Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА ХОРА И ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА ХОРА И ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
пения / хор / партия / капелла / дирижёр / помощник дирижёра / учитель / вокальный ансамбль / состав хора

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муминов Фарход Хайруллаевич

пение в хоре (ансамбле) является средством общего музыкального развития. Вместе с тем, оно воспитывает внимание, наблюдательность, дисциплинированность, дает основные данные о произведении, в конкретной фиксации показателей темпа, метра, ладотональных особенностей, особенностей формы, фактуры и др. Достаточно полно охватывает все необходимые вопросы, возникающие в процессе работы студента над этим разделом дирижерско-хоровой специальности. Основными и наиболее распространенными типами хоровых партитур являются хоровая миниатюра, a капелла и хор крупной формы с инструментальным сопровождением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА ХОРА И ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ»

12. ХалиловаХ.Х. Эффективные способы изучения музыки // Academy, 67:4 (2021). C. 81-83.

13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование, 2021. № 2 (77). Часть 2. С. 94-97.

14. Иннатуллаев М. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // Academy, 67:4 (2021). C. 75-77.

15. МухамадиеваР.У. Хоровое искусство и управление хором // Academy, 67:4 (2021). C. 78-80.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА ХОРА И ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ

Муминов Ф.Х.

Муминов Фарход Хайруллаевич — магистрант, отделение музыкального образования и искусства, факультет искусствоведения, Навоийский государственный педагогический институт. г. Навоий, Республика Узбекистан

Аннотация: пение в хоре (ансамбле) является средством общего музыкального развития. Вместе с тем, оно воспитывает внимание, наблюдательность, дисциплинированность, дает основные данные о произведении, в конкретной фиксации показателей темпа, метра, ладотональных особенностей, особенностей формы, фактуры и др. Достаточно полно охватывает все необходимые вопросы, возникающие в процессе работы студента над этим разделом дирижерско-хоровой специальности. Основными и наиболее распространенными типами хоровых партитур являются хоровая миниатюра, а капелла и хор крупной формы с инструментальным сопровождением.

Ключевые слова: пения, хор, партия, капелла, дирижёр, помощник дирижёра, учитель, вокальный ансамбль, состав хора.

УДК 781

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Одна из таких тем - взаимодействие семьи и школы. Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семейное воспитание, чтобы вместе реализовать способности ребенка. На пути своего развития ребенок вступает во взаимодействие, сотрудничество с множеством людей. Для ребенка мы, его близкие и учителя, - то звено, которое связывает его со всеми достижениями культуры. Правильные, разнообразные формы сотрудничества ребенка с взрослыми - вот, основа развития духовной жизни. Культурная среда современной школы искусств представляет собой совокупность условий успешного развития личности, формируется постепенно, с наполнением ее компонентов идеями и ценностями, содержанием, методами и формами работы, опытом совместной жизнедеятельности. Возникает уникальная культурная атмосфера, принятая большинством членов данного сообщества: педагогами, учениками, их родителями, начинающая активно влиять на процесс развития и саморазвития личности. Преследуется простая с первого взгляда цель - научить родителей слушать своих детей во время выступления на концертах.

Занятия по группам являются основной формой организации занятий в объединении. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Главной целью данной образовательной программы является развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение искусством вокала. Воспитание эмоционального и осознанного отношения к музыке, умения понимать какими средствами создано данное настроение, данный образ в произведении или песне, умения слушать и слышать, чувствовать и сопереживать различные эмоциональные состояния. По составу хора наиболее распространенными являются три главных типа: 1. Хор женских или детских голосов (или тех и других вместе), 2. Хор мужских голосов, 3. Хор смешанных голосов.

Хор первого типа, состоящий из сопрано и альтов, и хор второго типа, состоящий из теноров и басов, называются однородными хорами. От соединения этих двух однородных хоровых групп (верхней и нижней) получается одна смешанная группа, так что хоры первого и второго типа можно считать за две половины хора третьего типа. Этим отнюдь не отрицается их самостоятельное значение, но обе вместе они образуют наиболее совершенный тип хора -смешанный хор. Немаловажное значение имеет вопрос о наименьшем количестве певцов в каждой хоровой партии.

Если мы возьмем одного певца на партию, то, конечно, хоровой партии не получится, так, как один певец, это солист. Когда один певец будет брать дыхание, другой будет в положении солиста.

Если же мы возьмем на партию трех певцов, то партия составится: когда один из троих будет брать дыхание, то все же поющих остается два. Следовательно, при трех умелых певцах является возможность образовать минимальную по составу хоровую партию. Следовательно, для образования правильно организованного смешанного хора требуется не менее 12 певцов, распределенных по три на каждую партию. Такой хор мы назовем малым смешанным хором. Малый хор есть в то же время неполный хор, он вынужден ограничиваться, как принято выражаться, «чистым четырехголосием». Что касается расстановки хора, то вопрос этот трактуется по-разному. Попытаемся все же найти для его разрешения объективные обоснования.

Хор разделяется на четыре группы родственных голосов. Поставим партии первой группы в противоположных концах эстрады. Удобно ли им будет петь? Конечно, нет: они, как имеющие однородные диапазоны и регистры и поющие при удвоениях в октавах, всегда стремятся быть ближе одна к другой. «Неудобно, не слышно басов, не на кого опереться». Поэтому родственные партии должны стоять в одной группе. При этом партии, составляющие слой верхних голосов и принимающие на себя большую часть мелодического материала, должны стоять с правой стороны от дирижера. Партии среднего слоя, заполняющие гармоническим материалом пространство между верхним и нижним слоями, размещаются по всему хору. Дирижер хора должен иметь помощников как по музыкально-художественной, так и по организационной части. Помощник дирижера по музыкальной части ведет подготовительную работу с хором и замещает дирижера в случае его отсутствия по каким-либо причинам. Помощником дирижера по организационной части должен быть староста хора.

Староста хоровой партии должен, выбрать из ее состава одного певца, который ведал бы нотами своей партии. Рекомендуется при этом завести пять хороших, прочных папок — четыре для хора (по одной на партию) и одну для дирижера.

Взрослые - это выросшие дети. Записывая собственного ребёнка в музыкальную школу на тот или иной инструмент, родители недоумевают, когда в расписании появляется предмет «Хоровое пение». Первое, что стремятся они сделать, ссылаясь на большую загруженность ребенка в школе, - всеми способами обойти данный предмет. Многие считают занятия по специальности в музыкальной школе - самым важным в подготовке концертных исполнителей, не заостряя внимания на важности пения в хоре.

Список литературы

1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY. № 3(66), 2021. 57-60 стр.

2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 212 (2020). C. 58-61.

3. Мажитов Ш.М. Музыкальные навыки как орудия методического обучения в общеобразовательной школе // Academy, 67:4 (2021). C. 69-71.

4. Азимов А.К. Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании // Academy, 67:4 (2021). C. 72-74.

5. Жумаев С.С. Интерактивные технологии обучения музыки // Academy, 67:4 (2021). C. 66-68.

6. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности // Проблемы науки. 60:1 (2021). С. 46-48.

7. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

8. Саидий С. Влияния музыки на человека // Academy, 67:4 (2021). C. 63-65.

9. Саидий С. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 327-329.

10. Абдуллаев А.Х. Нравственное и эстетическое воспитание учеников через изобразительное искусство // Academy, 67:4 (2021). C. 60-62.

11. Абдуллаев А. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 27-29.

12. ХалиловаХ.Х. Эффективные способы изучения музыки // Academy, 67:4 (2021). C. 81-83.

13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование, 2021. № 2 (77). Часть 2. С. 94-97.

103

14. Иннатуллаев М. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // Academy, 67:4 (2021). C. 75-77.

15. МухамадиеваР.У. Хоровое искусство и управление хором // Academy, 67:4 (2021). C. 78-80.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЕ Норматова М.Б.

Норматова Мамлакат Барака кизи — магистрант, направление: теория педагогики и истории, факультет педагогики-психологии, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается педагогическая наука и педагогическая действительность, педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Изучены основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость, педагогический процесс как основная категория педагогики, сущностные характеристики педагогического процесса, этапы педагогического процесса: целеполагание, анализ и оценка результатов. Воспитание как социокультурное явление. Различные подходы к конструированию содержания образования на различных ступенях обучения, развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования.

Ключевые слова: педагогика, психология, образования, обучения, теория, адаптация, методы, связь между педагогикой и психологии.

УДК 37.02

Отрасль педагогики является одной из самых древних и начинается вместе с началом существования общества. Только благодаря развитию производственной, духовной и социальной сторон общества и передачи опыта своим потомкам стало возможно говорить об общественном прогрессе. Сегодня психология преподаётся фактически во всех вузах, университетах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки, факультетах повышения профессиональной квалификации, в системе после дипломного образования. Несмотря на разные различия в объёме и в глубинах изучаемых курсов, в специфической из направленности и содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно владение методикой её преподавания.

Методика преподавания психологии - наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп. Способы программированного обучения полагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операция анализа целей, задач, методов решения, форм вознаграждения и контроля применительно к предметному оглавлению познаний.

Методы проблемного обучения - акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого. Способы интерактивного обучения обратились к методам управления процессом усвоения умений посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Дистанционное обучение - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

В педагогической психологии представление «контроль» употребляется в несколько другом смысле - как учебное действие, входящее в ткань самого процесса учебной деятельности учащегося в качестве его составного элемента. Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по финальному итогу учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и исполняемое самим учащимся действие энергичного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций, их соответствия существу и оглавлению постигаемой теории, служащей ориентировочной основой для положительного решения учебной задачи.

В определенный момент развития общества воспитание стало осуществляться как общественная функция, т. е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются люди, профессией которых является обучать и передавать опыт, накопленный человечеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.