Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
педагогика / психология / образования / обучения / теория / адаптация / методы / связь между педагогикой и психологии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Норматова Мамлакат Барака Кизи

в статье рассматривается педагогическая наука и педагогическая действительность, педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Изучены основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость, педагогический процесс как основная категория педагогики, сущностные характеристики педагогического процесса, этапы педагогического процесса: целеполагание, анализ и оценка результатов. Воспитание как социокультурное явление. Различные подходы к конструированию содержания образования на различных ступенях обучения, развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

14. Иннатуллаев М. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // Academy, 67:4 (2021). C. 75-77.

15. МухамадиеваР.У. Хоровое искусство и управление хором // Academy, 67:4 (2021). C. 78-80.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЕ Норматова М.Б.

Норматова Мамлакат Барака кизи — магистрант, направление: теория педагогики и истории, факультет педагогики-психологии, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается педагогическая наука и педагогическая действительность, педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Изучены основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость, педагогический процесс как основная категория педагогики, сущностные характеристики педагогического процесса, этапы педагогического процесса: целеполагание, анализ и оценка результатов. Воспитание как социокультурное явление. Различные подходы к конструированию содержания образования на различных ступенях обучения, развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования.

Ключевые слова: педагогика, психология, образования, обучения, теория, адаптация, методы, связь между педагогикой и психологии.

УДК 37.02

Отрасль педагогики является одной из самых древних и начинается вместе с началом существования общества. Только благодаря развитию производственной, духовной и социальной сторон общества и передачи опыта своим потомкам стало возможно говорить об общественном прогрессе. Сегодня психология преподаётся фактически во всех вузах, университетах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки, факультетах повышения профессиональной квалификации, в системе после дипломного образования. Несмотря на разные различия в объёме и в глубинах изучаемых курсов, в специфической из направленности и содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно владение методикой её преподавания.

Методика преподавания психологии - наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп. Способы программированного обучения полагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операция анализа целей, задач, методов решения, форм вознаграждения и контроля применительно к предметному оглавлению познаний.

Методы проблемного обучения - акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого. Способы интерактивного обучения обратились к методам управления процессом усвоения умений посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Дистанционное обучение - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

В педагогической психологии представление «контроль» употребляется в несколько другом смысле - как учебное действие, входящее в ткань самого процесса учебной деятельности учащегося в качестве его составного элемента. Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по финальному итогу учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и исполняемое самим учащимся действие энергичного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций, их соответствия существу и оглавлению постигаемой теории, служащей ориентировочной основой для положительного решения учебной задачи.

В определенный момент развития общества воспитание стало осуществляться как общественная функция, т. е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются люди, профессией которых является обучать и передавать опыт, накопленный человечеством.

Дословно педагог (пейда - ребенок, гогос - вести) и обозначал «детоводитель». И только намного позже педагогами стали называть людей, которые обучали детей, а также занимались их непосредственным воспитанием. Следовательно, именно от этого слова и получила свое название педагогика как наука о воспитании.

Существует много теорий, объясняющих человеческую натуру, развитие личности во всей его сложности и многообразии. По той причине мы изучаем много различных теорий как для расширения своего кругозора, так и для того, чтобы найти пути их объединения. Бихевиоризм — это философия, лежащая в основе теорий научения, которые исходят из того, что наиболее значимым фактором развития человека является внешняя среда. Например, при классическом происходит связывание новых раздражителей с уже имеющимися безусловными реакциями. Считается, что многие наши эмоциональные реакции приобретаются подобным образом. При оперантном новое поведение должно иметь место еще до того, как оно может быть усилено путем подкрепления. Адаптация осуществляется за счет взаимно друг друга процессов ассимиляции (включения новой информации. Уже существующие структуры) и аккомодации (изменения структур в соответствии с требованиями внешней среды).

Предположение о том, что сложные формы человеческого поведения, как и некоторые формы поведения животных, определяются генетически, не раз подвергалось критике. В качестве рекомендаций и пожеланий по совершенствованию учебной и методической работы психолога было бы целесообразно установить более тесную связь с другими детскими учреждениями: школами, детским приютом, родителями. Возможно, важным было бы создание в школе клуба для родителей по и лиц, их заменяющих, по социально-психологической тематике для того, чтобы более полноценно шло сотрудничество.

Выдающимся вкладом В.А. Сухомлинского в психологию старшего школьного возраста следует считать его тезис о психологической культуре как важнейшем элементе образования. Он полагал необходимым ввести преподавание практической психологии в учебный план средней школы В.А. Сухомлинский не только обосновал необходимость психологического просвещения школьников; он в этой области выступил в качестве непосредственного просветителя молодежи. Не будучи профессиональным психологом, В.А. Сухомлинский в психологических разделах своих трудов, а они были рассчитаны на рядового учителя, - пользовался таким материалом, который хорошо известен широкому кругу, и, следовательно, не представлял нового слова в психологии, однако наряду с этим В.А. Сухомлинский предстает здесь и как незаурядный практический психолог, по-новому, творчески осмысливший и осветивший, на основе многолетних включенных наблюдений, детскую и педагогическую психологии.

Воспитание и образование даются путём всеохватных принципов, реализующихся разными методами. В своих произведениях, в частности в трактате «Тадабир ал-маназил», Ибн Сина подчёркивает, что воспитатели, учителя и составители педагогических планов добродетельного города обязаны обратить самое пристальное внимание на все эти принципы и методы.

Список литературы

1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY. № 3(66), 2021. 57-60 стр.

2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 212 (2020). C. 58-61.

3. Мажитов Ш.М. Музыкальные навыки как орудия методического обучения в общеобразовательной школе // Academy, 67:4 (2021). C. 69-71.

4. Азимов А.К. Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании // Academy, 67:4 (2021). C. 72-74.

5. Жумаев С.С. Интерактивные технологии обучения музыки // Academy, 67:4 (2021). C. 66-68.

6. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности // Проблемы науки. 60:1 (2021). С. 46-48.

7. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

8. Саидий С. Влияния музыки на человека // Academy, 67:4 (2021). C. 63-65.

9. Саидий С. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 327-329.

10. Абдуллаев А.Х. Нравственное и эстетическое воспитание учеников через изобразительное искусство // Academy, 67:4 (2021). C. 60-62.

105

11. Абдуллаев А. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 27-29.

12. ХалиловаХ.Х. Эффективные способы изучения музыки // Academy, 67:4 (2021). C. 81-83.

13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование, 2021. № 2 (77). Часть 2. С. 94-97.

14. Иннатуллаев М. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // Academy, 67:4 (2021). C. 75-77.

15. МухамадиеваР.У. Хоровое искусство и управление хором // Academy, 67:4 (2021). C. 78-80.

СОЛЬФЕДЖИО - КАК НАУКА ТЕОРИИ МУЗЫКИ -ФОРМИРОВАНИЕ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ И ЧИТКА С ЛИСТА

Нурматова Ф.М.

Нурматова Фируза Муминовна — магистрант, отделение музыкального образования и искусства, факультет искусствоведения, Термезский государственный университет, г. Термез, Республика Узбекистан

Аннотация: сольфеджио в музыкальной школе преподавалось когда-то отдельно от предмета Теория музыки. Учебники по Сольфеджио и сам предмет включают в себя основные знания по теории музыки. Дословно переводится "пение по нотам". Сольфеджио - система тренингов по выработке навыков координации между слухом и зрением, слухом и голосом, слухом и памятью, слухом и руками. В широком смысле, сольфеджио - это пение по нотам, пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа, потому-то это слово и звучит так музыкально.

Ключевые слова: сольфеджио, теория, предмет, читка с листа, правильное пение, учебная дисциплина, состав теории музыки.

УДК 781

Учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджио (сольмизацию), музыкальный диктант, анализ на слух, сольфеджио - начальные вокальные упражнения в чтении нот без текста. При пении мелодии сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио - это учебная дисциплина, которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах и консерваториях. Для воспитания музыкального слуха, для взращивания его от простой способности до мошцого профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? С помощью тренировок, специальных упражнений - этим как раз и занимаются на сольфеджио. Курс сольфеджио можно разделить на две составляющие: теоретическую и практическую часть. В среднем звене теория отделяется от практики, в школе же они проходятся параллельно. Теоретическая часть - это элементарная теория музыки на протяжении всего периода учения в школе, на начальном этапе - на уровне музыкальной грамоты (причём это довольно серьёзный уровень).

Практическая часть - это пение специальных упражнений и номеров - отрывков из музыкальных произведений, а также запись диктантов (разумеется, музыкальных) и анализ на слух различных созвучий. Сначала учат читать и писать ноты - без этого никак, поэтому освоение нотной грамоты - это самый первый этап, который, к слову, заканчивается очень скоро. Если вы думаете, что нотную грамоту в музыкальных школах преподают все 7 лет, то это не так - месяц-другой максимум, затем происходит переключение на собственно музыкальную грамоту. И, как правило, уже в первом-втором классе ученики школ осваивают базовые её положения (на теоретическом уровне): виды мажора и минора, тональность, её устойчивые и неустойчивые звуки и созвучия, интервалы, аккорды, простую ритмику. Так же и в университете, консерватории, и других учреждениях, где изучают музыку. При этом параллельно начинается собственно сольфеджио - практическая часть - пение гамм, упражнений и номеров с дирижированием. сольфеджио - это и вид музыкальной деятельности, и учебная дисциплина.

Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях и во всех ключах для разных голосов, как женских, так и мужских. Преимущественно пишутся сольфеджио

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.