Научная статья на тему 'Отчет о работе секции «Методические аспекты изучения речевого общения в вузе и школе»'

Отчет о работе секции «Методические аспекты изучения речевого общения в вузе и школе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчет о работе секции «Методические аспекты изучения речевого общения в вузе и школе»»

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

СООБЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ И В

ВУЗЕ»

Ануфриев С.И.

Томский государственный педагогический университет

С 14 по 16 мая в ТГПУ проходила региональная научно-методическая конференция «Актуальные проблемы методической работы в школе и вузе».

В работе конференции приняли участие преподаватели всех томских вузов, гг. Москвы, Новосибирска, Ангарска, Шадринска, учителя многих школ города и области, преподаватели образовательных учреждений (лицеи, колледжи, гимназии), студенты ТГПУ.

Основные проблемы, обсуждаемые на конференции, определили работу 8 секций: «Актуальные проблемы преподавания педагогики», «Методические аспекты изучения речевого общения в школе и вузе», «Проблемы преподавания литературы в средней школе», «Методические проблемы дошкольного и начального образования», «Проблемы преподавания общественных наук», «Проблемы преподавания естественных наук и наук физико-математического цикла», «Методика преподавания технологии и предпринимательства», «Проблемы методики физического воспитания и спорта школьников и студенческой молодежи».

В рамках конференции работал семинар «Творческая фаза человеческого мышления».

Представлено и обсуждено 132 доклада. Высказаны предложения, рекомендации: провести конференцию по проблеме «Обучение-воспитание», в 1998 г. провести городской семинар для учителей-лингвистов и учителей труда и др.

По итог ам конференции издан сборник, куда включены 182 тезиса докладов, тираж 230 экземпляров

ОТЧЕТ О РАБОТЕ СЕКЦИИ «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

В ВУЗЕ И ШКОЛЕ»

Орлова О.В., Пушкарева И.А.

Томский государственный педагогический университет

14-15 мая 1997 года в рамках региональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы методической работы в школе и вузе» на кафедре русского языка и стилистики ТГПУ под руководством дф.н., проф. Н С. Болотновой работала секция «Методические аспекты изучения речевого общения в вузе и школе». В обмене знаниями, мнениями, впечатлениями об актуальных проблемах преподавания филологических дисциплин принимали участие преподаватели, аспиранты, студенты филологического факультета ТГПУ и учителя-словесники школ Томска. Участники конференции прослушали и обсудили 15 докладов, тематика которых отличалась разнообразием и актуальностью: от общеметодических глобальных проблем («Педагогическая риторика: особенности, проблемы, перспективы», Болотнова Н.С., ТГПУ; «Дискуссия в учебном процессе», Милованова Т.П., ТГПУ; «Текст как дидактическая единица», Приходькова Л. А., гак. № 38 и др.) до частных вопросов лингвистического анализа художественного текста при изучении тех или иных конкретных тем («К вопросу о лингвистическом анализе поэзии Бродского на уроках словесности», Орлова О.В., ТГПУ; «Стилистический прием как средство регулятивное™ и его роль в анализе художественного текста», Петрова Н.Г., ТГПУ).

Главным в дискуссии стал вопрос о речевом общении в вузе и школе. Разговор шел о речевом этикете, о диалогизации учебного процесса, о развитии связной речи учащихся, о речевых средствах педагогического общения, что обусловлено актуализацией «человеческого фактора» в современном образовании, необходимостью языкового развития личности, ее максимальной культурной и лингвистической адаптацией в обществе.

«Духовный кризис в обществе пробудил интерес к риторике», - эта мысль прозвучала в докладе д ф.н., проф. Болотновой НС, которая открыла заседание секции. Уроки русского языка в вузе и школе призваны сформировать коммуникативную компетенцию, культуру речевого общения (доклады кф.н., доцента Бражниковой А.И., учителя шк. № 57 Редькиной М.Г.). Именно коммуникативная компетенция даст людям возможность понять друг друга и огромный мир текстов, который нас окружает. Для того, чтобы состоялось общение с книгой, нужна культура чтения. О пробуждении интереса учащихся к книге говорила учитель шк. № 43 Пазатова Н.С. Понимание текста, путь к его смыслу через языковую форму - процесс творческий,

который может перерасти в продуцирование собственных текстов и перерос - у учеников Ю.В. Дубовицкой -шк. № 36.

Завидную активность и заинтересованность проявили учителя общеобразовательных школ, которые высказали пожелание о более тесной связи педагогического вуза и средней школы, о внедрении новейших научно - методических разработок в повседневную педагогическую деятельность учителей, т.к. плодотворный результат в современных учебном процессе могут дать только своевременное сотрудничество и взаимообогащение науки и практики.

По окончании работы участники конференции приняли решение о продолжении активной работы секции и рекомендовали освещение в прессе опыта лучших учителей - новаторов русского языка и литературы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ СЕМИНАР «МОЛОДЁЖЬ И ДУХОВНОСТЬ»

(Томск, ТГПУ, 8-9 апреля 1997 г.)

Ревякина В. И.

Томский государственный педагогический университет

Современная социо-культурная ситуация в мире и в нашей стране в том числе характеризуется инфляцией общечеловеческих ценностей, культурных традиций и стереотипов поведения. Именно эти негативные тенденции обусловили повышенное внимание общественности к возрождению вечных истин, суть которых в том, что даже в условиях ядерного, чреватого духовно-нравственными катастрофами XX века только этически развитая личность может противостоять прессингу неблагоприятных жизненных обстоятельств и губительных в нравственном отношении неофициальных течений различного рода сект и объединений.

Осмыслению базовых проблем, касающихся уровней культуры и духовно-нравственного состояния современного общества в целом и молодёжных слоев в особенности был посвящен международный студенческо-аспирантский семинар, организованный кафедрой педагогики и лабораторией христианской педагогики ТГПУ.

Семинар проводился при поддержке Российскою Гуманитарного научного фонда и спонсорской помощи Российско-Американского Центра ТПУ (проректор д.ф.н., проф. Кириллов Н.П.) и Унитарного муниципального предприятия «Томский центр оптовой торговли» (генеральный директор Абрамов B.C.).

К участию в семинаре были приглашены светские и конфессиональные организации. Среди них: вузы г. Томска. Томская Православная Епархия, Общество мусульман Томской области, Приход Римско-Католической церкви г. Томска. Российско-Американский Центр ТПУ, Центры немецкой, польской, французской и еврейской культуры. Ассоциации движений в защиту национальных культур Томской и Тюменской областей «Колта-куп», «Ямал - потомкам», «Возрождение югры».

Тема семинара привлекла заинтересованное внимание студенческой молодёжи, в регистрационный список внесено 173 представителя педагогического, политехнического, медицинского и государственного университетов, педагогического колледжа и Российско-американского лицея, студенты-иностранцы из Китая, Курдистана, Палестины. С приветственным словом к молодёжи обратились профессор ТГУ В.М Кулемзин, благочинный церквей Томской области протоиерей о. Леонид Хараим, зав. лабораторией христианской педагогики ТГПУ к.п.н. Костюкова Т.А., специалист управления образования Томской области к.п.н. Шушпанова О.В.

Пленарное заседание открыл студент Российско-американского центра ТПУ Рахимов Т., сделавший попытку7 доказать созидательную природу духовности как средства самосовершенствования личности и, следовательно, преобразования мира. Студентка ЕФ ТГПУ Старикова, студенты Ахмет аль Сулсйман (Курдистан), Цу Юнь (Китай), Ма Кэ (Китай) отразили в докладах своё представление о сущностных аспектах духовности в светском понимании, а также в исламе, буддизме, доасизме.

Отметим, что выступления иностранных студентов слушались с повышенным вниманием по понятным причинам. Во-первых, томское студенчество пока ещё не избаловано общением с зарубежными сверстниками, а элемент новизны всегда выступает стимулом. Во-вторых, внимающая студенческая аудитория выяснила, что независимо от конфессии идеал духовно богатой личности россиянина совпадает с представлениями араба, китайца.

Организаторам семинара, ожидавшим, что после перерыва студенческая аудитория привычно «растает», и на общей дискуссии традиционно останется небольшая группа наиболее заинтересованных молодых людей, пришлось срочно вносить в читальный зал дополнительное количество стульев.

Семинаристы Томской духовной семинарии, студенты - будущие педагоги, врачи, экономисты, инженеры, молодые преподаватели-иностранцы из США. и Франции, работающие на ФИЯ в ТГПУ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.