Научная статья на тему 'ХОРОВОЙ ДИРИЖЁР КАК УПРАВЛЯЮЩИЙ КОЛЛЕКТИВОМ'

ХОРОВОЙ ДИРИЖЁР КАК УПРАВЛЯЮЩИЙ КОЛЛЕКТИВОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
дирижёр / руководитель / направляющий / педагог / образование / методика / партия / партитура / сольное пение / капелла

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимов Бекзод Турсун Угли

дирижирование – один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства. На разных языках перевод слова «дирижировать» имеет приблизительно одно значение – направляющий, управляющий, руководить. На первый план ставится роль руководителя, что означает, прежде всего, быть во главе чего-то, управлять, направлять чью-то деятельность. Внешняя эффектность работы дирижёра, производящая на первый взгляд впечатление доступности и лёгкости, на практике оказывается обманчивой, это одна из самых психологически, физически и эмоционально трудоёмких, ответственных и в какой-то мере необъяснимых профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХОРОВОЙ ДИРИЖЁР КАК УПРАВЛЯЮЩИЙ КОЛЛЕКТИВОМ»

14. Иннатуллаев М. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // Academy. 67:4 (2021). C. 75-77.

15. МухамадиеваР.У. Хоровое искусство и управление хором // Academy. 67:4 (2021). C. 78-80.

ХОРОВОЙ ДИРИЖЁР КАК УПРАВЛЯЮЩИЙ КОЛЛЕКТИВОМ

Алимов Б.Т.

Алимов Бекзод Турсун угли — магистрант, отделение музыкального образования и искусства, факультет искусствоведения, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: дирижирование - один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства. На разных языках перевод слова «дирижировать» имеет приблизительно одно значение - направляющий, управляющий, руководить. На первый план ставится роль руководителя, что означает, прежде всего, быть во главе чего-то, управлять, направлять чью-то деятельность. Внешняя эффектность работы дирижёра, производящая на первый взгляд впечатление доступности и лёгкости, на практике оказывается обманчивой, это одна из самых психологически, физически и эмоционально трудоёмких, ответственных и в какой-то мере необъяснимых профессий.

Ключевые слова: дирижёр, руководитель, направляющий, педагог, образование, методика, партия, партитура, сольное пение, капелла.

УДК 781

Дирижирование - один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства. На разных языках перевод слова «дирижировать» имеет приблизительно одно значение - направляющий, управляющий руководить. На первый план ставится роль руководителя, что означает, прежде всего, быть во главе чего-то, управлять, направлять чью-то деятельность. Сложность дирижёрской профессии обуславливается полифункциональностью роли дирижёра, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, «инженером», планирующим конкретное звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным «диспетчером», точно распределяющим время и качество звучания, «контролёром» качественной стороны исполнения. Дирижёр совмещает в себе функции актёра и режиссёра, задумывая и ставя «музыкальный спектакль» и одновременно играя в нём главную роль. Но к тому же дирижёр ещё и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив и помогающий каждому развить необходимые качества. Он и педагог, обучающий мастерству. Список этих «внутри дирижёрских профессий» можно было бы продолжить, но уже из названного следует, что дирижирование требует особой одарённости». К качествам такого порядка относится умение быть общепризнанным лидером для большого коллектива, организатором и «контролёром» всей его деятельности.

В дирижёре-хормейстере на первый план выходит личность, то есть набор индивидуальных личностных качеств, необходимых для этой профессии, как внешних, так и внутренних. Понятие личности как совокупности выработанных привычек и предпочтений, психического настроя и тонуса, социокультурного опыта и приобретённых знаний, набора психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой, даёт нам общую характеристику. Большое значение в определении личности играет темперамент - «характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой — с другой». Активность поведения характеризуется степенью энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности.

Как музыкант он должен обладать острым музыкальным слухом, чувством звукового баланса, мануальной техникой, быть интересным исполнителем, музыкально и вокально образованным педагогом. Работать с человеческим голосом непросто, поскольку это капризный, хрупкий инструмент, реагирующий как на внешние (плохая погода, атмосферное давление, влажность, сухость воздуха, время суток, усталость, нервозность, раздражение), так и внутренние (плохая постановка голоса, не владение вокально-хоровой техникой, нездоровье голосового аппарата и т.д.) условия. Необходимо, чтобы дирижёр сам в совершенстве владел своим голосом, искусством выразительного пения, мог показать, как выполняется тот или иной

певческий приём. Руководитель должен бережно относиться к голосам поющих, охранять и беречь их, соблюдать режим работы.

Хоровой дирижёр - это музыкант-исполнитель, инструментом которого является живой вокально-хоровой коллектив. Казалось бы, слишком прямолинейно определять коллектив как живой, но это определение даёт чёткие ориентиры в понимании сути особенностей работы, это ежеминутно и ежесекундно меняющийся коллектив. Управление и работа с людьми, создание из разрозненного собрания поющих, со своими характерами, проблемами, возможностями и способностями, единого послушного инструмента, способного передавать идейно-художественное содержание музыкального произведения, составляет сложную задачу. Это не лёгкое дело - овладеть сознанием сотни музыкантов. Хормейстеру нужно быть хорошим психологом и учитывать психологические и физиологические особенности как одного участника хора, так и всего коллектива. И это осуществляется им, прежде всего, на репетициях. Качество репетиций, проводимых руководителем хора, определяется не только тем, как скоро он сумел подготовить концертную программу, но и творческим ростом коллектива, повышением его исполнительского мастерства. Дисциплина зависит, прежде всего, от дирижёра, от его личной организованности, чёткости и целесообразности требований, от умения создать атмосферу деловой активности и увлечённости в работе. Фигура дирижёра должна производить впечатление общей собранности и подтянутости.

Центральной, или стержневой характеристикой личности дирижёра является его отношение к коллективу, общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, а такие черты как замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям нехарактерны для этой профессии. Среди особенностей характера - трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность, ответственность в работе, инициативность, настойчивость, в хорошем смысле фанатизм в своём деле. И в тоже время важны такие черты, как чувство собственного достоинства, стремление к самосовершенствованию, скромность.

Существует общеизвестное утверждение: «Дирижёром надо родиться», и с этим трудно не согласиться, поскольку дирижёрская работа - в большей степени служение искусству, образ жизни. Деятельность дирижёра окажется весьма неполноценной, если она не будет подкреплена магическим воздействием самой его личности. Иным достаточно появиться, и ещё до того, как они поднимут руки, призывая к вниманию, настроение в зале меняется. Одним только присутствием своим они переносят в мир музыки, воздух как бы электризуется. Душа дирижёра должна быть зеркалом, в котором музыка отражается так же, как природа во взоре художника. Музыка - это искусство выражать невыразимое. Ей дано поведать о многом, чего не высказать словами, не постичь разумом. Её область - неуловимое, неосязаемое и привидевшееся.

Список литературы

1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY. № 3(66), 2021. 57-60 стр.

2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 212 (2020). C. 58-61.

3. Мажитов Ш.М. Музыкальные навыки как орудия методического обучения в общеобразовательной школе // Academy, 67:4 (2021). C. 69-71.

4. Азимов А.К. Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании // Academy, 67:4 (2021). C. 72-74.

5. Жумаев С.С. Интерактивные технологии обучения музыки // Academy, 67:4 (2021). C. 66-68.

6. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности // Проблемы науки. 60:1 (2021). С. 46-48.

7. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

8. Саидий С. Влияния музыки на человека // Academy, 67:4 (2021). C. 63-65.

9. Саидий С. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 327-329.

10. Абдуллаев А.Х. Нравственное и эстетическое воспитание учеников через изобразительное искусство // Academy, 67:4 (2021). C. 60-62.

11. Абдуллаев А. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 27-29.

101

12. ХалиловаХ.Х. Эффективные способы изучения музыки // Academy, 67:4 (2021). C. 81-83.

13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование, 2021. № 2 (77). Часть 2. С. 94-97.

14. Иннатуллаев М. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // Academy, 67:4 (2021). C. 75-77.

15. МухамадиеваР.У. Хоровое искусство и управление хором // Academy, 67:4 (2021). C. 78-80.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА ХОРА И ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ

Муминов Ф.Х.

Муминов Фарход Хайруллаевич — магистрант, отделение музыкального образования и искусства, факультет искусствоведения, Навоийский государственный педагогический институт. г. Навоий, Республика Узбекистан

Аннотация: пение в хоре (ансамбле) является средством общего музыкального развития. Вместе с тем, оно воспитывает внимание, наблюдательность, дисциплинированность, дает основные данные о произведении, в конкретной фиксации показателей темпа, метра, ладотональных особенностей, особенностей формы, фактуры и др. Достаточно полно охватывает все необходимые вопросы, возникающие в процессе работы студента над этим разделом дирижерско-хоровой специальности. Основными и наиболее распространенными типами хоровых партитур являются хоровая миниатюра, а капелла и хор крупной формы с инструментальным сопровождением.

Ключевые слова: пения, хор, партия, капелла, дирижёр, помощник дирижёра, учитель, вокальный ансамбль, состав хора.

УДК 781

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Одна из таких тем - взаимодействие семьи и школы. Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семейное воспитание, чтобы вместе реализовать способности ребенка. На пути своего развития ребенок вступает во взаимодействие, сотрудничество с множеством людей. Для ребенка мы, его близкие и учителя, - то звено, которое связывает его со всеми достижениями культуры. Правильные, разнообразные формы сотрудничества ребенка с взрослыми - вот, основа развития духовной жизни. Культурная среда современной школы искусств представляет собой совокупность условий успешного развития личности, формируется постепенно, с наполнением ее компонентов идеями и ценностями, содержанием, методами и формами работы, опытом совместной жизнедеятельности. Возникает уникальная культурная атмосфера, принятая большинством членов данного сообщества: педагогами, учениками, их родителями, начинающая активно влиять на процесс развития и саморазвития личности. Преследуется простая с первого взгляда цель - научить родителей слушать своих детей во время выступления на концертах.

Занятия по группам являются основной формой организации занятий в объединении. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Главной целью данной образовательной программы является развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение искусством вокала. Воспитание эмоционального и осознанного отношения к музыке, умения понимать какими средствами создано данное настроение, данный образ в произведении или песне, умения слушать и слышать, чувствовать и сопереживать различные эмоциональные состояния. По составу хора наиболее распространенными являются три главных типа: 1. Хор женских или детских голосов (или тех и других вместе), 2. Хор мужских голосов, 3. Хор смешанных голосов.

Хор первого типа, состоящий из сопрано и альтов, и хор второго типа, состоящий из теноров и басов, называются однородными хорами. От соединения этих двух однородных хоровых групп (верхней и нижней) получается одна смешанная группа, так что хоры первого и второго типа можно считать за две половины хора третьего типа. Этим отнюдь не отрицается их самостоятельное значение, но обе вместе они образуют наиболее совершенный тип хора -смешанный хор. Немаловажное значение имеет вопрос о наименьшем количестве певцов в каждой хоровой партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.