Научная статья на тему 'О и-й областной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых и программе "Общероссийская школа молодого ученого (комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя)"'

О и-й областной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых и программе "Общероссийская школа молодого ученого (комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя)" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О и-й областной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых и программе "Общероссийская школа молодого ученого (комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя)"»

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

О И-Й ОБЛАСТНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И ПРОГРАММЕ "ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО (КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ)"

A.A. Степанов, М.П. Широкова

Состоявшаяся в апреле 1998 года на базе Томского государственного педагогического университета 2-я областная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Молодежь и наука: проблемы и перспективы" собрала свыше 700 участников. Было заявлено 648 докладов по 14 секциям, в том числе - 567 студенческих, 89 аспирантских и молодых ученых из шести вузов (ТГУ, ТПУ, ТГПУ, ТГАСА, ТУСУР, СМГУ) и четырех научно-исследовательских институтов (НИИ ПММ, ИХН, Институт леса, ИО СДВиС РАО).

Конференция проводилась в рамках проекта "Общероссийская школа молодого ученого (Комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя) федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 гг.", над реализацией которого второй год совместно работают Томский государственный педагогический университет и Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера Российской академии образования. Целью этого проекта, согласно заявке, являются:

1. Изучение и обобщение инновационного опыта по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации в РФ.

2. Разработка концептуальных основ и технологии комплексной подготовки молодого ученого педагога.

3.Уточнение и развитие правовой базы, регламентирующей подготовку молодых ученых педагогов в РФ в направлении ее приближения к мировым стандартам.

4. Создание в ТГПУ Школы молодого ученого как инновационной образовательной формы комплексной подготовки молодого ученого педагога в статусе экспериментальной площадки.

5. Создание новой формы комплексной подготовки молодого ученого-педагога как инновационной общественно-государственной образовательной структуры, консолидирующей усилия педагогических вузов и академических институтов для подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Проблема подготовки высококвалифицированных научных кадров волнует всех: уче-ных-обществоведов, представителей технических и естественных наук, филологов и математиков... Интерес к этим вопросам существовал всегда, но в настоящее время он обостряется тем, что по количеству ученых на общее число жителей наша страна оказалась на 9 месте в мире. Одновременно происходит старение научных кадров страны. По-видимому, учет этих обстоятельств и был решающим мотивом руководства ФЦП "Интеграция" для утверждения и финансирования предложенного проекта.

В прошедшем году в рамках проекта "Общероссийская школа молодого ученого (Комплексный подход к подготовки специалиста-исследователя)" было проведено много научных мероприятий (Общероссийская конференция "Комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя", общероссийский симпозиум "Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре", региональный семинар "Разработка концептуальных

Вестник Томского государственного педагогического университета 57

основ и технологии продуктивного обучения", региональный семинар "Проблемы развития речевой культуры педагога-исследователя", региональный семинар "Проблемы развития естественнонаучной культуры педагога-исследователя", общероссийский семинар-совещание "Проблемы организации и планирования научных исследований в педагогических вузах России", "Первые Гессеновские чтения" и др.), в которых приняло участие 1325 человек и получены определенные теоретические и практические результаты, но в тоже время одним из недостатков, который отмечали многие участники этой программы, было слабое вовлечение в мероприятия программы студентов, аспирантов и молодых ученых.

Комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя означает не только и не столько интеграцию ученых разных специальностей, но и интеграцию различных подходов и направлений. Не претендуя на строгую классификацию, многочисленные подходы и направления по вопросам подготовки высококвалифицированных ученых можно условно сгруппировать в три основных:

1) "нормативный" - этот подход основан на нормах и требованиях, которые предъявляют к формированию молодого ученого традиция, общество и культура. Обычно этот подход представлен требованиями ВАК, мнениями и суждениями зрелых ученых о том, что необходимо знать и уметь специалисту-исследователю;

2) "науковедческий" - это направление основано на максимальном использовании знаний о закономерностях становления и развития индивидуальной научной деятельности, мотивов и стимулов научного творчества, социальных факторов формирования молодого ученого и т.д.;

3) "студенческо-аспирантский" - подход, основанный на потребностях и чаяниях предъявляемых к системе подготовки научных кадров со стороны студентов, соискателей, аспирантов, .молодых ученых.

Если на первом этапе работ по проекту "Общероссийская школа молодого ученого" доминировали два первых, то II областная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Молодежь и наука: проблемы и перспективы" стала "трибуной", с которой прозвучали пожелания молодежи к форме и содержанию системы подготовки научных кадров, к организации научной деятельности в вузе и за его пределами, а также данная конференция выявила потенциал молодых научных кадров вузов и научно-исследовательских институтов Томской области.

Открытие конференции состоялось 8 апреля в актовом зале ТГПУ. На нем с приветственным словом выступили: председатель оргкомитета конференции, ректор ТГПУ, профессор В.И. Слободской, Председатель Государственной Думы Томской области, почетный профессор ТГПУ Б.А. Мальцев, директор Томского отделения Фонда НФТДМ России, доцент В.И. Масловский.

В первой части пленарного заседания с докладами выступили: научный руководитель проекта "Общероссийская школа молодого ученого", профессор, чл.-корр. РАО В.А. Дмит-риенко, профессор ТГПУ Р.П. Мананкова, профессор ТГАСУ И.П. Элентух, декан ТЭФ, доцент Г.И. Бандаевский. Во второй части пленарного заседания выступили с докладами молодые ученые, аспиранты и студенты по проблемам становления молодого специалиста-исследователя, вопросам реформирования современной высшей школы, интеграции науки и образования.

Работа второй областной конференции проводилась по 14 секциям, охватывающим значительное число научных проблем высшего образования. При этом некоторые секции по объему и содержанию проведенной работы сравнимы с самостоятельными конференциями. Например, секция "Актуальные вопросы безопасности здоровья при занятиях спортом и физической культурой" работала в рамках международной конференции. В ней принимали участие представители Монголии, Белоруссии, Казахстана. Секция "Психолого-педагогические аспекты формирования физического и духовного здоровья молодежи" являлась составной частью научно-практической конференции студенческой молодежи и школьников "Здоровье

58_Вестник Томского государственного педагогического университета

молодежи - здоровье нации", проводимой кафедрой педагогики ТГПУ (научный руководитель, зав. кафедрой, доцент В.И. Ревякина) совместно с СМГУ, управлением по физкультуре и спорту, молодежи и туризму администрации г. Томска, городским Центром планирования семьи и Томским филиалом РАПС. Секция "Филологии", работавшая на базе филологического факультета ТГПУ, кроме обычных заседаний провела семинар с участием учителей г. Томска на тему "Лингвинистический анализ художественного текста (на материале поэзии серебряного века)" под руководством профессора Н.С. Болотновой. Секция "Физико-математическая" под руководством академика МА ВШ и Нью-Йорской Академии наук, профессора И.Л. Бухбиндера, посвятила свою работу 65-летию физико-математического факультета ТГПУ. Наибольшее число участников (172) собрала секция "Лингвистики". Во время работы ее подсекций состоялись круглые столы германистов, "Хантыйский" круглый стол.

Вторая областная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых показала возросший интерес молодежи к проблемам науки, культуры и образования. Особо следует отметить расширение межпредметных исследований, а также исследований, проводимых совместно студентами различных вузов.

По итогам конференции издается сборник статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.