Научная статья на тему 'Об итогах III Всероссийской научной конференции в Томском государственном педагогическом университете «Художественный текст и языковая личность»'

Об итогах III Всероссийской научной конференции в Томском государственном педагогическом университете «Художественный текст и языковая личность» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бабенко И. И., Орлова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об итогах III Всероссийской научной конференции в Томском государственном педагогическом университете «Художественный текст и языковая личность»»

И.И. Бабенко, О.В. Орлова. Об итогах III Всероссийской научной конференции в Томском.

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

ОБ ИТОГАХ III ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»

В Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ), старейшем педагогическом вузе Сибири, 29-30 октября 2003 г прошла III Всероссийская научная конференция «Художественный текст и языковая личность», приуроченная к 10-летию кафедры современного русского языка и стилистики. На участие в конференции было подано около 80 заявок ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Саратова, Уфы, Великого Новгорода, Пскова, Новосибирска, Иркутска, Красноярска, Кемерова, Томска, Куйбышева, Лесосибирска, Новокузнецка, а по ее итогам издан сборник научных трудов.

В центре внимания более чем 100 участников конференции, включая учителей и студентов, были актуальные проблемы изучения художественного текста в современной лингвистике, имеющей полипа-радигмальный характер и отличающейся ярко выраженными анропоцентризмом и текстоцентризмом.

Среди очных и заочных участников конференции были представители разных активно развивающихся направлений в исследовании художественной речи: функциональной стилистики и лексикологии (М.Б. Борисова, Н.Е. Сулименко, В.Д. Черняк и др.), мотивологии (О.И. Блинова, Е.А. Шенделева и др.), когнитивной лингвистики (З.И. Резанова, Н.А. Ми-шанкина) и др. Связующим звеном в ряду различных современных подходов к анализу художественного текста явилась коммуникативная стилистика текста, развивающаяся на кафедре современного русского языка и стилистики под руководством Н.С. Бо-лотновой.

Пленарное заседание первого дня конференции было открыто вступительным словом председателя оргкомитета конференции Н.С. Болотновой и приветствием проректора по научной работе ТГПУ В.М. Зе-личенко, отметившего большое значение русского языка в жизни современного общества.

В пленарном докладе профессора Н.С. Болотно-вой были представлены результаты и намечены перспективы современного коммуникативного изучения художественного текста, было подчеркнуто, что «художественный текст как форма коммуникации еще только начинает изучаться».

Доклад профессора Томского государственного университета (ТГУ) О.И. Блиновой «Прием объединения мотивационных сцепок» был посвящен функционально-прагматическому изучению мотивацион-

ных структур в тексте. В докладах профессора Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) Т.А. Трипольской «Лексическое воплощение звуковой картины мира языковой личности (на материале прозы Г. Газданова)», доцента Кемеровского государственного университета Н.А. Про-куденко «Компаративная картина войны в повести В. Астафьева “Пастух и пастушка”» и профессора Куйбышевского филиала НГПУ А.П. Кострикиной «Аудирование как принцип композиции художественного образа персонажа» были представлены образцы глубокого и интересного текстового анализа, позволившего переосмыслить некоторые стереотипы в интерпретации известных персонажей и описать значимые фрагменты картины мира писателей. Выступление доцента Ю.В. Дубовицкой (ТГПУ) было посвящено модернизации образования, призванного усилить внимание учителей-словесников к обучению текстовой деятельности.

В докладах доцентов Е.А. Юриной (ТГУ) и И.И. Бабенко (ТГПУ) были представлены исследования ассоциативного воплощения признака «твердый» и темы «одиночества» в поэтических текстах М.И. Цветаевой. Завершили серию пленарных докладов выступления доцентов Н.Г. Петровой (НГПУ) и Р.Я. Тюриной (ТГПУ), в которых рассматривалась специфика регулятивных лексических средств и концептуальных регулятивных структур в лирике К. Бальмонта и Л. Мартынова.

Второй день конференции включал активную работу пяти секций. В обсуждении актуальных проблем коммуникативного изучения художественного текста и идиостиля на заседаниях первой и второй секций («Коммуникативные аспекты изучения художественного текста» и «Проблемы изучения идиостиля») принимали участие преподаватели, аспиранты и студенты ТГПУ, ТГУ, Московского государственного социального университета, Красноярского государственного университета. Прозвучали доклады доцентов А.В. Курьянович, О.В. Орловой, Т.Р. Пет-рат, С.В. Сыпченко, Н.А. Мишанкиной, Л.В. Дубиной, аспиранта А.Е. Ярославцевой. Как показали доклады (О.В. Орловой, Л.В. Дубиной, А.Е. Ярославцевой и др.) и вопросы слушателей, пристальное внимание лингвистов привлекает проблема систематизации и конкретизации терминологического аппарата современного текстоведения. Предметом

Вестник ТГПУ. 2004. Выпуск 1 (38). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ФИЛОЛОГИЯ)

научной дискуссии стали такие значимые для новых подходов к исследованию речевых произведений понятия, как ключевые слова, концепт, дискурс. Доклады С.В. Сыпченко и Н.А. Мишанкиной объединила тема лирического воплощения звуковой картины мира, что придало работе секции некий стереоскопический эффект: русская поэзия XX столетия объемно предстала в образах звучания, созданных Н. Гумилёвым и И. Бродским. Выступления А.В. Курья-нович и А.Е. Ярославцевой, посвященные эпистолярному и политическому дискурсам, стали доказательным и наукоемким подтверждением тезиса о мощном влиянии художественной речи на иные жанрово-стилистические разновидности текста.

Активно и заинтересованно прошло обсуждение докладов в самой многочисленной секции «Коммуникативная стилистика художественного текста». Выступления докладчиков из НГПУ и ТГПУ Е.А. Баклановой, А.А. Васильевой, И.Б. Леоновой и Т.Е. Яцуги вызвали живой интерес и многочисленные вопросы, связанные со смысловой интерпретацией анализируемых текстов, их ассоциативным развертыванием на основе использованных авторами регулятивных средств. Обсуждалась методика проведения экспериментов разной направленности.

Доклады доцентов ТГПУ, Кемеровского государственного университета, Кузбасской педагогической академии А.И. Бражниковой, Л.П. Груниной, И.В. Ни-киенко, С.П. Петруниной, О.Г. Щитовой, представленные на секции «Текст и его единицы в функционально-прагматическом аспекте», являли собой, по словам руководителя секции Л.П. Груниной, «цельные смысловые пространства и позволили ощутить содержательно-концептуальную интеграцию, ту ра-

боту, которая была посвящена комплексной текстовой категории “смысл” и его представленности на разных уровнях организации: пунктуационными знаками, синтаксическими и лексическими единицами, грамматическими разрядами».

Заседание секции «Анализ художественного текста в вузе и школе» прошло при активном участии учителей-словесников целого ряда томских школ, лицеев и гимназий (школ № 1, 12-14, 26-28, 35, 36, 41-43, 54, ТЭПЛ-11, гимназии № 13). Руководила работой секции методист ГНМЦ О.А. Качан. В докладах доцента С.Н. Цибулиной и учителя О.В. Касперской рассматривались актуальные проблемы развития коммуникативной культуры учащихся на основе анализа художественного текста в школе и вузе. Доклады учителей Л.Н. Четвертаковой и Л.Р Безмено-вой были посвящены речевому поведению учителя и использованию экспериментов в обучении школьников текстовой деятельности. Подводя итоги, О.А. Качан подчеркнула, что работа с текстом помогает формировать личность школьника, оттачивать речевые навыки учащихся.

Необходимо отметить, что конструктивное и плодотворное общение участников конференции не ограничилось рамками пленарных и секционных заседаний. Работа конференции включала интересную и насыщенную культурную программу.

На заключительном пленарном заседании было принято решение провести очередную IV Всероссийскую конференцию на базе ТГПУ в 2005 г., а в апреле 2004 г. - VII Всероссийский семинар «Поэтическая картина мира: слово и концепт в лирике серебряного века».

И.И. Бабенко, О.В. Орлова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.