Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ВОКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДЫ ВОКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
методы / вокал / вокализ / вокалист / пения / урок / музыка / обучения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болтаев Бехруз Хамидович

естественно, прежде чем начинать работу по устранению большинства голосовых дефектов, преподавателю необходимо выяснить, что именно является их причиной анатомическое своеобразие голосового аппарата, его нездоровое состояние или же это привычная манера пения ребенка. Методика вокального обучения основывается на общедидактических и специальных, свойственных вокальной педагогике принципах обучения. К общедидактическим принципам относятся принципы воспитывающего обучения, научности, сознательности, связи с жизнью, посильной трудности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ВОКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»

МЕТОДЫ ВОКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Болтаев Б.Х.

Болтаев Бехруз Хамидович — магистрант, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: естественно, прежде чем начинать работу по устранению большинства голосовых дефектов, преподавателю необходимо выяснить, что именно является их причиной - анатомическое своеобразие голосового аппарата, его нездоровое состояние или же это привычная манера пения ребенка. Методика вокального обучения основывается на общедидактических и специальных, свойственных вокальной педагогике принципах обучения. К общедидактическим принципам относятся принципы воспитывающего обучения, научности, сознательности, связи с жизнью, посильной трудности.

Ключевые слова: методы, вокал, вокализ, вокалист, пения, урок, музыка, обучения.

УДК 37.02

Принципы обучения, свойственные непосредственно вокальной педагогике едины как в профессиональном обучении вокального пению, так и в системе музыкального образования в детских музыкальных школах, как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике работы с детским голосом, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательным при работе с детьми является применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

Методы вокальной работы с учащимися являются итогом многолетней практики педагогов-вокалистов, однако было бы малоэффективно использовать в своей работе только один какой-либо метод. Учитывая специфику индивидуального подхода к каждому ребенку, педагог должен подбирать методы работы дифференцированно, а также сочетая определенные элементы разных методик для достижения оптимального результата. Требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

Концентрический метод включает в себя стабильные упражнения, в них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Большинство вокальных упражнений строится по принципу постепенного движения и пения звуков ступеней вспомогательными нотами в мажорном звукоряде. Метод транспонирования упражнений в виде секвенций по полутонам, но упражнении построенным в едином ладу, без вспомогательных знаков альтерации.

Ладовое чувство - важнейшая особенность музыкального слуха, способность различать устойчивый и неустойчивый характер звуков, их тяготение друг к другу. Все упражнения надо петь на округлом «А», легато, без аккомпанемента, естественным звуком.

Упражнения для грудного регистра даются в диапазоне соль малой октавы до ми бемоль первой октавы. Это дает возможность ребенку, ощутить работу грудного регистра. Выработка ощущения регистрового порога на стыке грудного и фальцетного регистров. Для того чтобы ощутить перестройку голосового аппарата в фальцетный тип голосообразования. Затем происходит тренировка фальцетного регистра. После чего, преподаватель, убедившись в умении ученика использовать грудной и фальцетный режим, проводит работу по сглаживанию регистровых порогов, добиваясь смешанного звучания голоса, т.е. микста. Этот метод особенно хорош для использования с детьми, чей голос еще не проявлен. Слог или слово целостно организует работу всего голосового аппарата в определенном направлении.

Малейшие изменения артикуляционного уклада, даже в рамках одной и той же фонемы, создают уже новые акустические и аэродинамические условия для работы голосового аппарата, что сказывается на тембре голоса. В процессе распевания или вокализации мелодии необходимо чередование гласных и выстраивание их в единую манеру управлять звуком и артикуляции. Гласная «у» отличается наименьшим разнообразием способов артикуляции. При заглублённом звуке лучше поучить мелодию на гласной «и», а при плоском звучании попеть на гласную «о». Такой приём называется «будто гладить» гласных в одном фокусе, в единой манере звукообразования.

Все согласные при пении надо научиться произносить очень быстро, «спрессовано» между гласными, чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции. При этом необходимо учитывать степень трудности произношения согласных, которая зависит от места их образования.

Следует отметить, что звонкие согласные - это звуки высокого импеданса, а, следовательно, они усиливают работу голосовых связок. Глухие согласные выключают работу голосовых связок. Поэтому при наличии зажатости мышц гортани нужно использовать глухие согласные.

Смена слогов тренирует дикцию и сдерживает выдох. Начать формирование и развитие голоса с той гласной, которая лучше всего получается, на которой выявляются лучшие качества голоса. Подбор гласных и слогов для вокальных занятий должен осуществляться с ясным пониманием характера их влияния на работу голосового аппарата. Фонетический метод является очень мягким с точки зрения голососбережения и его хорошо использовать в работе с детьми.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что в рамках индивидуального подхода к каждому ученику преподаватель должен учитывать трудности и проблемы учащихся, подбирать упражнения и такие сочетания фонем, которые позволили бы максимально устранить имеющиеся недостатки и выявить достоинства звучания. Начинать работу нужно со среднего участка диапазона и постепенно его расширять. Двигаться от простого к сложному, сохраняя принцип постепенности.

На первом этапе целесообразно членить работу по освоению звукообразования на части, но только весьма осторожно и умело: как дышать, как открывать рот, освободить глотку, сделать зевок, раскрепостить нижнюю челюсть и т. д. Итак, подводя итог рассмотрению системы методов, применяемых в процессе обучения пению детей: система методов сама по себе является универсальной, важно отметить, что все вышеперечисленные методы не взаимоисключают, а дополняют и развивают друг друга. Педагог должен гибко подходить к процессу обучения, и в зависимости от природных задатков и способностей каждого ученика выбирать такое сочетание различных методов, которое позволило бы в наибольшей степени развить вокальные навыки ребенка.

В целом, базовыми методами при работе с учениками на уроках могут быть объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и фонетический методы. К ним, в зависимости от ситуации, преподаватель может добавить и элементы концентрического методов. Для самостоятельной работы педагог может активно рекомендовать ученику методы мысленного пения и сравнительного анализа.

Список литературы

1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY. № 3(66), 2021 57-60 стр.

2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. 99: 212 (2020). C. 58-61.

3. Мажитов Ш.М. Музыкальные навыки как орудие методического обучения в общеобразовательной школе // Academy. 67:4 (2021). C. 69-71.

4. Азимов А.К. Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании // Academy, 67:4 (2021).C. 72-74.

5. Жумаев С.С. Интерактивные технологии обучения музыке // Academy. 67:4 (2021). C. 66-68.

6. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности // Проблемы науки. 60:1 (2021). С. 46-48.

7. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

8. Саидий С. Влияние музыки на человека // Academy. 67:4 (2021). C. 63-65.

9. Саидий С. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 327-329.

10. Абдуллаев А.Х. Нравственное и эстетическое воспитание учеников через изобразительное искусство // Academy, 67:4 (2021), C. 60-62.

11. Абдуллаев А. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 27-29.

12. ХалиловаХ.Х. Эффективные способы изучения музыки // Academy, 67:4 (2021), C. 81-83.

13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование. 2021. № 2 (77). Часть 2. С. 94-97.

14. Иннатуллаев М. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // Academy. 67:4 (2021). C. 75-77.

15. МухамадиеваР.У. Хоровое искусство и управление хором // Academy. 67:4 (2021). C. 78-80.

ХОРОВОЙ ДИРИЖЁР КАК УПРАВЛЯЮЩИЙ КОЛЛЕКТИВОМ

Алимов Б.Т.

Алимов Бекзод Турсун угли — магистрант, отделение музыкального образования и искусства, факультет искусствоведения, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: дирижирование - один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства. На разных языках перевод слова «дирижировать» имеет приблизительно одно значение - направляющий, управляющий, руководить. На первый план ставится роль руководителя, что означает, прежде всего, быть во главе чего-то, управлять, направлять чью-то деятельность. Внешняя эффектность работы дирижёра, производящая на первый взгляд впечатление доступности и лёгкости, на практике оказывается обманчивой, это одна из самых психологически, физически и эмоционально трудоёмких, ответственных и в какой-то мере необъяснимых профессий.

Ключевые слова: дирижёр, руководитель, направляющий, педагог, образование, методика, партия, партитура, сольное пение, капелла.

УДК 781

Дирижирование - один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства. На разных языках перевод слова «дирижировать» имеет приблизительно одно значение - направляющий, управляющий руководить. На первый план ставится роль руководителя, что означает, прежде всего, быть во главе чего-то, управлять, направлять чью-то деятельность. Сложность дирижёрской профессии обуславливается полифункциональностью роли дирижёра, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, «инженером», планирующим конкретное звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным «диспетчером», точно распределяющим время и качество звучания, «контролёром» качественной стороны исполнения. Дирижёр совмещает в себе функции актёра и режиссёра, задумывая и ставя «музыкальный спектакль» и одновременно играя в нём главную роль. Но к тому же дирижёр ещё и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив и помогающий каждому развить необходимые качества. Он и педагог, обучающий мастерству. Список этих «внутри дирижёрских профессий» можно было бы продолжить, но уже из названного следует, что дирижирование требует особой одарённости». К качествам такого порядка относится умение быть общепризнанным лидером для большого коллектива, организатором и «контролёром» всей его деятельности.

В дирижёре-хормейстере на первый план выходит личность, то есть набор индивидуальных личностных качеств, необходимых для этой профессии, как внешних, так и внутренних. Понятие личности как совокупности выработанных привычек и предпочтений, психического настроя и тонуса, социокультурного опыта и приобретённых знаний, набора психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой, даёт нам общую характеристику. Большое значение в определении личности играет темперамент - «характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой — с другой». Активность поведения характеризуется степенью энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности.

Как музыкант он должен обладать острым музыкальным слухом, чувством звукового баланса, мануальной техникой, быть интересным исполнителем, музыкально и вокально образованным педагогом. Работать с человеческим голосом непросто, поскольку это капризный, хрупкий инструмент, реагирующий как на внешние (плохая погода, атмосферное давление, влажность, сухость воздуха, время суток, усталость, нервозность, раздражение), так и внутренние (плохая постановка голоса, не владение вокально-хоровой техникой, нездоровье голосового аппарата и т.д.) условия. Необходимо, чтобы дирижёр сам в совершенстве владел своим голосом, искусством выразительного пения, мог показать, как выполняется тот или иной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.