тальной частью славянской семантики был женский образ, наиболее почитаемый символ культуры. Женское начало лежало в основе матриархального уклада культуры и быта, определяло ее ведущие педагогические ценности и смыслы.
Архетип героя также имеет мощное воспитательное воздействие. Неслучайно в мифологии многих народов мира мифы о героях схожи по своей структуре. Они повествуют о жизни героя от рождения, битвах с силами зла, до его героической смерти, жертвенности во имя добра, показывая эволюцию морального становления человеческой личности, воспитания героя.
К. Леви-Строс выявил характерную для мифологического сознания логику бриколажа, то есть достижение искомой цели окольным путем. В мифологическом сознании вырабатывается система бинарных оппозиций, являющихся различительными признаками с общим значением положительного и отрицательного. С их помощью описываются основные характеристики мира (пространственные, временные, социальные, числовые, и т. д.).
В отечественной науке мифология представлена этнографическими, филологическими и лингвистическими исследованиями А.Ф. Анисимо-
ва, А.М. Золотарева, В.В. Иванова, С.А. Токарева, В.Н. Топорова, Е.М. Мелетинского, В.Я. Проппа и др.
В исследовании дуалистических космогоний, в связи с проблемой экзогамии А.М. Золотарева, была предпринята попытка описания мифологии с помощью бинарных оппозиций. Существенные коррективы в понимание природы мифологии, принципов и методов анализа мифологических систем внеструд Е.М. Мелетинского "Поэтика мифа".
Таким образом, формирование основ народной педагогики, традиций народного воспитания уходит своими корнями в первобытную эпоху. Мифологическое сознание, являющееся способом миропонимания и основой архаической культуры, обеспечивает введение правил в социальной сфере, установление традиций имеющих большое педагогическое значение.
Литература
1. Аникин В.П. Теория фольклора : курс лекций.
- 2-е изд., доп. - М. : КДУ, 2004.
2. Солодухина Т.К. Этнокультурное образование
русских школьников в полиэтническом регионе.
- М., 2005.
3. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. - Киев,
1997.
FOLKLORE AS MEANS OF INTERNATIONAL CULTURAL DIALOGUE Nalbandian Marqarita Alibertovna, PhD of Pedagogic, Associate Professor Lyhenko Marina Griqorievna, Senior Professor,
Chair of Theory and Technique of Music Education,
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
In the clause the analysis of an actual problematics, which is characterized by search of innovative means in the pedagogical space, promoting forming of spiritually-moral values of the person, means of international cultural dialogue is performed. And the folklore is represented to one of means. Keywords: art education; folklore; international cultural dialogue; ethnic values and national traditions.
УДК 398.221
© Налбандьян М.А., 2011 © Луценко М.Г., 2011
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА
В статье осуществляется анализ актуальной проблематики, которая характеризуется поиском инновационных средств в педагогическом пространстве, способствующим формированию духовно-нравственных ценностей личности, средств межнационального культурного диалога. И одним из средств представляется фольклор.
Ключевые слова: художественное образование; фольклор; межнациональный культурный диалог; этнические ценности и народные традиции.
Перед современным художественным образованием стоят задачи художественно-образного познания мира и воспитания чувства единства с ним (целостное миропонимание), формирования культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистического воспитания и духовно-нравственного развития, освоения национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, интеграции личностных качеств в
национальную и мировую художественную культуру. "Целостно-культурный подход к искусству, находящий свое отражение в общечеловеческой проблематике художественных произведений, ориентирует человека на познание самого себя в контексте общечеловеческой культуры" [1, С. 140].
В эпоху перемен, когда разрушаются многие моральные и этнические нормы, как справедливо отмечено научным сообществом: объединяющим и консолидирующим фактором, средством межкуль-турной коммуникации становятся культура и образование, сохраняющие духовные ценности народа, дающие ему надежду на будущее. Реальные процессы усиления этнической мобилизации, самоидентификации, отмеченные во всем мире с середины XX века, сопутствуют нарастающей унификации духовно-материальной культуры, а также процессам глобализации. Именно тенденция культурной глобализации, по справедливому замечанию И.В. Кюнкриковой, особенно обостряет интерес к культурной самобытности [2, С. 3].
Нам представляется, что в выборе аксиологических ориентиров в рамках общечеловеческих ценностей могут служить, прежде всего, этнические ценности: через народные традиции и идеалы следует идти к концепции взаимозависимого, взаимодействующего мира, научиться видеть то общее, что объединяет человечество. В реализации данного подхода важное место отводится формированию духовно-нравственных личностных ценностей средствами национальной культуры. Основные аспекты сложного межкультурного коммуникативного взаимодействия культура - человек - общество происходят в пространстве национальной культуры, где человек, являясь носителем определенной национальной культуры, развивается на ее основе, обогащая и привнося в нее свое новое.
Анализ литературы по проблеме исследования музыкального фольклора позволяет классифицировать их по следующим направлениям: изучению воспитательной роли фольклора посвящены работы В.Ф. Афанасьева, В.Г. Бойко, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова и др.; развитие и использование идей, опыта народной педагогики в воспитании подрастающего поколения получили освещение в исследованиях Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, Л.В. Кузнецовой, Н.Д. Неустроева, И.С. Нортнягина, К.С. Чиряева.
Процесс воспитания и формирования национального самосознания, духовно-нравственных личностных ценностей средствами музыкального фольклора предполагает широкое знакомство с музыкальными явлениями, пониманием их смысла, проблем, связанных с приобщением личности к национальной культуре, процессом включения личности в музыкальную культуру общества и усвоения ею норм, ценностей, идеалов общества через призму народного художественного творчества. К настоящему времени изучены различные аспекты влияния народной музыки на эстетическое воспитание личности (Ю. Алиева, Б. Ананьева, Л. Баренбойма, М. Иванова-Борецкого, Н. Метлова и др.).
Важнейшими условиями успешного формирования национальных культур является их взаимообогащение и взаимовлияние, при этом именно культура становится в дальнейшем средством межкультур-ной коммуникации. Бесспорно и то, что любая культура развивается в тесной взаимосвязи с мировой культурой. В этой связи следует согласиться с мнением Ф.Т. Михайлова, который подчеркивает, что "и на Западе есть Восток, и на Востоке - Запад, хотя остались они сами собой, и каждый по-своему иную культуру превращает в свою" [3, С. 67].
Отмечая односторонность взглядов Н. Данилевского, который делил человечество на замкнутые культурно-исторические типы и отрицал общечеловеческий фактор культурных процессов, Н.А. Бердяев писал: "Одинаково верно утверждение, что культура всегда национально своеобразна и что существует общечеловеческая культура. Универсально человеческое находится в индивидуально националь-
НАЛБАНДЬЯН
Маргарита
Альбертовна,
кандидат
педагогических наук, доцент
■
207
ЛУЦЕНКО Марина Григорьевна,
старший
преподаватель,
кафедра Теории
и методики
музыкального
образования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Ставрополь
ном, которое делается значительным именно своим оригинальным достижением этого универсально общечеловеческого" [4, С. 100]. Для обеспечения поиска алгоритмов взаимоперехо-дов общечеловеческих и национальных ценностей целесообразно, на наш взгляд, рассматривать общечеловеческое как систему, а национальные ценности как относительно самостоятельные ее элементы. Такой подход снимает противоречие между национальным и общечеловеческим. "Национальное стратегически рассматривается как одна из форм проявления общечеловеческого и "работает" во взаимосвязи с ним. Общечеловеческое же так же не мыслимо без национального как элемента системы. Игнорирование национального, как и игнорирование элемента любой системы, ведет к энтропии последней и неизбежной гибели" [5, С. 188].
Современная наука в исследовании функциональности музыкального фольклора, в силу их бесконечной по содержанию насыщенности, вкладывает в их трактовку широчайшие понятийные характеристики. Как известно, народное музыкальное творчество, приобретая в современной науке устойчивое понятие музыкальный фольклор, свое начало и развитие получило на заре человеческой жизнедеятельности, отражая его эмоционально-эстетическое состояние и сопровождая традиционные ритуалы и обряды. Музыкальный фольклор, приобретая новое значение, сохранил,безусловно, и свою изначально воспитательную роль.
В.Н. Холонова, подчеркивая философско-культурологическое содержание, отмечает: "музыка, всегда сопровождавшая жизнь человека, являясь порождением не только человеческого ума, структур его логического мышления, но и всего человека, отражает важнейшие, первопричинные основы бытия. Вселенная музыка запечатлела в себе действие самых позитивных, жизнетворных процессов, с доисторических времен кодифицированных в тех или иных вариантах мифологической, религиозной, философской и естественно-научной мысли" [6, С. 20].
Б.В. Асафьев, определяя музыкальное искусство как интонационное искусство, назвал его "интонационным словарем эпохи..., заключающей излюбленный круг музыкальных интонаций и тем, созвучных времени.. Музыка каждой эпохи, отмечал автор, - является транслятором своеобразного видения картины мира" [7, С. 3-12]. Социолог УА. Винокурова отводит особую роль духовной составляющую музыкального искусства, подчеркивая: "Философия духовности оберегает культуру от поглощения, самоуничтожения и морального падения" [8, С. 10]. В начале XX века русский философ Н.А. Бердяев, размышляя о русской духовности, говорил о том, что "всякая культура есть культура духа" [9, С. 167]. РА. Тельгарова отмечает три главные особенности музыкального искусства: его интонационную выразительность,
гносеологическую природу и конкретно-чувственное физиологическое воздействие на человека, что позволяет, по ее мнению, приблизиться к вопросу о том влиянии, которое способна оказать музыка на развитие личности в целом. А. Сохор в определении функциональности искусства выделяет "воспитательно-эстетическую", называя ее суперфнукцией [10, С. 86].
В контексте нашего исследования необходимо отметить этноидентифицирующую функцию музыкального фольклора, которая позволяет ретранслировать духовные ценности этноса, создавая так называемый "жанровый фонд". Таким образом, осуществляя свои функции сохранения, воспитания и формирования этноидентификационных признаков, позволяющих человеку развиваться в своей культуре и быть ее носителем, музыкальный фольклор является средством межкультурной коммуникации.
Анализ содержания наиболее распространенных современных интерпретаций культур и ее функций показывает, что практически все они обязательно выделяют этническую компоненту. Тем самым подчеркиваются этнические функции музыкального фольклора, обеспечивающие жизнеобеспечивающие функции этноса - самовоспроизведения и самосохранения. Этническая культура и музыкальный фольклор, таким образом, содержит в себе и защитные механизмы этноса.
Таким образом, в определении понятия "музыкальный фольклор" мы исходим из следующего: музыкальный фольклор представляется нам системой музыкальныхдиалектов, отличающихся типами звуковых систем, своеобразием мелоса и фактурного построения, ладо-гар-монической и метро-ритмической организацией, сформированных в процессе многовекового межкультурного взаимодействия и территориального бытования, что в совокупности составляет самобытность и характерные черты национального музыкального фольклора.
Музыкальный фольклор, выполняя по отношению к академическому искусству функцию "жанрового фонда" и реализуя функции "накопления, хранения и распространения (трансляции) знаний, норм ценностей и значений" [10,
С. 205], является мощным средством межкультурной коммуникации, осуществляя при этом функции межкультурного диалога и консолидации. Художественная деятельность людей, являющихся создателями, хранителями и потребителями духовных и материальных ценностей, представляет национальное достояние, культурный фонд народа.
Таким образом, музыкальный фольклор как процесс духовно-нравственного саморазвития человека, национального воспроизводства и самосохранения, являясь формой бытия и результатом человеческой деятельности, пред-
ставляется нам ядром художественной культуры в системе межкультурных коммуникаций.
Примечания:
1. Осенеева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осенеева.
- М. : Академия, 2001.
2. Кюнкрикова И.В. Воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования, диссрет. на соис. уч. ст. к.п.н. (на правах рукописи). - Элиста, 2003.
- 173 с.
3. Михайлова Л.И. Социология культуры : учеб. пособие. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 1 999. - 246 с.
4. Бердяев Н.А. Судьба России / Бердяев Н.А. -М. : Мысль 1990.-420 с.
5. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. - СПб. : СПбАК, 1994. - 365 с.
6. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства : учеб. пособие. - СПб. : Лань, 2000. - 248 с.
7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - 2-е изд. - М. : Музыка, 1973. - С. 3-12.
8. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. - Якутск : Сахаполигра-физдат, 1 997. - 218 с.
9. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе духовности. Избр. труды. - М. : Флинта, 1 999. - 387 с.
10. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: ст. и исследования : в 3-х т. - Т. 3. - Л., 1983.
THE ANALYSIS OF A PROBLEM OF IS MUSICAL-ESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLBOYS Suhitashvillу Lyudmila Stefanovna, Associate Professor Ataeva Tatiana Valentinovna, Senior Professor Stavropol State Pedagogical Institute,
Chaire of Theory and Technique of Music Education, Stavropol
In the clause problems and contradictions of is musical-esthetic education in school education system, are analyzed, some problems and contradictions in system of regional school education are opened. Keywords: musical-esthetic education; spiritually-moral society components; revival of national traditions, musical folklore.
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В статье анализируются проблемы и противоречия музыкальноэстетического воспитания в системе школьного образования, вскрыты некоторые проблемы и противоречия в системе регионального школьного образования.
Ключевые слова: музыкально-эстетическое воспитание; духовнонравственной компоненты общества; возрождение народных традиций, музыкального фольклора.
УДК 371
© Сухиташвилли Л.С., 2011
© Котаева Т.В., 2011
■
209
Многовековой опыт развития человеческой цивилизации подтверждает тезис о том, что в благополучно развивающемся и здоровом обществе образованию, культуре и искусству государством отводилась важнейшая роль, поскольку это показатель, прежде всего, уровня развития общества и финансового благополучия государства. Музыкальное искусство занимало достойное место в обществе еще в античные времена, выполняло нравственно-воспитательные функции и служило важнейшим стабилизирующим фактором. В тяжелые годы Великой Отечественной войны музыкальное искусство стало цементирующим компонентом и мощным победным фактором. Современные тезисы о важнейшей роли музыкального искусства в формировании духовно-нравственной компоненты общества и музыкально-эстетического воспитания, таким образом, не новы и уходят своими корнями в глубину истории.
Современное общество характеризуется бурно развивающимся техническим прогрессом, не стабильной экономической ситуацией, локальными войнами, всевозможными террористическими актами в стране, техногенными катастрофами в мировом сообществе. Все это в совокупности порождает "коллективный страх", не уверенность в завтрашнем дне, психологический дискомфорт. Проблемы физического выживания человека приобретают первостепенное значение [1]. В результате можно констатировать кризис в эмоциональной сфере человека, что с особой остротой актуализирует проблематику духов-
СУХИТАШВИЛЛИ
Людмила
Стефановна,
доцент
КАТАЕВА
Татьяна
Валентиновна,
старший
преподаватель,
кафедра Теории
и методики
музыкального
образования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Ставрополь