Научная статья на тему 'ПОДБОР СОСТАВА ХОРА И ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 10-13 ЛЕТ'

ПОДБОР СОСТАВА ХОРА И ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 10-13 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагог/ вокал/ хор/ музыка/ учитель/ голосовой аппарат/ пения. / teacher / vocals / choir / music / teacher / vocal apparatus / singing.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Хоровое исполнительство один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровое пение» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта. В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOIR COMPOSITION AND MUSICAL STUDY MATERIALS AT SCHOOL AGE 10-13 YEARS

Choral performance is one of the most difficult and significant types of musical activity, the academic subject "Choral Singing" is a compulsory subject, occupies a special place in the development of a musician. In the children's art school, where students combine choral singing with teaching to play one of the musical instruments, the choir class serves as one of the most important factors in the development of hearing, musicality of children, and helps in the formation of intonation skills.

Текст научной работы на тему «ПОДБОР СОСТАВА ХОРА И ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 10-13 ЛЕТ»

ПОДБОР СОСТАВА ХОРА И ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 10-13 ЛЕТ

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровое пение» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта. В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков.

Ключевые слова: педагог/ вокал/ хор/ музыка/ учитель/ голосовой аппарат/ пения.

CHOIR COMPOSITION AND MUSICAL STUDY MATERIALS AT SCHOOL

AGE 10-13 YEARS

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

Choral performance is one of the most difficult and significant types of musical activity, the academic subject "Choral Singing" is a compulsory subject, occupies a special place in the development of a musician. In the children's art school, where students combine choral singing with teaching to play one of the musical instruments, the choir class serves as one of the most important factors in the development of hearing, musicality of children, and helps in the formation of intonation skills.

Keywords: teacher / vocals / choir / music / teacher / vocal apparatus / singing.

Подготовка хормейстера, руководителя детского вокально-хорового коллектива предполагает воспитание в будущем специалисте целого комплекса профессиональных знаний, умений и навыков, среди которых знание возрастной психологии, физиологии ребенка и понятие об их изменениях в процессе роста, овладение навыками управлением хором, знание вокальной технологии, понятие о

гигиене, охране глосса и его воспитания. Кроме того, руководитель детского вокально-хорового коллектива должен быть интеллектуально развит, артистичен, он должен обладать хорошими организаторскими способностями.

Владение указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями подразумевает, что обучающийся должен: иметь практический опыт: - организации образовательного процесса с учетом базовых основ педагогики; - организации обучения игре на инструменте с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся; - организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей. уметь: - делать педагогический анализ ситуации в хоровом классе; - использовать теоретические знания в области психологии общения в педагогической деятельности; - пользоваться специальной литературой; - подбирать репертуар с учетом индивидуальных особенностей ученика. знать: - основы теории воспитания и образования; - психолого-педагогические особенности работы с детьми школьного возраста; 7 - требования к личности педагога; - основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом; - основные положения законодательных и нормативных актов в области образования, непосредственно связанных с деятельностью образовательных учреждений дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, прав и обязанностей обучающихся и педагогических кадров; - творческие и педагогические хоровые школы; -современные методики обучения пению в хоре; - педагогический хоровой репертуар образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организаций; - профессиональную терминологию.

. Основные принципы подбора репертуара для детских хоров. - Основные цели и задачи музыкального репертуара для детей. - Педагогические принципы при подборе репертуара для детского хора. - Обзор основной методической литературы. Практические занятия: 1. Конспектирование лекции. 2. Составление списка методической литературы по детскому репертуару. Самостоятельная работа: Чтение методической литературы и ее конспектирование (см. список литературы).

При подборе репертуара для детей хормейстер, прежде всего, опирается на принципы, которые сформировались за долгие годы развития отечественной музыкальной педагогики и детского хорового творчества. Это принципы идейности, духовности, высокой художественности, народности произведений, соответствия возрастному составу хора, доступности и разнообразия жанров и стилей. Основная цель репертуара для детского хора - это нравственно-

эстетическое воспитание детей: приобщение детей к музыке, формирование эмоциональной отзывчивости на доброе и прекрасное в окружающей их жизни и отрицательное отношение к несправедливости и злу.

Хормейстер располагает благодатным, благородным материалом, множеством чудесных произведений: это жемчужины народного творчества, лучшие песни советских и российских композиторов, произведений русских и западных классиков, лучшие массовые и эстрадные песни, духовная музыка. При подборе репертуара следует учитывать возрастные особенности хора, насколько данный состав может добиться художественного исполнения песни, готов ли хор к этому психологически, эмоционально, достаточно ли хор технически обучен. Если каждое произведение будет отбираться на основе знания и учета особенностей и возможностей детей, то более успешно будет идти певческое развитие детей. При подборе репертуара педагог должен выяснить, насколько материал будет доступен детям данного возраста. В каждом хоре продбор репертуара будет зависеть от таких условий, как состояние голосового аппарата, музыкальной подготовки, музыкального слуха, а также от певческого опыта детей (то есть «стажа»). Репертуар детского хора в целом должен соответствовать всем требованиям нравственно-эстетического воспитания, а также выполнять учебно-образовательную роль.

Особенности подбора репертуара в подготовительной группе хора. -Возрастные особенности детей дошкольного возраста. - Основные задачи репертуара для данной группы хора. - Подбор репертуара с учетом всех педагогических принципов.

Практические занятия:

1.Конспектирование методической литературы и лекций.

2.Подбор репертуара и выразительное исполнение по нотам: игра аккомпанемента, пение хоровой партии со всеми словами.

3.Теоретический разбор всех сложностей в песнях и вокально-хоровой анализ.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы: ] Чтение методической

литературы и ее конспектирование. ] Изучение подобранного репертуара: пение песен, попевок, упражнений, игра аккомпанемента, пропевание всех слов в куплетах, выявление трудностей. ] Разбор вокально-хоровых сложностей в репертуаре. ] Пение всех хоровых партий со словами, игра аккомпанемента. ] Запись в тетрадь выбранного репертуара с указанием авторов песен и нотного источника с небольшой аннотацией и разбором сложностей.

Содержание курса включает в себя изучение детских вокально-хоровых сочинений различных по стилям и жанрам. Весь учебный год материал распределяется на пять возрастных групп: подготовительный детский хор, младший детский хор, хор среднего школьного возраста, старший хор,

юношеский хор. В процессе освоения обучающимися репертуара детских хоров предполагается приобретение следующих знаний и умений: • знание возрастной физиологии и психологии; • умение выбирать сочинения, представляющие художественную ценность; • умение представить хоровое произведение, т.е. качественная игра аккомпанемента и вокальное воплощение сочинения, либо игра партитуры acapella; • умение транспонировать произведение при необходимости; • умение подобрать аккомпанемент; • знание вокально-хорового анализа и умение проанализировать заданную партитуру; • последовательность разучивания хоровой партитуры.

В процессе обучения по данной дисциплине ведется тетрадь, в которую вносится репертуарный список по следующим возрастным группам: подготовительный хор - 5-6 лет младший хор - 6-10 лет хор среднего школьного возраста - 10-13 лет старший хор - 13-16 лет юношеский хор - 15-17 лет ХОР СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - 10-13 ЛЕТ

Количество произведений a капелла должно зависеть от возрастной группы исполнителей. В старшей возрастной группе произведений a капелла должно быть не менее половины. В каждой возрастной группе должно быть не менее 10 хоровых сочинений, представленных анализом содержания, вокально-хоровым анализом, определением исполнительских сложностей и устным пояснением 30 приемов работы над ними. Также должны быть указаны авторы и название хорового произведения, название сборника, издательства, года выпуска.

На уроке обучающийся должен продемонстрировать хоровое произведение, показать хорошее качество исполнения. Если сочинение с сопровождением фортепиано, следует спеть один из голосов с аккомпанементом (допускается упрощение сопровождения). В хоровых произведениях, а капелла нужно сыграть всю хоровую фактуру и спеть ведущий голос.

Хоровое пение занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хор - это основа всего музыкального воспитания и место духовного обогащения и духовного общения. Нужно раскрепостить детей, высвободить их энергию творчества, создать условия для того, чтобы каждый почувствовал или хотел почувствовать себя индивидуальностью, личностью.

REFERENCES

1.ХОЛИКОВ КБ. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ // №3(66) МАРТ 2021 .НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. ПРОБЛЕМЫ НАУКИ ACADEMY // 57-60 СТР.

2.ХОЛИКОВ К.Б. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ //

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

3.ХОЛИКОВ КБ. МУЗЫКА И ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ВЕСТНИК ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ/ 440- 443

4.ХОЛИКОВ К Б. ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ФИЛОСОФИИ XXI ВЕКА СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ/ 118-121 СТР.

5.ХОЛИКОВ КБ. «АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

6.ХОЛИКОВ КБ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

7.ХОЛИКОВ КБ. «ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 21811601

8.ХОЛИКОВ К. Б. ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ. ЦЕЗУРА, ЕЕ ПРИЗНАКИ. ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ, ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ. МЕЛОДИЯ. ТЕМА. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

9.ХОЛИКОВ К. Б. ВАЖНЕЙШИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

10.ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

11. ХОЛИКОВ К. Б. «КОЛЕСО НАВЫКОВ» КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОМОЩИ СОИСКАТЕЛЯМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УПРАВЛЕНИЮ ХОРОМ

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

12. ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

13. ХОЛИКОВ К. Б. ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО, ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

14. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВОДИМЫЕ К ВОКАЛНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОЛОСА, ПРИ КАНТРАПУНКТНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

15. ХОЛИКОВ К. Б. ГАРМОНИЯ К УПРАЖНЕНИЮ ГОЛОСА ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ПРИ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

16. ХОЛИКОВ К. Б. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

17. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ОБЩЕГО РЕШЕНИЯ ДИКТАНТА ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

18. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА ПО СФЕРЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВО СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

19. ХОЛИКОВ К. Б. МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ТЯГОТЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ МНОГОГОЛОСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКЕ

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

20. ХОЛИКОВ К. Б. ПОДБОР СОСТАВА ХОРА И ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 10- 13 ЛЕТ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

21. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

22. ХОЛИКОВ К. Б. ПРОБЛЕМАТИКА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ - МУЗЫКАНТОВ В СФЕРЕ ФОРТЕПИАНО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

23. ХОЛИКОВ К. Б. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

24. ХОЛИКОВ К. Б. НОВЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ВОВРЕМЯ ПЕНИИ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

25. ХОЛИКОВ К. Б. ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ИНСТРУМЕНТОМ ВОЗБУЖДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ПРИ

КОЛЛЕКТИВНОМ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

26. ХОЛИКОВ К. Б. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГАРМОНИИ И АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

27. ХОЛИКОВ К. Б. РОЛЬ ТЕОРЕТИЧНОСТИ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ, ГАРМОНИИ И ПОЛИФОНИИ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

28. ХОЛИКОВ К. Б. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ШКОЛЕ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

29. ХОЛИКОВ К. Б. СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

30. ХОЛИКОВ К. Б. О СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ТРЕХ АККОРДОВ - ТОНИКИ, СУБДОМИНАНТЫ И ДОМИНАНТЫ

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.