Научная статья на тему ' общероссийская школа молодого ученого'

общероссийская школа молодого ученого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « общероссийская школа молодого ученого»

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

В. И. Ревякина

22-27 декабря 1997 года Томский государственный педагогический университет совместно с Институтом образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО с целью развития креативных начал личности, повышения эффективности действующей системы образования, формирования концептуальных основ инновационной комплексной подготовки специалиста-исследователя провели заключительный этап первой Общероссийской школы молодого ученого (научный руководитель программы - д.ф.н., проф., чл.-корр. РАО ВА. Дмитриенко). В рамках школы в течение месяца, начиная с 28 ноября 1997 года, был задуман, и осуществлен целый ряд общероссийских, региональных, областных, межвузовских мероприятий, объединенных общей проблематикой «Комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя». Основной задачей Общероссийской школы является возрождение, оптимизация и координация деятельности по подготовке научно-исследовательских кадров высшей квалификации. Основные мероприятия Общероссийской школы вошли в Федеральную целевую программу «Государственная поддержка высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы».

Событийная цепочка началась 28 ноября студенческо-аспирантским семинаром «Молодежь. Духовность. Творчество» (руководитель - к.п.н., доц. Т.А. Костюкова), затем получила продолжение 29 ноября региональным семинаром «Проблема развития речевой культуры педагога» (руководитель - проф. Н.С. Болотнова). Дадим краткий обзор названных мероприятий. Семинар «Молодежь. Духовность. Творчество» собрал 136 участников, из них докторов наук - 1; кандидатов наук - 14; аспирантов - 21; студентов, старшеклассников школ г.Томска и Томского района, а также учащихся духовной семинарии - всего 100 человек. На семинаре обсуждено 24 доклада, представленных студентами 1-3 курсов ФФ, ФФК, ТЭФ, ФИЯ ТГПУ.

Бесспорно, что обращение педагогической общественности к проблемам возрождения духовности сегодня остроактуально в условиях российской социокультурной ситуации и своевременно. Одной из задач семинара было намерение организаторов предоставить возможность студенческо-аспирантской аудитории выявить и сопоставить различные мировоззренческие установки, определить личностные смыслы вечного и вещного: отыскать возможные пути решения проблемы формирования духовности в школах и вузах через приобщение к различным сферам культуры - философии, литературы, искусствам и т.д.

В ходе обсуждения докладов была предпринята попытка осмысления творческого, созидательного начала педагогической деятельности, порождающей нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью. Основной вывод, сделанный участниками семинара - будущими учителями: главное назначение педагога - помочь ребенку быть творцом самого себя и своей собственной судьбы; именно педагог, как никто другой, обязан заботиться не только о внешнем благополучии, но, главным образом, о духовном росте человека.

Региональный научно-практический семинар под руководством д.ф.н., проф. Болотновой «Проблемы развития речевой культуры педагога» был посвящен вопросам совершенствования речевого общения в педагогической деятельности, поскольку коммуникативная культура является частью общей культуры личности исследователя и одним из средств его духовного совершенствования. Общеизвестно, что творческая деятельность педагога-исследователя является текстовой по своему характеру: она связана с созданием текстов разных типов, стилей, жанров в сфере устного и письменного общения и с

восприятием (интепретацией) текстов в процессе слушания и чтения. В связи с этим учение о современной коммуникативной культуре должно опираться на текстоведение, которое нуждается в дальнейшей разработке. В докладе Н.С. Болотновой подчеркнуто, что к особенностям проявления коммуникативной культуры в творческой деятельности педагога-исследователя следует отнести: 1) обязательное соблюдение принципов риторической этики; 2) владение исследователем всеми жанрами педагогического общения и приемами педагогической риторики: 3) наличие у педагога-исследователя высокой общей речевой культуры; 4) способность его быть не только носителем коммуникативной культуры, но и ее творцом. Б.Я. Шарифуллин (Лесосибирский пединститут, А.И. Бражникова (ТГПУ), Л.А. Приходькова (шк. 36 г.Томска) отметили в докладе, что недостаточная разработанность теоретических и прикладных аспектов коммуникативной культуры педагога-исследователя определяет особую актуальность рассмотренных вопросов. Все они имеют научно-практическое значение. В связи с этим материалы семинара можно рекомендовать к использованию в учебно-педагогической работе (учет особенностей современной языковой ситуации в обучении русскому языку, роли психологического фактора в речевом общении, приемов развития коммуникативных способностей учащихся, способов формирования интерпретационных навыков в процессе восприятия текстов и т.д.).

По результатам работы семинара приняты следующие рекомендации.

В связи с острой необходимостью совершенствования коммуникативной культуры молодежи необходимо повысить статус русского языка в образовательном пространстве Томской области. Рекомендовать Областному управлению образования ввести в программу изучения русского языка в школе элементы риторического образования.

Рекомендовать институту Учителя и Городскому научно-методическому центру провести совместно с кафедрой русского языка ТГПУ региональный научно-практический семинар, посвященный проблемам совершенствования коммуникативной культуры педагога-исследователя (1999 г.).

Обратиться в Городскую Думу с предложением обсудить вопросы топонимики г. Томска и проблемы речевой культуры в средствах массовой информации города, обеспечив их решение определенными законодательными актами.

Рекомендовать Департаменту по образованию при формировании регионального Закона об образовании считать ключевой проблему совершенствования речевой культуры школьников, студентов, преподавателей, носителей в целом.

Затем, 3-4 декабря, научные работники высшей школы, а также учителя-практики обсуждали на региональном научно-практическом семинаре проблемы развития естественнонаучной культуры педагога и специалиста-исследователя (руководитель - проф. В.М. Зеличенко).

Остроактуальные, болевые проблемы финансирования научных исследований в педагогических вузах страны стали предметом повышенного внимания профессорско-^подавательского состава ТГПУ и НИИ ОСДВиС РАО 15-16 декабря (руководитель -'йрЬф: В.В. Обухов), тем более, что в работе этого семинара-совещания приняли участие ЭДководящие работники МОПО и МНТ РФ.

Дс* Первая Общероссийская школа молодого ученого на томской земле оказалась не Ж8ВИЮ' продолжительной по времени, но также, по мнению участников, плотно гДОДОДОванной, разножанровой, интересной в содержательном плане. Этот своеобразный Д|щр;<? прпггтгтг"птГт месячник дал возможность молодым специалистам, недавним •^дру^гшигам вузов приобщиться к научным школам, выбрать для себя интересное ^^рролеиие, установить контакты с учеными-исследователями, представляющими

чет

различные лаборатории и кафедры ТГПУ и НИИ ОСДВиС РАО. Это заключение сделано на том основании, что выше перечисленные мероприятия имели дальнейшее продолжение.

Так, 23-24 декабря под руководством проф. A.B. Деттерера был проведен общероссийский семинар «Разработка концептуальных основ и технологии продуктивного обучения в общероссийской школе молодого специалиста-исследователя», в котором с хозяевами-томичами активно работали гости из гг. Новокузнецка, Абакана, Волгограда, Новосибирска, Кемерово. Основными проблемами обсуждения на этом семинаре стали такие как: руководство учебно-исследовательской работой студентов, аспирантов и учителей; инновационные методики активизации творческой деятельности педагога; системность мышления в подготовке специалиста исследователя и др.

25 декабря в рамках школы молодого ученого совместными усилиями ТГПУ и ТГУ организованы Первые Гессеновские чтения (руководители - д.ф.н., проф., чл.-корр. РАО В.А. Дмитриенко и д.ф.н., проф. Г.И. Петрова), в которых приняли участие преподаватели и студенты ТГПУ, ТГУ, иногородние участники в количестве 129 человек. Основной доклад о жизни, философско-педагогическом наследии С.И. Гессена был представлен В.А. Дмитриенко; именно этот доклад, по заключению присутствующих, был признан самым ярким, репрезентативным.

С интересом студенты слушали доклад к.ф.н., доц. ТГУ Е.Г. Ляхович о миссии университетов в развитии науки, образования, культуры и о роли профессора Томского университета периода 1917-1920-х годов С.И. Гессена в становлении этого сибирского научного центра. С сообщениями выступили к.п.н., доц. В.И. Ревякина: «Личность в контексте гуманизации образования»; к.ф.н. А.О. Зоткин: «Философские основания педагогики С.И. Гессена». Первые сибирские Гессеновские чтения завершились Круглым столом.

26 декабря школа молодого ученого продолжила работу в жанре симпозиума «Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре» (руководитель -д.пс.н., проф., чл.-кор. РАО Г.В. Залевский), который привлек к участию в работе психологов-исследователей, школьных психологов г. Томска, Томской области, гостей из Москвы, Красноярска, Барнаула).

Оценивая первый опыт проведения общероссийской школы молодого ученого, сошлемся на отзывы наиболее строгих судей - иногородних участников. Вот одно из мнений, высказанных зав. кафедрой педагогики Хакасского педуниверситета К.И Сумпанбаевой: «Нужное, интересное начинание. Однако изобилие одновременно проводимых мероприятий затрудняло участникам выбор секций, так как хотелось побывать на многих. Гессеновские чтения проведены на высоком уровне, особенно первая часть, за которую нес ответственность ТГПУ. Круглый стол в ТГУ удался в меньшей степени».

Оргкомитет, проанализировав все удачные и неудачные моменты, единодушно сделал выводы, которые фактически можно рассматривать как программу-минимум дальнейшего организационно-научного роста ТГПУ. В частности, намечен переход от жанра тезисов к сборникам проблемных статей по направлениям, а затем к монографиям как коллективным, так и авторским. Кроме того, именно проведение школы молодого ученого четко высветило необходимость создания постоянно действующего общеуниверситетского теоретико-методологического семинара, единого и для гуманитариев, и для естественников, который мог бы стать одной из форм непрерывного поствузовского самосовершенствования специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.