvitiya. Nauch. red. N. L. Mishatina [Methodic conceptology: results and prospects of development. Scientific editor N . L . Mishatina] . Saint Petersburg, Knizhnyy dom Publ . , 2017 . Pp . 205-214 (in Russian) .

48 . Bolotnova N . S . , Babenko I . I . , Baklanova E . A. i dr. Kommunikativnaya stilistika teksta: leksicheskaya regulyativnost' v tekstovoy deyatel'nosti.

Pod red . N . S . Bolotnovoy [Communicative stylistics of text: lexical regulativity in textual activity. Edited by N . S . Bolotnova] . Tomsk, TSPU Publ . , 2011.631 p . (in Russian) .

49 . Orlova O . V. Diskursivno-stilisticheskaya evolyutsiya mediakontsepta: zhiznennyy tsikl i miromodeliruyushchiy potentsial. Avtoref. dis. dokt. filol.

nauk [Discursive and stylistic evolution of media concept: cycle of life and world modelling potential . Abstract of thesis of doct . of phil .sci . ] . Tomsk, 2012 .43 p . (in Russian) .

50 . Kur'yanovich A . V. Dinamika zhanrovo-stilisticheskikh osobennostey russkogo epistolyarnogo diskursa nositeley elitarnogo tipa rechevoy kul'tury

(XX-XXI vv.). Avtoref. dis. dokt. filol. nauk [Dynamics of genre and stylistic peculiarities of Russian epistolary discourse of native speakers of elite type of speech culture (XX-XXI centuries) .Abstract of thesis of doct. of phil . sci . ] . Tomsk, 2013. 39 p . (in Russian) . 51. Bolotnova N . S . , Bolotnov A. V., Kamneva N . V. , Kashirin A. A ., Kur'yanovich A . V. , Pushkareva I .A .Yazykovaya lichnost' i mediasreda: kommu-nikativno-kognitivnye aspekty vzaimodeystviya. Pod red . N . S . Bolotnovoy [Language personality and media sphere: communicative and cognitive aspects pf collaboration . Edited by N . S . Bolotnova] . Tomsk, TsNTI Publ . , 2017 . 248 p . (in Russian) .

52 . Bolotnov A . V. Idiostil' informatsionno-mediynoy yazykovoy lichnosti: kommunikativno-kognitivnye aspekty issledovaniya. Avtoref. dis. dokt. filol.

nauk [Idiostyle of informational and media language personality: communicative and cognitive aspects of research . Abstract of thesis doct . of phil . sci ] Tomsk, 2016 39 p (in Russian)

53 . Kashirin A. A. Individual'nyy mediadiskurs informactsionno-mediynoy yazykovoy lichnosti vedushchego avtorskoy teleprogrammy kak forma

reprezentatsii ego informatsionnogo polya [Individual media discourse of informational and media language personality of presenter of author TV program as a form of representation his informational field] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, no . 3, pp . 121-125 (in Russian) . DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-3-121-125 .

54 . Pushkareva I . A. Diskurs gorodskoy gazety «Kuznetskiy rabochiy» (Novokuznetsk) kontsa XX- nachala XXI veka kak otrazheniye tsennostnoy

kartiny mira. Avtoref. dis. dokt. filol. nauk [Discourse of municipal newspaper "Kuznetskiy worker" (Novokuznetsk) at the end of XX - beginning of XXI century as a reflection of value world picture .Abstract of thesis of doct . of phil . sci . ] . Tomsk, 2016 . 41 p . (in Russian) .

55 . Kamneva N . V. Yazykovye sredstva vyrazheniya obraza adresata v regional'nom gazetno-publitsisticheskom diskurse (na materiale prilozheniya

«AiF-Tomsk») [Language means of the addressee's image expression in the regional newspaper-publicistic discourse (based on the "AiF-Tomsk" suppliment)] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no . 11 (176), pp . 48-53 (in Russian) .

Bolotnova N. S., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: nsb@ tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.