ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
ИНФОРМАЦИЯ о Сибирской научной конференции "Проблемы развития творческого потенциала личности в системе педагогического образования.
Ревякина В.И.
Радикальные изменения, происходящие в России постсоветского периода, обусловили ревизию всех сфер общественной жизни, в том числе и в образовании. Сегодняшнее образование требует нацеленности не на приобретение некоего пожизненного минимума профессиональных знаний, а на выработку у человека умения самому добывать необходимые знания, творчески применять их в конкретной жизненной ситуации и принимать оригинальные, нестандартные решения.
Рассмотрению этих процессов была посвящена проходившая 27-29 ноября в связи с 65-летием ТГПУ научная конференция. Она была организована Министерством общего и профессионального образования РФ и Томским государственным педагогическим университетом совместно с Сибирским отделением РАО и администрацией Томской области. В конференции приняли участие научные работники и аспиранты вузов г.Томска, Новосибирска, Иркутска, Бийска, Барнаула, Монголии, практические работники органов народного образования, директора, учителя школ Томской области и г. Анжеро-Судженска.
Пленарное заседание открыл профессор ТГПУ Л.Ф. Пичурин историческим экскурсом по основным этапам развития ТГПУ за 65 лет.
Методологическое обоснование феномена креативности как фундаментальной и комплексной научной проблемы было представлено в докладе члена-корреспондента РАО, доктора философских наук, профессора Дмитриенко В.А.
В докладе проф. В.М. Зеличенко было обращено внимание на особую значимость дисциплин естественнонаучного цикла для развития творческих потенций будущих учителей-предметников.
Профессор A.B. Дегтерев в своем докладе подчеркнул, что в условиях перехода к новой образовательной парадигме многократно возрастает роль качественной психолого-педагогической подготовки педагога новой формации, которая является ключевым пунктом в формировании доминирующей потребности человека на личностное и профессиональное саморазвитие.
Дневное пленарное заседание было организовано в форме общей дискуссии по проблемам реформирования педагогического образования, включившей участников в заинтересованное обсуждение вопросов научного обеспечения и организационного обновления высшего педагогического образования на современном этапе (С.И.Ануфриев, И.П. Элентух, В.А.Дмитриенко, Т.А. Костюкова, А.Д. Московченко, В.В. Обухов, В.М. Зеличенко, Т.В. Соколова, Н.Л. Винниченко и др.).
Секционные заседания второго дня конференции позволили участникам значительно расширить проблемное поле. Попытаемся дать краткий аналитический обзор работы некоторых секций.
Работа секции философии была организована вокруг 3-х главных проблем:
1. Философия образования и формирования новой модели образования;
2. Понимание принципов развития творческого потенциала личности;
3. Особенности культуротворческого процесса в курсах философии,культурологии, мировой художественной культуры, этики и эстетики.
Идя от общих проблем философии образования, которые в острой форме были поставлены академиком Дмитриенко В.А., дискуссия развернулась вокруг проблемы сущности, целостности, принципов развития творческого потенциала личности на основе докладов проф. Элентуха И.П., профессора-академика Московченко А.Д., доц. Ануфриева С.И., доц. Доманского В.А.
Новое понимание принципов антропоцентризма, вернее, их корректировка новым видением автотрофности человека и необходимостью создания новой коэволюционной культуры продиктовали и новые модели образования. С одной стороны, они ориентированы на
биоэнергоинформационные технологии, с другой - на гуманитарность как планетарный принцип, означающий полилог культур.
Доклады доц. Волковой Л.Д., проф. Сысоевой Л.С., доц. Сенина Н И., асс. Брюханце-вой Н.В. рассматривали процессы становления самосознания в творческом потенциале личности в связи с освоением, постижением русской культуры, самоидентификации личности с ментальностью русской духовности, русским архетипом; анализировались факторы понимания философии как проблематизации личностного, человеческого бытия, что и является стимулом к творчеству, разрешению проблематизированных вопросов.
В докладах и выступлениях исторической секции были рассмотрены две основные проблемы, связанные с развитием творческого потенциала личности в историческом образовании.
Первая - как проявляется и может проявиться творчество в учебном процессе на историческом факультете педагогического университета. Об этом обстоятельно, с использованием большого и конкретного материала говорил декан факультета, доцент Подустов Ф.Н. в своем докладе "Активизации познавательной деятельности студентов в процессе преподавания истории".
Вторая проблема, рассмотренная на секции - значение и содержание самостоятельной научно-исследовательской работы студента-историка в учебное и в неучебное время. Актуальность этой проблемы, подчеркнутая в докладе профессора Л.И. Боженко "Значение и содержание самостоятельной научной работы студента-историка", в выступлениях доцента Бойко В.П. и других, определяется сегодня тремя основными обстоятельствами. Во-первых, тем, что наш педагогический вуз стал университетом, а сущность университетской системы как раз и состоит в синтезе образования и науки. Во-вторых, именно участие студентов в научно-исследовательской работе является эффективным путем преодоления серьезного противоречия между массовым характером подготовки студентов и необходимостью развивать у каждого студента самостоятельность, инициативу и индивидуальные творческие способности. И в-третьих, значение НИРС усиливается тем, что современные учитель истории должен не только сам владеть навыками научно-исследовательской работы, но и прививать их своим учащимся. В этой связи неподдельный интерес вызвал доклад учителя городской гимназии г.Анжеро-Судженска и аспиранта Томского университета В.А.Дробченко "Научно-исследовательская работа как компонент исторического образования школьников", в котором он обобщил собственный опыт работы с учащимися в данном направлении.
В работе секции психологов участвовало более 20 представителей психологических служб школ г.Томска и области, аспиранты ТГПУ и института образования СДВиС РАО. Профессор Залевский Г.В. в своем выступлении подчеркнул необходимость развития у будущих учителей и психологов "чувствительности" к проблемам вообще, к педагогическим проблемам особенно, а также о развитии чувства "нового". Неразвитость такой чувствительности у педагогов ведет к профессиональной деформации, отражается на глубине инновационных процессов в современной отечественной школе.
Очень актуальная проблема прозвучала в выступлении Степанченко О.Ю. (г. Иркутск) о причинах суицидального поведения подростков и юношества и возможность его профилактики в атмосфере доброты и творчества в семье и школе.
По проблемам нарушения адаптации учащихся и молодежи и возможности ее профилактики через развитие их творческого потенциала выступили А.П.Гришина, Э.В. Галажине-кий и др.
Педагогическая секция объединила сотрудников кафедры педагогики ТГПУ, руководителей областных, городских и районных органов народного образования, директоров и учителей школ, а также студентов педуниверситета для решения общих проблем - воспитания человека творческого, с активной жизненной позицией. Народный учитель РФ Е.Г. Вёрстки-на, заместитель начальника облуно Л.М. Иванюк, директор школы N8 42 Г.П. Иванова, заведующая РОНО Ленинского района А.В. Слонкова и др. в своих выступлениях заострили внимание на том, что ключевой фигурой в созидании творческой личности любого человека является учитель. Поэтому самому педагогу необходимо становиться крупной, яркой личностью, глубоко владеющей достижениями науки о закономерностях развития человека, эффективными педагогическими технологиями и мастерством общения, высоким профессионализмом и инновационным стилем научно-педагогического мышления.
Как наиболее содержательную часть этого проблемного заседания надо отметить обоснованное положительное экспертное заключение педагогов-практиков (заслуж. учитель РФ, директор коммерческого лицея Г.И. Шулякова, директор школы-гимназии № 56 Л.П
Гунбина, директор Кожевниковской средней школы № 1 М.И.Николаева) о качестве разработанных на кафедре педагогики инвариантных и вариативных программ подготовки будущих учителей. Профессор В.М.Кулемзин (ТГУ), также выступивший аналитиком, указал на нацеленность коллектива кафедры педагогики на активное использование таких продуктивных форм профессиональной подготовки педагога как творческие зачеты, курсовые проекты и дипломные исследования.
Тесная взаимосвязь кафедры педагогики с образовательными учреждениями, как считает директор школы № 41 К.П. Свидерский, способствует в одинаковой степени развитию креативности и у студентов практикантов педвуза, а также у их наставников - школьных учителей.
На секции "Проблемы языкового образования и творческое развитие личности" (председатель - проф. Н.С. Болотнова) доклады были посвящены фундаментальным и прикладным аспектам культуры речи и языкового образования. Обсуждались актуальные проблемы современной коммуникативной лингвистики и методики преподавания русского язы-ка.Среди ключевых вопросов были: 1) текст как проявление творческих возможностей личности,^ аспекте текстообразования и смысловой интерпретации); 2) формирование и развитие языковой личности в процессе обучения, совершенствование ее языковой культуры в широком смысле этого слова (культуры чтения, говорения, письма, слушания); 3) языковое творчество как проявление общей культуры личности и пути ее развития.
Подводя итоги, участники конференции отметили плодотворность подобных встреч, необходимость усиления творческих связей преподавателей вузов и учителей, важность координации их совместных усилий в решении проблем современного языкового образования и языкового творчества.
Проблемы творчества в иноязычной подготовке педагога рассматривались в трех секциях: 1. Романо-германская филология (Преде. - проф. O.A. Осипова); 2. Методика преподавания иностранных языков (Преде. - доц. H.A. Качалов); 3. Языки народов Сибири (Преде. -доц. (O.A. Морев).
Отмечен высокий научный уровень докладов, что является хорошей школой для аспирантов, студентов и преподавателей, активно занимающихся научными исследованиями.
Большое внимание в работе секции "Литературное образование в вузе и школе" было уделено осмыслению места литературы в системе образования как вида искусства, его возможностям в развитии творческого потенциала личности. Диапазон докладов был достаточно широк: от философско-методологических проблем образования и современной литературоведческой науки до анализа поэтики отдельных произведений русской и зарубежной литературы. Работа секции проходила в атмосфере общей заинтересованности, свободного обмена мнениями в процессе творческой дискуссии.
Работой секции "Развитие творческого потенциала личности в преподавании естественных и физико-математических наук" руководили проф. В.М. Зеличенко, доц. З А. Скрип-ко, доц. Е.В. Вторина.
Кроме пленарного секционного заседания и трех круглых столов в рамках работы секции был проведен семинар по естествознанию для учителей школ города и области и презентация курса "Естествознание" для старших классов как основы новой образовательной технологии (лаборатория новых образовательных технологий ТГПУ и Российско-Американский профессиональный лицей).
Всего в работе секции приняли участие 152 человека. Из них профессоров - 12 доцентов - 28, других сотрудников университета -24, учителей - 55, студентов - 33.
Семинар по естествознанию проводился в Томске впервые. Инициаторами его проведения явилась лаборатория новых образовательных технологий ТГПУ (В.М. Зеличенко, З.А. Скрипко), ТОИПКРО (Е.В. Вторина), управление народного образования Мэрии г.Томска (Т.Н. Кровельщикова). На семинаре происходил заинтересованный обмен опытом в преподавании курса "Естествознание". Т.Н. Кровельщикова в своем докладе обрисовала общую картину преподавания естественнонаучных предметов в современной общеобразовательной школе. Доцент ТГПУ Е.В. Вторина обозначила цели, задачи и структуру курса "Естествознание" в школе. С большим интересом были заслушаны доклады учителей, имеющих дипломы учителей естествознания, полученные на Спецфакультете ТГПУ (Т.Ф. Чаусова, КАФилатова, г. Северск) и накопивших значительный опыт преподавания естествознания в школе. Своими наработками поделились и другие педагоги (О.Я. Чеканцева, Л.В. Лобода, Г.В. Буянова, В.В. Лзгина). Л.В. Веснина, имеющая наибольший опыт преподавания естествознания на разных уровнях школьного обучения и разработавшая собственный курс
и учебники к нему, вскрыла в своем докладе внутренние возможности курса в развитии творческих способностей учащихся.
В целом, семинар оказался чрезвычайно полезным для его участников. Такую форму работы, как семинары для учителей, особенно по новым направлениям образования, следует сделать в ТГПУ регулярной, что позволит ученым активно влиять на процессы реформирования школьного образования. Это особенно важно, так как семинар показал также, что во многих школах педагогическая практика оказывается оторванной от педагогической науки, что приводит к необоснованному экспериментированию и не способствует развитию школьного образования.
В целом, работа конференции прошла на высоком научно-методическом уровне при высокой активности участников. Можно надеяться, что конференция стала мощным стимулом развития дальнейших исследований по проблеме развития творческого потенциала личности в системе педагогического образования.