Научная статья на тему 'Анализ проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников'

Анализ проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕСТВА / ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ / МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА / IS MUSICAL-ESTHETIC EDUCATION / SPIRITUALLY-MORAL SOCIETY COMPONENTS / REVIVAL OF NATIONAL TRADITIONS / MUSICAL FOLKLORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухиташвилли Людмила Стефановна, Котаева Татьяна Валентиновна

В статье анализируются проблемы и противоречия музыкально-эстетического воспитания в системе школьного образования, вскрыты некоторые проблемы и противоречия в системе регионального школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухиташвилли Людмила Стефановна, Котаева Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF A PROBLEM OF IS MUSICAL-ESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLBOYS

In the clause problems and contradictions of is musical-esthetic education in school education system are analyzed, some problems and contradictions in system of regional school education are opened.

Текст научной работы на тему «Анализ проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников»

ставляется нам ядром художественной культуры в системе межкультурных коммуникаций.

Примечания:

1. Осенеева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осенеева.

- М. : Академия, 2001.

2. Кюнкрикова И.В. Воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования... диссрет. на соис. уч. ст. к.п.н. (на правах рукописи). - Элиста, 2003.

- 173 с.

3. Михайлова Л.И. Социология культуры : учеб. пособие. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 1 999. - 246 с.

4. Бердяев Н.А. Судьба России / Бердяев Н.А. -М. : Мысль 1990.-420 с.

5. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. - СПб. : СПбАК, 1994. - 365 с.

6. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства : учеб. пособие. - СПб. : Лань, 2000. - 248 с.

7 Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - 2-е изд. - М. : Музыка, 1973. - С. 3-12.

8. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. - Якутск : Сахаполигра-физдат, 1 997. - 218 с.

9. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе духовности. Избр. труды. - М. : Флинта, 1 999. - 387 с.

10. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: ст. и исследования : в 3-х т. - Т. 3. - Л., 1983.

THE ANALYSIS OF A PROBLEM OF IS MUSICAL-ESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLBOYS Suhitashvillу Lyudmila Stefanovna, Associate Professor Ataeva Tatiana Valentinovna, Senior Professor Stavropol State Pedagogical Institute,

Chaire of Theory and Technique of Music Education, Stavropol

In the clause problems and contradictions of is musical-esthetic education in school education system, are analyzed, some problems and contradictions in system of regional school education are opened. Keywords: musical-esthetic education; spiritually-moral society components; revival of national traditions, musical folklore.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье анализируются проблемы и противоречия музыкальноэстетического воспитания в системе школьного образования, вскрыты некоторые проблемы и противоречия в системе регионального школьного образования.

Ключевые слова: музыкально-эстетическое воспитание; духовнонравственной компоненты общества; возрождение народных традиций, музыкального фольклора.

УДК 371

© Сухиташвилли Л.С., 2011

© Котаева Т.В., 2011

209

Многовековой опыт развития человеческой цивилизации подтверждает тезис о том, что в благополучно развивающемся и здоровом обществе образованию, культуре и искусству государством отводилась важнейшая роль, поскольку это показатель, прежде всего, уровня развития общества и финансового благополучия государства. Музыкальное искусство занимало достойное место в обществе еще в античные времена, выполняло нравственно-воспитательные функции и служило важнейшим стабилизирующим фактором. В тяжелые годы Великой Отечественной войны музыкальное искусство стало цементирующим компонентом и мощным победным фактором. Современные тезисы о важнейшей роли музыкального искусства в формировании духовно-нравственной компоненты общества и музыкально-эстетического воспитания, таким образом, не новы и уходят своими корнями в глубину истории.

Современное общество характеризуется бурно развивающимся техническим прогрессом, не стабильной экономической ситуацией, локальными войнами, всевозможными террористическими актами в стране, техногенными катастрофами в мировом сообществе. Все это в совокупности порождает "коллективный страх", не уверенность в завтрашнем дне, психологический дискомфорт. Проблемы физического выживания человека приобретают первостепенное значение [1]. В результате можно констатировать кризис в эмоциональной сфере человека, что с особой остротой актуализирует проблематику духов-

СУХИТАШВИЛЛИ

Людмила

Стефановна,

доцент

КАТАЕВА

Татьяна

Валентиновна,

старший

преподаватель,

кафедра Теории

и методики

музыкального

образования,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

но-нравственного и музыкально-эстетического воспитания молодежи .

Анализ возникновения кризисной ситуации в обществе и эмоциональной сфере человека, позволяет выявить объективные и субъективные факторы. Проблемы музыкального воспитания и профессиональной подготовки соответствующих кадров приобретают социальный характер и обусловлены рядом субъективных и объективных факторов, среди которых можно выделить:

- низкий социальный уровень части общества, обеспокоенной проблемами физического выживания;

- отвлекая человека на проблемы физического выживания, глобализация современного сообщества естественно притормаживает культурное развитие общества;

- низкий социальный статус учительского корпуса и работников культуры снижает престиж и социальный статус данной профессии, что в свою очередь снижает преемственность поколений в данной профессии;

- государственная политика, ориентированная на самофинансирование, экономическую целесообразность в области культуры и образования привела к переориентированию ценностей и приоритетов, что в конечном итоге поставила на грань физического выживания многие учреждения культуры, искусства и образования.

Поскольку духовная культура нации или сообщества, являясь неким генетическим кодом, поддерживает и обеспечивает ее выживание, именно государственная стратегия в области образования и культуры должна поддерживать те национальные проекты, которые ориентированы на духовное оздоровление нации и сохранение традиционной культуры. Именно государство, обеспечивая свою национальную безопасность, должно проявлять особую заботу о сохранении национальных культур народов, населяющих его территорию.

Актуальность исследования проблемы музыкально-эстетического воспитания средствами народной музыки обусловлена противоречием между стремлением в обществе к возрождению народных традиций, сближению разных народов многонационального Ставрополья и не знанием учащимися музыкальной культуры своего этноса; потребностью образовательных учреждений в совершенствовании музыкальноэстетического воспитания в процессе реализации национально-регионального компонента и не разработанностью данной проблемы в педагогической науке.

Противоречия обусловлены современным социально-культурным уровнем развития российского общества и реально существующими субъективными и объективными факторами:

- с одной стороны, обусловлены реальные потребности российского общества в сохране-

нии и развитии самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций, сложившихся в различных регионах страны как способ воспроизводства и дальнейшего развития национальных сообществ и укрепления национальной государственности страны в государственном, социально-образовательном, культурологическом аспекте;

- с другой - в регионах отсутствуют механизмы финансово-экономической поддержки в реализации культурно-образовательных проектов, направленных: на сохранение самобытных национальных культур, на создание научно-исследовательских центров по сохранению самобытных национальных культур, на поддержку творческих коллективов, осуществляющих возрождение и популяризацию этих культур.

Данные факторы и противоречия очерчивают круг проблем, которые требуют сегодня незамедлительного решения в сфере культуры и образования Ставропольского края. Определяющим фактором демократизации и регионализации современного российского образования является всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из путей возрождения самобытной культуры народов является реализуемое в образовательной системе музыкально-эстетическое воспитание. Анализ педагогических исследований свидетельствует об отсутствии системного подхода к проблеме музыкально-эстетического воспитания школьников в процессе реализации национально-регионального компонента в Ставропольском крае.

Анализ программного и методического обеспечения музыкального воспитания в школах края показывает, что его существующий уровень не может соответствовать современным требованиям к обучению и воспитанию детей. Наблюдается недостаточное использование этнокультурного и этнопедагогического потенциала народной музыки; в практике современной общеобразовательной школы не сложилось целостного видения проблемы использования народной музыки, многожанровых традиций, духовного наследия традиционной многонациональной культуры; еще низок уровень профессиональной подготовки педагогов в реализации национально-регионального компонента. Данная проблематика приобрела довольно острый характер, о чем подчеркивается в работах современных ученых [2; 3] .

В результате анализа данной проблематики определены условия, при которых музыкальноэстетическое воспитание учащихся образовательных учреждений будет успешным:

- если будет разработана концепция музыкально-эстетического воспитания учащихся образовательных учреждений, раскрывающая принципиальные подходы, технологические способы использования народной музыки в полиэтническом регионе;

- если в программу музыкально-эстетического воспитания будет внедрен национально-региональный компонент;

- если при определении содержания национально-регионального компонента будет обеспечиваться тесная взаимосвязь музыкальных культур других народов, населяющих регион;

- если будут определены содержание и структура регионализации музыкального воспитания в системе школьного образования;

- если вырастет социальный статус учителя и работника культуры;

- если будут определены приоритеты национально-региональной стратегии в области культуры и образования края.

Таким образом, для эффективного управления педагогическими процессами, необходимо обеспечить условия для проектирования образовательного процесса и, что немаловажно, придать профессиональной деятельности пе-дагога-музыканта социальную значимость. В современном социуме должна существенно

возрасти социальная значимость и статус учителя музыки и работника культуры как генератора и носителя музыкальной культуры, что создаст, в том числе, условия и по преодолению острыхдуховно-нравственных, межэтнических, социальных и других проблем общественного развития.

Литература

1. Белозеров В.С. Этнодемографические процессе на Северном Кавказе. - Ставрополь, 2000.

2. Борликов Г.М. Университет в системе непрерывного образования и проблемы формирования личности специалиста // Этнопедагогика - педагогика жизни. - Элиста, 2001.

3. Набок И.Л. Этнос: образовательное пространство культурной преемственности // Реальность этноса. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2001.

4. Поляков Ю.А. Слово о Северном Кавказе// Северный Кавказ: геополитика, история, культура: Материалы всеросс. Науч. конференции, 1114 сентября 2001 г. : в 2-х ч. - М. ; Ставрополь, 2001.- Ч. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.