Научная статья на тему 'Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания'

Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2186
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВО / РОДИНА / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ / ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА / ГЕРОИЗМ / МУЖЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Абдурахман Магомедович, Алиева Сарият Адзиевна

Раскрываются сущность и содержание, научные основы гражданского и патриотического воспитания, главные духовно-нравственные ценности патриотизма и гражданственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Абдурахман Магомедович, Алиева Сарият Адзиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания»

УДК 371.04

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

© 2013

Магомедов А.М., Алиева С.А. Дагестанский государственный педагогический университет

Раскрываются сущность и содержание, научные основы гражданского и патриотического воспитания, главные духовно-нравственные ценности патриотизма и гражданственности.

The authors of the article reveal the essence and the content, scientific basis of the civil and patriotic education, the main spiritual and moral values of the patriotism and the citizenship.

Ключевые слова: патриотизм, гражданство, Родина, права и обязанности, защита Отечества, героизм, мужество.

Keywords: patriotism, citizenship, Motherland, rights and duties, defending the homeland, heroism, courage.

Проблема формирования патриотизма и гражданственности имеет глубокие исторические корни, которые сформировались еще в первобытном обществе, когда старшие воспитывали юные поколения в духе преданности своему роду, племени, традициям и обычаям, установленным в сообществе, а в последующие эпохи решались в зависимости от требований той или иной общественно-экономической формации.

Президент России В. В. Путин в своих выступлениях отмечает, что при формировании юных поколений главное внимание нужно уделить воспитанию чувства патриотизма и гражданственности, что также свидетельствует об актуальности проблемы в современных условиях.

Понятие «патриотизм» (от греческого слова «патриотес» означает земляк, соотечественник) характеризует чувство любви к Родине, преданность и готовность служить ей, защищать от иноземных врагов. По мнению К. Д. Ушинского, любовь к Отечеству - характерная черта русского народа, любить Родину нужно не только тогда, когда она в опасности, но и честным служением ей в мирной повседневной жизни.

В современных условиях, когда государственная система воспитания не предлагает реальных путей выхода из духовного кризиса, охватившего общество, важно обратиться к опыту предков, к национальным ценностям, которым в Дагестане уделяется пристальное внимание с раннего возраста.

По мнению Н. Д. Никандрова, очень важно изучить опыт всех времен и народов, поскольку понимание этнической и национальной принадлежности, ценности культуры, любовь к Родине начинаются с ближайшего окружения и лишь затем расширяются до общечеловеческого [3].

Именно патриотизм, согласно И. А. Ильину, есть вершина, с которой человеку может открыться общечеловеческое братство, братство всех людей перед лицом божьим. Эти идеи соответствуют требованиям, которые предъявляли старшие поколения дагестанцев при воспитании молодежи, формировании чувства любви к Родине, для современного поколения дагестанских горцев должны способствовать развитию общечеловеческой культуры, самобытных ценностей, которые апробированы, испытаны в тысячелетней практике и стали традиционными.

Раскрывая сущность понятия «патриотизм», 3. Т. Гасанов отмечает, что «российский патриотизм характеризует отношение граждан к Родине», готовность служить ей и защищать ее. При этом отмечается отношение к необъятным просторам, природным

богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, национальному достоинству, культурам, традициям и т. д. Российский патриотизм не разъединяет и не обособляет нации, а сближает их, объединяет в единую федерацию, не противопоставляет народы страны, а сплачивает, укрепляет связи с другими народами. При этом в российском патриотизме общероссийское чувство гражданина сочетается с чувством малой родины, республики, области или национального округа [3. С. 46-47].

Приведенные выше дефиниции сущности понятия «патриотизм», на наш взгляд, охватывают все основные компоненты, обозначающие любовь к Родине, родному краю, совокупность культурных и духовно-нравственных ценностей, на основе которых формировались традиции и обычаи, и установились определенные взаимоотношения между людьми (родственные, дружеские, соседские, национальные, трудовые и др.), природно-климатические, естественно-географические, социально-экономические условия, оказывающие благотворное воздействие на становление и развитие личности как представителя данной национальности.

Близки, даже неотделимы друг от друга понятия «патриотизм» и «гражданственность» (от слова «гражданин»), приписываемое к постоянному населению государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей, т. е. правовая принадлежность лица к данному государству.

Следует отметить, что на гражданина распространяются законы государства, установленные права и обязанности, составляющие основу конституционного правового статуса, определяющие возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества.

Следовательно, гражданственность как интегральное качество личности обеспечивает его становление и развитие, где основным критерием сформированное™ выступает гражданская культура (знания, умения и их реализация) во всех сферах его жизнедеятельности.

Отмеченные выше концептуальные идеи по формированию личности гражданина со школьной скамьи должны способствовать воспитанию патриота, любящего свою Родину и народ, соблюдению прав гражданина, используя традиции предков, которые доказали на протяжении тысячелетий свою эффективность.

При этом важно определить основу, на которую должны опираться содержание и процесс воспитания, включая естественные идеалы, традиции, быт, искусство, слово, труд, игру, общение с природой. Важно обратить особое внимание на формирование таких качеств личности, которые непосредственно связаны с патриотизмом и гражданственностью, среди которых правдивость, чуткость, скромность, верность дружбе, трудолюбие, коллективизм, преданность интересам народа, высокая нравственность, духовность, милосердие, чувство долга, терпимость и т. д.

Предки учили молодежь высокой культуре, таким естественным идеалам, как правда, истина, добро, красота, справедливость, свободолюбие и т. д. Приведенные ценности затребованы в современном образовании, которое целесообразно строить на традициях предков, их отношении к школе, семье, сообществу.

В Дагестане в регионально-нацио-нальном компоненте учебного плана средней общеобразовательной школы изучается курс «Культура и традиции народов Дагестана», программа которого предусматривает приобщение школьников к национальным истокам, формирование лучших качеств своего народа, которые стали традиционными. При этом традиции предков используются не только во внеклассной работе, но и при изучении предметов: история Дагестана, родной язык, родная литература,

изобразительное искусство Дагестана, в программах которых предусматривается изучение лучших традиций народов Северного Кавказа. На уроках учащиеся демонстрируют знания истории, культуры и искусства народов, проявляют гордость героической историей, мужеством, храбростью и самоотверженностью героев эпоса, умения по различным играм, видам спорта, которыми пользовались горцы.

В народной педагогике, в произведениях устного народного творчества этноса имеются многочисленные образы народных героев, которые верой и правдой, мужеством и храбростью, высокой нравственностью и физическим совершенством восхваляли Родину, неоднократно спасали ее от иноземных захватчиков. Следовательно, ссылки на таких героев, осознание подвигов достойных сыновей и

дочерей в образовании и семейном воспитании способствуют формированию гражданина, достойного и способного не только любить, но и защищать Родину.

По мнению Д. С. Лихачева, о каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и идеалам, которыми он живет. Мы гордимся своими предками, нам есть чему поучиться у них, в связи с чем важно предоставить возможность учащимся с первого класса познать глубину национальной культуры. Поэтому, изучая в школах культуру и традиции народов, мы идем к общероссийской культуре, поскольку в учебно-воспитательном процессе воспитываются такие качества личности, как гражданственность (уважение к законам страны, их соблюдение, знание и соблюдение прав и свобод человека, любовь не только к малой, но и великой Родине), толерантность, скромность и порядочность, национальная гордость, уважение к истории, культуре и искусству, родному языку, литературе и т. д.

Следует отметить важность знания родного языка, истории, литературы, искусства, национальных традиций в семье, способствующих сохранению обычаев, бережному отношению к святым местам, памятникам древней культуры и др. При этом неприемлемы, особенно в среде учащейся молодежи, элементы национального эгоизма, превосходства, противопоставления одной нации другой, а также национальный нигилизм, пренебрежение к самобытной, национальной культуре народа.

Основным стержнем, на котором должна основываться жизнедеятельность любого человека, выступает нравственность (достоинство, совесть, потребность в труде, человеческом общении), без которой не может функционировать ни общество, ни государство, ни сам человек. В этом плане важно использовать один из факторов патриотического и гражданского воспитания - родной язык, на котором осуществляется учебный процесс почти во всех национальных школах России. Не менее важным фактором выступает природа родного края, поскольку, пробудив любовь к окружающему миру, широким просторам и несметным богатствам, возможно формирование преданности Родине, начиная с признательности матери, окружающим родственникам, восхищения красотой родных мест. Возникнув еще в детском возрасте как любовь к родной природе, отчему дому, патриотизм постоянно наполняется гражданским содержанием, становится не только нравственным, но и политическим.

С этих позиций в учебно-воспитательном процессе на уроке важно пробудить духовные стремления ребенка, показать пример нравственного поведения, доброты и милосердия, вызвать патриотические и гражданские чувства, которые должны находить закрепление в процессе деятельности, поведения в сообществе. Ежедневные беседы на самые различные темы, диспуты на классных часах, проведение утренников, вечеров, праздников, встреч, экскурсий, походов, конкурсов, соревнований должны охватить основные стороны гражданского и патриотического воспитания, направленного на воспитание у школьников любви к родному краю; уважения к представителям народа и их культуре; позитивного отношения к героическому прошлому, гордости за славных сынов и дочерей, совершивших подвиги во славу Родины; бережного отношения к природе родного края, ее богатствам; трудолюбия, готовности защищать ее от внешних посягательств.

Примечания

1. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2001. 286 с. 2. Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности // Мат-лы Второй Всероссийской научно-практической конференции. М., 2003. 488 с. 3. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Махачкала : Юпитер, 2000. 229 с. 4. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 1. М., 1988.

Статья поступила в редакцию 25.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.