Научная статья на тему 'СОЛЬФЕДЖИО – КАК НАУКА ТЕОРИИ МУЗЫКИ – ФОРМИРОВАНИЕ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ И ЧИТКА С ЛИСТА'

СОЛЬФЕДЖИО – КАК НАУКА ТЕОРИИ МУЗЫКИ – ФОРМИРОВАНИЕ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ И ЧИТКА С ЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
383
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
сольфеджио / теория / предмет / читка с листа / правильное пение / учебная дисциплина / состав теории музыки

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нурматова Фируза Муминовна

сольфеджио в музыкальной школе преподавалось когда-то отдельно от предмета Теория музыки. Учебники по Сольфеджио и сам предмет включают в себя основные знания по теории музыки. Дословно переводится "пение по нотам". Сольфеджио система тренингов по выработке навыков координации между слухом и зрением, слухом и голосом, слухом и памятью, слухом и руками. В широком смысле, сольфеджио – это пение по нотам, пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа, потому-то это слово и звучит так музыкально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЛЬФЕДЖИО – КАК НАУКА ТЕОРИИ МУЗЫКИ – ФОРМИРОВАНИЕ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ И ЧИТКА С ЛИСТА»

11. Абдуллаев А. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 27-29.

12. ХалиловаХ.Х. Эффективные способы изучения музыки // Academy, 67:4 (2021). C. 81-83.

13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование, 2021. № 2 (77). Часть 2. С. 94-97.

14. Иннатуллаев М. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // Academy, 67:4 (2021). C. 75-77.

15. МухамадиеваР.У. Хоровое искусство и управление хором // Academy, 67:4 (2021). C. 78-80.

СОЛЬФЕДЖИО - КАК НАУКА ТЕОРИИ МУЗЫКИ -ФОРМИРОВАНИЕ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ И ЧИТКА С ЛИСТА

Нурматова Ф.М.

Нурматова Фируза Муминовна — магистрант, отделение музыкального образования и искусства, факультет искусствоведения, Термезский государственный университет, г. Термез, Республика Узбекистан

Аннотация: сольфеджио в музыкальной школе преподавалось когда-то отдельно от предмета Теория музыки. Учебники по Сольфеджио и сам предмет включают в себя основные знания по теории музыки. Дословно переводится "пение по нотам". Сольфеджио - система тренингов по выработке навыков координации между слухом и зрением, слухом и голосом, слухом и памятью, слухом и руками. В широком смысле, сольфеджио - это пение по нотам, пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа, потому-то это слово и звучит так музыкально.

Ключевые слова: сольфеджио, теория, предмет, читка с листа, правильное пение, учебная дисциплина, состав теории музыки.

УДК 781

Учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджио (сольмизацию), музыкальный диктант, анализ на слух, сольфеджио - начальные вокальные упражнения в чтении нот без текста. При пении мелодии сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио - это учебная дисциплина, которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах и консерваториях. Для воспитания музыкального слуха, для взращивания его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? С помощью тренировок, специальных упражнений - этим как раз и занимаются на сольфеджио. Курс сольфеджио можно разделить на две составляющие: теоретическую и практическую часть. В среднем звене теория отделяется от практики, в школе же они проходятся параллельно. Теоретическая часть - это элементарная теория музыки на протяжении всего периода учения в школе, на начальном этапе - на уровне музыкальной грамоты (причём это довольно серьёзный уровень).

Практическая часть - это пение специальных упражнений и номеров - отрывков из музыкальных произведений, а также запись диктантов (разумеется, музыкальных) и анализ на слух различных созвучий. Сначала учат читать и писать ноты - без этого никак, поэтому освоение нотной грамоты - это самый первый этап, который, к слову, заканчивается очень скоро. Если вы думаете, что нотную грамоту в музыкальных школах преподают все 7 лет, то это не так - месяц-другой максимум, затем происходит переключение на собственно музыкальную грамоту. И, как правило, уже в первом-втором классе ученики школ осваивают базовые её положения (на теоретическом уровне): виды мажора и минора, тональность, её устойчивые и неустойчивые звуки и созвучия, интервалы, аккорды, простую ритмику. Так же и в университете, консерватории, и других учреждениях, где изучают музыку. При этом параллельно начинается собственно сольфеджио - практическая часть - пение гамм, упражнений и номеров с дирижированием. сольфеджио - это и вид музыкальной деятельности, и учебная дисциплина.

Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях и во всех ключах для разных голосов, как женских, так и мужских. Преимущественно пишутся сольфеджио

одноголосные, но бывают двух- и трёхголосные, цель которых состоит в приучении поющего петь самостоятельно свою партию, не сбиваясь вследствие исполнения остальных партий другими голосами. В консерваториях на сольфеджио обращается особое внимание как на вернейший способ развития слуха и способности быстро и без ошибок читать музыкальную нотацию.

Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать - это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший -музыка; потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины.

Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу!

Список литературы

1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY. № 3(66), 2021. 57-60 стр.

2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 212 (2020). C. 58-61.

3. Мажитов Ш.М. Музыкальные навыки как орудия методического обучения в общеобразовательной школе // Academy, 67:4 (2021). C. 69-71.

4. Азимов А.К. Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании // Academy, 67:4 (2021). C. 72-74.

5. Жумаев С.С. Интерактивные технологии обучения музыки // Academy, 67:4 (2021). C. 66-68.

6. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности // Проблемы науки. 60:1 (2021). С. 46-48.

7. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

8. Саидий С. Влияния музыки на человека // Academy, 67:4 (2021). C. 63-65.

9. Саидий С. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 327-329.

10. Абдуллаев А.Х. Нравственное и эстетическое воспитание учеников через изобразительное искусство // Academy, 67:4 (2021). C. 60-62.

11. Абдуллаев А. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 27-29.

12. ХалиловаХ.Х. Эффективные способы изучения музыки // Academy, 67:4 (2021). C. 81-83.

13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование, 2021. № 2 (77). Часть 2. С. 94-97.

14. Иннатуллаев М. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // Academy, 67:4 (2021). C. 75-77.

15. МухамадиеваР.У. Хоровое искусство и управление хором // Academy, 67:4 (2021). C. 78-80.

ВОСТОЧНАЯ МУЗЫКА Холиков Н.Э.

Холиков Ниятилла Эргашевич — магистрант, отделение музыкального образования и искусства, факультет искусствоведения, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: западный человек не может до конца постичь философской системы Востока потому, что современный человек просто не может понять дух общества, который не ориентирован на собственность и алчность. При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; на последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

Ключевые слова: педагогика, Восток, музыка Востока, связь музыки с европейский, строение музыки, дорийский лад, миксолидийский лад.

В последние десятилетия происходят кардинальные изменения в понимании содержания понятия «Методика» применительно к общему музыкальному образованию. Они выражаются в признании методики музыкального образования как особой самостоятельной области научного знания, рассматривают проблемы методики музыкального образования наряду с такими областями, как: методология педагогики музыкального образования, теория музыкального образования, история музыкального образования.

В настоящее время цивилизация Дальнего Востока известна далеко за его пределами. Сейчас трудно найти уголок земли, где были бы неизвестны явления различных областей культуры Китая, Кореи и Японии. Однако в области музыки многие явления музыкального наследия остаются неизвестными российской интеллигенции. Это не случайно. В отечественном музыкознании до настоящего времени нет работы, где освещалась бы история музыки стран Восточной Азии, хотя бы в конспективной форме.

Давным-давно восточные мудрецы в ходе духовных практик открыли несколько звуковых вибраций, которые не только поддерживают энергетику в норме, но и исцеляют болезни души и тела.

Предлагаемая читателям книга впервые в одном издании подробно знакомит российских читателей с историей и теорией, а также с некоторыми шедеврами традиционной музыки стран Восточной Азии (Китай, Корея, Япония), которые вместе составляют единый культурный ареал. Книга, излагающая в популярной форме важнейшие вехи музыкальной культур Н. Чахвадзе, где говорится о том, что: «Взаимоотношения России с Западом с петровских времён строились как отношения "любви-соперничества" Дальнего Востока, может быть использована не только в качестве учебного пособия для студентов музыкальных и педагогических вузов, но будет полезна всем.

Музыка звучала в Китае во время выполнения ритуальных обрядов, на свадьбах, народных гуляниях, похоронах, музыки развлекали гостей в богатых домах, как того требовали правила хорошего тона. Музыкальные произведения строились в Китае на пятиступенчатой гамме, гамма - на 12-ступенчатомхроматическом ряду, поэтому количество порядок и в-тональностей в музыкальных произведениях была немалой. Исполнялись музыкальные произведения на каменных и кожаных барабанах, металлических колоколах и гонгах, деревянных цимбалах и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.