Научная статья на тему 'ДЕТСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА'

ДЕТСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
хор / пения / структура пения / методика / педагогика / чтения с листа / тематический план / музыкальное воспитание

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходжабаева Зухра Пармановна

в статье рассматривается формирование у учащихся вокально-хоровых умений и навыков; приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений; развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству, в том числе к хоровому искусству; развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма; обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа; воспитание чувства коллективизма и ответственности. Структура программы включает в себя: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценки, методическое обеспечение учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Ходжабаева З.П.

Ходжабаева Зухра Пармановна — преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается формирование у учащихся вокально-хоровых умений и навыков; приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений; развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству, в том числе - к хоровому искусству; развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма; обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа; воспитание чувства коллективизма и ответственности. Структура программы включает в себя: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценки, методическое обеспечение учебного процесса. Ключевые слова: хор, пения, структура пения, методика, педагогика, чтения с листа, тематический план, музыкальное воспитание.

УДК 781

Музыка - наиболее доступный, сильнодействующий, напрямую связанный эмоциональной сферой человека вид искусств. Ей принадлежит ведущая роль в формировании утонченного вкуса, понимания законов красоты, гармонии, развития высокой духовности. Музыкальное воспитание детей - важное звено общей системы воспитания, основной задачей каждого является разработка и внедрение творческой системы музыкального - эстетического образования. Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к культурным ценностям, без овладения всем опытом мирового культурного наследия прошлого. В решении проблемы формирования духовности значимую роль играет музыкальная культура.

Место и роль музыки в формировании личности определяется многофункциональностью музыкального искусства. В число важнейших функций музыки входят эвристическая, информационная, эстетическая и другие. Сегодня многие детские музыкальные учреждения нуждаются и в научно-методическом обеспечении, и в разнообразном музыкальном репертуаре. Именно музыкальный репертуар является важнейшим средством музыкального - эстетического развития учащихся. Все мы любим песни, «Песни - душа народа», слышим от музыкантов. И действительно, песня сопровождает человека всегда и везде, во всех случаях жизни. Рождается малыш - мама поёт ему колыбельные песни. Ребёнок немного вырастает и начинает сам петь разные детские шуточные песни, считалки. А уж во взрослой жизни песен становится ещё больше.

В детском саду и в школе дети тоже поют. И на музыкальных занятиях, и на праздниках, и на прогулке, и во время игры. Без песни не было бы музыки. Песне придаётся большое значение, так как трудно переоценить воздействие, оказываемое на человека хорошей песней. Раньше многие хорошие песни становились «народными», существовал большой репертуар детских песен, то сейчас часто содержательный уровень песен крайне примитивен, а хороших песен для детей пишут мало.

Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие детей, очень важный и острый. Изучив необходимую литературу по данному вопросу, выявлено противоречие между существующими требованиями образовательного стандарта начального и основного общего образования по развитию вокальных способностей детей младшего школьного возраста и отсутствием критериев подбора песенного репертуара для занятий вокалом. Влияние пения на общее состояние организма ребёнка. Гигиена детских голосов, формирование певческого звука. Особенности подбора песенного репертуара с учётом развития вокальных способностей детей младшего школьного возраста.

Пение - исполнение музыки при помощи певческого голоса. Отличаясь от разговорной речи точностью звуко-высотной интонации, пение является одним из наиболее ярких и выразительных средств музыкального искусства. В пении, как и в других видах исполнительства, ребёнок может активно проявлять своё отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Только в деятельности совершенствуются

восприятие, память, мышление, ощущения, приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности.

В любой деятельности необходимы сознательность и целенаправленность. Сознание ребёнка формируется в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Так дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия и т.д. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углублённо переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений постепенно ориентирует ребёнка в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

В пении успешно формируются весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения навыки. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, заметно положительное влияние на физическое развитие детей. Влияние пение на нравственную сферу выражается в двух аспектах.

С одной стороны, в песнях передано определённое содержание, отношение к нему; с другой - пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которые отражены в песнях. Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными процессами. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Цель урока должна быть такой, чтобы ученик был готов творчески сам реализовать свои знания посредством хорового пения, обобщить и систематизировать уже имеющийся жизненно-музыкальный опыт у учащихся.

Задачи учебного процесса:

Воспитательные: воспитание интереса, любви к авторской песне, вокального слуха, культуры движений, организованности и внимания.

Образовательные: познакомить с песней который дано по плану, изучение особенностей музыкального языка;

Развивающие: овладение вокально-хоровыми навыками, необходимыми для выразительного исполнения песен; развитие ладового чувства; развитие ритмического чувства; формирование эмоциональной активности и отзывчивости, художественных способностей.

Начинать разучивать мелодию, песни лучше без текста, на какой-нибудь слог, например «ля», «ла» (тогда внимание ребенка будет сосредоточено на звуко-высотной линии). Подвижные песни необходимо спеть в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо и правильно проговаривать слова, особенно трудные для воспроизведения и произношения. Сложные по ритмическому рисунку мелодии, фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок понял, куда движется мелодия и как направить свой голос, пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Трудный ритмический рисунок можно прохлопать, простучать, затем одновременно прохлопать и простучать или пропеть на какой - либо слог. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Рот всегда должен иметь округлую форму. Дышат нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно расходуя его. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечей (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками и т.д.

Перед пением голос должен быть «разогрет» и др. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песен. Сидеть дети должны прямо, без напряжения, расправив плечи, руки спокойно лежать на коленях, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, спина должна быть прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса, вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения. К музыкальному искусству на уроках музыки способствует воспитанию формирования взглядов, убеждений, духовных потребностей школьников.

94

Список литературы

1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY. № 3(66), 2021. 57-60 стр.

2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 212 (2020). C. 58-61.

3. Мажитов Ш.М. Музыкальные навыки как орудия методического обучения в общеобразовательной школе // Academy, 67:4 (2021). C. 69-71.

4. Азимов А.К. Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании // Academy, 67:4 (2021). C. 72-74.

5. Жумаев С.С. Интерактивные технологии обучения музыки // Academy, 67:4 (2021). C. 66-68.

6. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности // Проблемы науки. 60:1 (2021). С. 46-48.

7. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

8. Саидий С. Влияния музыки на человека // Academy, 67:4 (2021). C. 63-65.

9. Саидий С. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 327-329.

10. Абдуллаев А.Х. Нравственное и эстетическое воспитание учеников через изобразительное искусство // Academy, 67:4 (2021). C. 60-62.

11. Абдуллаев А. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 27-29.

12. ХалиловаХ.Х. Эффективные способы изучения музыки // Academy, 67:4 (2021). C. 81-83.

13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование, 2021. № 2 (77). Часть 2. С. 94-97.

14. Иннатуллаев М. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // Academy, 67:4 (2021). C. 75-77.

15. МухамадиеваР.У. Хоровое искусство и управление хором // Academy, 67:4 (2021). C. 78-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.