Научная статья на тему 'Сохранить или искоренить духовность и нравственность в системе школьного образования?'

Сохранить или искоренить духовность и нравственность в системе школьного образования? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОГРАММЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / АНАЛИЗ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PATRIOTISM / CITIZENSHIP / SPIRITUALLY-MORAL PERSONALITY VALUES OF SCHOOLCHILDREN / THE PROGRAM OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION OF STUDENTS / THE ANALYSIS OF PRIMARY AND BASIC STANDARDS OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE SCHOOL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Анатолий Федорович, Близниченко Марина Владимировна, Острикова Ирина Николаевна

В статье обсуждаются вопросы формирования патриотизма, гражданственности, духовно-нравственных личностных ценностей школьников. Дается анализ начального и основного стандартов образовательных программ в системе школьного образования, выявляются противоречия практики внедрения программ общекультурного цикла предметных дисциплин, направленных на формирование патриотизма, гражданственности, духовно-нравственных личностных ценностей школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Save or eliminate the spirituality and morality of the school education system?

The article discusses the issues of formation of patriotism and citizenship, spiritually-moral personality values of schoolchildren. Provides an analysis of the primary and basic standards of educational programs in the school system, are revealed the contradictions of the practice of implementation of the programmes of cultural cycle of subject disciplines, aimed at formation of patriotism and citizenship, spiritually-moral personality values of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Сохранить или искоренить духовность и нравственность в системе школьного образования?»



X

0

5

Г

1/1

О

Crs.

-чо

О

126

SAVE OR ELIMINATE THE SPIRITUALITY AND MORALITY OF THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM?

Grigoriev Anatoly Fedorovich, DSc of Cultural science, PhD of Pedagogical sciences, Professor, Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Honored Worker of Arts of Chechen Republic, President of Regional Fund of Traditional Cossack and Slavic Culture of Stavropol Territory "Renaissance", Stavropol E-mail: [email protected]

Bliznichenko Marina Vladimirovna, Senior Professor, Methodologist, Chair of Theory and Methods of Musical Education, Faculty of Arts, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol Ostrikova Irina Nikolaevna, Senior Professor, Chair of Theory and Methods of Musical Education, Faculty of Arts, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article discusses the issues of formation of patriotism and citizenship, spiritually-moral personality values of schoolchildren. Provides an analysis of the primary and basic standards of educational programs in the school system, are revealed the contradictions of the practice of implementation of the programmes of cultural cycle of subject disciplines, aimed at formation of patriotism and citizenship, spiritually-moral personality values of schoolchildren.

Keywords: patriotism; citizenship; spiritually-moral personality values of schoolchildren; the program of spiritual and moral development and education of studentsя the analysis of primary and basic standards of educational programs in the school system.

удк 371 сохранить или искоренить духовность

и нравственность в системе школьного образования?

© Григорьев А.Ф., 2013 © БлизниченкоИ.Н.,2013 © Острикова М.В., 2013

В статье обсуждаются вопросы формирования патриотизма, гражданственности, духовно-нравственных личностных ценностей школьников. Дается анализ начального и основного стандартов образовательных программ в системе школьного образования, выявляются противоречия практики внедрения программ общекультурного цикла предметных дисциплин, направленных на формирование патриотизма, гражданственности, духовно-нравственных личностных ценностей школьников.

Ключевые слова: формирование патриотизма; гражданственности; духовно-нравственных личностных ценностей школьников; программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; анализ начального и основного стандартов образовательных программ в системе школьного образования.

ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович,

доктор культурологии, кандидат

педагогических наук,

профессор, факультет

Искусств,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

заслуженный деятель

искусств ЧР,

президент

Регионального

фонда традиционной

казачьей и славянской

культуры Ставрополья

"Возрождение",

Ставрополь

grig. 26rus@gmail. com

Сегодня с высоких трибун все чаще слышатся тезисы о необходимости формирования патриотизма, гражданственности, духовнонравственных личностных ценностей школьников, и в этой связи справедливо акцентируется внимание на сохранение традиционной культуры народов России. Особую значимость и остроту данная проблематика приобретает в многонациональных регионах, каковым исторически является Ставропольский край и Северный Кавказ. Исследователи этнодемографических процессов на Северном Кавказе справедливо подчеркивают сложность социальной структуры Северного Кавказа, которая предопределена совместным проживанием на его территории аутентичных народов и во многом ассимилированных в процессе поликультурного взаимодействия [1 ;2;3;4]. Анализ социально-политической характеристики современного положения в Ставропольской крае и Северо-Кавказском округе в целом позволяет констатировать остроту проблем, связанных с межэтническими коммуникациями, этническими конфликтами, что придает особую актуальность и значимость проблеме возрождения духовных ценностей традиционной культуры, воспитания культуры межнационального общения, начиная со школьной скамьи.

Актуальность данной проблематики побудила осуществить анализ содержания стандартов начального и среднего общего образования

с целью выявления противоречий и несогласований в данном направлении педагогического образования.

Анализ показал, что в стандартах начального и основного стандарта образовательных программ общего образования должное внимание уделено программам, ориентированным как раз на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. В содержание включены такие программы, как программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, дисциплины "Основы духовно-нравственной культуры народов России", "Изобразительное искусство", "Музыка" [7]. Все эти дисциплины и программы базируются на единстве философско-культурологического и фундаментально-предметного компонентов. Интегрированный, системно-деятельностный, комплексный подходы, безусловно, предопределяют огромную значимость музыкального искусства и народного художественного творчества как базовой основы в педагогической деятельности в процессе формировании и развития общей культуры учителя, его патриотических, гражданских чувств, ценностных личностных качеств.

Составители и разработчики основной образовательной программы начального общего образования в (редакции 2008 г.), понимая и оценивая роль искусства и народного творчества, совершенно четко определили решение важнейших личностных ценностей. А именно: "В результате изучения музыки у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоционально активное восприятие; выработаны устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни, развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов. Приобщение кдостижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе" [7].

Кроме того, в разделе 2.2. (Программы отдельных учебных предметов, курсов) предусмотрена программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России", в которой изучаются традиционные и религиозные культуры народов России [7]. Программа "Музыка в жизни человека" направлена на изучение истоков возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния, дает обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей и т.д.

В разделе 2.3. представлена программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [7], которая является основой для разработки и реализации образовательным учреждением собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учётом культурно-исторических, этнических, конфессиональных, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Целью реализации программы является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Таким образом, в содержании основной образовательной программы начального общего образования в редакции 2008 года комплексно и полноценно отражены цели и задачи формирования и развития

БЛИЗНИЧЕНКО

Марина

Владимировна,

старший

преподаватель,

методист

ом

\

127

ОСТРИКОВА Ирина Николаевна,

старший

преподаватель

кафедра Теории

и методики

музыкального

образования,

факультет Искусств,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

X

0

X

г □ I./т

о

о

п

о

128

патриотических, гражданских, ценностных личностных качеств, общей культуры учащихся.

Основная образовательная программа основного общего образования (в редакции 2010 г.) [9] также последовательно направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся и включает практически те же предметы и программы данного направления "Искусство", "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

В Федеральном государственном образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (в редакции 2012 г.) в разделе 1.2.8. Музыка - предмет также обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий [10]. Подчеркнуто, что на "основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении... Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.. Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции с помощью творческого самовыражения" [10]. Однако тот же ФГОС среднего (полного) общего образования (в редакции 2012 г.) уже исключает из основной образовательной программы учебные предметы художественного цикла "Искусство", что вызывает справедливую озабоченность в педагогической среде [10].

В стандарте 2012 указано также, что ". в учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением (например, "Астрономия", "Искусство", "Психология", "Технология", "Дизайн", "История родного края", "Экология моего края") в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения" [10]. Это примерно как в рекомендациях чиновников царской России - "музыку и прочее искусство изучать на усмотрение начальства и по мере возможностей". При этом образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, определяет состав и структуру направлений, формы организации, но объём внеурочной деятельности обучающихся на ступени среднего (полно-

го) общего образования (до 700 часов за два года обучения). В пункте 23 стандарта прописано, что финансовые условия реализации основной образовательной программы должны: обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, включая выполнение индивидуальных проектов и внеурочную деятельность [10].

Совершенно очевидно, что положения стандарта 2012 г. в части исключения предметов художественно-творческого цикла "Искусство" из обязательного и включением их в дополнительные учебные предметы и курсы по выбору в итоге окончательно "искоренят духовность и нравственность в системе школьного образования" и нанесут сокрушительный удар в процессе воспитания духовных и нравственных ценностей в школьной среде. Именно включение предметов "Искусство" и "Основы духовнонравственной культуры народов России" в число обязательных в основную программу среднего школьного образования сохранит комплексность, системность в процессе формирования личностных ценностей учащихся и даст внятные ориентиры в разработке стандартов высшего педагогического образования по данному профилю.

Если проблемы формирования и развития патриотизма, гражданственности и духовнонравственных личностных ценностей граждан России озвучиваются и декларируются самим Президентом, следовательно решение таких стратегически важных для государства задач в школе не должны решаться средствами дополнительных учебных предметов и курсов по выбору.

Хочется напомнить, что влияние музыки на пихофизиологию человека было осмыслено еще древнегреческими философами. Платон, например, говорил, что ... могущественность и сила государства напрямую зависят оттого, в каких ладах и ритмах в нем звучит музыка, ибо именно музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим". Концепция гармонизации индивида с общественной жизнью была продолжена Аристотелем. А в китайской натурфилософии (это III век до н.э.) музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации, которые привносятся в хаотическую среду для гармонизации общественной жизни. В период Царской России общий культурный уровень передовой интелле-генции был довольно высоким. Свободное владение иностранными языками, пение и музицирование было общепринятым, иначе человек считался не образованным и в свете не принимался.

Вполне естественным возникает вопрос: -Какой мы хотим видеть свою Россию в будущем?- если формировать и воспитывать гражданственность, патриотизм,духовно-нравствен-

ные ценности в школе мы планируем на предметах дополнительного цикла и курсах по выбору, а значит, по остаточному признаку. Стандарты, где нет места искусству, культуре есть показатель общего культурного уровня тех, кто их принимает.

Хочется надеяться, что современные преобразования в отечественном образовании примут, наконец, созидательный характер и не позволят разрушить лучшие традиции, направленные на формирование и развитие в школьной среде консолидирующих общество ценностей: нравственность, духовность, патриотизм, что обеспечивается, в огромной степени, средствами приобщения детей к народной традиционной культуре и искусству.

Литература:

1. Белозеров В.С.Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. - Ставрополь, 2000.

2. Белалов Р.М. Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе: дисс. на соиск. уч. ст. к. п.н. (на правах рукописи). - Г розный, 2003.

3. Григорьев А.Ф. Материалы X Региональной научно-практической конференции // Педагогическая наука и практика - региону (1 -10 апреля 2208 г.) - Ставрополь: СГПХ, 2008. - С. 162-165.

4. Григорьев А.Ф. Опубликована в материалах IV Международной научно-практической конференции (17-18 октября 2007 г. СГПХ) /

/ Антропологические основы со-временного педагогического образования/. Ставрополь, 2007. - С. 363-368

5. Концепция федеральных государственных образова-К65 тельных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 39 с.

6. Поляков Ю.А. Слово о Северном Кавказе// Северный Кавказ: гео- ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

политика, история, культура: Материалы всеросс. Науч. конференции, 11-14 сентября 2001 г. В 2-х ч. - М.; Ставрополь, 2001.

7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования одобрена Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 2008 г.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден от 17 декабря 2010 г.

№ 1897).

9. Федеральные государственные образовательные стандарты на- |---

чального и основного общего образования: содержание и механизмы реализации: Программа дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) / Минобрнауки России. - М., 2011.-42 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандартсред-

него (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 17 мая 2012 г. № 413). КМ 5

____________________________________________ ■

129

HYSTERESIS EDUCATION SYSTEM AND INNOVATIVE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF THE NATIONAL IDEA

Gruzkov Vladimir Nickolaevich, DSc of Philosophy, Professor, Stavropol

In given article, in the polemic form, the being of some question which are caused by the uneasy processes connected, on the one hand, by proceeding education modernisation, and with another -ambiguous and inconsistent estimations of qual-ity of its realisation is allocated and comprehended. Keywords: efficiency; modernisation; formation as the public phenomenon; human capital; "cognitive human"; human potential; national values; national idea.

ГИСТЕРИЗИС образовательной системы УДК37.06

и инновационное развитие в контексте национальной идеи

В данной статье, в полемической форме, выделяется и осмысливается существо ряда вопросов, которые вызываются непростыми процессами, связанными, с одной стороны, продолжающейся модернизацией образования, а с другой - неоднозначными и противоречивыми оценками качества ее осуществления. Ключевые слова: эффективность; модернизация; образование как общественное явление; человеческий капитал; "когнитивный человек"; человеческий потенциал; ценности; национальная идея.

"Все наше достоинство в том, что мы способны мыслить. Будем же стараться мыслить правильно". /Б. Паскаль/

Проблема образования требует более широких контекстов рассмотрения, чем это возможно в рамках одной статьи. В процессе образования люди не только обучаются, здесь решаются во всей полноте культуротворческие и человекотворческие задачи, существо которых

© Грузков В.Н., 2013

ГРУЗКОВ Владимир Николаевич,

доктор философских наук, профессор, Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.