Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных установок молодежи в системе педагогического вуза средствами музыки'

Формирование духовно-нравственных установок молодежи в системе педагогического вуза средствами музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / SPIRITUAL AND MORAL INSTALLATIONS / MUSICAL AND ESTHETIC EDUCATION / MUSICAL ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котаева Татьяна Валентиновна

В статье освещаются проблемы формирования духовно-нравственных установок и музыкально-эстетического воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котаева Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of spiritual and moral installations of youth in system of pedagogical higher education institution means of music

In article are covered problems of formation of spiritual and moral installations and musical and esthetic education of youth.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных установок молодежи в системе педагогического вуза средствами музыки»

ческих, познавательных, бытовых и т.д., и т.п. условий и факторов, средств, форм и методов. И здесь нельзя отдавать явное предпочтение "чему-то". При этом следует учитывать и специфику влияния учебно-воспитательного процесса (на уровне общего, особенного, единичного) на содержание и характер проявления "самих" ценностных ориентаций.

Иными словами , для понимания процесса реализации духовных ценностных ориентаций, в нашем случае, в подготовке педагогов, важно учитывать, что на него могут активно влиять внутренние и внешние условия профессиональной подготовки и жизнедеятельности личности в целом. Сами условия представляют по форме сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния объективного и субъективного. В ряду объективного можно выделить: характер и уровень развития общественной системы; состояние экономики, политики, культуры, идеологии; особенности функционирования той или иной деятельности как процесса труда; состояние общественного образования и воспитания; наличный уровень свободы личности и возможности творческого ее самоутверждения. Из субъективного - это уровень целостности духовного мира, а соответственно, и целостности жизненныхориентаций личности, ее диспозиций; способности человека к творчеству, самосознанию и самооценке; устойчивость мотивации, интересов к избранной профессии ктруду в целом; воспитанность и характер потребностей, уровень нравственного и эстетического воспитания; и т.д. Рассмотрение особенностей формирования каждого выделенного направления - тема отдельного исследования.

ГЧ

О

ГЧ

У

0

сС

чэ

гл

■ Он

f

=Ti£_

Kf'

125

ностного отражения "второй природы" и выражает в определенном смысле способность личности целостно и творчески осваивать в ходе профессиональной деятельности ценностный духовно-практический опыт цивилизации как культурно-исторического феномена. Справедливым будет утверждение о том, что ценностное отношение человека формируется и реализуется в основе своей в культуре и через ее предметно-творческое освоение и созидание.

В форме интериоризации, а затем и реализации духовных ценностных ориентаций в системе профессиональной деятельности. В результате и порождаются внешние действия, предпочтения, мотивации, высказывания, симпатии и антипатии, стремления к самоутверждению и т.д. По справедливой мысли Б.Г. Ананьева, духовные ценностные ориентации являются общим центром групп и личности, общественных целей деятельности, мотивации людей, в чем сходятся результаты исследований социологов, социальных психологов, ученых других научных дисциплин.[1]

В форме (это рассматриваем как итоговое в целях интериоризации) образования базовых смыслов профессиональной деятельности. Духовные смыслы в системе духовных ценностных ориентаций становятся для личности своего рода духовно-психологическими установками на "что-то", - на общество, на природу, на труд, на профессию, на человека, на жизнь в целом. Иными словами, - что точнее выражает суть процесса интериоризации для деятельного субъекта, - духовные ценности в функциональном плане "начинают" выполнять роль духовных ценностных ориентаций лишь тогда, когда они приобретают для человека значение ведущих смыслов жизнедеятельности. В таком случае они ориентируют человека на высшие духовные смыслы, применительно к той или иной конкретной деятельности.

Однако важно отметить, что "соответствующее отношение" человека к избранному "делу жизни" формируется не только на основе и через реализацию духовных ценностей. Фактически вся атмосфера учебного заведения (во всяком случае, должно быть так) пронизана "духом и действием" воспитания обучаемых. И не случайно, а закономерно "эта жизнь" называется не иначе как "учебно-воспитательный процесс". Для воспитания человека в нем задействован целый комплекс взаимодействующих материальных, духовных, организационно-управлен-

Примечания:

1 .См.: Ананьев Б.Г. Человек какпредмет познания.- Л.: ЛГУ, 1968.-

С. 299-300.

2. В понимании ценностей следуем сложившемуся подходу: ценности есть то, что общезначимо для отдельного человека и социума в целом. Аксиология как наука о ценностях рассматривает их через сложную и многоуровневую классификацию. В рамках рассматриваемого материала, речь идет о нравственных ценностях как атрибуте духовного мира личности. Их существо предлагается "оценивать" через кантовскую идею долженствования человека перед обществом.

3. Проблемы модернизации образования: региональный контекст: колл. монография / рук. авт. коллектива В.Н. Грузков; отв. ред.:

B. Н. Грузков, Д.Е. Давыдянц. - Ставрополь: Сервис-школа, 2003.

4. См.: Словарь русского языка: в 4-х т. - Т. 1. - М., 1985. - С. 422.

5. См.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. -

C. 181.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL INSTALLATIONS OF YOUTH IN SYSTEM OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION MEANS OF MUSIC

Kotaeva Tatiana Valentinovna, Senior Professor, Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

126

In article are covered problems of formation of spiritual and moral Installations and musical and esthetic education of youth.

Keywords: spiritual and moral installations; musical and esthetic education; musical art.

УДК37.013 ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ

УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

© Котаева Т.В., 2012 в статье освещаются проблемы формирования духовно-нравствен-

ных установок и музыкально-эстетического воспитания молодежи.

Ключевые слова: духовно-нравственные установки; музыкальноэстетическое воспитание; музыкальное искусство.

КОТАЕВА Татьяна Валентиновна,

ст. преподаватель,

кафедра Теории

и методики

музыкального

образования,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

Воспитанию молодежи, формированию ее духовно-нравственного начала уделялось огромное внимание в эпоху нашего недавнего прошлого. На всех образовательных уровнях, начиная с детских садов, закладывалась основа эстетически-нравственной, духовной культуры детей, и в этом отводилась значительная роль музыкальному воспитанию как способу непосредственного воздействия на психофизиологию и эмоциональную сферу человека.

Главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся.

Музыкальное искусство занимало достойное место в обществе еще в античные времена и выполняло духовно-нравственные, воспитательные функции. Первые ростки науки о музыке мы находим в работах античных философов. Так, Пифагором были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние, а Платон считал, что нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки, поскольку музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идею о значимости музыки как средства гармонизации индивида с общественной жизнью развивал Аристотель. В китайской натурфилософии музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации, которые приносятся в хаотическую средудля создания в социуме определенной структуры, нормы, иерархии для гармонизации общественной жизни. В древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения. В Индии, как и в Китае, древние врачи широко использовали музыку в качестве лечебного средства: вибрации, которые возникали в организме при произношении и пропевании определенных мантр, приводили к выздоровлению [1].

Подлинное искусство способно увлекать человека и формировать самые глубокие мировоззренческие, личностные ценности. Увлечь можно лишь глубокими мыслями и глубокими чувствами. Подлинное, глубокое искусство не подвластно веяниям моды, оно способно жить века, обогащая духовный мир человечества и не проявляя признаков старения.

Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием юношества и молодежи, педагогов волнует проблема легкой, развлекательной музыки. Массированное наступление развлекательной музыки создает немалые трудности в области музыкального воспитания уже одним тем, что вносит смятение в умы подростков и молодежи. Час, в лучшем случае два часа в неделю

учитель музыки пытается вызвать интерес и любовь к музыкальному искусству великих мас-теров-классиков прошлого и настоящего. А сколько часов находится учащаяся молодежь под воздействием кино, радио и телевидения, заполняющих киноэкраны и мировой эфир развлекательной зачастую безвкусной, низкопробной музыкой? И как результат в определенной молодежной среде формируется потребности в развлечениях и легкодоступной, низкопробной музыке.

Анализируя данную проблему, А.Ф. Григорьев справедливо отмечает, что "современные социальные условия создают благоприятную почву для потребления всевозможного музыкального суррогата, который, становясь единственной духовной потребностью молодежи, неизбежно ведет к пресыщенности, умерщвляя, в конце концов, все эстетические идеалы и творческие способности" [2,15-21]. Так формируется своеобразный тип эстетически извращенного человека, не способного к активному, позитивному образу жизни и творческому созиданию.

В этой связи все более актуальной становится проблема формирования духовно-нравственных установок и эстетического воспитания учащейся молодежи посредством музыкального искусства. Говоря об острейших современных проблемах педагогики, Л.Л. Редько называет проблемы детства, которые, на наш взгляд, являются отправными и в процессе формирования духовно-нравственных установок развития средствами музыкального искусства. Среди них принципиально важными являются: "разрушение морально-нравственныхзависимо-стей и дистанций, которые должны существовать между взрослыми и детьми; духовный разрыв, отторжение детей от самых близких, что ведет к неизбежному внутреннему конфликту; взрослые фактически устранились от процесса постепенного, естественного взросления личности ребенка" [3, 4]. Не требует подтверждений утверждение о том, что сегодняшнее детство беззащитно и отстранено от мира взрослых и часто находится с ним в непримиримых противоречиях. Один из выходов из этого тупика, по справедливому замечанию Л.Л. Редько, заключается в сохранении хрупкого равновесия между миром детства и взрослых, которое "способна удержать только высокая культура бытия, поскольку все срывы и патологии человеческого духа в прошлом и настоящем, связаны только с недоразвитием культуры"[3,3]. И в данном случае жесткая ориентация на комплексы методик, новые стандарты, нормативы, спущенные сверху рекомендации, безусловно, не решают проблемы. Во весь рост встает потребность в новом типе организации обучения и воспитания человека.

Теперь, когда идет перестройка всей системы образования, возможно, пришла пора сме-

стить акценты в процессе подготовки и переподготовки учителей музыки. Справедливо подчеркивается в одной из публикаций А.Ф. Григорьева тезис о том, что обществу нужны не столько музыканты-исполнители, сколько инициаторы и организаторы действий, способные привить любовь к лучшим образцам музыкального искусства и народного творчества, воспитать любителей музыки [4].

В этой связи, представляет интерес некоторый экскурс музыкального образования в нашей стране и за рубежом. Музыкальное воспитание молодого поколения прошло долгий путь развития. Очень длительное время существовала программа, где в основном преобладала теория музыки, а пение и сольфеджирование следовали за теорией без должной последовательности. Такие важные формы обучения, как слушание музыки, музицирование на музыкальных инструментах вообще не преподавались. Содержание и методика копировалась с профессионального музыкального обучения. Сосредоточение внимания на одном звене обучения характерно и для других, достаточно развитых систем обучения. Например, система музыкального воспитания учащихся в Венгрии основывалось на сольфеджировании и пении. Истоки этой системы восходят ко всемирноизвестной концепции венгерского композитора З. Кодая, считавшего сольфеджирование и пение основой развития музыкального слуха и музыкального образования детей. Широко известна концепция выдающегося немецкого композитора К. Орфа, выдвинувшего на первый план в музыкальном воспитании детей музицирование - игру на детских музыкальных инструментах. Широкий отклик в советской музыкальной педагогике вызвала концепция советского композитора Дм. Кабалевского, его предложение развивать музыкальную культуру детей строится преимущественно на слушании музыки и беседах о ней.

Музыкальное обучение и воспитание лучше всего соответствует школьным потребностям, если оно основывается на целом комплексе равноправных, изложенных в соответствующей, четко последовательной системе видов деятельности, тесно связанных общим содержанием и единой методикой [4].

Важнейшим условием в организации педагогического процесса, обеспечивающего его эффективность, является - комплексность, позволяющая все виды деятельности объединить в един комплекс. Эффективность развития музыкальных способностей прямо зависит от глубины связей между звеньями, между разными формами музыкального мышления, знаний, слуховых навыков. При этом взаимосвязь между различными видами деятельности является другим важным и спицифическим принципом организации педагогического процесса на уроках музыки. Среди важнейших принципов не-

ГЧ

О

ГЧ

У

0

сС

чэ

гл

■ Он

f

=Ti£_

Kf'

127

с;

^ 1

у

X

0

X

г

I.п

о

СГ

а

п

VO

О

128

обходимо отметить и равновесие между основными звеньями музыкальной деятельности, что означает равнозначность всех видов музыкальной деятельности (слушание, пение, сольфед-жирование,ритмическое воспитание, музицирование).

Обобщая, можно заключить, что формирование духовно-нравственных установок и эстетическое воспитание детей и молодежи может быть обеспечено средствами музыкального искусства при условии организации педагогического процесса на всех уровнях и взаимосвязях образовательного процесса.

Примечания:

1. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 1997.

2. Григорьев А.Ф. Проблемы и противоречия в современной теории и практике музыкального воспитания и обучения детей // Музыкальное образование детей XXI века: материалы Краевого научно-практического симпозиума (Ставрополь, 16 мая 2005 года). -Ставрополь, 2005. - С. 15-21.

3. Редько Л.Л. К вопросу о проблемах современного детства // Педагогическая наука и практика - региону: материалы IV Научно-практ. конференции. (23-24 апреля 2002 г.). - Ставрополь, 2002. - С. 3-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Григорьев А.Ф. Межпредметная интеграция в содержании непрерывного педагогического образования как педагогическое условие формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки // Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (3-4 ноября 2004 года, Ставрополь: СГПИ) / под ред. Л.Л. Редько, Г.Н. Манаенко. - Ставрополь: Пресса, 2004. -С. 203-207.

SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF THE TEACHER AS A FACTOR IN THE SUCCESS OF THE PROCESS OF EDUCATION OF THE INDIVIDUAL

Sukhitashvili Lyudmila Stefanovna, Associate Professor,

Chair of Theory and Methods of Music Education,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The questions of spiritual and moral education, the basic quality of the teacher, the teacher has the "charisma", a correlation of the teaching profession and an actor.

Keywords: spiritual and moral education, spiritual teacher, "charisma" teacher.

УДК37.013 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

© СухиташвилиЛ.С.,2012 В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания, определены основные качества педагога, учителя, обладающего "харизмой", прослеживается связь профессии учителя и профессии актера.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; духовность педагога; "харизма" учителя.

Одним из главных факторов результативности процесса духовнонравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей.

"Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности... Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников" [2,15-16].

В структуре личности ученые выделяют три группы качеств, относящихся непосредственно к педагогу: социальные и общеличностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура); профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность по специальнос-

СУХИТАШВИЛИ

Людмила

Стефановна,

доцент, кафедра

Теории и методики

музыкального

воспитания,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.