Научная статья на тему 'Лексические регулятивные универсалии: к определению понятия'

Лексические регулятивные универсалии: к определению понятия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
240
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ТЕКСТА / COMMUNICATIVE STYLISTICS OF TEXT / РЕГУЛЯТИВНОСТЬ / УНИВЕРСАЛИИ / UNIVERSALS / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ / COMMUNICATIVE UNIVERSALS / ЛЕКСИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ (ЛРУ) / LEXICAL REGULATORY UNIVERSALS (LRU) / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / COGNITIVE STYLE / ТИП ВЫДВИЖЕНИЯ / TYPE OF NOMINATION / REGULARITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кабанина Ольга Леонидовна

Рассматривается понятие «лексическая регулятивная универсалия» (ЛРУ), которое формируется в русле коммуникативной стилистики текста, а именно теории регулятивности, с учетом основополагающих принципов когнитивной лингвистики – активно развивающегося научного направления. Под лексическими регулятивными универсалиями понимается вербальное воплощение в характерных для автора средствах и способах лексической регулятивности особенностей мышления автора и способа его взаимодействия с адресатом. Одной из ключевых особенностей ЛРУ является выбор автором средств и способов регулятивности с точки зрения проявления когнитивных механизмов, универсальных для конкретной поэтической языковой личности, «стоящей» за текстом. Лексические регулятивные универсалии отражают способы познания и взаимодействия автора с окружающим миром, могут частично изменяться/сохраняться на протяжении всего творчества автора, что позволяет говорить не только о динамике его концептуальной и поэтической картин мира, но и о развитии его мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICAL REGULATIVE UNIVERSALS: COMMUNICATIVE AND COGNITIVE ASPECTS

The article is devoted to the development of the concept of lexical regulative universal (LRU), which is in line with the communicative stylistics of the text, namely the theory of regulativity, taking into account the fundamental principles of cognitive linguistics – actively developing scientific direction. Under «universals» are understood not only universal laws and principles of structuring the text, but also «universal thinking». Lexical regulatory universal is considered in comparison with other notions of communicative stylistics: communicative universals, media communicative universals, cognitive style. Under the lexical regulatory universal is understood a verbal embodiment of the way of the author's thinking and the way of his interactions with the addressee, in characteristic for the author means and methods of lexical regulativity. One of the key features of LRU is the choice of the author of the means and methods of regulativity from the point of view of manifestation of cognitive mechanisms that are universal for a specific poetic language personality, «standing» behind the text. Regulatory lexical universals reflect ways of knowing and interaction of the author with the surrounding world. Regulatory lexical universals can partly be changed / maintained over the entire work of the author, that allows to speak not only about the dynamics of his conceptual and poetic pictures of the world, but also about the development of his thinking.

Текст научной работы на тему «Лексические регулятивные универсалии: к определению понятия»

УДК 81. 38/42

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-4-41-45

ЛЕКСИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ

О. Л. Кабанина

Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматривается понятие «лексическая регулятивная универсалия» (ЛРУ), которое формируется в русле коммуникативной стилистики текста, а именно теории регулятивности, с учетом основополагающих принципов когнитивной лингвистики - активно развивающегося научного направления. Под лексическими регулятивными универсалиями понимается вербальное воплощение в характерных для автора средствах и способах лексической регулятивности особенностей мышления автора и способа его взаимодействия с адресатом. Одной из ключевых особенностей ЛРУ является выбор автором средств и способов регулятивности с точки зрения проявления когнитивных механизмов, универсальных для конкретной поэтической языковой личности, «стоящей» за текстом. Лексические регулятивные универсалии отражают способы познания и взаимодействия автора с окружающим миром, могут частично изменяться/сохраняться на протяжении всего творчества автора, что позволяет говорить не только о динамике его концептуальной и поэтической картин мира, но и о развитии его мышления.

Ключевые слова: коммуникативная стилистика текста, регулятивность, универсалии, коммуникативные универсалии, лексические регулятивные универсалии (ЛРУ), когнитивный стиль, тип выдвижения.

В свете современной когнитивно-дискурсивной парадигмы лингвистического знания, отражающей усиление внимания к когнитивной основе текстовой деятельности [1, с. 187], остается актуальным одно из направлений коммуникативной стилистики текста, связанное с теорией регулятивности.

Как и каждое из трех направлений коммуникативной стилистики текста (теория регулятивности, текстовых ассоциаций и смыслового развертывания текста), теория регулятивности «имеет когнитивную основу и отражает коммуникативно и когнитивно обусловленные закономерности в текстовой деятельности автора и адресата» [1, с. 189].

Понятие регулятивности было предложено в работе Е. В. Сидорова «Проблемы речевой системности», в которой он пишет о том, что «смысловое восприятие любого текста предполагает воздействие текста на коммуникативную деятельность, управление ею» и рассматривает регулятивность как «функциональную универсалию текста», как его системное качество [2, с. 45]. Н. С. Болотновой принадлежит разработка теоретических основ и ключевых понятий теории регулятивности [3-5], таких как средства и способы регулятивности, регулятивные доминанты, регулятивные структуры и т. д.

В задачи данной статьи входит разработка понятия «лексическая регулятивная универсалия» (ЛРУ), которое формируется на основе теории регу-лятивности с учетом основополагающих принципов когнитивной лингвистики - активно развивающегося научного направления (подробнее см. [6, 7]), исследующего «ментальные процессы, происходящие при восприятии, осмыслении и, следовательно, познании действительности сознанием, а также виды и формы их ментальных репрезентаций» [8, с. 9].

Исследователь Н. А. Завьялова в работе «Коммуникативные универсалии как средство интеллектуального воздействия» замечает, что «универсальные и специфические черты - источник споров философов с древнейших времен» [9, с. 121]. Так, Б. Рассел, «анализируя основы чувственного познания, ... определял универсалии как «полные комплексы ощущений» [9, с. 121], а «А. Лавджой указывал на то, что они выступают инструментарием чувственного мироощущения и мировосприятия» [там же, с. 121], подчеркивая, что познание не может удовлетвориться изучением частностей, стремясь вывести общие законы и связи понятий [9, с. 121]. Н. А. Завьялова, рассуждая на данную тему, заключает, что все человеческое познание осуществляется посредством универсалий [там же, с. 121].

С понятием «универсалия» в лингвистике в первую очередь связано определение языковых универсалий - «общих принципов, лежащих в основе всех языков как самобытных знаковых систем, выполняющих одни и те же функции в человеческом обществе» [10]. Универсалии выделяются на всех уровнях языка, тем самым образуя типы фонетических, морфологических, синтаксических и лексических универсалий.

Наряду с законами и общими принципами, которые присущи большинству языков мира, в рамках коммуникативной стилистики художественного текста выделяются коммуникативные универсалии - «законы и принципы словесно художественного структурирования текста, обусловленные его коммуникативной и эстетической сущностью» [11, с. 442], рассмотренные как «средства регулятивно-сти, организации познавательной деятельности читателя, ориентированные на установление «точек

контакта» между автором и адресатом в целях эффективности их общения» [12, с. 20] (см. подробнее: [13-15]).

И. Н. Тюкова (2005) выделяет «максимы» — индивидуальные коммуникативные «универсалии», определяя их как «характерные для автора конструктивные принципы («правила») построения текста, обусловленные эстетическими установками создателя и реализующие его творческий замысел» [16, с. 10]. Согласно мнению исследователя, к «максимам» Б. Л. Пастернака относятся: «максима конвергенции», «максима тропеизации», «максима метаморфозы», «максима образной перспективы» (см. подробнее [16, с. 10-11]). Автор отмечает, что «действие данных правил на протяжении всего смыслового развертывания текста определяет его регулятивность - способность управлять интерпретационной деятельностью адресата» [там же, с. 20].

Достаточно новым для коммуникативной стилистики текста является понятие медийных коммуникативных универсалий, введенное Н. С. Болот-новой «с опорой на идею Г. П. Мельникова о возможности выделения языковых универсалий на основе детерминанты как главного способа функционирования языковых систем и имеющийся в коммуникативной стилистике текста опыт выявления коммуникативных универсалий в художественных текстах» [12, с. 19] (см. подробнее о законах и принципах их реализации [12]).

Опираясь на исследования Н. С. Болотновой, И. Н. Тюковой по коммуникативным универсалиям и «максимам» — индивидуальным коммуникативным универсалиям, на теорию регулятивности, на работы З. Д. Попова, И. А. Стернина [8] и др. работы по когнитивной лингвистике и психологии (в том числе труд В. П. Ступницкого, О. И. Щербаковой, В. Е. Степанова [17]), можно предположить наличие лексических регулятивных универсалий.

Под лексическими регулятивными универсалиями (ЛРУ) понимаем вербальное воплощение в характерных для автора средствах и способах лексической регулятивности особенностей его мышления и способа взаимодействия с адресатом.

В основе выделения ЛРУ лежит несколько иной, нежели в представленных выше понятиях (коммуникативные универсалии, «максимы» и медийные коммуникативные универсалии), подход к пониманию «универсалии», основанный на когнитивном и психологическом подходах к определению понятия. Он базируется на одном из фундаментальных принципов когнитивной лингвистики, который заключается в рассмотрении языковых способностей человека как проявления общих когнитивных механизмов, позволяющих изучать человека - его мышление, память, познавательные процессы, посредством языка [7, с. 26]. При этом

«лингвистический анализ не ограничивается описанием языкового поведения, но распространяется и на соответствующие ментальные состояния и процессы» [там же, с. 26].

Таким образом, под «универсалиями» понимаются не только универсальные языковые законы и принципы структурирования текста, но и «универсалии мышления», о которых в одной из своих работ рассуждает Д. А. Лытков [18], ссылаясь на К. Г. Юнга, считающего мышление одним из четырех основных компонентов (функций) человеческой психики, таких как интуиция, сенсорика, логика (мышление), этика (чувства) [там же].

Исследователь В. В. Гуленко пишет о том, что «все коммуникативные аспекты, или юнговские функции, суть четыре неотъемлемые части единого целого - универсума и соответственно информационно равномощного ему психического мира человеческой личности» [19]. Это высказывание позволяет говорить об универсуме мира личности автора, характеризующегося целостностью и отражающего мнение о том, что мышление - лишь часть этой целостности.

Помимо этого, за исходные в формировании и определении понятия ЛРУ были взяты следующие положения:

1. «В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» [17, с. 162-163].

2. «Характер мышления определяется способом восприятия информации» [17, с. 172].

3. «Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, будет зависеть от задачи и характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке» [17, с. 166].

4. Учитывая своеобразие поэтической и концептуальной картины мира автора, специфику употребления автором тех или иных средств и способов регулятивности, типы выдвижения и регулятивные доминанты, становится возможным говорить об особенностях авторского мышления, а именно о способах восприятия, усвоения, обработки и передачи информации.

Особое место в концепции ЛРУ занимает понятие «когнитивный стиль» языковой личности (ЯЛ) в медиасфере, введенное А. В. Болотновым [20]. «В лингвистическом аспекте когнитивный стиль ЯЛ - это репрезентированные в текстовой деятельности относительно устойчивые индивидуальные особенности ЯЛ, отражающие присущие ей спосо-

бы хранения (на уровне тезауруса и концептосфе-ры), переработки (восприятия, интерпретации, понимания) и передачи информации (организации диалога с другими). Разные аспекты когнитивной деятельности личности отражают тезаурусный, ментально-психологический, интеллектуальный и эпистемологический субстили когнитивного стиля» [21, с. 9]. А. В. Болотнов рассматривает текстовую деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности, исследуя особенности разных типов публичных ЯЛ и их идиостиля в культурно-речевом, коммуникативном и когнитивном аспектах. Учитывая данную концепцию, отметим, что новизна данного исследования связана с рассмотрением текстовой деятельности не информационно-медийной ЯЛ, а поэтической ЯЛ, характеризующейся особым поэтическим мировидением, которое отражается в текстовой деятельности.

Учитывая сказанное выше, представим свою концепцию ЛРУ.

1. Поскольку «когнитивный стиль репрезентируется на основе культурно-речевого и коммуникативного стилей (формирует и отражает содержательную сущность идиостиля, проявляющуюся в текстовой деятельности на уровне отраженной в ней концептуальной картины мира, интеллектуальных способностей, чувств, эмоций, оценок и мотивационной сферы (целей и мотивов) ЯЛ)» [20, с. 268], при исследовании ЛРУ важен подход к тексту как к форме коммуникации, отражению когнитивного стиля поэтической языковой личности и особенностей мышления автора, «стоящего» за текстом.

2. Выбор автором средств и способов регуля-тивности целесообразно рассматривать как проявление когнитивных механизмов, универсальных для конкретной поэтической языковой личности, стоящей за текстом. Способы и средства регулятивности соотносятся с мыслительными операциями, нацеленными на решение тех или иных мыслительных задач и реализаций интенций автора. При этом доминирующий тип выдвижения («способы формальной организации текста, фокусирую-

щие внимание читателя на определенных элементах сообщения.» [22, с. 61]) отражает особенности мышления автора.

3. Формирование лексических регулятивных универсалий в картине мира поэтической личности происходит под влиянием «фактов реальной действительности, воспринимаемых через ощущение, их образное представление через хранящиеся в памяти понятия, сопоставление старых и новых понятий между собой и формулировку выводов, субъективного и эмоционально окрашенного отклика по поводу сделанных выводов» [19].

4. Актуализация способности лексических регулятивных универсалий в определенной степени изменяться/сохраняться на протяжении творчества автора отражает не только динамику его концептуальной и поэтической картин мира, но и развитие мышления личности.

5. Если особенности мышления автора оказываются близкими особенностям мышления читателя или частично совпадают с ними, то регулятивный потенциал текста полностью реализует себя в данном «диалоге сознаний». Авторский замысел, цели и интенции в таком случае достигают конечного результата.

Таким образом, лексические регулятивные универсалии - это не только вербальное воплощение особенностей мышления автора и способа его взаимодействия с адресатом, но и отражение механизмов его мыслительной деятельности, воплощенных в тексте как продукте сознания. Лексические регулятивные универсалии можно рассматривать как вербально выраженные способы познания, критерии понимания и осмысления автором окружающего мира, средства общения и взаимодействия с этим миром.

Представляется, что выделенные лексические регулятивные универсалии значимы для понимания индивидуальных особенностей личности автора, стоящего за текстом, - его идиостиля, психологии, особенностей мышления. Понятие лексическая регулятивная универсалия видится перспективным и нуждается в дальнейшей разработке.

Список литературы

1. Болотнова Н . С . , Болотнов А. В . Когнитивный стиль языковой личности в структуре модели идиостиля: к постановке проблемы // Сибирский филол . журнал . 2012 . № 4 . С . 187-193.

2 . Сидоров Е . В . Проблемы речевой системности / под ред . В . Н . Ярцевой . М . : Наука, 1987 . 138 с.

3 . Болотнова Н . С . О теории регулятивности художественного текста // Stylistyka: Stylistyka Stowianska / Slavik Stylisties . Opole, 1998 .

Вып . VII .С . 179-188.

4 . Болотнова Н . С . Регулятивная стратегия художественного текста и ее виды // Текст: семантика, форма, функция: материалы Межвуз .

науч ,-практ . конф . (6-7 окт . 2004 г.) / отв . ред . С . В . Пискунова . Тамбов: Изд-во ТГУ им . М . Г . Державина, 2004. С . 58-63.

5 . Болотнова Н .С .О связи регулятивной и концептуальной структур поэтического текста // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) .

2006 . Серия: Гуманитарные науки (Филология) . Вып . 5 (56) . С . 108-113 .

6 . Герасимов В . И . К становлению «когнитивной грамматики» // Современные зарубежные теории . М ., 1985.

7 . Скребцова Т . Г . Когнитивная лингвистика: курс лекций . СПб .: Филол . факультет СПбГУ, 2011. 256 с .

8 . Попова З . Д ., Стернин И . А. Семантико-когнитивный анализ языка . Воронеж: Истоки, 2007 . 250 с .

9 . Завьялова Н . А. Коммуникативные универсалии как средство интеллектуального воздействия // Теория и практика общественного

развития .2015 . № 6 .С. 121-125 .

10 . Лингвистика универсалий . Типы универсалий . Универсалии, относящиеся к отдельным уровням языка // Общее языкознание . URL:

http://www. konspektov. net/question/4003030 (дата обращения: 22 .06 .2017) .

11. Болотнова Н . С . Филологический анализ текста: учеб. пособие . М . : Флинта; Наука, 2009 . 520 с .

12 . Болотнова Н . С . Коммуникативная стилистика текста: медийные коммуникативные универсалии // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU

Bulletin) .2015 . Вып .9 (162) .С .19-27 .

13 . Болотнова Н . С . Коммуникативные универсалии и их лексическое воплощение в художественном тексте // Филол . науки . 1992 . № 4 . С .

75-87

14 . Болотнова Н . С . , Бабенко И . И . , Васильева А. А. и др . Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и

идиостиль / под ред . Н. С . Болотновой . Томск: Изд-во Том . гос . пед . ун-та, 2001. 331 с .

15 . Тюкова И . Н . Коммуникативные универсалии и формы их реализации в поэтических текстах Б . Пастернака // Художественный текст и

языковая личность: материалы III Всерос . науч . конф ., посвященной 10-летию кафедры современного русского языка и стилистики

ТГПУ (29-30 октября 2003 г . ) . Томск, 2003. С . 53-61.

16 . Тюкова И . Н . Коммуникативные универсалии и их лексическое воплощение в лирике Б . Л . Пастернака (на материале книги «Сестра -

моя жизнь»: автореф . дис .... канд . филол . наук . Томск, 2005. 21 с .

17 . Ступницкий В . П . , Щербакова О . И ., Степанов В . Е . Психология: учебник для бакалавров. М . : Дашков и К, 2013. 521 с.

18 . Лытков Д . А. Универсальность соционических категорий . Формально-логические и грамматические аналоги . 4 функции Юнга . URL:

http://www. socioniko . net/ru/articles/lytov-univer. html (дата обращения: 20 .09 .2017) .

19 . Гуленко В . В . Выразительные возможности психических состояний . Человек и мир языком универсалий . URL: http://www. socioniko . net/

ru/articles/vyraz . html (дата обращения: 25.09 .2017) .

20 Болотнов А В Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой

личности . Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015 . 274 с .

21 Болотнов А В Идиостиль информационно-медийной языковой личности: коммуникативно-когнитивные аспекты исследования: авто-

реф дис д-ра филол наук Томск, 2016 39 с

22 . Арнольд И . В . Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования): учеб . пособие . Л .: Просвещение, 1981. 295 с.

Кабанина Ольга Леонидовна, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60,

Томск, Россия, 634061). E-mail: olga260389@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 07.02.2018.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-4-41-45

LEXICAL REGULATIVE UNIVERSALS: COMMUNICATIVE AND COGNITIVE ASPECTS

O. L. Kabanina

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article is devoted to the development of the concept of lexical regulative universal (LRU), which is in line with the communicative stylistics of the text, namely the theory of regulativity, taking into account the fundamental principles of cognitive linguistics - actively developing scientific direction. Under «universals» are understood not only universal laws and principles of structuring the text, but also «universal thinking». Lexical regulatory universal is considered in comparison with other notions of communicative stylistics: communicative universals, media communicative universals, cognitive style. Under the lexical regulatory universal is understood a verbal embodiment of the way of the author's thinking and the way of his interactions with the addressee, in characteristic for the author means and methods of lexical regulativity. One of the key features of LRU is the choice of the author of the means and methods of regulativity from the point of view of manifestation of cognitive mechanisms that are universal for a specific poetic language personality, «standing» behind the text. Regulatory lexical universals reflect ways of knowing and interaction of the author with the surrounding world. Regulatory lexical universals can partly be changed / maintained over the entire work of the author, that allows to speak not only about the dynamics of his conceptual and poetic pictures of the world, but also about the development of his thinking.

Key words: communicative stylistics of text, regularity, universals, communicative universals, lexical regulatory universals (LRU), cognitive style, type of nomination.

References

I. Bolotnova N . S ., Bolotnov A . V. Kognitivnyy stil' yazykovoy lichnosti v strukture modeli idiostilya: k postanovke problemy [Cognitive style of the language personality in the structure of the idiostyle model: to the formulation of the problem] . Sibirskiy filologicheskiy zhurnal - Siberian Philological Journal, 2012, no . 4, pp . 187-193 (in Russian) .

2 . Sidorov E . V. Problemy rechevoy sistemnosti [Problems of speech system] . Moscow, Nauka Publ ., 1987, 138 p (in Russian) .

3 . Bolotnova N . S . O teoriiregulyativnostikhudozhestvennogo teksta [On the theory of regulativity text art] . Stylistyka: Stylistyka Stowianska / Slavik

Stylisties . Opole, 1998, no . VII . pp . 179-188.

4 . Bolotnova N . S . Regulyativnaya strategiya khudozhestvennogo teksta i eye vidy [Regulatory strategy literary text and its types] . Tekst:semantika,

forma, funktsiya: materialy Mezhvuz. nauch.-prakt. konf. [Text: semantics, form, function: inter, scientific . -pract . conf. ] . Tambov, TSU named after M . Derzhavin Publ . , 2004, pp . 58-63 (in Russian) .

5 . Bolotnova N . S . O svyazi regulyativnoy i kontseptual'noy struktur poeticheskogo teksta [On the context regulatory and conceptual structures of

the poetic text] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2006, no . 5, pp . 108-113 (in Russian) .

6 . Gerasimov V. I . K stanovleniyu «kognitivnoy grammatiki» [To the formation of «cognitive grammar»] . Sovremennye zarubezhnye teorii [Modern

foreign theories] . Moscow, 1985 (in Russian) .

7 . Skrebtsova T. G . Kognitivnaya lingvistika: kurs lektsiy [Cognitive linguistics: a course of lectures] . Saint Petersburg, Philological Faculty of St .

Petersburg State University Publ ., 2011, 256 p . (in Russian) .

8 . Popova Z .D ., SterninI .A.Semantiko-kognitivnyyanalizyazyka[Semantic-cognitive analysis of language] .Voronezh, Istoki Publ ., 2007, pp .250 (in Russian) .

9 . Zav'yalova N . A. Kommunikativnye universalii kak sredstvo intellektual'nogo vozdeystviya [Communicative universals as a means of intellectual

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

impact] . Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and practice of social development, 2015, no . 6, pp . 121-125 (in Russian) .

10 . Lingvistika universaliy. Tipy universaliy. Universalii, otnosyashchiesya k otdel'nym urovnyam yazyka [Linguistics of universals . Types of universals .

Universals, relating to individual levels of the language] . Obshcheye yazykoznaniye - General Linguistics (in Russian) . URL: http://www. konspektov. net/question/4003030 (accessed 22 June 2017) .

II. Bolotnova N . S . Filologicheskiy analiz teksta: ucheb. posobiye [Philological analysis of the text: textbook] . Moscow, Flinta, Nauka Publ ., 2009, 520 p (in Russian)

12 . Bolotnova N . S . Kommunikativnaya stilistika teksta: mediynye kommunikativnye universalii [Communicative stylistics of the text: media

communication universals] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, Tomsk, 2015, no . 9 (162) . pp . 19-27 (in Russian) .

13 . Bolotnova N . S . Kommunikativnye universalii i ikh leksicheskoye voploshcheniye v khudozhestvennom tekste [Communicative universals and

their lexical realization in a literary text] . Filologicheskiye nauki - Philological sciences, 1992, no . 4, pp . 75-87 (in Russian) .

14 . Bolotnova N . S ., Babenko I . I . , Vasil'eva A .A . i dr. Kommunikativnaya stilistika khudozhestvennogo teksta: leksicheskaya struktura i idiostil . Pod .

Red . N . S . Bolotnovoy [Communicative stylistics of a literary text: lexical structure and idiostyle . Edited by N . S . Bolotnova] . Tomsk, TSPU Publ ., 2001, 331 p . (in Russian) .

15 . Tyukova I . N . Kommunikativnye universalii i formy ikh realizatsii v poeticheskikh tekstakh B . Pasternaka [Communicative universals and their

implementation in poetic texts by B . Pasternak] . Khudozhestvennyy tekst iyazykovaya lichnost': materialy III Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 10-letiyu kafedry sovremennogo russkogo yazyka i stilistiki TGPU [The literary text and the language personality: the Materials of the III all-Russian scientific conference dedicated to the 10th anniversary of the Department of modern Russian language and stylistics, Tomsk State Pedagogical University] . Tomsk, 2003. pp . 53-61 (in Russian) .

16 . Tyukova I . N . Kommunikativnye universalii i ikh leksicheskoye voploshcheniye v lirike B. L Pasternaka (na materiale knigi «Sestra - moya

zhizn'». Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Communicative universals and their lexical embodiment in the lyrics of B . L . Pasternak (on the material of the book «Sister - My Life» . Abstract of thesis cand . philol . sci . ] . Tomsk, 2005, 21 p . (in Russian) .

17 . Stupnitskiy V. P. , Shcherbakova O . I ., Stepanov V. E . Psikhologiya: uchebnik dlya bakalavrov [Psychology: a textbook for bachelors] . Moscow,

Dashkov and K Publ ., 2013, 521 p . (in Russian) .

18 . Lytkov D . A. Universal'nost' sotsionicheskikh kategoriy. Formal'no-logicheskiye i grammaticheskiye analogi. 4 funktsii Yunga [Universality of

socionic categories . Formally logical and grammatical analogues. 4 Young's functions. ] (in Russian) . URL: http://www.socioniko . net/ru/articles/ lytov-univer. html (accessed 20 September 2017) .

19 . Gulenko V. V. Vyrazitel'nye vozmozhnosti psikhicheskikh sostoyaniy. Chelovek i mir yazykom universaliy [Expressive possibilities of mental

states. Man and the world in the language of universals] . URL: http://www.socioniko . net/ru/articles/vyraz . html (accessed 25 September 2017) .

20 . Bolotnov A. V. Tekstovaya deyatel'nost' kak otrazheniye kommunikativnogo i kognitivnogo stiley informatsionno-mediynoy yazykovoy lichnosti [Text

activity as a reflection of the communication and cognitive styles of information and media language personality] . Tomsk, 2015, 274 p . (in Russian) . 21. Bolotnov A . V. Idiostil' informatsionno-mediynoy yazykovoy lichnosti: kommunikativno-kognitivnye aspekty issledovaniya. Avtoref. dis. dokt. filol. nauk [The idiostyle of the information-media language personality: communicative-cognitive aspects of the study. Abstract of thesis . Doct . Philol . sci ] Tomsk, 2016, 39 p (in Russian) 22 . Arnol'd I . V. Stilistika sovremennogo angliyskogo yazyka (stilistika dekodirovaniya): uchebnoye pos. [Stylistics of modern English (decoding style): textbook] . Leningrad, Prosveshcheniye Publ ., 1981, 295 p . (in Russian) .

Kabanina O. L., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: olga260389@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.