Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ ОБ АДРЕСАТЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ХОРА'

К ВОПРОСУ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ ОБ АДРЕСАТЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ХОРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагог/ вокал/ управление хором/ руководитель/ голосовой аппарат/ пения/ а капелла. / teacher / vocals / choir management / leader / vocal apparatus / singing / a cappella.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по вокалу и хору, тех, кто стремится понять природу певческого голосового аппарата в хоре и повысить свой вокальный уровень. Цель статьи – расширить представления читателей о современных курсах и методиках по вокальному и хоровому искусству, возможностях повышения уровня вокального мастерства в хоре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF VOCAL MUSIC ABOUT THE ADDRESS POETICAL DISCOURSE OF THE CHORUS

The article is intended for a wide range of readers: music teachers, vocal teachers, those who seek to understand the nature of the singing vocal apparatus in the choir and improve their vocal level. The purpose of the article is to expand the readers' understanding of modern courses and methods in vocal art and choral art, the possibilities of increasing the level of vocal mastery in the choir.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ ОБ АДРЕСАТЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ХОРА»

К ВОПРОСУ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ ОБ АДРЕСАТЕ ПОЭТИЧЕСКОГО

ДИСКУРСА ХОРА

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по вокалу и хору, тех, кто стремится понять природу певческого голосового аппарата в хоре и повысить свой вокальный уровень. Цель статьи -расширить представления читателей о современных курсах и методиках по вокальному и хоровому искусству, возможностях повышения уровня вокального мастерства в хоре.

Ключевые слова: педагог/ вокал/ управление хором/ руководитель/ голосовой аппарат/ пения/ а капелла.

TO THE QUESTION OF VOCAL MUSIC ABOUT THE ADDRESS POETICAL

DISCOURSE OF THE CHORUS

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

The article is intended for a wide range of readers: music teachers, vocal teachers, those who seek to understand the nature of the singing vocal apparatus in the choir and improve their vocal level. The purpose of the article is to expand the readers' understanding of modern courses and methods in vocal art and choral art, the possibilities of increasing the level of vocal mastery in the choir.

Key words: teacher / vocals / choir management / leader / vocal apparatus / singing / a cappella.

Вокальная музыка занимает значительное место в музыкальной культуре. Знакомство с различными вокальными жанрами способствует художественно -эстетическому развитию детей, формированию музыкально- эстетического сознания, расширению кругозора. Оно также является полезным с точки зрения вокально-хоровых навыков учащихся детской хоровой студии. Актуальность

вопроса подтверждается также тем, что в репертуаре часто встречаются хоровые переложения вокальной музыки. Цели и задачи:

• Приобретение познаний в области вокальной музыки;

• Расширение слухового опыта;

• Развитие музыкально-эстетического восприятия;

• Знакомство с различными композиторами, авторами вокальных произведений.

Можно делить с точки зрения характеристики следующих жанров вокальной музыки: - песня; романс; баллада; элегия; серенада; баркарола; вокализ; вокальный цикл. Для проведения занятия по теме «Жанры вокальной музыки» необходимо наличие аудиоаппаратуры, так как в плане урока включаются слушание музыкальных произведений. В качестве примеров для каждого жанра можно подобрать аудиофайлы.

Вокалист звучащий голос — музыкальная профессия, связанная с пением, то есть исполнением различных вокальных партий; участник какого-либо вокально-инструментального ансамбля, в котором данный участник исполняет вокальные партии.

Термин «вокалист» почти совпадает с термином «певец», но в современной эстрадной музыке трактуется несколько шире, в частности, подразумевая возможность

использования декламации, речитатива, скриминга и т. д.

Лидер-вокалист — участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно ведущие вокальные партии.

Бэк-вокалист — участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии на заднем плане. В зависимости от того, сколько человек и как именно участвуют в вокальном исполнении произведения, разделяют такие виды вокала как:

• Сольное пение (одиночное);

• Ансамблевое пение (от двух до 10 человек, исполняющих обычно разные партии);

• Хоровое пение (от 5-7 до нескольких десятков человек, некоторые из которых ведут идентичные партии).

Основные стили вокала

Классическое (академическое) пение.

Характерно для оперы и оперетты, мюзиклов, романсов. Традиции этого направления были заложены ещё в XVI веке — начиная с того времени и по сегодняшний день, классическое исполнение подразумевает высокую вокальную позицию и высокий купол, максимально объёмное звучание безупречно чистого

. — -« |

голоса. Полностью или частично исключаются форсирование звука, шумы и хрипы.

1. Джазовый вокал. Как результат слияния колоритных африканских ритмов и присущих европейским странам музыкальным традициям, этот стиль появился в конце XIX века в США. Для него характерен богатый и сильный голос, способный воспроизводить очень сочные звуки, варьируя тональности, используя приёмы подражательства и максимальную импровизацию. В джазовом вокале также есть очень много стилей, которые отличаются друг от друга своим исполнением (например босса-нова, свинг, фри-джаз, кроссовер, регтайм, спиричуэлс, госпел и еще много других.

2. Эстрадное пение. Данное направление отличает ориентация на массового потребителя. Отсюда — понятные по смыслу тексты без какой-то глубинной философии, простая и запоминающаяся манера исполнения, использование повторяющихся припевов. Сегодня эстрадный вокал тесно переплетается с другими стилями — рэпом, фолком, роком, также существуют различные стили эстрадного вокала: поп, рок, соул, фанк, диско, госпел, хип-хоп, хаус, эстрадный романс, баллада, авторская музыка, шансон, кабаре. В эстрадном пении используются приемы: хрип, сип, шумы, рыки, мелизм, субтон, фальцет. Используются все виды атак звука. Эстрадное пение самое разнообразное и свободное, если нет четкого представления в каком направлении работать, то выбрав это направление в будущем у Вас появится свой стиль и своя манера.

3. Народное пение. Это пение традиционное, которое относится к традиционной и национальной культуре определенного народа. В данном направлении пения очень много разнообразия, каждая песня в своем характере и в своих красках. Различаются два вида народного пения: 1. Классическое народное пение (романсовое пение или камерное пение), это пение романсов и песен у которых есть автор слов и музыки. Данная манера пения очень благозвучная, ей присущи близкий звук, но немного округлый(благородный), разговорная(речевая) манера, очень опертый звук, используется мягкая, иногда твердая атака звука. Редко используется прием "не тональный йодль". Данная манера очень близка эстрадной, оперетта и мюзикл 2. Фольклорное (этническое) пение, это пение определенного региона, области, города, края, деревни, села. хутора, нации в его первоначальном бытовом виде без обработок. Манера, позиция и исполнение зависит от определенной местности. Данное пение характеризуется очень опертом дыхании, манера зависит от местности (может быть, как и плоская и открытая, так и закрытая и объемная), используются две атаки звука, чаще твердая (масленичные песни, зазывания, ауканья), реже мягкая (гадальные, подблюдные, колыбельные). Также используются Различные приемы: йодли, спады, подъезды, ики, ауканья и др. Также существует еще одно ответвление от фольклора. В

настоящее время народное пение, а также фольклорное пение синтезируются с современной музыкой, как обработками, современными танцевальными фонограммами, как в эстраде, а также и смешиваются жанры и стили с другими и происходит появление новых стилей. Поп-фолк - народные песни, обработанные под танцевальные темпы и ритмы, музыка современная, вокал народный, либо музыка современная и вокал эстрадный, но исполняются исключительно народные песни. Фолк -рок - Используется народно-роковая манера - на твердой атаке звука и в начале на мягкой, используются народно-фольклорные вокальные приемы. Состав инструментов присущий рок-музыке, с добавлением народных инструментов. Фолк - джаз - исполнение либо в джазовой манере, либо в народной манере, либо смешиваются. Используются джазовые тона и приемы, блюзовые ноты, народные лады, тетрахорды, мелизм, йодли, пассажи, рулады, зазывания, ики, используются инструменты фортепиано, саксофон, состав джазовых, с добавлением народных. Фолк-транс, фолк-хаус, фолк-мистик - стили, где происходит смесь электронной музыки (этих стилей) с народным пением, ладами, приемами. Фолк-фьюжн - смесь народного (фольклорного пения) его приемов и техник (могут исполняться народные песни, могут исполняться авторские песни, но в народной манере) с различными стилями (поп, фанк, соул, джаз, блюз, рнб, рок, хип-хоп, транс, хаус) где аккомпанирующими инструментами являются только синтетические и электронные инструменты (синтезаторы, электрогитары, бас-гитары, драм-машина).

Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.

REFERENCES

1.ХОЛИКОВ КБ. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ // №3(66) МАРТ 2021 .НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. ПРОБЛЕМЫ НАУКИ ACADEMY // 57-60 СТР.

2.ХОЛИКОВ КБ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ //

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

3.ХОЛИКОВ КБ. МУЗЫКА И ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ВЕСТНИК ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ/ 440- 443

4.ХОЛИКОВ К Б. ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ФИЛОСОФИИ XXI ВЕКА СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ/ 118-121 СТР.

5.ХОЛИКОВ КБ. «АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

6.ХОЛИКОВ К.Б. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

7.ХОЛИКОВ КБ. «ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 21811601

8.ХОЛИКОВ К. Б. ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ. ЦЕЗУРА, ЕЕ ПРИЗНАКИ. ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ, ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ. МЕЛОДИЯ. ТЕМА. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

9.ХОЛИКОВ К. Б. ВАЖНЕЙШИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

10.ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

11. ХОЛИКОВ К. Б. «КОЛЕСО НАВЫКОВ» КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОМОЩИ СОИСКАТЕЛЯМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УПРАВЛЕНИЮ ХОРОМ

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

12. ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

13. ХОЛИКОВ К. Б. ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО, ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

14. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВОДИМЫЕ К ВОКАЛНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОЛОСА, ПРИ КАНТРАПУНКТНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

15. ХОЛИКОВ К. Б. ГАРМОНИЯ К УПРАЖНЕНИЮ ГОЛОСА ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ПРИ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

16. ХОЛИКОВ К. Б. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 1 2021 ISSN: 2181-1601

17. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ОБЩЕГО РЕШЕНИЯ ДИКТАНТА ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

18. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА ПО СФЕРЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВО СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

19. ХОЛИКОВ К. Б. МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ТЯГОТЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ МНОГОГОЛОСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКЕ

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

20. ХОЛИКОВ К. Б. ПОДБОР СОСТАВА ХОРА И ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 10- 13 ЛЕТ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

21. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

22. ХОЛИКОВ К. Б. ПРОБЛЕМАТИКА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ - МУЗЫКАНТОВ В СФЕРЕ ФОРТЕПИАНО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

23. ХОЛИКОВ К. Б. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

24. ХОЛИКОВ К. Б. НОВЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ВОВРЕМЯ ПЕНИИ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

25. ХОЛИКОВ К. Б. ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ИНСТРУМЕНТОМ ВОЗБУЖДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ПРИ КОЛЛЕКТИВНОМ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

26. ХОЛИКОВ К. Б. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГАРМОНИИ И АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

27. ХОЛИКОВ К. Б. РОЛЬ ТЕОРЕТИЧНОСТИ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ, ГАРМОНИИ И ПОЛИФОНИИ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

28. ХОЛИКОВ К. Б. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ШКОЛЕ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

29. ХОЛИКОВ К. Б. СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

30. ХОЛИКОВ К. Б. О СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ТРЕХ АККОРДОВ - ТОНИКИ, СУБДОМИНАНТЫ И ДОМИНАНТЫ

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.