Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С ПРИМЕНЕНИЕМ ШКОЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЗБЕКИСТАНА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С ПРИМЕНЕНИЕМ ШКОЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагог/ вокал/ музыка/хор/ учитель/ голосовой аппарат/ пения/ хоровой коллектив/ управление хором. / teacher / vocals / music / choir / teacher / vocal apparatus / singing / choir collective / choir management.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Хоровое искусство – одно из древнейших проявлений музыкальной культуры нашего народа. Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по вокалу и хору тех, кто стремится понять природу певческого голосового аппарата и повысить свой вокальный уровень. Цель статьи – расширить представления читателей о современных курсах и методиках по вокальному и хоровому искусству и возможностях повышения уровня вокального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF THE CHORUS STAFF USING SCHOOL STUDENTS IN THE CONDITIONS OF UZBEKISTAN

Choral art is one of the most ancient manifestations of the musical culture of our people. The article is intended for a wide range of readers: music teachers, vocal and choir teachers, those who seek to understand the nature of the singing vocal apparatus and improve their vocal level. The purpose of the article is to expand the readers' understanding of modern courses and techniques in vocal and choral art and the possibilities of increasing the level of vocal skill.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С ПРИМЕНЕНИЕМ ШКОЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЗБЕКИСТАНА»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С ПРИМЕНЕНИЕМ ШКОЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ В УСЛОВИЯХ

УЗБЕКИСТАНА

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Хоровое искусство - одно из древнейших проявлений музыкальной культуры нашего народа. Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по вокалу и хору тех, кто стремится понять природу певческого голосового аппарата и повысить свой вокальный уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о современных курсах и методиках по вокальному и хоровому искусству и возможностях повышения уровня вокального мастерства.

Ключевые слова: педагог/ вокал/ музыка/хор/ учитель/ голосовой аппарат/ пения/ хоровой коллектив/ управление хором.

DESIGN OF THE CHORUS STAFF USING SCHOOL STUDENTS IN THE

CONDITIONS OF UZBEKISTAN

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

Choral art is one of the most ancient manifestations of the musical culture of our people. The article is intended for a wide range of readers: music teachers, vocal and choir teachers, those who seek to understand the nature of the singing vocal apparatus and improve their vocal level. The purpose of the article is to expand the readers' understanding of modern courses and techniques in vocal and choral art and the possibilities of increasing the level of vocal skill.

Key words: teacher / vocals / music / choir / teacher / vocal apparatus / singing / choir collective / choir management.

Хоровое искусство - одно из древнейших проявлений музыкальной культуры нашего народа. Это огромное национальное богатство не только представляет чисто познавательную ценность, но и имеет большое жизненное значение для

современной культуры. Хоровое пение - искусство, удивительное по красоте и необычайно трудное по специфике на протяжении столетий было наиболее действенным видом массового музицирования. Именно хоровое пение способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира учащихся; становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. В процессе хорового исполнения у учащихся развивается не только музыкальные способности, такие как слух, память, чувство ритма, но также способности, имеющие большое значение в общем развитии ребенка: Воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя. Хоровое пение содействует также овладению культурной речи, выработке четкого выразительного произношения, это - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся в школе. По отношению к музыкальной культуре общества создание школьного хорового коллектива выполняет две функции -приобщения к музыкальной культуре и функцию участия в создании самой музыкальной культуры, создание музыкальных ценностей.

Объектом исследования являются уроки хорового пения, как организационная форма формирования хоровых навыков у младших школьников.

1. Проанализировать особенности решения вопросов вокально-хорового обучения.

2. Определить конкретную последовательность формирования первоначальных певческих навыков в начальный период обучения.

3. Разработать систему музыкально-певческого материала, соответствующего вышеизложенной задаче.

4. Теоретически обосновать применение педагогических приемов, которые соответствуют закономерностям формирования певческих навыков.

В соответствии с поставленными задачами использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы. 2. Обобщение педагогического опыта, направленного на формирование хорового пения у младших школьников. Общая методология предполагает формирование у детей творческой личности, которая способна вести созидательную деятельность. Данная работа опирается на анализ и обобщение передового опыта ведущих педагогов и методистов.

Методика своей главной задачей ставит бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей. Современное музыкальное воспитание Узбекистана должно быть комплексным. Чтобы развивать все задатки творческих способностей учащихся, в том числе их музыкальные способности, интеллектуальную и эмоциональную активность. схемы составлены в строго

музыкальной форме и включают в себя решение задачи не только постановки голоса учащегося, но и развитие у него ладового чувства, чувства метроритма и музыкальной формы. «Дети, воспитанные в рамках основного направления детского вокально-музыкального воспитания методики, любят петь, поют музыкально, эмоционально переживают музыку, процесс интонирования». Для начального этапа развития голоса предлагается использовать преимущественно звуко-высотную зону выше «середины» и в фальцетном режиме. Отсюда и эффективность применения методов на практике педагогами, хормейстерами. С течением времени педагоги, хормейстеры пришли к выводу, что невозможно подходить однобоко к решению вопросов о звучании детского голоса и в его развитии можно выделить две так называемые модели хора:

1. Хор с фальцетной манерой звукообразования, узким динамическим диапазоном, хотя достаточно широким звуко-высотным диапазоном за счет верхних звуков.

2. Хор с грудной манерой звукообразования. Отличается более богатым тембром и более широким динамическим диапазоном, но имеет более ограниченный звуко-высотный диапазон, расположенный ближе к низкой тесситуре. Верхние звуки -напряженные и крикливые.

Таким образом, ни одна из моделей не является идеальной и не может быть рекомендована как единственно верная. Различные современные методические направления в обучении детей пению складывались исходя из представлений о регистровой структуре детского голоса, что позволяет сделать вывод о необходимости обоснования методики вокальной работы с детьми, учитывая теорию регистров детского голоса.

Хоровое пение развивает мышление детей. Хоровой коллектив выступает не только как действенная форма эстетического и нравственного воспитания поколения, но и воспитание социальной активности личности, что является особенно важным на современном этапе развития общества. Функция приобщения к музыкальной культуре осуществляется путем организации, посещения и участия детей в музыкальных праздниках, концертах. Хоровой коллектив должен выполнять основную воспитательную функцию через все другие - познавательную, эстетическую, общения, развития творческих способностей. При включении хоровую деятельность у детей возникает целая гамма отношений социально-психологического характера. Совместная хоровая деятельность усиливает свойственную детям потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело, чувство коллективизма.

Главная задача детского хорового пения состоит в формировании интереса детей к хоровому пению, в развитии их музыкальных способностей, не в стремлении к

активной концертно-исполнительской деятельности, а внимании личности ребенка средствами музыки, к самому процессу формирования его музыкальной культуры, куда составной частью, как закономерный результат, входит и концертная общественно полезная деятельность. Хоровые коллективы имеют огромный воспитательный потенциал, дают возможность массового участия детей в хоровом пении. Своеобразие этого типа творчества определяется тем, что хоровой коллектив, оказывая первостепенное влияние на формирование личности, как бы «переносится» в сферу досуга, выполняя новые функции в новых условиях, имея возможность 9 совершенствования внутри коллектива связей и использования новых форм влияния на участников хорового коллектива.

Хоровое пение занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хор - это основа всего музыкального воспитания и место духовного обогащения и духовного общения. Нужно раскрепостить детей, высвободить их энергию творчества, создать условия для того, чтобы каждый почувствовал или хотел почувствовать себя индивидуальностью, личностью. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей. Они состоят в качестве музыкального инструмента и коллективной природе хорового пения. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса ребенка, тренировки голосового аппарата. Каждому руководителю хора необходимо знать певческие возможности, которыми располагает каждый ребенок. Несмотря на индивидуальные возможности каждого из них, для определенной группы имеется ряд общих, наиболее существенных признаков.

Триумф и успех хорового коллектива не всегда зависят от объективных причин. Что такое Триумф - каждый руководитель понимает посвоему. Триумф для хорового коллектива - сродни человеческому счастью. Когда руководитель путём упорного труда стремится к процветанию коллектива (повышает своё мастерство и мастерство своего хора, создаёт новые проекты, ищет и находит материальную базу, достойные концертные площадки, меценатов и спонсоров...), на самом деле он подсознательно стремимся к тому ощущению, что характеризуется словом "триумф". Единственная ошибка, это то, что дирижёры не ищут для своего коллектива триумфа в первую очередь. Ибо если начать, с триумфа, все остальное (материальная база, "звёздные" солисты, меценаты и спонсоры...) придут в жизнь хора автоматически. Триумф для дирижёра и его хор, не станция назначения. Это способ путешествия. Поэтому состояние успеха должно быть совершенно естественным для любого хорового коллектива.

REFERENCES

1.ХОЛИКОВ К.Б. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ // №3(66) МАРТ 2021 .НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. ПРОБЛЕМЫ НАУКИ ACADEMY // 57-60 СТР.

2.ХОЛИКОВ КБ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ //

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

3.ХОЛИКОВ КБ. МУЗЫКА И ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ВЕСТНИК ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ/ 440- 443

4.ХОЛИКОВ К Б. ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ФИЛОСОФИИ XXI ВЕКА СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ/ 118-121 СТР.

5.ХОЛИКОВ КБ. «АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

6.ХОЛИКОВ КБ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

7.ХОЛИКОВ КБ. «ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 21811601

8.ХОЛИКОВ К. Б. ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ. ЦЕЗУРА, ЕЕ ПРИЗНАКИ. ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ, ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ. МЕЛОДИЯ. ТЕМА. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

9.ХОЛИКОВ К. Б. ВАЖНЕЙШИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

10.ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

11. ХОЛИКОВ К. Б. «КОЛЕСО НАВЫКОВ» КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОМОЩИ СОИСКАТЕЛЯМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УПРАВЛЕНИЮ ХОРОМ

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

12. ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

13. ХОЛИКОВ К. Б. ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО,

ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

14. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВОДИМЫЕ К ВОКАЛНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОЛОСА, ПРИ КАНТРАПУНКТНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

15. ХОЛИКОВ К. Б. ГАРМОНИЯ К УПРАЖНЕНИЮ ГОЛОСА ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ПРИ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

16. ХОЛИКОВ К. Б. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

17. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ОБЩЕГО РЕШЕНИЯ ДИКТАНТА ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

18. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА ПО СФЕРЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВО СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

19. ХОЛИКОВ К. Б. МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ТЯГОТЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ МНОГОГОЛОСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКЕ

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

20. ХОЛИКОВ К. Б. ПОДБОР СОСТАВА ХОРА И ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 10- 13 ЛЕТ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

21. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

22. ХОЛИКОВ К. Б. ПРОБЛЕМАТИКА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ - МУЗЫКАНТОВ В СФЕРЕ ФОРТЕПИАНО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

23. ХОЛИКОВ К. Б. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

24. ХОЛИКОВ К. Б. НОВЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ВОВРЕМЯ ПЕНИИ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

25. ХОЛИКОВ К. Б. ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ИНСТРУМЕНТОМ ВОЗБУЖДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ПРИ КОЛЛЕКТИВНОМ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

26. ХОЛИКОВ К. Б. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГАРМОНИИ И АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

27. ХОЛИКОВ К. Б. РОЛЬ ТЕОРЕТИЧНОСТИ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ, ГАРМОНИИ И ПОЛИФОНИИ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

28. ХОЛИКОВ К. Б. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ШКОЛЕ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

29. ХОЛИКОВ К. Б. СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

30. ХОЛИКОВ К. Б. О СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ТРЕХ АККОРДОВ - ТОНИКИ, СУБДОМИНАНТЫ И ДОМИНАНТЫ

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.