Научная статья на тему 'Тенденции и механизмы реализации государственной культурной политики на Ставрополье'

Тенденции и механизмы реализации государственной культурной политики на Ставрополье Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
573
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ДУХОВНОЕ ЕДИНСТВО / ДУХОВНЫЙ КОД НАЦИИ / СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА / ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРОГРАММНЫЙ СОЦИОКОД ЦИВИЛИЗАЦИИ / УКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ДУХОВНОЕ / КУЛЬТУРНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САМОБЫТНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР / ТОЛЕРАНТНОСТЬ НАРОДОВ РОССИИ / РАЗВИТИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ / STATE CULTURAL POLICY / CULTURAL DEVELOPMENT OF THE REGION / SPIRITUAL UNITY / SPIRITUAL CODE OF THE NATION / SAVING OF THE PEOPLE / GENETIC PROGRAM CIVILIZATIONS / STRENGTHENING OF NATIONAL IDENTITY / SPIRITUAL / CULTURAL AND NATIONAL SELF-DETERMINATION / PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF IDENTITY OF NATIONAL CULTURES / TOLERANCE OF THE PEOPLE OF RUSSIA / DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL AND INTERREGIONAL CULTURAL TIES / TRADITIONAL CULTURE OF THE PEOPLE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Григорьев Анатолий Федорович

На основе анализа принятых правительственных постановлений, программ, выступлений Президента РФ В.В. Путина автором статьи определяется вектор культурного развития на Ставрополье, выявляются тенденции и механизмы реализации государственной культурной политики и актуализируется проект создания Национального центра культуры и искусств народов Северного Кавказа как один из механизмов реализации государственной культурной политики на Ставрополье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies and mechanisms of realization of the state cultural policy to Stavropol Territory

On the basis of the analysis of the adopted governmental decrees, programs, speeches of the Russian President V. V. Putin by the author of article the vector of cultural development is defined on Stavropol Territory, tendencies and mechanisms of realization state come to light.

Текст научной работы на тему «Тенденции и механизмы реализации государственной культурной политики на Ставрополье»

TENDENCIES AND MECHANISMS OF REALIZA TION OF THE STA TE CULTURAL POLICY TO STA VROPOL TERRITORY

Grigoriev Anatoly Fedorovich, PhD of Pedagogical science, DSc of Cultural science, Professor of MAN, Academician RAE, Honored Worker of arts of ChR, Professor, Chair of the Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: grig.26rusigigmail.com

On the basis of the analysis of the adopted governmental decrees, programs, speeches of the Russian President V. V. Putin by the author of article the vector of cultural development is defined on Stavropol Territory, tendencies and mechanisms of realization state come to light.

Keywords: state cultural policy; cultural development of the region; spiritual unity; spiritual code of the nation; saving of the people; genetic program civilizations; strengthening of national identity; spiritual, cultural and national self-determination; preservation and development of identity of national cultures; tolerance of the people of Russia; development of international and interregional cultural ties; traditional culture of the people.

УДК 398.221 ТЕНДЕНЦИИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬ ТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА СТАВРОПОЛЬЕ

На основе анализа принятых правительственных постановлений, программ, выступлений Президента РФ В. В. Путина автором статьи определяется вектор культурного развития на Ставрополье, выявляются тенденции и механизмы реализации государственной культурной политики и актуализируется проект создания Национального центра культуры и искусств народов Северного Кавказа как один из механизмов реализации государственной культурной политики на Ставрополье.

Ключевые слова: государственная культурная политика; культурное развитие региона; духовное единство; духовный код нации; сбережение народа; генетический программный социокод цивилизации; укрепление национальной идентичности; духовное, культурное и национальное самоопределение; сохранение и развитие самобытности национальных культур; толерантность народов России; развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей; традиционная культура народов.

ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, профессор МАН, академик РАЕ, кандидат педагогических наук, заслуженный деятель искусств ЧР, профессор кафедры Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь grig. 26rus@gmail. com

Коренные преобразования в России конца XX - начала XXI веков сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Современные социально-экономические тенденции сопровождаются снижением государственного протекционизма в сферах культуры и искусства, что приводит к резкому снижению их воспитательного потенциала как важнейших факторов формирования патриотизма и толерантности.

Выявление тенденций и механизмов реализации государственной культурной политики, определение вектора культурного развития региона потребовали осуществить анализ принятых правительственных постановлений, программ и выступлений Президента.

Валдайская речь В.В. Путина, его выступление на Совете по культуре, поручения о разработке Проекта Основ государственной культурной политики, а также Ежегодные Послания Федеральному Собранию ясно продемонстрировали новое видение главой государства роли духовно-нравственных ценностей и культуры как устойчивого фундамента созидательного развития России. Одним из центральных тезисов в выступлениях Президента является, на наш взгляд, определение духовного единства, основополагающей константой российской государственности. При этом подчеркнем, что основой духовного единства, духовным кодом народа является

созданная им культура. В этой связи, сформулированные Президентом определения культуры как свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности и одного из ключевых символов российской государственности и исторической преемственности, стали признанием стратегической роли культуры в обеспечении суверенитета государства, социальной и межнациональной стабильности, а также заявлением о начале нового культурного преображения Отечества.

Одним из документов, определяющим стратегию развития государства, явилась Государственная программа РФ "Развитие культуры и туризма 2013 - 2020", в которой основными приоритетами провозглашены укрепление единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народов России, взаимной терпимости и самоуважения, развития межнациональных и межрегиональных культурных связей и сохранение единого культурного кода нации [1].

В части ожидаемых результатов от внедрения программы предполагается: перевод отрасли на инновационный путь развития, превращение культуры ... в наиболее развитые и привлекательные сферы общественной деятельности...; а также создание механизмов противодействия угрозам национальной безопасности в сфере культуры во взаимодействии с профессиональными творческими союзами и институтами гражданского общества [1].

В проекте основ государственной культурной политики утверждается приоритетная роль культурных ценностей в формировании мировоззрения человека, его общественного сознания, поведенческих образцов и норм, скрепляющих единую нацию и единство исторического процесса, а также гражданского патриотизма и межнационального согласия, на основе широкого использования таких инструментов, как народное художественное творчество, телевидение, кино, литература, пресса и т.д. Президент, в частности, отметил: "Сбережение народа - главная национальная цель, и поэтому в сердце нашей философии должно быть развитие человека, развитие моральное, интеллектуальное и физическое, так как именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующего веков" [5]. Отмечено также, что "противодействие угрозам национальной безопасности в указан-

ной сфере будет осуществляться за счет обеспечения эффективности государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей" [5].

Данные тезисы и положения подтверждают, что стратегия развития государства, призыв к открытому обсуждению базовых оснований государственной культурной политики должны быть нацелены на сохранение жизнеспособности России как цивилизации и решение в первоочередном порядке задачи сбережения народа, воспроизводства культурного кода и воспитания человека в традиционных ценностях и смыслах. Они направлены на решительные действия, по выражению Президента, "по уборке страны от духовного тлена и поразивших наш жизненный уклад пороков" [7].

Практически все выступления Президента содержат в той или иной степени конкретные задачи, ориентированные на широкую аудиторию для общественного обсуждения вопросов: Кто мы? Кем мы хотим быть?... Какая у России стратегия развития и её ценностная основа? Как глобальные процессы будут влиять на нашу национальную идентичность? Каким мы хотим видеть мир XXI века? [8].

Выступая на итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба "Валдай", В.В. Путин сказал: "Очевидно, что наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции..." Президент подчеркнул: "... главное, что будет определять успех, - это качество людей, качество общества интеллектуальное, духовное, моральное". Он отметил, что "и экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние - это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность" [8].

Вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер. Данные тезисы легли в основу последней редакции государственной культурной политики Российской Федерации, которая определяет цели, задачи и функции органов власти: по со-

к

о

С;

О

3_

>

ь-м

с

>

34

хранению высших ценностей России как самобытной цивилизации; стратегическому планированию и применению мер защиты от вызовов и угроз её жизнеспособности; исполнению национальных интересов как основных целей созидательного развития государства; механизмам реализации национальных приоритетов как единой системы управления сферой культуры, искусства, образования, просветительства, информации и СМИ [5].

Определяя сбережение народа главной национальной идеей и целью, Президент огромную значимость придает развитию моральных, интеллектуальных и физических ценностей человека. Называя этот процесс "сердцем нашей философии", он выделил основополагащие тезисы развития российской государственности: сохранение единого культурного кода нации; укрепление национальной идентичности; духовное, культурное и национальное самоопределение; сохранение и развитие самобытности национальных культур, толерантности и самоуважения народов России; развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей. И во всем этом процессе фундаментальную роль играют культура и искусство.

Характеризуя роль и значимость культуры в обществе, подчеркнем, что культура в целом и национальная культура, в частности, это история, аккумулирующая прошлое, это социальная память общества, воплощенная в его сегодняшнем бытии. Подобно генотипу организма, она есть продукт естественно-исторического отбора; это все то, что создано индивидуально-коллективным творчеством людей, их различными сообществами и национальными институтами в их коммуникативных взаимодействиях. Культура как продукт творчества коммуникативно опосредует практически все взаимодействия в человеческих сообществах. Люди во всех своих действиях - в политике, экономике, семейной жизни - так или иначе "погружены" в культуру, сознательно или бессознательно подчинены ее образцам и нормам [3].

Культура, будучи генетическим программным социокодом цивилизации, определяет, помимо прочего, и функционирование защитной системы государственного организма, отторгающей все, что чужеродно и опасно и ведет к его разрушению. По сути, она как раз и обеспечивает гуманитарную составляющую информационной безопасности, поскольку именно традиционная культура и национальные традиции народа неразрывно связаны с интернационализмом, чужды национализму, сепаратизму и космополитизму [2]. Иначе

говоря, культура как распознающая иммунная система общественного организма обеспечивает самоидентификацию, целостность и безопасность народа - столь необходимые для его жизнеспособности. Действие этой системы проявляется в ее способности противостоять внешним и внутренним информационным воздействиям и цивилизационным вызовам, что позволяет обществу адекватно реагировать на быстроизменяющийся мир.

Однако социокультурный код нашего общества и нашего государства сегодня разрушается, что постепенно ведет к разрушению самоидентификации. Этот процесс сопровождается утратой духовных традиций, аккумулированных в традиционной национальной культуре. В ряде программных документов, статей справедливо отмечается, что сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и нематериального), накопленного предыдущими поколениями [1; 4; 6].

В ежегодном Федеральном послании В.В. Путин отметил: "Российская Федерация обладает огромным культурным потенциалом, но этот потенциал до сих пор используется не в полной мере. Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей... пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы" [7]. Подчеркнуто, что "главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества..." [7].

На Валдайском форуме Президентом была дана оценка причин, происходящих деструктивных явлений в общественном и государственном жизнеустройстве. В.В. Путин отметил, в частности: "В конце XX века был нанесён разрушительный удар по культурному и духовному коду нации, мы столкнулись с разрывом традиций и единства истории, с деморализацией общества, с дефицитом взаимного доверия и ответственности..." [9]. Президент выделил негативные тенденции и процессы, которые представляют наибольшую опасность для единого культурного пространства страны: деформация системы массового информирования; навязывание чуждых смыслов и вымышленной истории; разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды; неспособность обеспечить

формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых духовно-нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны; открытая реклама пороков и как следствие криминализация, алкоголизация, наркотизация и дебилизация населения, вытеснение традиционных форм формирования внутреннего духовного мира, неэффективность государственной политики в использовании СМИ для сохранения культурно-нравственных ценностей и духовного единства нации и т.д. [9].

Ясное понимание негативных тенденций и процессов, представляющих опасность для единого культурного пространства страны, предопределяют потребность к конкретным действиям и делам. Очевидно, что экономика - это только тактика, а культура - стратегия развития страны. Если первая задает материальный аспект развития государства, то вторая -духовно-нравственный. Именноуровень значимости культуры в обществе дает возможность моделировать позитивные, созидательные общественные процессы, определять культурные, духовные ценности, господствующие в социуме. В конечном итоге именно культура определяет будущее нации.

Проблема сохранения и развития традиционной культуры народов России признана на государственном уровне в качестве одной из приоритетных, поскольку именно национальная традиционная культура как самоорганизующийся программный социокод общественного организма сохраняет общество от распада и управляет им в развитии как программным геном [4]. В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ сказано: "Сегодня крайне важно развивать национальные культуры народов России, включая поддержку фольклорного творчества" [7].

Оценивая значение культуры, нам необходимо исходить из долгосрочной перспективы, фундаментом которой является тысячелетняя история России и исторически многонационального Ставрополья и Северного Кавказа.

Высоко оценивая роль каждого этноса в пространстве многонациональной России, В.В. Путин в ежегодном послании подчеркнул: "Мы с огромным вниманием и уважением относимся... и будем относиться к каждому этносу, к каждому народу Российской Федерации. В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила" [7].

Таким образом, тезисы Президента, принятые документы правительства РФ в сфере культуры, дают основание полагать, что государственная культурная политика РФ является предпосылкой развития современного и конкурентоспособного государства, обладающего всей полнотой национального суверенитета. Основные тезисы и положения государственной культурной политики должны определять вектор ее реализации в регионах.

В контексте данной проблемы фундаментальную роль и особую значимость приобретает национальная традиционная культура народов Ставрополья и Северного Кавказа, веками формировавшими свою самобытность и самоидентичность в процессе поликультурного взаимодействия [2].

Ставрополье и Северный Кавказ как исторически многонациональные регионы характеризуются высокой степенью этнокультурного многообразия. Это регионы многовекового поликультурного взаимодействия,тесно переплетенных между собой наций, народностей и этнических групп; это место традиционного уклада народов, живших и живущих по выработанным законам и определенным традициям. Десятки народов, объединенные общей судьбой, на протяжении столетий сохранили свои самобытные традиции и обогатились лучшими чертами русской культуры [2].

Сегодняшняя социально-экономическая ситуация на Ставрополье и Северном Кавказе, безусловно, требует решения социально-экономических проблем. Однако особую остроту приобретают проблемы возрождения нравственных ценностей в обществе, воспитания культуры межнационального общения народов, проживающих на Ставрополье и Северном Кавказе, что является духовным основанием и одним из условий формирования общероссийской консолидации и противодействия экстремизму. Именно культурно-просветительская деятельность по распространению ценностей традиционных культур народов Северо-Кавказского федерального округа, интеллектуализация его культурного пространства, популяризация культурно-исторических гуманитарных знаний определяют стратегию реализации государственной культурной политики Российской Федерации в Северо-Кавказском Федеральном округе.

Реализация государственной культурной политики будет способствовать консолидации гражданского общероссийского общества и упреждению распространения сепаратистских настроений на Северном Кавказе. Поиск ме-

CK

О С;

О

3_

>

ь-

Q

С

>

ас

36

ханизмов реализации государственной культурной политики в Северо-Кавказском Федеральном округе привел автора к разработке Проекта по созданию Национального центра культуры и искусств народов Северного Кавказа как средообразующего инновационного культурно-просветительского комплекса. Реализация данного Проекта как механизма решения задач государственной культурной политики в Северо-Кавказском Федеральном округе рассчитана на долгосрочную перспективу.

Проводимая в настоящее время государственная политика в области традиционной культуры все еще основывается на отрицании позитивного культурно-исторического опыта народа. Исторический опыт подтверждает, что гармоничное сохранение народной культуры является залогом духовно-нравственного развития общества, а обращение подростков и молодежи к народной традиционной культуре становится началом духовного становления личности.

В Ставропольском крае сложилась ситуация, когда область культурной деятельности отнесена к сфере обслуживания населения, формируется упрощенное понимание культуры как формы досуга, индустрии развлечений, человек постепенно перестает чувствовать себя творцом и частью этноса, созидателем культурных ценностей и становится рядовым безликим членом общества потребителей.

По нашему убеждению, недооценка значения национальной культуры народов Северного Кавказа и Ставрополья как важнейшей составляющей общественного сознания приведет к дальнейшему ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства и росту сепаратистских настроений.

Проект по созданию Национального центра культуры и искусств народов Северного Кавказа, по глубокому убеждению, станет конкретным механизмом реализации государ-

ственной культурной политики в Северо-Кавказском Федеральном округе, поскольку его цели направлены на решение задач, сформулированных в последних постановлениях Правительства РФ и Указах Президента РФ.

Примечания:

1. Государственная программа РФ "Развитие культуры и туризма 2013-2020" распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р. Режим доступа: http://base.garant.ru/ 70291902/

2. Григорьев А.Ф. Анализ проблем воспитания культуры межнационального общения народов Ставрополья и Северного Кавказа // KANT. - 2014. - № 1 (10).-С. 91 -95.

3. Григорьев А.Ф. Концепция этнической картины мира гребенских казаков // KANT. - 2012. -№1/4.-С. 103-107.

4. Каргин A.C., Костина A.B. Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ как приоритет культурной политики России в XXI веке // Культурная политика. - 2008. - №3. - С. 5971.

5. Проект Основ государственной культурной политики, вынесенный на общественное обсуждение. Режим доступа: http://mkrf.ru/open-ministry/ public-discussions/proekt-osnov-gosudarstvennoj-kulturnoj-politiki

6. Проект резолюции заседания рабочей группы комплексных проектов по сохранению культурного и духовного наследия общественной палаты РФ Москва 27 апреля 2009. Народная традиционная культура, сохранение и развитие культурного и духовного наследия в период кризиса. Режим доступа: http://folklore.ru/article/ 127-proekt.html

7. Путин В.В. Послания Президента России Федеральному Собранию на 2014 год. Режим доступа: http://tyndagimn2.ucoz.ru/publ/ vospitatelnaja_rabota/novosti_gimnazii_2/ poslanie_prezidenta_rossii_federalnomu_sobraniju_na _2014_god/5-1 -0-51

8. Путин B.B. Итоговая пленарная сессия международного дискуссионного клуба "Валдай" на тему "Многообразие России для современного мира". Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/09/19/ stenogramma-site.html

9. Степанов А. Валдайская речь Путина. Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/20/ valdajskaya_rech_putina/.

ACTIVITY APPROACH TO UNDERSTANDING CULTURE

Migunova Marina Grigorievna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article reveals the understanding of culture and socio-cultural processes in the framework of the activity paradigm. The methods of research the phenomenon of culture, ways of functioning in the framework of the activity approach, an analysis of the major trends shaping cultural space. Keywords: culture; activity approach; the system; society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.