Научная статья на тему 'Роль традиционной культуры народов Ставрополья в системе воспитания духовно-нравственных ценностей: проблемы и противоречия'

Роль традиционной культуры народов Ставрополья в системе воспитания духовно-нравственных ценностей: проблемы и противоречия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1153
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ СТАВРОПОЛЬЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ И МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ СТАВРОПОЛЬЕ / POLYCULTURAL AND MULTINATIONAL STAVROPOL TERRITORY / СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ / PRESERVATION AND REPRODUCTION OF TRADITIONAL CULTURE OF THE PEOPLE / ЭТНИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / ETHNIC MOBILIZATION / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / SELF-IDENTIFICATION / УНИФИКАЦИЯ ДУХОВНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / UNIFICATION OF SPIRITUAL AND MATERIAL CULTURE / КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / CULTURAL GLOBALIZATION / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / СОВОКУПНОСТЬ САМОБЫТНЫХ КУЛЬТУР АУТЕНТИЧНЫХ ЭТНОСОВ / SET OF ORIGINAL CULTURES OF AUTHENTIC ETHNOSES / TRADITIONAL CULTURE OF THE PEOPLE OF STAVROPOL TERRITORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Анатолий Федорович

В статье анализируются проблемы и противоречия, связанные с выявлением роли и значимости традиционной культуры народов Ставрополья в системе воспитания духовно-нравственных ценностей. В процессе анализа теории и практики развития социально-культурных традиций региона были выявлены проблемы в системе регионального образования Ставрополья, а также определены пути и механизмы возрождения традиционной культуры как основы сближения и общероссийской гражданской консолидации народов Ставрополья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of traditional culture of the people of Stavropol territory in the educational system of spiritual and moral values: problems and contradictions

In article the problems and contradictions connected with identification of a role and the importance of traditional culture of the people of Stavropol Territory in an educational system of spiritual and moral values are analyzed. In the course of the analysis of the theory and practice of development of welfare traditions of the region problems in system of regional formation of Stavropol Territory were revealed, and also ways and mechanisms of revival of traditional culture as bases of rapprochement and the all-Russian civil consolidation of the people of Stavropol Territory are defined.

Текст научной работы на тему «Роль традиционной культуры народов Ставрополья в системе воспитания духовно-нравственных ценностей: проблемы и противоречия»

признаки - форму и стиль исполнения, традиционную тематику, песенное или музыкальное сопровождение, определенную композицию, количество участников и т.д. Систематические танцевальные занятия с детьми младшего школьного возраста - это творческий процесс с использованием игрового народного танца, который позволяет детям в игровой форме самостоятельно усваивать различные условия и взаимоотношения. Активнее осуществляется переход восприятия воображаемых условий в действительность, что позволяет сформировать целостную картину жизни, оптимальные способы освоения техники движений, телесно-культурные ориентации в пространстве [5, С. 58].

В усвоении народного танца детьми младшего школьного возраста большую роль играют музыка и костюм. Музыка - основа танца и ее художественная сущность. Народная музыка в процессе воспитания отличается от других видов музыкальных форм тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации. Так как образы, используемые в народных музыкальных произведениях, взяты из жизни народа, конкретны и содержательны, и поэтому служат средством социализации, приобщения детей к истокам собственной культуры.

П.Ф. Лесгафт утверждал принципы взаимообусловленности психических и телесных процессов, органически заложенных в онтологии танца. Поэтому структура и лексика народного танца разрабатывается на основе культурно-исторического онтогенеза танца и сенситивных периодов развития детей. Использование этого подхода способствует оптимальному психофизическому развитию и формированию важнейших социальных качеств [8, С. 63].

Таким образом, формирование культурного самоопределения у детей младшего школьного возраста возможно через организацию специально разработанных сюжетных форм и подвижных игр народной хореографии. Систематические занятия народным танцем носят полифункциональный характер: осуществляется знакомство с традиционной культурой различных народов в игровой форме, которая способна сформировать культурное самоопределение у детей-мигрантов младшего школьного возраста.

Примечания:

1. Исаев Е.А. Особенности культурного самоопределения школьника в процессе раннего иноязычного образования / Е.А. Исаев // Вестник Университета Российской академии образования. -2009. - № 4 (47). - С. 121-123.

2. Исаев Е.А. Региональная направленность иноязычного образования как условие культурного самоопределения учащихся / Е.А. Исаев // Вестник университета (государственный университет! управления). - М.: ГУУ. - 2009. - № 34. - С. 48-49.

3. Орлова А.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. - Владимир : Академия, - 1995. - 90 с.

4. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2003.

5. Романенко О.Г. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре / О.Г. Романенко, Т.В. Дорошина, К.И. Григорян // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы Междунар. заоч. науч. конф. - Уфа, 2012. - С. 54-57.

6. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1999. - 102 с.

7. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. - М.: Детство-Пресс, 2002. - 38 с.

8. Фомин A.C. Понятие "танец" и его структура / A.C. Фомин // Народный танец: Проблемы изучения / сост. и отв. ред. A.A. Соколов-Каминский; ред. кол.: Л.М. Ивлева и A.A. Соколов-Каминский. -СПб., 1991.-С. 60-74.

LO

гН

О

си

-О Q-

1-0 CK

ь-X LU

о со со

ом

S

11

ROLE OF TRADITIONAL CULTURE OF THE PEOPLE OF STA VROPOL TERRITORY IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES: PROBLEMS AND CONTRADICTIONS

Grigoriev Anatoly Fedorovich, DSc of Cultural science, PhD of Pedagogical science, Professor of MAN, Academician RANS, Honored Worker of Arts of ChR, Professor, Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol E-mail: grig.26rusigigmail.com

in article the problems and contradictions connected with identification of a role and the importance of traditional culture of the people of Stavropol Territory in an educational system of spiritual and moral values are analyzed, in the course of the analysis of the theory and practice of development of welfare traditions of the region problems in system of regional formation of Stavropol Territory were revealed, and also ways and mechanisms of revival of traditional culture as bases of rapprochement and the all-Russian civil consolidation of the people of Stavropol Territory are defined.

Keywords: traditional culture of the people of Stavropol Territory; poiycuiturai and multinational Stavropol Territory; preservation and reproduction of traditional culture of the people; ethnic mobilization; self-identification; unification

of spiritual and material culture, cultural globalization; spiritual and moral values; set of original cultures of authentic ethnoses.

УДК 398.221

© Григорьев А.Ф., 2015

О

Q_

>

h-43

С

>

12

ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор МАН, академик РАЕ, заслуженный деятель искусств ЧР, профессор кафедры Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь grig. 26rus@gmaii com

РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СТАВРОПОЛЬЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

В статье анализируются проблемы и противоречия, связанные с выявлением роли и значимости традиционной культуры народов Ставрополья в системе воспитания духовно-нравственных ценностей. В процессе анализа теории и практики развития социально-культурных традиций региона были выявлены проблемы в системе регионального образования Ставрополья, а также определены пути и механизмы возрождения традиционной культуры как основы сближения и общероссийской гражданской консолидации народов Ставрополья.

Ключевые слова: традиционная культура народов Ставрополья; поликультурное и многонациональное Ставрополье; сохранение и воспроизводство традиционной культуры народов; этническая мобилизация; самоидентификация; унификация духовно-материальной культуры, культурная глобализация; духовно-нравственные ценности; совокупность самобытных культур аутентичных этносов.

В условиях поликультурного и многонационального Ставрополья проблема сохранения и воспроизводства традиционной культуры народов приобретает особую остроту, социально-политическую, социокультурную и научно-практическую значимость. Реальные процессы усиления этнической мобилизации, самоидентификации, отмеченные во всем мире с середины XX века, сопутствуют нарастающей унификации духовно-материальной культуры, а также процессам глобализации. В свою очередь, тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности и актуализирует проблемы сохранения и возрождения национальных культурных ценностей [1].

Это вполне естественно актуализирует проблему роли и значимости традиционной культуры в воспитании духовно-нравственных ценностей в таком исторически многонациональном регионе, как Ставропольский край, в связи с чем актуализируется и проблема анализа состояния культуры и образования в крае в целом, и перспективы развития традиционной культуры народов Ставрополья, в частности.

Не случайно на самом высоком уровне в регионе проводятся научно-практические мероприятия различного статуса, посвященные вопросам роли и значимости традиционной культуры как средства формирования и развития культуры межнационального общения, духовно-нравственных ценностей школьников и учащейся молодежи, противодействия сепаратизму и экстремизму и т.д.

Совсем недавно (18 июня 2015 г.) в Ставрополе на базе Краевого Дома народного художественного творчества при поддержке Министерства культуры Ставропольского края состоялся "круглый стол" "Ценности традиционной ногайской культуры в современном пространстве", что явилось одним из показателей остроты и научно-практической значимости проблемы сохранения и возрождения традиционных культур народов Ставрополья. На этом мероприятии, с участием первых лиц правительства Ставропольского края, обсуждались самые различные вопросы, связанные с анализом со-

стояния традиционной ногайской культуры и выработкой механизмов ее возрождения. Министр Ставропольского края A.B. Коробейников в своем выступлении, характеризуя сегодняшнее состояние дел в местахтрадиционного проживания ногайцев, указал на острые проблемы в социально-экономической, социокультурной сфере и призвал участников к конструктивному диалогу с целью выявления острых проблем и механизмов их решения. В ходе дискуссий участники "круглого стола" (ученые гуманитарных отраслей, руководители муниципальных образований, заведующие районных отделов культуры, работники культуры) указали на различные негативные процессы в восточных районах края, среди которых отток молодежи, миграция с восточных районов, сепаратистские настроения в молодежной среде, и отметили, что первопричиной таких процессов являются бесперспективность проживания, связанная с безработицей, постепенное забвение народных традиций, бедственное состояние учреждений культуры, отсутствие кадрового воспроизводства в сфере культуры и образования и т.д. Выступающие отмечали, что народ с утратой своих традиций, перестает ощущать свою национальную идентичность, чувствовать свою малую и большую Родину, теряет корни и обезличивается, постепенно превращаясь в однородную массу, что грозит для России гуманитарной катастрофой государственного распада и разрушения. Как не вспомнить известный тезис "Нет культуры - нет народа, нет народа - нет государства".

В ходе работы "круглого стола" были выработаны и внесены конструктивные предложения, а именно: в рамках СКФО разработать комплексную программу по возрождению традиционной ногайской культуры, включающую образовательные и культурные проекты по сохранению ногайского языка, музыкальной, хореографической культуры, их популяризации в СМИ и т.д. Вышеуказанные предложения, при всей своей конструктивности, сегодня звучат с явным опозданием, поскольку процессы отчуждения народа от своей традиционной культуры протекают сегодня быстрее, чем процессы ее возрождения и воспроизводства. Кроме того, все эти тенденции наблюдаются не только в ногайской культуре, но в большей или меньшей степени они прослеживаются в традиционной культуре других этносов.

Традиционная культура народов Ставрополья представляется некой совокупностью самобытных культур аутентичных этносов, исторически осваивающих и населяющих Став-

рополье, которые в процессе поликультурного взаимодействия и взаимовлияния во многом сформировали свою самобытность и специфичность. Поэтому процесс сохранения, возрождения и воспроизводства - проблема общая и должна решаться комплексно и системно, она не может быть решена в отдельно взятой культуре. Для этого необходимо создание равных условий для всех народов Ставрополья, в том числе, и славянского как государство образующего. В данном процессе "пожарные механизмы" не приемлемы, нужна четко слаженная системная работа различных культурно-образовательных структур и культурная политика, нацеленная на реализацию стратегии воспроизводства и ретрансляции традиционной культуры. В современных условиях развития цивилизации, когда нарушена среда бытования традиционной культуры, безусловно, необходимы условия, среда и механизмы ее возрождения, воспроизводства, сохранения и ретрансляции [2].

Традиционная культура как феноменальное явление в процессе духовно-нравственного саморазвития человека, национального воспроизводства и самосохранения этноса, аккумулируя формы бытия и результаты человеческой деятельности, является духовным скрепом своего народа. Осуществляя свои функции сохранения, воспитания и формирования этноидентификационных признаков, позволяющих человеку развиваться в своей культуре и быть ее носителем, традиционная культура является средством межкультурной коммуникации, межнационального общения и содержит в себе защитные механизмы этноса [3].

Каково же понимание и оценка роли и значимости традиционной культуры, состояние отраслей культуры на Ставрополье, и исходя из этого отношение к ней как к социальной отрасли? Каковы проблемы и противоречия?

Анализируя первый вопрос, отметим, что понимание роли и значимости культуры есть на самом высоком уровне, что подтверждается регулярностью организованныхи проведенных научно-практических мероприятий различного уровня и статуса. Однако роль и значимость этнического фактора в традиционной культуре в нашем регионе не в полной мере осознаны, что характеризуется наличием противоречий: с одной стороны - проблемы этнического характера решаются исключительно ситуативно, в основном политическими, экономическими путями, а с другой - не признается фундаментальный характер образовательного,

LO

гН

О

си

-О Q-

1-0 CK

ь-X LU

о со со

ом

S

13

к

о

С;

О

3_

>

ь-м

с

>

14

образовательно-гуманитарного решения проблемы, связанный с целенаправленным формированием современного этнокультурного сознания.

Состояние отрасли культуры на Ставрополье характеризуется остаточным принципом финансирования, тенденцией к сокращению работников культуры в учреждениях культуры, так называемой оптимизацией, низкой заработной платой в сфере культуры, низким социальным статусом работников культуры, что в совокупности говорит и об отношении к ней как к социальной отрасли. О культуре вспоминают, к сожалению, только в прикладном ее назначении как средстве развлечения, увеселения, оформления праздничных мероприятий, забывая о главном - ее воспитательном и гуманитарном предназначении.

Одновременно можно отметить нарастание в обществе социального противоречия: с одной стороны, повышается интерес к проблематике национального самосознания, самобытным народным традициям и культуре, а с другой -изменились личностные ценностные ориентации подрастающего поколения, развивающиеся без учета традиционных духовно-нравственных приоритетов. Вспоминая аксиологические свойства традиционной культуры, отметим, что именно оптимальное соотношение общечеловеческих, национальных ценностей и этнических ориентиров создает реальные условия для конструктивного межэтнического взаимодействия, что в условиях полиэтнического региона приобретает особую социально-политическую значимость. Именно в национальных традициях и культуре аккумулируются, генерируются и закрепляются ценности духовно-нравственного порядка, которые затем передаются из поколений в поколения средствами традиционной культуры [3].

Рассматривая региональную традиционную культуру как этнокультурный компонент в процессе воспитания всего комплекса духов-но-нравственныхличностных ценностей, необходимо отметить взаимовлияние категорий духовно-нравственного и этнического. Традиционная культура, создаваемая народом в процессе многовековой художественной деятельности, есть результат осмысления и глубинной переработки народом окружающей среды, своих мифологических, религиозных представлений, верований и убеждений. Как социокультурное явление в процессе духовно-нравственного саморазвития, национального воспроизводства и самосохранения этноса, она аккумулирует формы бытия, результаты

человеческой деятельности,является самобытным идентифицирующим признаком в системе межкультурных коммуникаций и духовным ядром этноса [4].

В таком широком контексте традиционная культура предстает сложным социокультурным явлением, взаимосвязанным со многими историческими пластами своего этноса, отражает его самобытные черты и национальный характер. В процессе многовекового поликультурного взаимодействия народы Ставрополья вырабатывали специфические черты своей культуры, которая явилась одновременно и средством познания культуры своих соседей.

Ставропольский край в силу своего геополитического положения и исторического развития является евроазиатским полиэтническим регионом. Край исторически многонационален и характеризуются высокой степенью этнокультурного многообразия. Сложность социальной структуры предопределена совместным проживанием на его территории во многом ассимилированных индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, армяне, греки, осетины, горские евреи), северокавказской (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, чеченцы, ингуши и др.), алтайской (карачаевцы, татары, ногайцы, балкарцы, кумыки, азербайджанцы, туркмены, калмыки) языковых семей, исповедующих различные мировые религии [2]. В современных условиях он продолжает развиваться как полиэтнический регион, населенный народами, носителями различных культур и религий, что еще более усиливает этническое многообразие. Это регион традиционного уклада народов, живших по законам и определенным традициями, многовекового поликультурного взаимодействия,тесно переплетенных между собой наций, народностей и этнических групп. Здесь десятки народов объединены общей судьбой, на протяжении столетий они сохранили свои самобытные традиции и обогатились лучшими чертами русской культуры [4]. В процессе многовекового культурного взаимодействия народов на Северном Кавказе и Ставрополье были выработаны феноменальные культурные обычаи и традиции, такие, как гостеприимство, куначество, которые передавались по наследству от отца к сыну [4]. Именно традиционная культура явилась основой мирного сосуществования народов, их адаптации и приспособления друг к другу. Поэтому самобытность и своеобразие национальных традиционных культур многонационального Ставрополья и Северного Кавказа

должны стать предметом тщательного научного исследования^ результаты исследований -содержанием этнохудожественного образования с учетом особенностей истории региона, его этнического состава, распространенности тех или иных религиозных конфессий, художественного образования и других факторов. Именно регионализация образования способствует возрождению и сохранению культурно-национальных традиций региона, повышению культурно-образовательного уровня населения региона, формированию и развитию духовно-нравственных ценностей человека.

Исследуя данную проблематику в региональном аспекте, необходимо отметить, что задачи сохранения и возрождения самобытных традиционных культур народов Ставрополья не обрели еще в социально-культурной политике региона должной значимости. Анализ теории и практики вопросов социально-культурных традиций региона в системе регионального образования Ставрополья позволил выявить ряд проблем в развитии образования:

- на самом высоком уровне отсутствует концептуальный подход в образовательном пространстве края в понимании роли и значения традиционной культуры как регионального компонента в целостной образовательной системе воспитания духовно-нравственных личностных ценностей и как результат - недостаточная разработанность содержания регионального компонента художественного образования и слабое отражение в нем национальных традиций;

- проблемы этнически ориентированного воспитания школьников и молодежи на основе традиционной культуры теоретически не разработаны и как следствие отсутствует программное обеспечение всей многоуровневой системы регионального образования учебно-методическими комплексами, основанными на духовных ценностях национальной, традиционной культуры и фольклора народов Ставрополья;

- отсутствие необходимой преемственности и взаимосвязей между содержанием этнохудожественного образования в различных образовательныхучреждениях и развитием этнохудожественного творчества в учреждениях культуры.

Кроме того, нельзя обойти проблемы социокультурного, общественно-значимого характера.

1. Одной из важнейших общественно значимых проблем является коммерциализация сфер культуры и телекоммуникаций, которые

навязывают обществу определенные стерио-типы, чуждые российскому обществу.

2. Особо следует выделить проблему, связанную с узким односторонним подходом к пониманию традиционной культуры, и ее изучение вне широкого спектра социально-культурных и иных особенностей региона. В огромной степени интерес представляет исследование эффективности использования традиционной культуры как средства формирования и воспитания духовно-нравственных личностных ценностей и этнической культуры будущихучителей общеобразовательной школы.

3. Озабоченность вызывает и проблема в подготовке и воспроизводстве кадров сферы культуры и искусства. В крае до сих пор нет высшего учебного заведения профиля культуры и искусства и научно-исследовательского учреждения.

Хотя ни у кого не вызывает сомнения необходимость в условиях современного социума особого внимания к воспитанию личностных ценностей человека, отдельные вопросы все еще остаются за пределами внимания ученых. Так, изучение историко-культурных аналогий и путей разрешения противоречия между культурными и этническими системами нравственных нормативов позволяет высказать предположение о том, что выходом из сложившейся ситуации может стать целенаправленное и планомерное приобщение будущих учителей школы, независимо от их предметной специализации, к традиционной культуре в процессе их профессиональной подготовке в вузе как носителей культурных духовных ценностей. Совершенствование процессуальных основ подготовки педагогических кадров, в свою очередь, позволит реализовать на практике идею возрождения и сохранения традиционной культуры и ретрансляции ее нравственных идеалов и образцов подрастающему поколению.

Совершенно очевидно, что предпринимаемые в последние годы меры по возрождению этнокультурных ценностей не принесут желаемого результата без восстановления национальной системы образования, а следовательно, возрождения и сохранения традиционной этнической культуры. Сегодня сохранение культуры,традиций и обычаев, помогавших этносам выживать и развиваться на протяжении веков, несмотря на неблагоприятные природные, социальные, демографические условия, должно рассматриваться в числе приоритетных государственных задач, что предполагает научное

т

О си

-О 01-0 СК

к X ш о

со со

ом

Ё

15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

о

С;

О

3_

>

ь-

Q

С

>

ас

16

осмысление содержания, методов и средств воспитания применительно к реалиям сегодняшнего времени. Формирование цивилизованной личности, гуманиста, патриота-интернационалиста в современных условиях требует поиска инновационных подходов к патриотическому воспитанию, новыхтехноло-гий в организации такой деятельности.

Сегодня в эпоху разрушения духовно-нравственных ценностей приобретает особую актуальность поиск путей и механизмов возрождения традиционной культуры как основы сближения и консолидации народов Ставрополья, как основы общероссийской гражданственности [5]. Решение данных проблем возможно при условии системного комплексного подхода.

1. Должна быть разработана краевая целевая программа по сохранению и поддержке традиционной культуры на Ставрополье (на базе уже разработанного проекта ФЦП "Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ").

2. Необходима разработка концепции народного художественного образования в системе обязательного школьного и дополнительного образования, учитывающая интересы и возможности как государственных, так и общественных структур.

3. Для обеспечения подготовки и воспроизводства профессиональных специалистов в области этномузыкологии, народного художественного творчества, народно-певческого искусства, инструментального исполнительства необходимо открытие в краевом центре государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования -Института культуры и искусств.

4. Создание научно-исследовательского института традиционной культуры и этнографии или научного центра в структуре учебного заведения высшего профессионального образования, что возможно при условии создания профильного института культуры и искусств [3].

5. Для реализации целей и задач Краевой целевой программы необходима, прежде всего, интеграция двух министерских ведомств -культуры и образования Ставропольского края, нацеленная на проведение реструктуризации ряда культурно-образовательных учреждений в городе и крае [3].

6. Важнейшей задачей стратегического характера является создание системы непрерывного образования в целях подготовки кадров, призванных руководить процессами воспроизводства и развития традиционной культуры в регионе,осуществлять и обеспечивать все направления и формы деятельности в этой области.

7. Популяризация традиционной культуры народов Ставрополья через СМИ, систему общешкольного и дополнительного образования.

8. Научные, образовательные и социокультурные проекты должны стать приоритетными направлениями, получить должную государственную поддержку и найти отражение в социокультурной политике края и региона.

Таким образом, традиционная культура в процессе воспитания духовно-нравственных личностных ценностей представляется нам важнейшим этнокультурным, содержательным компонентом региональной образовательной системы, средством формирования и воспитания духовно-нравственных ценностей, консолидацией общероссийской гражданственности, а регионализм выступает гарантией самоопределения образовательной системы, обеспечивающей организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев культуры и образования с учетом социальной структуры региона, его традиций, этнических и конфессиональных особенностей.

Примечание:

1. Григорьев А.Ф. Феномен этномузыки в культуре межнационального общения народов Северного Кавказа // KANT. - 2015. - № 2 (15). - С. 45-47.

2. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гре-бенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011.

3. Григорьев А.Ф. Концепция этнической картины мира гребенских казаков // KANT. - 2012. - №1 (4).-С. 103-107.

4. Григорьев А.Ф. Анализ проблем воспитания культуры межнационального общения народов Ставрополья и Северного Кавказа // KANT. - 2014. - № 1 (10).-С. 91 -95.

5. Григорьев А.Ф. Возрождение нравственных ценностей в обществе - основа российской государственности // KANT. - 2014. - №3 (12). - С. 114 -117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.