Научная статья на тему 'Риторика в контексте образования и культуры: XIX международная научная конференция'

Риторика в контексте образования и культуры: XIX международная научная конференция Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
385
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Долгова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риторика в контексте образования и культуры: XIX международная научная конференция»

РИТОРИКА В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ: XIX МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

28-31 января 2015 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина организованная Институтом психологии, педагогики и социальной работы и факультетом русской филологии и национальной культуры совместно с Российской ассоциацией исследователей, преподавателей и учителей риторики прошла XIX Международная научная конференция «Риторика в контексте образования и культуры». Приуроченная к юбилею РГУ имени С.А. Есенина, конференция собрала ученых из России, Китая, Казахстана и Украины. География российского исследовательского сектора включала Москву, Рязань, Санкт-Петербург, Воронеж, Пензу, Новосибирск и другие города. В рамках конференции ученые рассматривали актуальные проблемы риторики и ее преподавания, эффективной коммуникации в политической, социальной и культурной сферах, изучения ре-чеведческих дисциплин в вузах и школах России.

Конференция открылась приветствиями и.о. ректора РГУ имени С.А. Есенина кандидата экономических наук А.А. Зимина, проректора по научной работе кандидата физико-математических наук М.Н. Махмудова и директора Института психологии, педагогики и социальной работы доктора психологических наук Л.А. Байковой.

Структура первого дня работы конференции включала пленарные доклады и мастер-классы. Пленарные слушания были открыты докладом «Филология -словесность - риторика: новые задачи классических учений» председателя Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей.риторики профессора В.И. Аннушкина (г. Москва). В докладе были обозначены актуальные проблемы общей риторики, выходящие к рассмотрению соотношения устной и письменной речи (в области деловой риторики), вопросов риторической этики (в рамках политической риторики), профессиональной и, в частности, педагогической риторики, а также к анализу философии СМИ как стиля жизни государства в целом. Профессор А.А. Волков (г. Москва) представил участникам конференции доклад «Риторика в системе наук о языке», в котором изложил лингвистическую, герменевтическую и риторическую модели коммуникации. Докладчиком было отмечено, что в филологическом корпусе лингвистическая теория изучает факты речи, теория словесности обращается к произведениям, а риторика охватывает проблемы речевых отношений в обществе. Профессор Н.А. Ипполитова (г. Москва) сообщила о реализации методических взглядов М.Ф. Квинтилиана в концепции школьного риторического образования Т.А. Ладыженской, указала ряд направлений, в рамках которых наблюдается данная реализация. В их число входит тесная связь риторики и этики, центральное место риторики как учебного предмета в школьном образовании, непрерывный процесс воспитания и формирования настоящего оратора и т. д. Выводы Н.А. Ипполитовой свидетельствовали, что методические взгляды Квинтилиана не утратили актуальности и широко представлены в современной системе риторического образования. Профессор З.И. Курцева (г. Москва) предложила собравшимся решение дискуссионной проблемы «Ма-

нипулятор ли учитель?». Признавая в целом наличие манипулирования личностью в современном дискурсе, З.И. Курцева аргументированно доказала, что речевая манипуляция в любом ее проявлении не будет способствовать созданию ситуации гармонизирующего диалога в сфере педагогического общения. В выступлении профессора О.И. Марченко (г. Санкт-Петербург) «Риторика как способ «взращивания» человека» рассматривалось речевое воспитание человека как целенаправленное формирование личной системы ценностей, имеющей конструктивное значение для бытия человека. Е.С. Богданова (Симакова) (г. Рязань) собрала и систематизировала архивные данные по теме «Преподавание риторики в Рязанской губернии: история и современность», которые были подкреплены обширным иллюстративным материалом и представлены в докладе-презентации. Е.С. Богданова указала, что в развитии риторики играли значимую роль и преподаватели РГУ имени С.А. Есенина.

Первый день работы конференции был продолжен практико-ориентиро-ванными мастер-классами. Профессор Ю.В. Щербинина в формате презентации представила словарь-справочник новейших читательских, издательских и библио-ведческих понятий «Книга - текст - коммуникация». В рамках мастер-класса, рассматривая новейшие тенденции книгоиздания, она не только привела возникшие в последнее время термины, но и рассказала о деятельности московского издательства «Форум». Профессор И.А. Стернин предложил практикум по аргументации в курсе обучения деловому общению и письму. Профессор В.И. Аннушкин поделился опытом вступительных занятий по деловой риторике. Мастер-класс В.В. Смолененковой был посвящен правилам составления грамотной и убедительной презентации. Н.В. Долгова обратила внимание участников конференции на убеждающие технологии художественных текстов М.А. Булгакова и В.В. Набокова, в частности, на продуктивные модели имиджмейкинга, реализованные в рамках литературных произведений.

Второй день конференции был посвящен работе секционных заседаний. В рамках конференции работали пять секций, на которых участники выступали в форматах докладов и сообщений.

Работой секции «Традиции классической риторики и современность» руководили кандидат педагогических наук доцент Г.Л. Климова (г. Санкт-Петербург) и кандидат филологических наук доцент Ю.А. Южакова (г. Рязань). В докладе Н.И. Колесниковой и М.Г. Малининой (г. Новосибирск) обращалось внимание участников конференции на обширную сферу применения научной риторики. Л.А. Голышкина (г. Новосибирск) представила систему методологических оснований изучения природы риторического текста. Ю.Ю. Кабанкова (г. Москва) в своем сообщении осветила основные ценностные ориентиры по созданию образа современного русского ритора. Г.Л. Климова (г. Санкт-Петербург) предложила применить риторический подход к решению лингвистической темы «Древо языков». В сообщении Н.В. Колгушкиной (г. Рязань) «Что есть любовь к Отечеству?», посвященном 235-летию со дня рождения профессора российского красноречия Ивана Евсеевича Срезневского, был раскрыт облик ученого, дан краткий анализ его литературной и ораторской деятельности. В продолжение заданной

темы Л.Н. Колесникова (г. Орел) проследила риторические традиции в современном академическом красноречии, в том числе с помощью анализа и сравнения риторических портретов выдающихся ученых XIX-XX веков, с современными преподавателями. Специфика православной риторики была проанализирована в сообщении А.Г. Русских (г. Рязань). В рамках секции были заслушаны также сообщения Г.П. Семёновой (г. Санкт-Петербург) «Споры о русском пути, или Старые песни на новый лад» и А.С. Львовой (г. Москва) «Дискурс как объект лингвистического исследования». Ю.А. Южакова и М.В. Сомова (г. Рязань) дали характеристику современного состояния языковой личности.

Работа одной из секций была посвящена анализу проблем, тенденций и способов регулирования коммуникации в политической, социальной и культурной сферах. Заседание вели кандидат педагогических наук доцент З.С. Зюкина (г. Москва) и кандидат педагогических наук доцент С.А. Алентикова (г. Рязань). Секцию открыл доклад Л.Б. Гурьяновой (г. Пенза) «Просветительская деятельность как показатель профессионализма преподавателя высшей школы». С.А. Алентикова (г. Рязань) посвятила свое выступление анализу гендерных особенностей эффективного общения. О.Е. Виноградова (г. Воронеж) продолжила намеченную исследовательскую линию, проанализировав гендерную семантику в речевом воздействии.

На секции прозвучали сообщения Л.В. Архаровой (г. Москва) «Об остроумии в обучении риторике», С.М. Белильщиковой (г. Москва) «Влияние языковой личности на характер аргументации в конфликтной ситуации», Ю.А. Елсу-ковой (г. Лангепас) «Интеграция риторики, психологии, философии в изучении проблем и вопросов речевой культуры и эффективного общения». Одним из исследовательских векторов в работе секции стал анализ особенностей профессиональных риторик. Так, З.С. Зюкина (г. Москва) отметила особенности формирования навыков публичного выступления юриста, Г.Я. Селезнева (г. Воронеж) охарактеризовала устную речь государственного служащего, а Т.С. Юртаева (г. Москва) рассмотрела риторическую аргументацию в научном дискурсе.

Работу секции «Новые тенденции в преподавании риторики и речеведче-ских дисциплин» возглавили доктор филологических наук профессор М.Ю. Сидорова (г. Москва) и кандидат педагогических наук доцент О.Г. Тимченко (г. Рязань). Заседание открыл доклад М.Ю. Сидоровой (г. Москва) «Формирование профессиональной коммуникативной компетенции в курсе «Русский язык и культура речи» на естественно-научных факультетах классического университета». Обсуждение статуса риторики в образовательном пространстве вуза было продолжено сообщениями В.В. Смолененковой (г. Москва) «Магистерская программа «Риторика» на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова» и Н.В. Акованцевой (г. Воронеж) «Убеждающее выступление как средство контроля в курсе «Русский язык и основы речевого воздействия».

Одним из направлений работы секционного заседания стал анализ новых решений в профессиональной организации риторических мероприятий. Эту проблематику затрагивали сообщения Е.Н. Абрашиной (г. Москва) «От конкурса ораторов -к празднику русского языка: опыт проведения», Г.В. Александровой и О.А. Сальни-

ковой (г. Москва) «Конкурс ораторов в контексте современного риторического образования», а также М.В. Рейзвих (Максименковой) (г. Москва) «Эффективные формы проведения риторических конкурсов. Опыт реализации двух коммуникативных молодежных проектов в МГГУ имени М.А. Шолохова».

Исследователи рассматривали методические аспекты преподавания ре-чеведческих дисциплин для разных направлений подготовки. Т.Т. Черкашина (г. Москва) охарактеризовала роль и место диалогической компетентности в инновационной модели подготовки бакалавров-экономистов. Особенности педагогической риторики были представлены в сообщении Ю.А. Белкиной (г. Самара), которая поделилась с участниками конференции опытом данной работы в системе подготовки бакалавров образования.

Специализированные технологические аспекты риторики анализировались в докладах О.Г. Тимченко (г. Рязань) «К вопросу об организации работы по обучению студентов реферированию и аннотированию для подготовки к научной деятельности», Л.С. Якушиной (г. Москва) «Коммуникативные и риторические тренинги как средство активизации творческой деятельности студентов», П.В. Силаева (г. Смоленск) «Обучение аргументированию при помощи фрагментов из художественных фильмов» и М.П. Чесноковой (г. Москва) «Основные требования подготовки современного специалиста.

Работа секции «Культура речи, риторика и речеведение в школе» проходила под руководством кандидата педагогических наук доцента Е.Л. Ерохиной (г. Москва) и кандидата педагогических наук доцента С.В. Сысоевой (г. Рязань). Одним из аспектов исследовательского материала секции стал текст как единица коммуникативно-познавательной деятельности. Так, Е.С. Богданова (г. Рязань) обратила внимание собравшихся на обучение текстообразующей деятельности на основе топосов «свидетельство» и «пример». Е.В. Орлова (г. Рязань) рассмотрела работу с художественным текстом на уроке русского языка в качестве средства формирования коммуникативной компетенции школьников. Е.Л. Еро-хина (г. Москва) отметила признаки псевдотекста в научном докладе учащегося-исследователя.

На секции были затронуты различные проблемы событийной коммуникации. Так, М.А Никонорова (г. Рязань) рассказала об опыте работы по развитию речи младших школьников в гимназии. Л.В Филиндаш и Н.Ю. Паудяль (г. Москва) проанализировали интерактивные формы обучения в формировании коммуникативных навыков в образовательных учреждениях. Разноплановые актуальные вопросы коммуникативного взаимодействия осмысливались в сообщениях Л.Д. Муд-ровой (г. Воронеж) «Особенности преподавания регионального предмета «Культура общения» в Воронежской области», С.В. Сысоевой (г. Рязань) «Развитие толерантности учащихся посредством диалога культур» и О.В. Тарасовой (г. Рязань) «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в школе».

Работа одной из секций была посвящена обсуждению общественно-речевой практики в разных видах и жанрах словесности. Руководителями секции выступили доктор филологических наук профессор Д.А. Щукина (г. Санкт-Петербург)

и кандидат филологических наук доцент Н.В. Долгова (г. Рязань). Открыл работу секции П.А. Лекант (г. Москва), доклад которого «Формы интенсива в системе средств эмоциональности и экспрессии поэтического стиля Сергея Есенина» убедительно продемонстрировал на обширном количестве примеров, что рассматриваемые формы интенсива реализуют в есенинских текстах эмоциональность, оценку и градацию. Художественные тексты послужили также материалом для нескольких секционных выступлений, в числе которых были сообщения Д.А. Щукиной (г. Санкт-Петербург) «Риторика повествовательных форм в романе Е. Чижовой "Время женщин" и Н.В. Долговой (г. Рязань) «Социальные стереотипы в коммуникативных стратегиях сатиры М.А. Булгакова».

На секционном заседании обсуждались и риторические традиции в массовой коммуникации. Прагматику риторического высказывания в современном газетном тексте рассмотрела А.В. Канафьева (г. Москва). И.А. Магеррамов (г. Москва) обратился к анализу расчлененных и сегментированных синтаксических конструкций в современных медиатекстах (в газетах «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Коммерсантъ» и «Вечерняя Москва»). И.Г. Родионова (г. Пенза) указала на особенности освещения проблем русского языка и культуры речи в пензенской прессе. На секции были также заслушаны доклады О.Н. Бондаревой (г. Санкт-Петербург) «Феномен музыкального произведения «Священная война» в свете риторики», О.К. Слабыш (г. Санкт-Петербург) «Представление лексем «огонь, гореть» в паремических выражениях русского языка (по данным сборника «Пословицы и поговорки русского народа В.И. Даля»)» и П.Б. Кудрявцевой (г. Москва) «Функции ключевого структурно-семантического комплекса в ораторской прозе».

Итоговое пленарное заседание, проходившее 30 января после работы секций, включало онлайн-трансляцию доклада Е.А. Щербаковой (г. Киев, Украина) «Приоритетные направления риториковедческих исследований в Украине: к итогам проведения круглого стола «Риторика в высшем образовании» (Киев, 24 июня 2014 г.)». Перед участниками конференции также выступил И.А. Стернин с докладом «Речевое воздействие на молодежную аудиторию». Итоги конференции подвел В.И. Аннушкин. В частности, было отмечено, что доцента кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Института психологии, педагогики и социальной работы кандидата педагогических наук Е.С. Богданову выбрали в правление Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики.

Культурный компонент программы конференции включал экскурсии в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, Мемориальный музей-усадьбу академика И.П. Павлова, Государственный музей-заповедник С.А. Есенина (с. Констан-тиново), Иоанно-Богословский монастырь (с. Пощупово), а также посещение музея И.И. Срезневского, расположенный на факультете русской филологии и национальной культуры РГУ имени С.А. Есенина (директор музея Н.В. Колгушкина).

По итогам работы конференции был издан сборник. Проведение конференции освещалось в средствах массовой информации региона, на официальном сайте РГУ имени С.А. Есенина (www.rsu.edu.ru) и газете «Рязанский университет».

Все участники и гости конференции отметили высокий уровень проведения научного мероприятия.

Н.В. Долгова, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики (РГУ имени С.А. Есенина)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.