Научная статья на тему 'ВОСТОЧНАЯ МУЗЫКА'

ВОСТОЧНАЯ МУЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
712
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
педагогика / Восток / музыка Востока / связь музыки с европейский / строение музыки / дорийский лад / миксолидийский лад

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Холиков Ниятилла Эргашевич

западный человек не может до конца постичь философской системы Востока потому, что современный человек просто не может понять дух общества, который не ориентирован на собственность и алчность. При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; на последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСТОЧНАЯ МУЗЫКА»

10. Абдуллаев А.Х. Нравственное и эстетическое воспитание учеников через изобразительное искусство // Academy, 67:4 (2021). C. 60-62.

11. Абдуллаев А. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 27-29.

12. ХалиловаХ.Х. Эффективные способы изучения музыки // Academy, 67:4 (2021). C. 81-83.

13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование, 2021. № 2 (77). Часть 2. С. 94-97.

14. Иннатуллаев М. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // Academy, 67:4 (2021). C. 75-77.

15. МухамадиеваР.У. Хоровое искусство и управление хором // Academy, 67:4 (2021). C. 78-80.

ВОСТОЧНАЯ МУЗЫКА Холиков Н.Э.

Холиков Ниятилла Эргашевич — магистрант, отделение музыкального образования и искусства, факультет искусствоведения, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: западный человек не может до конца постичь философской системы Востока потому, что современный человек просто не может понять дух общества, который не ориентирован на собственность и алчность. При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; на последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

Ключевые слова: педагогика, Восток, музыка Востока, связь музыки с европейский, строение музыки, дорийский лад, миксолидийский лад.

В последние десятилетия происходят кардинальные изменения в понимании содержания понятия «Методика» применительно к общему музыкальному образованию. Они выражаются в признании методики музыкального образования как особой самостоятельной области научного знания, рассматривают проблемы методики музыкального образования наряду с такими областями, как: методология педагогики музыкального образования, теория музыкального образования, история музыкального образования.

В настоящее время цивилизация Дальнего Востока известна далеко за его пределами. Сейчас трудно найти уголок земли, где были бы неизвестны явления различных областей культуры Китая, Кореи и Японии. Однако в области музыки многие явления музыкального наследия остаются неизвестными российской интеллигенции. Это не случайно. В отечественном музыкознании до настоящего времени нет работы, где освещалась бы история музыки стран Восточной Азии, хотя бы в конспективной форме.

Давным-давно восточные мудрецы в ходе духовных практик открыли несколько звуковых вибраций, которые не только поддерживают энергетику в норме, но и исцеляют болезни души и тела.

Предлагаемая читателям книга впервые в одном издании подробно знакомит российских читателей с историей и теорией, а также с некоторыми шедеврами традиционной музыки стран Восточной Азии (Китай, Корея, Япония), которые вместе составляют единый культурный ареал. Книга, излагающая в популярной форме важнейшие вехи музыкальной культур Н. Чахвадзе, где говорится о том, что: «Взаимоотношения России с Западом с петровских времён строились как отношения "любви-соперничества" Дальнего Востока, может быть использована не только в качестве учебного пособия для студентов музыкальных и педагогических вузов, но будет полезна всем.

Музыка звучала в Китае во время выполнения ритуальных обрядов, на свадьбах, народных гуляниях, похоронах, музыки развлекали гостей в богатых домах, как того требовали правила хорошего тона. Музыкальные произведения строились в Китае на пятиступенчатой гамме, гамма - на 12-ступенчатомхроматическом ряду, поэтому количество порядок и в-тональностей в музыкальных произведениях была немалой. Исполнялись музыкальные произведения на каменных и кожаных барабанах, металлических колоколах и гонгах, деревянных цимбалах и

Стукачках, бамбуковых дудках и флейтах, глиняных окарина, гуслях и лютнях с шелковыми струнами, свирели и флейтах из тыквы-горлянки.

На протяжении веков шел постоянный интенсивный обмен как между странами Востока, так и между Востоком и Западом: страны «обменивались» философскими идеями, художественным опытом, достижениями в области музыкального искусства. Состав оркестра зависел исключительно от состоятельности его владельца. Так, состоятельные китайцы радовали свой слух звуками колоколов, барабанов и пением хоровых капелл, малоимущих же устраивали сольная игра на каком-то одном инструменте и танцы красавиц. Восток дело тонкое. На Востоке живет много наций, их нравы и музыкальные взгляды тоже разные. Дорийский лад - один из натуральных ладов. Был широко распространён в античности и средневековье. Название происходит от одного из главных племён Древней Греции - дорийцев. В основе этот лад склонен к диатоническому строю; простейшим его примером может служить по следование белых клавиш на фортепиано от ре до ре. Хотя этот лад был изобретён в Греции, во многих странах они широко применяются. Так и в востоке тоже. Дорийский лад - один из самых популярных ладов современной музыки. Лады народной музыки, то, как они строятся и в чем их смысл. Тут и приходят на помощь лады. Вы могли слышать о них - Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский. Но об этих ладах подробно не будем говорить. Но мы должны некоторых нюансов должны раскрыт. Фригийский отличается от эолийского лада только пониженной второй ступенью. Дорийский также является минорным и отличается от эолийского только повышенной шестой ступенью.

У миксолидийского строение тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон, получается понижением в ионийском 7-й ступени. Каждая ступень звукоряда, каждый звук древние китайцы связывали в соответствии с традиционными религиозно-философских представлений с определенным временем года, часом суток, положением Солнца и Луны, различными птицами и животными, стихиями природы и тому подобное. Одни мелодии они исполняли весной, другие - летом, осенью, зимой. Не забываем, Восток - это не только Китай.

Азию, наверное, можно считать самой яркой, разнообразной и контрастной частью света, в которой при этом проживает больше половины человечества. В ней сосредоточены десятки стран и народов с огромным разнообразием политических устройств и экономических систем, разным уровнем жизни и непохожими культурными особенностями. Япония (Токио), Корейская Народно-Демократическая Республика - КНДР или Северная Корея (Пхеньян), Монголия (Улан-Батор), Республика Корея или Южная Корея (Сеул), Китай - КНР (Пекин). Многие народы Востока, опираясь на пентатонику, поют песни и сочиняют музыку, но и не только. Методика музыкального образования - это процесс и результаты интерпретации основополагающих теоретических положений к конкретным педагогическим условиям.

Методика реализует обучающую, воспитательную и развивающую функции музыкального образования и занимает промежуточное положение между наукой и искусством. Методика находит свое выражение в конкретизации цели, задач, содержания, методов, средств музыкального образования и воплощается в учебных программах, методических рекомендациях, наглядных образцах живого и творческого процесса взаимодействия учителя, учащихся с музыкальным искусством и музыкальной культурой в целом.

Основополагающее значение для методики имеет теория музыкального образования. Теоретические положения являются одновременно базой и ориентиром, на основе которых разрабатывается конкретная методика музыкального образования. Она направлена, с одной стороны, на реализацию нормативных документов, регламентирующих содержание общего музыкального образования, с другой стороны - на учет специфики конкретного образовательного учебного заведения, возрастных особенностей учащихся, круга их музыкальных интересов, опыта музыкальной деятельности, особенностей работы учителя музыки.

Список литературы

1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY. № 3(66), 2021. 57-60 стр.

2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 212 (2020). C. 58-61.

3. Мажитов Ш.М. Музыкальные навыки как орудия методического обучения в общеобразовательной школе // Academy, 67:4 (2021). C. 69-71.

4. Азимов А.К. Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании // Academy, 67:4 (2021). C. 72-74.

5. Жумаев С.С. Интерактивные технологии обучения музыки // Academy, 67:4 (2021). C. 66-68.

6. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности // Проблемы науки. 60:1 (2021). С. 46-48.

7. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

8. Саидий С. Влияния музыки на человека // Academy, 67:4 (2021). C. 63-65.

9. Саидий С. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 327-329.

10. Абдуллаев А.Х. Нравственное и эстетическое воспитание учеников через изобразительное искусство // Academy, 67:4 (2021). C. 60-62.

11. Абдуллаев А. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. C. 27-29.

12. ХалиловаХ.Х. Эффективные способы изучения музыки // Academy, 67:4 (2021). C. 81-83.

13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование, 2021. № 2 (77). Часть 2. С. 94-97.

14. Иннатуллаев М. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // Academy, 67:4 (2021). C. 75-77.

15. МухамадиеваР.У. Хоровое искусство и управление хором // Academy, 67:4 (2021). C. 78-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.